Лауло Лоэльо 2 : другие произведения.

Демоническое начало в человеческой психике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    методологическое обоснование  психоанализа русских народных сказок (рнс): "демоническое начало" в психике человека

 

 НОВАЯ ТЕМА, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 

ПСИХОАНАЛИЗА РНС

 

"ДЕМОНИЧЕСКОЕ НАЧАЛО"

В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

 

-1-

"демоническая методология"

-2-

"современная демонология"

-3-

"архаическая демонология"

примечания

Цитаты, подтверждающие истинность 1-4

 

 

 

            Для начала наших рассуждений, мы должны бы сразу разобраться с понятием (и явлением) демонического начала - в человеческой психике.

            Во-первых. С самого начала я хотел бы сгустить свое собственное субъективное понимание этого термина (слова, понятия), для того, чтобы сразу стало ясно, о чем идет речь. Для этого можно воспользоваться несколькими способами

 

  • пересказать все мнения имеющиеся по этому вопросу, начиная с архаических культур (анимизм, веры в духов); античности (фатализм: поглощенностью воли человека волей богов) - продолжив пониманием хр-ско-богословским (вера в ангелов и демонов)- и имеющимися трактовками в психологии.

 

  • Привести словарные толкования и тп.

           

            Все это важно, но не обязательно даст важные результаты.

 

Цель методологическая:

  • Важнее для меня выделить свое собственное понимание д-ского,

интегрируя предшествующее в свое,

которое, не скрою, на "прежних" представлениях и основывается!

 

            Во-вторых, через уже имеющееся у меня представление о природе д-ского, после определения предмета, дать представление о том,

  • как проявляется д-ское
  • какие причины вызывают это явление
  • что чувствует человек при этом
  • что чувствуют окружающие при общении с человеком, являющимся ярким носителем этого начала
  • какие последствия бывают от проявления д-ского начала
  • ну и наконец, - какие методы существуют для решения проблемы д-ского - практические и интеллектуальные.

 

Цель Практическая:

Дать "новый" способ анализа психики,

значимый для терапии психических расстройств.

 

 

 

-2-

"современная демонология"

 

            Оставив пока в стороне разбор термина и других проблем, можно сказать, что ближе всех к пониманию и даже решению этой проблемы, среди современников, описанию критериев, по которым можно было бы выявлять д-ское, был

            З. Фрейд с его обогащенной концепцией индивидуального бессознательного. Иррациональное начало психики, которое пытается пробиться сквозь диктат разума - т.н. "ошибочные действия" (самосаботаж при оговорках, описках, утере или порче вещей и тд), навязчивое повторение и тп. В некотором роде,  Фрейду, с его ясным и гениальным умом, удалось осторожно вскрыть тот пласт психического,  который игнорировался всеми *[BV1] - который можно в прямом смысле назвать д-ским: человек сам не знает, что он делает, не знает даже о том,  что он одержим силой, которую не контролирует и о глубине бессознательного страдания людей...

            Здесь - гуманистическое значение  и направленность учения  Фрейда- обозначить это для меня очень важно.

 

            Несомненно, что нельзя обойти вниманием и концепцию К.Г. Юнга -"коллективного бессознательного", "архетипы" (говоря прямым языком - "теоретический конструкт", при помощи которого объяснялось наличествование проявлений богов, демонов, героев и др. "сказочных" существ в человеческой психике).

 

            Следом за ними, с не меньшей проницательностью и остроумием данной проблемой занимался Э. Берн, основатель транзактного анализа (родительско-детских отношений). Для его анализа характерно употребление терминологии демон* (Э. Берн, "Люди, которые играют в игры", М: ЭКСМО 2002, стр559). Применяет он этот термин несколько шутливо, более для иллюстрации, но и такое отношение говорит о многом: о том, какое впечатление при наблюдении производит на психолога д-ское начало психики человека.  

 

            Среди современных направлений, которые не занимаются упорным игнорированием  скрытых уровней психики, находится трансперсональная психология, само название которой говорит о имеющемся представлении о глубинном пласте человеческих и надчеловеческих отношений.

            Здесь очень важно заметить, что ТПП также описывает самую

широкую и полную картографию психики (следовательно, и самую реалистичную картографию).

 

Прим:  Данные пласты постижимы лишь личным визионерским опытом и основные черты этого опыта описаны пациентами при прохождении холотропной терапии. Они недоступны  равнодушному к вопросам психологии сознанию.

