Кузьмина Ксения Алексеевна : другие произведения.

Читая современность... (А.Сансара "Предчувствие")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Анжелика Сансара "Предчувствие": комментарии к прочитанному

   Рассказ А. Сансары "Предчувствие" представляет собой воплощение многогранной системы психофизиологических связей внешнего мира действительности, очевидности зримого и сакральности интуитивности внутреннего "я".  Именно это человеческое и женское интуитивное "я" является доминантным смыслом всего концепта души, "души", которая определяет и предопределяет развитие связей текстуальных внутреннего и внешнего, души как эстетизированного, изначально, сокрытого и потаенного начала. Произведение проникнуто глубоким психологизмом, организованный  сюжет, как бы вплетен в рамки внутреннего переживания авторского. Интересны такие авторские находки в структурной организации рассказа, как снятие границы завязки, в стилистическом оформлении - эффект обманутого ожидания, а также выраженный динамизм повествования, который, как казалось, должен бы противоречить смысловому стержню - теме ожидания и предчувствия, в которой уже предопределен временная составляющая хронотопа. Такое неожиданное сочетание позволяет сохранять внимание читателя.
   Ярким индивидуальным авторским приемом можно назвать "о-душевление" действительности, и, в частности, предметного плана нашего бытия. Именно одушевление является тем "веществом", которое маркирует внешнее, отделяя его от внутреннего.
   Этот рассказ является одним из ярких образцов литературы начала 21 века, демонстрируя специфические черты русской ментальности, иллюстрируя их актуализированные доминанты в современном мире и одновременно подчеркивая их временную и ценностную "непреходящесть", так как действия рассказа относится к 1927 году. И одной из этих специфических черт, на наш взгляд, представляется "деятельность" русской души через ощущения, ощущений, изменяющих не только внутреннее, а внешнее, реальное, действительное, бытийное. Актуализированное автором свойство русской ментальности можно представить, как "мир через душу - душа через мир". Такая "формульность" авторского видения коррелирует как с общехристианскими ценностными ориентирами добра, так и со специфическими православными постулатами, где душа есть организующее начало бытия - гармонии божественного добра.
  
   Далее мы приводим комментарий, комментируемый рассказ для удобства восприятия приведен в в скобках <>; цифрами (1) обозначены анализируемые композиционные части рассказа.
   (1) Итак, в предельно лаконичной завязке произведения заявлена тема "встреча" (Я встретилась с ней на берегу) - далее - неожиданное, подробное описание "моря". Ответ же на вопрос "Встретилась с кем? Что произошло?" отдален или пока опущен.
   Так, уже в завязке через очевидно продленное ожидание событий представлен мотив ожидания и необъяснимого предчувствия. Но пока он не столь очевиден, так как структурно граница завязки и развития сюжета стирается - всего лишь одно предложение являет завязку - Я встретилась с ней на берегу Черного моря.
   Необычность такой структурной организации дополняется эффектом обманутого ожидания: от номинации "Черное море" не к конкретным событиям, а к чувственному описанию самого моря.
   "Синее, белое, бьющееся о скалы, неспокойное" - цветовые характеристики представлены, скорее, как декодер личностных, внутренних переживаний, чем физических признаков объектов, окружающего бытия. Это, своего рода, "окрашивание ощущений", тот необходимый "инструмент", который превращает чувства в ощущения. Далее прослеживается сопоставление "море - душа". "Неспокойная. Трепещущая". Душа как определяющее, действенное женское начало (белая, пышная пена, делающая синее море белым). Описание ощущения воспринимается, как описания неотъемлемой составляющей души (и в дальнейшем мы находим этому подтверждение: соленый ветер, брызги моря - частицы души). От "овеществленного" описания непонятного "внутреннего" состояния автор переходит к противопоставлению мысли и чувства: "...думала, что сбегу к морю, к солнцу.. ан нет. Внутренняя лихорадка..", то есть, диссонанс в противопоставлении внешнего, "явного глазу" бытия и неоправданного, нелогичного, беспричинного, сокрытого внутреннего не-покоя: суета города - и веселое щебетание птиц - беззаботность - проблемы. Легкость в восприятии видимого - легкость полета птиц- логический вывод - радость и покой. На самом деле, подобная связь опровергается. Логичность этой связи представлена как подчеркнуто внешняя.
