Первое, чему научил нас полковник Желюк, было умение договариваться. Договориться можно с кем угодно и о чем угодно. Нужны только соответствующие декорации. Кому-то хватает пламегасителя в заднице, кому-то нужна беседа о едином боге, кому-то ссылки на суры Корана, где христиане и иудеи не признаются неверными. А с кем-то можно просто покушать за одним столом и он навсегда будет звать тебя братом.
Окрестные кишлаки жили мирно. Уходящие в зеленку духи старались это делать по ночам, и , ни в коем случае не тревожить отдыхающих разведчиков. Разведчики за это не отбирали у дехкан нужное барахло, а так , промышляли бакшишанием.
Становились на дорогу и ждали бурубухайку. Бурубухайка- типичное афганское средство передвижения и перевозки. Маленький такой и беремчатый автобусик, а ля ПАЗ или ЛАЗ , с глупой мордой и набитый пассажирами так, что отдельные фрагменты тушек торчали в окна. На крыше, высотой с тот же автобус громоздились ящики.
Разведка делала несколько выстрелов по курсу машины, типа, ложитесь в дрейф , падлы. Та останавливалась.
- Бакшиш? - кричали из кабины
- Пиздуй сюда, малта, кела,бакшиш- любой афганец, не важно пуштун или таджик, узбек или белудж хорошо знал эту фразу.Водила на полусогнутых подлетал к секрету. Ему на пальцах объясняли, чего бы хотелось. С крыши сгружалось пара ящиков апельсинов или бананов, откуда они их брали - не знаю, там не растут.
- Хватит, фамеди?
- Бале, фамеди.
- Тогда уебывай.
Транспорт трогался и уезжал так быстро, что казалось его и не было никогда. Только бакшиш лежал в пыли и требовал пожирания.
Иногда селяне проявляли свою мерзкую восточную натуру и начинали постреливать, или тырили тапки , или еще какую гадость, могли , например, не дать проводника.
Таких приходилось лечить. Устраивать карательные операции не приветствовалось. Бачи могли заложить и настучать в свою дикую партию, какие мы гадкие.
Поэтому выбирался один из двух вариантов. Обычно мечеть находилась возле площади, на площадь выходил Каштелян Ян Израилевич и начинал. Никакой муэдзин не мог перекричать его на раз-два. В Каштеляне пропал как минимум маяк или другой ревун. Каштелян читал Тору. Его дядя был кем -то уважаемым в общине Вильнюса и вел для маленьких евреев какую-то школу. Молла выскакивал и начинал трясти бородой. Просто так подойти к Яну было проблематично, можно было огрести прикладом. Тогда молла вычислял старшего и приглашал его поговорить и попить чая с ангуром, виноград так по-ихнему.
Пили чай, ели, договаривались. Обычно беспредел прекращался.
Иногда не помогало. Молла не выходил , а только плевался из-за одеяла, которое они используют вместо двери.
Шли к вертолетчикам, проставлялись. На подсобном у каких-нибудь пехот брался свинюк. Небольшой, килограмм на 50-70. Ему вязали ноги и грузили в "пчелу". Вертушка взлетала, летела к кишлаку, и резко снижалась перед мечетью. Бойцы сбрасывали свинью. Особым шиком было попасть вращающейся и вопящей свиньей прямо в дверной проем у мечети. Внутри немедленно начинался праздник. Дело Бабрака Кармаля получало новое развитие.