                Данные пласты действительно недоступны человеку в обычном состоянии сознания

(впоследствии они могут быть недоступны и  пережившему такой опыт, но не сумевшему его осознать и интегрировать!).

                Обычно такой опыт человек получает

а)  стихийно в т.н. "пограничных состояниях"*[BV2] ,

б)  организованно, в инициациях архаических культур и

в)  в холотропной терапии* [BV3]  ,

 

            Для раскрытия темы (и составления общего представления) примеров этих трех - четырех учений будет достаточно: они дают достаточно много для практического разрешения и теоретического разбора более "древних" концепций

 -3-

"архаическая демонология"

 

Итак, каковы вкратце проблематика и "ненаучные" концепции, (на самом деле, следует понимать, что это никакие не концепции, - такими они предстают лишь в научном языке, - а настоящая вера в духов и иной мир)  и как они должны быть описаны:

а) как они звучат в самостоятельном изложении, данные источников

(см. примечания)

б) что у них у всех общего?

в) какая взаимосвязь существует между древними практиками и современными формами лечения психических болезней.

г) как они могут быть объяснены в свете фрейдовского-юнговского-берновского... анализа в новом виде и могут быть интегрированы, хотя бы чисто теоретически, совместно с современными положениями психотерапии, а не быть отброшенными или "забытыми".(ПУНКТ г)  ВЫНЕСЕН ЗА ПРЕДЕЛЫ ЭТОЙ ГЛАВЫ)

1) шаманские представления. Шаман - это не только "призванный" человек, прошедший внутреннюю интеграцию в посвящении-инициации, умеющий входить в транс, но и активно взаимодействующий с миром духов, -  умеющий укрощать и изгонять вторгающихся враждебных человеку духов и использовать для лечения доброжелательных. Причина любых болезней - злые духи, причиняющие расстройство. Лечение начинается с того, что шаман изгоняет злого духа, и лишь затем прибегает к обычным способам лечения тела.

            О явлении шаманизма мы можем  узнать достаточно из трудов Мирчи Элиаде и других исследователей.

 2) рождающееся из шаманских представлений (- что важно понимать) сказочное

  • русские народные сказки ("волшебные" рнс). Только активно взаимодействуя с существами иного мира, побеждая враждебную силу, вторгающуюся в наш,  герой сказки может выполнить миссию. 

      В современной пси-терапии принята на вооружение "сказкотерапия", что отражает важную роль сказки в развитии и восстановлении духовности человека.

(*см. в этой связи мою работу:  "Психоанализ РНС" Боголепов Владимир, 2003-2004)

 

и мифологическое творчество*[BV4] 

       

  • греческая мифология  (боги властвуют над людьми, которые являются исполнителями их воли вне зависимости от людского желания следовать ей: рок, фатум. Человек одержим и, в особенности герой (образец для подражания в культуре), не властен действовать по своему усмотрению.

Греческая трагедия как способ массовой психотерапии через "катарсис" (само по себе театр*[BV5]  и сценическое действо это более позднее и упадочное - наследие культовых, мистериальных, посвятительных действ (Елевсинские мистерии), направленных на восстановление единства человека с миром богов, в свою очередь, являющихся упадочными в сравнении с более ранней шаманской  практикой).

      Инсайт и Катарсис - две неразрывных основы психотрансформации в практике и методе современной терапии*[BV6] 

     

3)      Философская: Сократ, достаточно много уделявший в своей философии своим взамоотношениям с "демоном" (черезчур упрощенно понимаемым некоторыми толкователями как совесть, внутренний голос и тп., но в действительности то Сократ говорит о своем "демоне" как о личности, существе (#), как это понимается в шаманизме - духе-хранителе, советчике,  помощнике) и вообще "идеальному миру", который опять же не "мир идей", для Сократа - это отличный от нашего реальный мир, как он понимается в п.4)*

 

4)      Христианская (Бог -> ангелы<->(люди)<->демоны. Хр-во обладает широко разработанным учением о мире духов - иерархией ангелов и демонов. Одно из важнейших положений гласит, что враждебные человеку духи - демоны вторгаются в поддавшегося им человека и причиняют ему,  либо через него - окружающим, вред, болезни и иные беды. Исходя из этой методологии первичная средневековая психотерапия заключалась в определении психических болезней как одержимости человека злой силой и применении соответствующих мер - экзорцизма и содержании одержимого в изоляции от общества )

Принято обновленное и усовершенствованное, сначала З. Фрейдом, затем и другими психотер, употребление "исповеди", как главного лечебного фактора, через беседу терапевта-пациента.