   Связи внутреннего и внешнего бытия осложнены. Осложнены отрицанием логичного. Отрицание однолинейности принципа "плохо-хорошо". Работает обратный принцип: внутренняя несвобода влияет на окружающее, внешнее, ощущение - на поведение героев. Далее мы наблюдаем развитие отрицания внешних связей
  
   < (1)Я встретилась с ней на берегу Черного моря. Вернее, море было синим, а быть может, даже несколько белым. Таким его делала белая пышная пена, бьющаяся о скалы. Море было неспокойным. Такой же неспокойной была и душа, трепещущая в женском теле. Хотя... С чего бы это? Но это длилось уже несколько дней. Внутреннее волнение. Ни с чем не связанное. Появившееся буквально на ровном месте. А я-то думала, что сбегу к морю, к солнцу, к соленому ветру от городской суеты. От трудного рабочего года, который наконец-то закончился. Ан нет. Внутренняя лихорадка появилась несколько дней тому назад. Быть может, три, а может, уже и все четыре. Она пришла с пением птиц, которые щебетали, весело летя навстречу утреннему солнцу. Ведь возможно, что им - птахам - не так то и весело. У них свои проблемы. Где бы червячка схватить. Как бы детишек вечно голодных и пронзительно орущих прокормить. Но нам, людям, кажется, что именно птичья жизнь беззаботна. Полна радостей и удовольствий. Скорее всего, это ощущение возникает из-за легкости их полета. Захотели - крылышками махнули и прямо в облака. А еще и поют. Да как поют. Радостно-радостно. Как будто их все в этой жизни устраивает. >
  
   (2) И в следующей, предкульминационной, композиционной части мы видим смысловое развитие темы "предчувствия". Автор обозначает причину-стимул к этому ощущению - "наивное, простое, живое и настоящее ...пение птиц"- и "лекарство" от неотступного и преследующего ощущения - "побег в одиночество". Этот побег превращается в бегство от себя, от своего внутреннего "я", с одной стороны, и в своеобразное очищение с другой: мотив очищения - "капли попадали на кожу, на губы... он <соленый ветер> приносил покой. Автор централизует тишину внутреннего покоя на фоне внешнего гула окружающего, поэтизируя "блаженство одиночества", одиночества-покоя.
   < (2) Вот это самое пение, такое наивное, простое, живое и настоящее, и пробудило в моей душе какое-то предчувствие. Не могу сказать, что это было предчувствие надвигающейся беды. Но что-то очень неприятное поселилось в душе. И никуда от этого было не деться. Даже муж заметил, что со мной творится неладное. Стал приглядываться, присматриваться. Тогда я и наловчилась убегать одна к морю. У меня появилась просто какая-то неумолимая потребность быть одной. Хоть часок. И чтобы только закат. И пена. И шум волн. И соленый ветер. Почему соленый? Потому что он, летя мне навстречу, подхватывал на ходу соленую воду и разбрызгивал ее по мне. Капли попадали на кожу, на губы. Соленые такие, мелкие брызги. Мне был приятен этот соленый ветер. Он приносил покой. Куда-то в тишине уходило волнение. Хотя это разве тишина? Неуемный крик чаек и людской гул, доносящийся откуда-то оттуда. Из людской суеты. Из гостиничного комплекса. И пока мой муж в этом самом гостиничном комплексе обливался потом на теннисном корте под лучами заходящего солнца, я отдыхала в блаженном одиночестве, купая ноги в белой пене. >
  
   (3) Развитие главной смысловой темы предчувствия идет по нарастающей. И среди временного покоя и забвения все-таки раздается внезапность - телефонный звонок. Звуковой сигнал становится сигналом введения нового персонажа - ангела-хранителя главной героини. И со звонком ангела ощущения героини изменяется. И снова отступление от правил: при видимой неясности и необъяснимости звонка героиня получает, наконец, избавление. Пока это избавление от ощущения ожидания: "мое внутреннее напряжение несколько улеглось". Негатив снят при помощи извне. Неизвестность по-прежнему присутствует, но она уже не обременительна: "теперь я предчувствовала, что вот-вот наступит развязка".
