Аннотация: Опубликовано в журнале "Наша улица" 166 (9) cентябрь 2013. http://kuvaldn-nu.narod.ru/2013/09/kuzmin-strazh-poroga.html
СТРАЖ ПОРОГА
1. Весна
Юность. На дворе весна. Необходимо готовиться к поступлению в университет. Романтические грезы и посещение курсов подготовки к поступлению. Абитуриенты из разных районов города, из разных школ. Поразительная, неожиданная встреча большого числа духовно близких людей. И все смешалось. Время словно побежало быстрее. А каждая секунда растянулась и наполнилась содержанием, которого бы в иную пору хватило на целый час.
Группе молодых абитуриентов расставание давалось с трудом. Мы говорили, спорили, тянулись друг другу без всякой цели и смысла. Обычное дело - отправиться после занятий в Александровский парк, а потом по "трассе здоровья" куда-нибудь... Я не запоминал, какое расстояние мы проходили. Разве в этом суть?
Каждый твердил о своем. Но не в ситуации, когда каждому нет дела до мнения другого и важно лишь выговориться. Все внимательно слушали. Внимали больше, чем рассказывали. То была ситуация, когда мало прочитано. Но все прочитанное глубоко усвоено, кроме навязываемой самой учебной литературой техники беглого чтения. Кто-то читал из философов только Юма, кто-то только Канта, кто-то только Беркли и так далее. Ну, правда, все просмотрели вышедший в то время синий двухтомник, содержащий короткие нелепо подобранные отрывки из самых разных мыслителей. Самым древним там был Николай Кузанский, а кто увенчал собой ряд великих, я уже позабыл. В этой ситуации каждый отстаивал мнение специально прочитанного философа. Мнения остальных, известных лишь по отрывкам, казались не столь убедительными.
Могло ли быть иначе? Меня всегда удивлял Максимилиан Волошин, который словно бы являл собой воплощенное подтверждение платонической концепции врожденных идей. Дневники поэта, его произведения ясно указывали на то, что он словно родился с готовой, тщательно проработанной, невероятно умной и изящной философской системой, а книги, статьи, любое обучение лишь помогали ему подобрать ссылки, напичкать тексты какими-то значительными именами. Но это единственный такой случай, насколько я знаю. В нашей среде такого не было. Мы блистали книжными тезисами.
2. Здравый смысл
Я прочитал Беркли и массу оккультной литературы. Так что благочестивая проповедь в моей голове вполне сочеталась с сатанизмом... Сатанизмом. Оккультизм его не проповедует, он не прививает, по крайней мере, открыто поклонение злу. Напротив. Но, кажется, в самом интересе к потустороннему в советское время содержался некий бунт против "Бога", то есть, в советской иерархии, против "Святой Троицы", Маркса, Энгельса и Ленина. Это на глубинном подсознательном уровне влекло к богоборческому направлению мысли, к симпатиям ко всему упадническому и богомерзкому, к декадансу и металлическому року.
И вот мы шли, а Сергей, имевший большой опыт работы в археологических экспедициях, такой внешне правильный и очень начитанный пытался меня переубеждать. К слову, Сергей усвоил немало книг. Он поступал в университет в третий раз. Очевидно, анкетные данные подкачали. Его спасал его "рационализм" (так он называл свою неистребимую веру в идею вопреки очевидным фактам) и невероятная вера в Добро.
Так вот. Сергей мне указывал на дерево: "Я смотрю на дерево и вижу дерево, почему я должен подозревать в нем еще что-то? Реальность - это реальность. Она такая, как есть".
- Но дерево состоит из молекул. Не всегда люди это могли узреть.
- Не утрируй. Ты же прекрасно меня понимаешь. Я имел ввиду рациональный подход к жизни. Такой подход, который предполагает исследование. Молекулы люди обнаружили, присматриваясь к фактам. А кто видит духов? Сумасшедшие. По крайней мере, даже если врачи не поставили диагноз, духовидцы не способны продемонстрировать свои видения другим людям. Противоположное утверждается лишь в источниках сомнительного происхождения, с подмоченной репутацией.
Нужно отметить, что у Библии в то время тоже была отвратительная репутация. Вся духовная литература и свидетельства духовной жизни были опровергнуты кем-то очень авторитетным. Так существование Бога лично опроверг сам В.И. Ленин. А спиритизм, например, якобы разоблачил Менделеев. Хотя, как известно, Менделеев, заседая в комиссии, изучавшей спиритизм, саботировал исследование феномена и, в конечном счете, сорвал научную работу. Однако же, все эти "опровержения" не мешали широким слоям советских граждан вращать блюдца и иголки.
- "Рациональный" - ассоциируется с умом, а, значит, с чем-то возвышенным. Но мозг человека слаб. Да, собственно, и не у всех он даже имеется в наличии. "Рациональный" часто подразумевает "свинский", предполагающий максимально быстрое и эффективное достижение низменной цели, - парировал я. Это я повторил свои недавние выводы, сделанные после прочтения "Пророчества Казота".
- Я лично боюсь всего оккультного. Какой-то непреодолимый, необъяснимый страх, ощущение холода, - разрядила ледяную атмосферу спора нервная и изящная Дина.