 

примечания

Цитаты, подтверждающие истинность 1-4

 

4 - Христианство. Христос: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом":

"Помилуй сына моего;он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его

...почему мы не могли изгнать его?  Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно...ничего не будет невозможного для вас; Сей же род изгоняется только молитвою и постом" Матф. Гл 17: 15-21

      Таким образом, для того, чтобы обладать силой изгонять враждебных духов, человек должен обладать верой, и прибегнуть к практике молитвы и поста (голодания, полного воздержания от пищи)

 

 "Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных" Матф. Гл 8: 16

"...Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?...И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней". Матф гл 8: 28-34.

      (Как видим, для общества того времени это была проблема, к которой относились со всей серьезностью)

ап. Павел: "Брань наша не к плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего*, против духов злобы поднебесной"...Ефес. 6: 12

См. также Ориген, "О Началах" - гл. "О противных силах" с 209. Самара 1993, изд. "Ра"

(имхо - как раз имеется в виду иерархия - начальства и власть - демонов)

 

Смотрите, как перекликается языческое "мудрование" и христианское благочестие, такое ощущение, будто сказано одними устами:

 

3 - Философия. Сократ: Диалог Афинянин-Клиний:

- "Небо полно всяких благ, но также - впрочем, не в большем количестве, и зол, то утверждаем мы, между ними происходит нескончаемая борьба, требующая чрезвычайной бдительности. Наши союзники - это боги, а равным и образом и гении, мы же, в свою очередь - достояние и тех и других...".

- "Коль скоро небо наполнено разумными существами (по Сократу: духи воздуха, воды и эфира), эти гении служат им всем посредниками - вышним богам и друг другу,  - легко носясь по земле и всему свету" - Т.III (2) Платон с. 494-495.

- "Когда человек умрет, его гений, который достался ему на долю еще при жизни, уводит умершего в особое место..."(#) II т., c. 81.

            - подтверждение, что Сократ разделял как общую веру греков в духов, так и о гении или демоне - как о существе, а не "голосе".  Ситается, что ведущие греческие философы, драматурги были посвящены в Елевсинские мистерии, в чем , очевидно,-  источник силы их учений.

Диалог Теэтет-Сократ:...

 

- "некоторым мой гений запрещал приходить, иным же позволял, и те опять делали успехи."

Платон, Сочинения в IV томах

2 -

1 - Шаманизм.  "Корнем всех болезней человека является нарушение баланса... вызванное либо вторжением враждебных духов, либо полной потерей души в результате душевной или физической травмы...Вторжение духов и потеря души подавляют естественные способности тела к самоисцелению, поэтому, если баланс душ не восстановлен, физические симптомы никогда не будут вылечены". "Шаманизм в Сибири", Болезни и их причины: с 89.

"Шаманизм" Мн.: Плопресс 2002. - 416 с. (По ту сторону)

     

- - -

 

(предполагается написание "ангельского" начала в пси.)

 


 [BV1]- не говоря о том, что до сих пор его концепция находит яростных опровергателей, что говорит о однобоком понимании п/а теории и практики,

 [BV2]- при угрозе его жизни, болезни, тяжелых физических и душевных страданиях

 [BV3]направленной на то, чтобы освободить человеческий дух от чрезмерно жестких, культурно заданных, границ обычного "нормального" сознания.

 

 [BV4]нельзя не заметить здесь обратного: огромного влияния мифологии на Фрейда и на его учение - связи влияния б/с-го на поведение человека и тд

 

 [BV5](от  феос- божественный)

 [BV6]Греческая культура, оказавшая на нашу культуру, а мифология - на учение Фрейда, столь         заметное влияние: Эрос, Танатос, Эдипов комплекс и тд. "Бессознательное", как          настоящая сила, а не "сознательное", мотивирующее  поведение человека, в      некотором смысле - аналог греческого рока, лишенный "божественного" ореола,   но не силы. В некотором смысле, Фрейд исследует демоническую сторону человеческого бессознательного, но тем же занимается вообще психотерапия - лечением психических болезней, истинная причина которых до сих пор до конца не может быть определена).

 

 

 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"