   <(3)Так продолжалось несколько дней. Несколько дней мир дарил мне час забвения. Потом возвращался и брал в плен мандраж. Я даже градусник себе ставила. Грешным делом подумала, а вдруг заболела. Оказалось 36,6.
   А потом этот телефонный звонок. Местный звонок. Кто-то говорил из нашей же гостиницы. Голос был женский. Приятный. Молодой. Но чуть обеспокоенный. И еще он был незнакомый. Но я не могу его назвать чужим. Она просила о встрече. Но как-то так странно просила, отчего я поняла, что это больше надо мне, чем ей. Почему "ей", почему "она"? Потому что я не знала, не знаю и никогда не узнаю ее имени. Когда она позвонила, то не представилась. Единственное, о чем я спросила, так это как мне ее узнать. Она с улыбкой, как мне показалось, сказала, что по белой шляпе. Странно, но у моря почти все ходят либо в белых шляпах, либо в соломенных желтых. Я попыталась ей об этом как-то деликатно намекнуть. В ответ же она сказала, что таких шляп не носит никто. Я пожала плечами. Но не для нее, а для себя. Затем мы договорились о времени. Семь часов вечера. Это именно то время, когда я совершала в одиночестве свои пешие прогулки, мыслями витая в бескрайних просторах неба. И, похоже, она знала об этом. Больше мы ни о чем по телефону не говорили. Время, место и белая шляпа. А потом короткие гудки. Она положила трубку. Вы думаете, я удивилась этому звонку? Или испугалась? Напротив,. Я как будто знала заранее про этот звонок, как будто ждала его. Более того, теперь я предчувствовала, что вот-вот наступит развязка. >
  
   (4) Кульминация рассказа - встреча с ангелом-хранителем, встреча, которая приносит героине долгожданный "настоящий покой". Ангел предупреждает об опасности героиню и возлагает на нее миссию предупредить людей о грядущей опасности.
   Так ожидание, предчувствие сменяются радостью, покоем, умиротворением. Подсознание, завуалированное в образе ангела, донесло до героини знание. Это, на наш взгляд, еще одна авторская находка - лингвистическое воплощение мировоззренческого принципа "от подсознания к объективному знанию". И этому способствует символьная организация в тексте: снова автор обращается к цветовым символам: желтые волосы - солнечные лучи. От видения цвета мы переключаемся на осязание теплоты. Метафоричность белой шляпки-облачка ангела перекликается с воздушностью белой пены, введенной в начале рассказа.
   Интересным видится решение автора воплотить женское начало в образе ангела-хранителя. Имплицитное противопоставление женского и мужского начал, всепонимания и непонимания прослеживается далее в следующей части.
   Мотив "страха" вдруг сменяет картины беспечной радости и пения души. Героиня сначала видит этот страх со стороны, затем и проникается им.
   < (4)Она шла мне навстречу. Красивая женщина. Это было видно издалека. Босые ноги ее плавно рассекали тихие, набегающие временами, волны. Она шла по кромке воды. Но издали казалось, что не шла, а плыла. Плавно так. Медленно. Подол ее белого платья купался в белой пене. "Странно, - подумала я, - платье станет мокрым. Зачем ей это надо. И действительно, в белой шляпе. А волосы какие длинные и красивые. Желтые волосы, как солнечные светящиеся и искрящиеся лучи".
   Женщина приближалась. И то, что на расстоянии мне казалось белой шляпой с пышными полями, вблизи оказалось белым пышным облаком. "Вот это да!" - изумилась я. И тут же наступил какой-то восторг. Даже ликование. Стало так тепло и спокойно. Радостно. И чем ближе подходила ко мне женщина в облачке-шляпке, тем радостней становилось на душе: "Как хорошо, как хорошо!" А женщина подошла уже совсем близко. Можно было при желании дотянуться до нее рукой. До ее волос, до мокрого подола платья. Она улыбалась. Улыбалась вся. Не только губы трогала улыбка, а и глаза, и нежную светящуюся бархатную кожу, переливающиеся желтые волосы. Она сказала:
   - Здравствуй.
   - Здравствуй, - чуть ли не пропела я.
   Меня одолела какая-то щенячья радость. Почему щенячья? Я думаю, так радуются маленькие щенки при встрече с хозяином. Любимым хозяином, который кормит, поит, выгуливает, ласкает и обожает.