- Есть вещи, которые узнаются лишь в свое, в единственно возможное время. Есть места, в которые нельзя вламываться. Многое откроется только после смерти. И спешить незачем. Этим антропософия отличается от теософии. Теософы делают, а потом думают. Антропософы думают, а потом делают,- пояснил убежденный антропософ Ярослав.
- Господи, Господи! Да, что человек может знать о познании высших миров! Мы бродим в потемках. Я за эксперимент, - отреагировал я.
Ярослав пожал плечами и заметил: "Ты только испортишь себе карму".
3. Зеркало
Карма меня мало беспокоила. Меня в куда большей степени волновало, что обо мне думает Дина, поступление в университет, финансовый успех, да и вообще большое человеческое счастье во всех его многочисленных духовных, душевных и особенно физиологических проявлениях.
Я же обладал настоящим сокровищем - перепечатанной на машинке книгой "Магические зеркала" Седира. Я приобрел эту жуткую копию за невероятную сумму на книжном рынке. Было бы реально здорово иметь возможность созерцать прошлое, настоящее, грядущее, уединившись в своей комнате. А скоро подучусь в университете и напишу свои "Катрены", стану таким мудрым, что тараканы в доме подохнут от удивления.
Готовился я долго. И выбор свой остановил не на металлах, минералах. Я знал о зеркале Джона Ди, о камнях ведьм (небольшие камни с углубления посередине). Наконец я прочел Седира! Я знал, что качественные стеклянные зеркала были практически недоступны до 18-19 веков. Технология литья появилась лишь в 18 веке. До этого только в Венеции выдували достойного качества зеркала, стоившие баснословные деньги. Рационально я это все усвоил. Но мой "здравый смысл" отказывался принимать простые факты. Разве камень или кусок металла могут быть "зеркалом"?!
Для начала я вознамерился вызвать своего ангела хранителя. Взглянуть на него, поболтать о том, о сем. Я достал достаточно белой материи, чтобы повесить ее на стены. Мне удалось раздобыть шафран и ладан для благовоний. Я сшил себе белый балахон. Все было готово.
В назначенный день я нарядился, поджог благовония, сел перед зеркалом и стал читать заклинания. Долгое время ничего не происходило. Потом из зеркала, казалось, начала сочиться фиолетовая дымка. Возникли фиолетовее и серебристое свечения. И снова ожидание... Пока внезапно в зеркале не появилась черная голова без ушей и лысая. Меня охватил неописуемый, леденящий ужас. Такого невероятного страха мне никогда больше не доводилось испытывать. Хотя, в действительности, чисто внешне, голова не выглядела пугающе. Мой ужас не был связан с тем, что я зрительно воспринимал. И я нашел в себе силы быстро прочитать формулу, отправляющую духов-ангелов назад. После, я свалился на диван и проспал до утра. Сон не запомнился.
4. Страж порога
С кем такое обсудишь? У кого спросишь? Люди редко готовы раздумывать над существующей объективно реальностью. Да, собственно, что о ней раздумывать. Сами наши мысли - слова, а слова - наш собственный вымысел. В компании абитуриентов такое не обсудишь. Реальность реалиста Сергея не вмещает такой реальности. Дине не признаешься в страхах. Сатанист Саша похвалит меня. Не более. Он ничего не объяснит. Книжный червь Дима найдет интересные цитаты и параллели. Да, только что они для моего опыта? Можно продолжать список. Важно то, что я осознал, единственный правильный конфидент - Ярослав. Он читает много "духовной" или духовной литературы. Он найдет не простые цитаты и параллели, а свидетельства подобных опытов. Да... И что он там говорил о необходимости осознания? Будем осознавать.
После занятий наша компания направилась к Александровскому парку, но все куда-то в этот день спешили, кроме меня и Ярослава. Так что мы скоро остались вдвоем, беседуя о каких отвлеченных оккультных вопросах. Я не смог сразу втиснуть свой вопрос, ситуация словно создавала для меня возможность осмыслить историю, хорошо вспомнить все ее детали, чтобы правильно все изложить - мы натолкнулись на давнего знакомца Ярослава, на его товарища по армии. Тот принялся вспоминать славное боевое прошлое, рассказывал, как они готовили какой-то одурманивающий состав из крема для обуви. Ярославу все это было явно неприятно, он не задерживал знакомого, когда тот заторопился. И вот у меня появилась возможность поделиться историей.
К моему удивлению, Ярослав остался спокоен. Он не удивился и не позвонил в скорую помощь, но тихо проговорил: "Ты встретил стража порога".
- Кто это?
- Он охраняет вход в духовные миры.
- Но почему он так страшен?
- Это воплощение твоих пороков. Они мешают тебе войти, тянут тебя назад, к материи... Страшат тебя... они - воплощение твоего ужаса.
А я подумал, пусть так, но разве это объясняет страх большинства людей перед входом в другой мир. Разве страх Дины, о котором она недавно нам сообщила, - это симптом ее низкого духовного развития? Не верю. Хотя, кто знает? Допустимо ли человеку вламываться в закрытую дверь высших миров? Ведь эта дверь закрыта. А если не рваться туда, то что нам остается? Физиология? Дерево, о котором говорил Сергей, как оно есть? Скотство и дарвинизм?
Я был раздавлен, запутан, устрашен. Я потерял нить, стоя посреди лабиринта. Я останусь здесь. В лабиринте мира. Не буду пока искать выход. Пока. А что случится дальше, кто знает?