Кузьмин Владимир Геннадьевич : другие произведения.

Взгляд на историю. Полемика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Движущая сила истории, полемические высказывания


   Этногенез, идея о пассионарности: Гумилёв развитие общества, этноса, связывает с общим развитием замкнутой системы, в которой доминирующую роль играют лидеры. Это несколько материалистическая точка зрения, очень похожая на синергетику Ильи Пригожина. Идея хороша и с чем-то я с ним согласен. Развитие любой динамической замкнутой системы по одному из параметров системы, играющей важнейшую роль в ней,  происходит в несколько этапов: начало развития, подъём, движение по инерции, наконец, упадок и прекращение развития. У Гумилёва всё это несколько иначе называется применительно к истории. А сам синергетический подход Гумилёва к истории очень интересен. Он, правда, даёт 1500 лет на цикличность истории. У Блавадской (основательницы теософии) срок цикличности истории несколько другой - 300 лет.      

В глобальном плане, если говорить о таких огромных периодах развития истории, этносов в ней, у меня сформировался несколько другой взгляд на всё происходящее в историческом плане. И произошло это большей частью благодаря трудам Н.О. Лосского, нашего философа дореволюционной России и Даниилу Андрееву, написавшему в своё время книгу "Роза мира". Я считаю, что ни одно историческое событие, равно как и развитие этносов в целом не происходит без участия сил Провидения, Бога. Собственно, сам Бог, как это видно при внимательном изучении истории отошёл от нас, землян и ушёл создавать другие миры. Произошло это в период с IV-VI веков н.э.  В этот период, замкнутые системы, этносы, получив извне импульс божественного участия, веру, стали развиваться самостоятельно, медленно, очень тяжело. Но этносы в этот период стали замкнуты именно благодаря этому параметру - вере, и стали развиваться самостоятельно, уже без участия самого Бога. Но Божественное участие в этносах само по себе не исчезло, вера, соединённая в сердцах тысяч и тысяч своих последователей, сосредоточилась в том, что Даниил Андреев называет Демиургом народа. И тогда уже сам Демиург может управлять теми или другими людьми, делая их лидерами, выдвигая их для развития самого себя (или всего этноса) в том или ином направлении (в: науке, религии, культуре, литературе, искусстве, спорте и т.д.). Демиург может посылать своему народу пророков, в них есть божественная сила Демиурга. К мнению этих людей мы прислушиваемся, их чтим и почитаем. Одним из таких пророков был А.С. Пушкин. У других народов: И.С. Бах, В.А. Моцарт и т.д. Пророки (Д. Андреев различает три категории пророков, по степени божественного участия в них и о той роли, какую они должны играть в обществе) формируют культуру  своего народа, всё то целое, на чём народ держится в своей жизни и вере. 

Всё это можно представить более наглядно, геометрически. 
Представь себе, что вы взяли чернила и быстро-быстро ими накапали на бумагу. На бумаге образовались капли чернил, кляксы. Одни маленькие, другие большие. В нашем понимании каждая такая клякса - это свой самобытный этнос, замкнутая динамическая система. Большие капли - более развитый, продвинутый этнос, маленькие - более мелкие, слабозащищённые этносы, народы. Рано или поздно большие кляксы на нашей бумаге поглотят маленькие кляксы: большие народы поглотят маленькие (как это происходит сейчас с поглощением  ханты и манси русской культурой в Югре, как это происходит с прежде независимыми племенами Папуа-Новой Гвинее, которые теперь работают на месторождениях и приобщаются (поглощаются) западной культурой). 
  
По Л. Гумилёву такое развитие (движение) и поглощение клякс на бумаге происходит само собой, как будто бы у кляксы есть ножки, чтобы подойти к маленькой кляксе и поглотить её. Но это же смешно! Какие могут быть ножки у кляксы? Это что-то сказочное, нереальное.
Следуя логике Д. Андреева и Н.О. Лосского, есть Тот, кто расчертил заранее на этом листке бумаги линии, что бы капли чернил текли только в какую-то определённую сторону, Тот, Кто может наклонять этот лист бумаги, Кто может просто дунуть, чтобы одна капля чернил, клякса, поглотилась другой. Это и есть Божественное участие в истории человечества, только мы своим слабым умишком этого участия совсем не видим и не догадываемся о нём.  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"