   Душа, конечно, у меня пела. А бабье любопытство в бренном теле науськивало все мои мыслишки: "Спроси, кто она, спроси". Но мне не пришлось задавать ей вопросов. Она читала все мои мысли. Более того, знала их наперед. Она знала все про меня. И хорошее. И плохое. Все что я могу сделать в этой жизни. И чего не сделаю никогда.
   Женщина взяла меня за руку и сказала:
   - Я твой ангел-хранитель.
   Господи, какой теплой и мягкой оказалась прикоснувшаяся рука. Захотелось сжаться до маленького комочка и спрятаться, укрыться в этой руке, в настоящем покое. И тут до моего сознания дошел колокольный перезвон. Тихий-тихий. И больше ничего не было слышно вокруг - ни криков чаек, ни шума моря, ни соленого ветра. Только перезвон. И я полетела на манящие, зовущие колокола. Может быть, я вовсе и не полетела. Но как-то я все же оказалась Там. Там, где трепещет каждая клеточка или ниточка, или как еще можно назвать мое сознание. Потому что кроме сознания более ничего не было. Им я видела, им слышала, им разговаривала. Им я просила. Просила оставить меня в этой музыке колоколов, в этом пении небытия. Для чего? Для того чтобы творить. Я почувствовала себя такой сильной. И знающей, знающей многое. И как рождаются звезды. И почему плачет дождь. И о чем шепчутся облака. Как же я хотела остаться Там. Но мне сказали, что еще не время. И пришла я не за этим. А за чем?
   И тут я увидела страх. Он поселился на земле, он поселился в облаках, он поселился в солнечных лучах. Я видела, как земля ходит ходуном. Ее черная кожа растягивалась, а затем стягивалась. И гул. Рокот. А волны бились неистово и страшно о скалы. И они не были уже белыми, пышными и умиротворяющими. Они были зловещими, уничтожающими. Сначала они сожрали скалы. Потом пошли на маленькие и высокие здания. Своей страшной лавиной они хотели объять необъятное. А люди кругом кричали и вопили. Плакали дети. Матери со своими драгоценными вопящими чадами пытались выбраться из этого ада. Но кругом рушились дома. Сначала они раскачивались из стороны в сторону, а потом складывались, как карточные домики. И образовывались руины. А под ними стоны. Стоны еще живых. Хаос. На землю пришел хаос. А сама земля ходила ходуном. Она дышала могучей черной грудью. Тяжело дышала. То вздымалась, то опускалась. И толчки. Постоянные толчки. Как будто бешено стучало чье-то сердце. Как будто заболел какой-то огромный организм. Постепенно земля успокаивалась. Казалось, что прошла ее внутренняя болезнь. Она задышала ровно. Беззвучно. Спокойно. Монотонно. Быть может, даже впала в дрему от усталости, от своих безумств. Ее припекало ласковое солнышко. Она грелась под ним и нежилась. А над землей стоял плач. Живые рыдали над погибшими. Матери, как маятники, раскачивались над своими детьми, которым не суждено, никогда уже не суждено было стать взрослыми. Любящие стонали над телами любимых. Но не всем досталась и эта безутешная печаль. Кто-то еще жил ветхой надеждой, разбрасывая в стороны всевозможные обломки, пытаясь докопаться до тлеющей жизни, а быть может, до холодного, изуродованного тела.
   Секунды, считанные секунды, я все это слышала, видела, чувствовала. Я чувствовала физическую боль людей, раздавленных массой камней, я чувствовала непереносимую тяжесть в душах оставшихся в живых. Быть может, это были вовсе и не секунды. Потому что Там не было понятия времени. А была вечность.
   Страшные картины сменились ощущениями радости и покоя, которые буквально окутали меня. И в неотпускающем колокольном перезвоне прозвучали слова, принадлежащие женщине, находящейся в ореоле белого облака:
   - Передай людям, что их ждет беда. Пусть они покинут свои обжитые места, потому что скоро на их земли придет землетрясение. Эта стихия неподвластна даже Высшему Разуму. Они должны спасти своих стариков и детей. Передай им, что они могут успеть. У них есть три земных дня. Обязательно передай. >
  
   (5) И ...мы добираемся до психологической разработке кульминации. В этой части сюжет осложняется событиями внешнего мира. То внутреннее, чему автор уделил так много внимания в предыдущих частях рассказа, наконец, находит свое зримое отражение в объективной реальности окружающего. Героиня вступает в конфликт с окружающим миром, чтобы изменить его. Романтические отголоски позволяют предвосхитить обреченность ее попытки: она остается неуслышанной и непонятой даже близким и родным ей человеком - мужем.
