- Представляешь, у нас была постановка сказки, где Колобок съедает Лису.
- Колобок съедает Лису?
- Да. Тебе не смешно?
- Скорее, грустно.
- Почему? Оригинально же! Хотя..
- Нет! Если речь об известных персонажах, чей автор уже не узнает, как изнахратили его сказку. Ещё раз - нет.
- Послушай.. но ведь у режиссёра может быть своё видение сюжета?
- Может. Для этого ему нужно создать свою сказку и стать знаменитым, мастерски вдохнув жизнь в самостоятельно созданные характеры.
- Да, наверное... но ведь и Гамлета ставят в других интерпретациях...
- Ты слышала такую фамилию - Бетховен?
- Не шути так.. чего ты?
- Слышала, значит. Хорошо. Так вот Бетховен написал замечательную мелодию под названием "Лунная Соната". Ты представляешь себе, что какой-нибудь музыкант будет исполнять эту сонату исходя из "своего видения"?
- Вполне. Её можно исполнить не только на фортепиано, я могу предположить чьё-либо желание выразить её с помощью скрипки, например.
- Ты не поняла. Ты можешь играть Лунную Сонату на чём угодно, включая губную гармошку или водосточную трубу, однако ноты этого произведения останутся неизменными. Именно они делают её Лунной Сонатой, а не фантазиями на заданную тему. Ноты и мастерство музыканта, хотя выбор правильного инструмента тебя тоже спасёт. С известными персонажами то же самое. Своим видением ты вправе нарисовать персонажи краской или соткать из разноцветной пряжи, вырезать их из бумаги, вылепить из глины или устроить пляску фантастических теней на белой простыне, показывая своим зрителям ставшую знаменитой историю. Если ты Мастер - у тебя это получится. Но ты, конечно же, можешь сделать и так, чтобы Чиполлино зарезал Дона Помидора, либо, учитывая извращенные вкусы публики, женился на нём и в суматошной семейной жизни отравил просроченным луком. Такой подход называется воровством темы, чтобы сделать из неё обычный дешевый ширпотреб. И Мастером для этого быть не надо. Кстати, как тебе идея с луковой женитьбой?
- Интересно.
- Ещё бы.
- Я возьму на заметку.
- Да. Но это будет уже не Джанни Родари. Он, скорее всего, подал бы на тебя в суд за такое видение, больше похожее на умственную слепоту. Поскольку это на самом деле паскудно - брать уже известное и пытаться таким образом протолкнуть своё. Большинство поставленных по библейским мотивам тем, к примеру, берёт свои истоки именно в такого рода проституции, когда желающий славы театральный либо киношный коллектив забывает про элементарные нормы этики, используя в своих целях персонаж или автора, который в суд не подаст, а некоторого рода ажиотаж гарантирует. И начинается сталкивание двух форм зрителей - одних это возмутило, а другим понравилось. Но обе группы шумят, а значит ты своего добился - о тебе заговорили. Запахло славой. Только совестью здесь не пахнет совсем.
Создать своё, нечто замечательное, чтобы посетившие твой спектакль люди об этом заговорили, рекомендуя другим обязательно сходить и увидеть - эта задача гораздо сложнее, ответственнее и требует как хорошей фантазии, так и актёрского мастерства, срежиссированного талантом хорошего режиссёра. А ещё речь о чистоплотности, когда ты не хочешь ставить сцены с обнаженным Иисусом Христом, трахающем курящую Дюймовочку, что, разумеется, сделает тебе аншлаг, учитывая человеческую страсть к любого рода дерьму, поданного умело и с необходимым гарниром. Но в этом и заключается разница между Балаганом и Театром. В первом случае ты фиглярствуешь, снизойдя до толпы и давая ей то, что толпа видеть хочет. А во втором ты творишь, вытягивая людей до того уровня, на котором находишься сам. Это несравненно сложнее. Но именно в подобном случае возможен Гамлет и Король Лир, драма сбежавшего Колобка и овощная борьба Чиполлино. И Лунная Соната возможна именно в случае неискаженных нот. В любом другом это будет не "особое видение" музыканта, а просто искажение музыки в угоду тех, кто настоящего Бетховена, возможно, никогда уже не услышит.