   Этот периферический, фоновый персонаж значим для автора. Он - необходимое звено в противопоставлении связей: Героиня - ангел- окружающий мир и Героиня -муж - окружающий мир. Ангел и Муж предстают противоборствующими началами: женское и мужское; внутренний покой и внешний покой; творящее и созерцательное; истинное и ложное; сохраняющее и скрытое разрушительное; интуитивное и рационалистическое; мистическое и реальное. Причем, отметим, что авторские симпатии, безусловно, остаются на стороне первого.
   Нельзя не отметить, что в окружающем героиню мире, авторское проявляется в том, что первостепенно для автора, например, в отношениях мужчины и женщины. Так, встреча с непонимающей женщиной-номенклатурным работником и комментарий ее внутрисемейных отношений актуализируют женское и женственное начало, значимое для автора.
   <(5)  Что-то щекотало мне ноздри. Ужасно неприятно. Захотелось даже чихнуть, что я и сделала. И тут же услышала довольный смех мужа. Открыла глаза. Увидела его полусогнутым надо мной и зеленую травинку между пальцами рук.
      - Вот ты где спряталась, - сказал он мне. - А я уже начал беспокоиться. Раньше ты так надолго не уходила.
      - А который сейчас час? - голос у меня был бодрый, веселый, энергичный. Отдохнувший голос.
      - Десятый час, голубушка, - Иван посмотрел на часы.
      Брови его нахмурились. И голубушкой он меня называл в особых случаях. Когда сердился. Видать, разволновался, пока меня не было.
      - Иван, а ты давно здесь?
      - Да нет, только что подошел. До этого я битый час искал тебя по пляжу. Кто бы мог подумать, что ты забредешь так далеко.
      Если бы только Иван знал, как далеко я забрела. Но Иван не знал. Он видел меня, сидящую на зеленой траве и прислонившуюся к коре дерева. Он подал мне руку, помог встать.
      - Иван, а я что, спала?
      - Странная ты какая-то в последнее время. Что с тобой происходит? Мы целый год мечтали об этом отдыхе. Ждали его, деньги откладывали. А ты ведешь себя так, будто всем и вся недовольна. Сбегаешь от меня постоянно. Я что надоел тебе? - в голосе мужа сквозила обида.
      Глупенький, если бы он знал, как я люблю его. Обожаю до умопомрачения. Но я редко говорю ему об этом. Только в самые сладкие минуты откровенности. Чтобы не зазнался.
      - Ванечка, дело не в тебе. Все так запутанно, сложно. Даже несколько необъяснимо.
      Действительно, как я могла ему объяснить этот неземной перезвон. Этот покой. Эту тихую радость. И женщину без имени, которая назвалась ангелом-хранителем. А ее шляпку из пушистого облачка? Я задумалась.
      - Кира, ты идешь и спишь на ходу, - крепкие руки мужа меня буквально подхватили.
      Я, оказывается, чуть не свалилась в открытый канализационный люк. И мы, как ни странно, уже шли по улочкам города. Да, что-то я отключилась от реальности. А реальность - вот она. Рядом. Рядом дома. Старые и новые. Рядом люди. Маленькие и большие. Здоровые и не очень. Зато живые. И голос мужа совсем близко, который зловеще шепчет:
      - Черт возьми, что происходит?
      - Ваня, я видела удивительный сон. Мне приснилось, что всего этого нет. Это все погибло, - я развела руками в стороны, показывая на весь мир, окружавший меня. - От этих домов остались руины, от этих людей - мертвые тела. Это предчувствие живет во мне несколько дней. И мне надо предупредить несчастных. Мне надо сказать им, чтобы они бежали из этих мест. Пока не поздно. И мы должны уехать. Завтра же. До землетрясения еще три дня.
      Я говорила взахлеб. Муж слушал и молчал. Когда я закончила, он совершенно ровным, спокойным голосом произнес:
      - Кира, у тебя был тяжелый год. Я все понимаю. Ты переутомилась. Но неужели ты не можешь найти в себе силы расслабиться?
      Он не понял. Он ничего не понял. Вернее понял, что это бред сумасшедшей. И смотрел он на меня с тревогой.
      - Ваня, Ваня, - я пыталась до него достучаться, - пойми, я видела собственными глазами весь этот хаос. Я должна предупредить людей. И мы уедем. Я не хочу быть погребенной под каменными плитами. Посмотри, посмотри на этого ребенка, на эту молодую маму. Неужели ты хочешь, чтобы они погибли?
      К нам навстречу бежал розовощекий малыш. В шортиках, в маечке. Ему было годика три. Он бежал и заливисто хохотал. За ним бежала молодая женщина. Она тоже смеялась. И приговаривала: "Подожди, негодник. Все равно я тебя догоню". Они поравнялись с нами. И, видно, женщина расслышала мои последние слова. Поскольку глаза у нее расширились от ужаса. И она остановилась. Остановился и маленький мальчик. Недовольный тем, что веселая игра резко оборвалась, захныкал.
      - Милая женщина, прошу вас, берите своего ребенка и уезжайте из этих мест, - я заговорила с незнакомкой.
      - А в чем дело? - голос был удивленным и озадаченным одновременно.
      - Вы понимаете, через три дня будет страшное землетрясение. Спасайте свою семью, - я говорила проникновенно, пытаясь объяснить саму суть.
      - Откуда вы это знаете? - испуганный молодой голос дрожал.
      - Мне приснился сон, в котором я видела разрушенные дома и погибших людей.
      - Сон? - из испуганного голос стал насмешливым, потом безразличным. - Ах, сон. Чудачка, - это она уже сказала, повернувшись ко мне спиной, идя к своему капризничавшему малышу.
      И вновь возобновилась их веселая игра, звенящая своим смехом по людной улице.
      - Вот! Ты все видела! - зато у моего мужа голос был довольный-предовольный. - Тебе никто не поверит. И нечему тут верить. Кончай мучить себя и других.
      В те минуты я его ненавидела. Потом от бессилия у меня потекли слезы. Ванечка, видно, этого от меня совсем не ожидал. В его понимании я устроила истерику на ровном месте. На нас стали с любопытством оглядываться прохожие. А мой муж шипел мне в ухо:
      - Прекрати. Сейчас же прекрати. Не позорь меня.
      Змей гремучий, мне захотелось ударить его больно-больно. За его тугодумие. И неверие. Он мне не верил. Его жене. В сердцах я сказала:
      - Оставь меня. И отстань.
      - Ах, так! - от возмущения он весь покрылся красными пятнами. - Хорошо! Отстану! И возиться с тобой не буду. Глупая дура.
      Мы разругались. Дурой он меня назвал в первый раз. От этого стало еще горше на душе. А Ванечка развернулся и ушел. Я ведь сама его прогнала. И обидела. В принципе ни за что. Может быть, стоило рассказать ему про телефонный звонок и про женщину в облаке. Может, тогда он бы мне поверил?
      Мой муж ушел. А я осталась стоять у чужих ворот чужого дома. Слезы высохли. А мысли стучали свое: "Надо предупредить. Они не должны все погибнуть".
      И я вошла в чужой двор, открыв деревянную калитку. Залаяла дворовая собака. Она рвалась на своей цепи мне навстречу. И злилась, что не могла достать. На лай вышли хозяева. Еще не старые мужчина и женщина. Видно, муж и жена. Поскольку были одержимы идеей выяснить до конца свои отношения. В открывающихся дверях я слышала: "Старый кобель! Сколько ты будешь кровь мою пить?" "Старый кобель" оказался достаточно щуплым мужичонкой, а та, у которой пили кровь и, видать, уже немало лет - достаточно суровой и плотной внешности дамой. Дама не сумела сразу переключиться. Поэтому, увидев в своем дворе молодую и привлекательную, она бросила резкое:
      - Что хотите?
      - Мне поговорить с вами надо, - я мялась на крыльце их дома, не зная с чего начать.
      В дом меня никто не позвал.
      - Говорите, - у дамы был очень неприятный голос.
      И я в одну секунду поняла, отчего и почему, да и чего не хватает старому кобелю. Но я пришла не для этих разъяснений. Стоя на ступеньках чужого дома, я умоляла хозяев покинуть свой очаг. Меня, правда, выслушали. Затем крупная дородная дама сказала только одно:
      - Вы свободны.
      Все. Я сразу поняла, что мне за высоким забором на чужой территории больше делать нечего. Еще я поняла, что дама, наверное, номенклатурный работник. Уж больно здорово была поставлена интонация.
      Потом я опять стучалась в двери, окна чужих домов. Пыталась достучаться в чужие души. Что я только ни услышала в ответ в свой адрес. Начиная от "ненормальная", "сумасшедшая", заканчивая "бедненькая", "несчастная". Но совершенно разных людей с совершенно разной реакцией объединяло одно. Мне никто не поверил. Никто. И ни одному моему слову. Я даже попыталась врать. Сказала, что это секретные сведения. На что мне ответили, что если я не уберусь вон, меня сдадут в милицию вместе со всеми сведениями в придачу. >
  
   (6) Развязка-финал, и снова, кажется, "возвращение на круги своя". Внешний мир, не принявший внутренний мир героини, разрушен. Взаимодействие этих связей нарушено. Дискомфорт в душе героини от невозможности сохранить, хаос в разрушенного города. Здесь, наверное, и заложен авторский посыл: человек может существовать только в гармоничном сочетании и взаимодействии его окружающего и внутреннего. Но финал рассказа нельзя назвать пессимистическим, ведь то, что искала героиня - духовной близости с окружающим ее миром - , с трудом, но найдено. Муж начинает понимать ее ощущения, и это является причиной их реального спасение. Муж как часть окружающего мира и героиня нашли себя. Сохранена частичка и внутреннего и внешнего. И мы можем сделать вывод, что отчасти героиня выполнила миссию, которую возложил на нее ангел-хранитель: жизнь продолжается, она сохранена - "шел 1927 год".
   < (6) Я брела по городу, который не хотел слышать и слушать. Который в непонимании ждал своего часа. Часа разрухи и смерти. Я не могла ничего изменить. У меня не получилось достучаться, объяснить, предостеречь. И от этого мое сердце ныло, а душа страдала. А слезы, почему-то очень горькие на вкус слезы, все текли и текли. Они затекали в рот. Они промочили всю блузку. Но я их не смахивала. Не промакивала носовым платком. Не было сил.
   Такую опустошенную и уставшую нашел меня Ванечка в ночном скверике на деревянной скамейке. Даже под призрачным светом луны и тусклым распыленным светом городского фонаря было видно, что я пережила нечто ужасное. Поэтому голос у моего мужа был очень виноватый, молящий о прощении и мире. Он произнес:
      - Мы уедем завтра, если ты так хочешь.
      Потом была ночь без сна. Последняя ночь у моря. Мы гуляли под луной. И холодные брызги, разносимые ночным ветром, заставляли тела покрываться мурашками. Но, видно, мы хотели этого приятного холода. Холод отвлекал от мрачных размышлений. В ту ночь я рассказала мужу все. И о странном звонке. И о еще более странной женщине. И о том, что я была Там. О колоколах. В ту ночь мы стали ближе друг другу. Потому что у нас была вера. Одна на двоих. Так мы и встретили рассвет. Проснувшееся солнце окутало воды розовым светом. И слегка розовые волны забегали одна за другую. Тихие-тихие волны. Тихое-тихое бескрайнее небо над волнами. Небо и волны - они соприкоснулись своей тишиной где-то там, на горизонте. Но я знала, сколько обмана несла в себе эта тишина. Об этом знал и мой муж.
      В гостинице мы наспех побросали вещи в чемодан. Сдали ключи от номера. Дежурная была удивлена нашим скоропалительным отъездом. В восемь утра я попыталась ей что-то объяснить. Она в ответ улыбалась и вежливо кивала головой. Можно только представить, что она подумала мне вслед. Зато с ее лица слетело удивление по поводу отъезда. Но в глазах появилось сочувствие, когда она глядела на моего мужа. Мы покинули гостиницу, такую уютную и милую, которой не стало ровно через два дня. Ее до основания разрушило землетрясение.
      Очень спокойно, без давки и без толкучки возле железнодорожных касс, мы приобрели билеты на поезд "Ялта-Москва".
      Шел 1927 год. >
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"