Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Рудольф фон Гоклениус (Гокель/гоккель) Марбургский Платон или христианский Аристотель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рудольф фон Гоклениус (Гокель/Гоккель) (1547-1628 годы жизни)- немецкий философ, доктор медицинских наук и гексентеоретикон (разбирающийся в ведьмах). Биография, Гокеля и учение. Город Корбах как ранний участник городского право Зезтера и его вклад в образовании Ганзейского союза. Немецкие патриции и почему приставка фон Гокель?Ввел в научный оборот три понятия Гоклениуса: "онтология", "антиномия" и "психология". Гоклениус и логика, термин "сорит" или "гоклен".

Введение


  Новое время (или новая история) - эпоха в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
  Философия протестантской неосхоластике Нового времени - это период развития философии в западной Европе XVI - XVIII веков, характеризующийся становлением капитализма, промышленности и науки. Становление капитализма, промышленности и науки в Европе в 1-й половине XVI века, послужило в Германии отправной точкой для протестантской неосхоластике. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер, "Виттенбергский ястреб", провозгласивший Реформацию. Благодаря Лютеру Итальянский Ренессанс в Германии приобрел другое название - Реформация. Немецкие курфюрсты Империи прозвали Лютера "Виттенбергским ястребом", однако, когда надо было проливать кровь, Лютер проявил малодушие, и, показал, что никакой он не "ястреб", а "Айслебенская сорока", от которой только много шума при полном физическом бездействии. Ситуацию спас ближайший сподвижник Лютера Филипп Шварцерд (Меланхтон), который полностью проникся идеями своего учителя и его уже нельзя было остановить. Лютер - немецкий Моисей, который нес слово Божье людям, Меланхтон - немецкий Иисус Навин, который проникся философии своего наставника и поднял меч, дабы пролить кровь филистимлян - католиков - еретиков.
  Рационализм, присущий протестантской неосхоластике, был ответом на догматику схоластике Фомы Аквинского. Протестантская неосхоластика была гибче и трактующей, чем закостенелые постулаты и не терпящей возражения Римской схоластике. Протестантские неосхоласты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Во Франции за свои протестантские предубеждения погиб выдающийся мыслитель XVI века Пьер де ла Раме (Рамус). Рамус выступал за пересмотр учения о схоластике, которое базировалось и сковывалось на искаженных идеях древнегреческого мыслителя Аристотеля. Рамус требовал доступа к знаниям Аристотеля и раскрытия их для широких масс, выступал за филологические качественные переводы и переводы на другие языки, а не только изучение и преподавание на латинском языке.
  После начала лютеровской революции, последующей затем антагонистической борьбы нового учения с католицизмом, и защиты Меланхтоном лютеровской революции, требовалось утвердить, протрактовать и обосновать концепцию Лютера, разделить его наследие. Среди "внуков" революции в решении поставленных задач выделяется Рудольф фон Гоклениус, один из самых знаменитых учеников Меланхтона.
  Гоклениус - ашкеназ, немецкий еврей. Гоклениус из обеспеченной семьи. Владел языками: родным (немецким), английским, идишем, латынью и древнегреческим. Самым известным трудом Гоклениуса является "Философский словарь" 1613 года, в котором он объяснил и ввел в научный оборот такие понятия как онтология, антиномия и психология.
  Для понимания истинности этих терминов требуется разобраться в их сути, возникновении и предназначении для философии. Ибо, покуда разум невежествен, осознать труд отцов - мыслителей невозможно.
  Гоклениус синкретизировал учение своего непосредственного учителя Меланхтона на основе восточного аристотелизма и его идейного отца во Франции XVI века Расмуса.
   Корни Гоклениуса из города Корбах. Город Корбах послужил предтечей для формообразования Ганзейского союза, благодаря своему участию в городском праве Зезтера. Семья Гоклениуса, по линии материи Дитмаркхаузены, принимала в этой активное участие. Прижизненная деятельность Гоклениуса была в основном на территории земли Гессен, не выходя за ее рамки. Гессен, вместе с Саксонией, активно поддерживала религиозную революцию Лютера. В Марбургском университете Гоклениуса называли: "Платоном из Марбурга" а так же "христианским Аристотелем".
  Гоклениус участник многих протестантских религиозных собрании (синодов). Гоклениус был одним из участником Дордрехтского Синода, где отстаивал взгляд на свободу воли человека и требовал от коррумпированных членов-участников Синода отказаться от своих богохульных высказывании.
  Наследие Гоклениуса - это в последующим обшивка для всей мировой философской мысли. К нему обращались и вводили на основе его трудов свои философские концепции: Х. Вольф, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и многие другие.
  Гоклениус, "корень Корбаха", ценен благодаря своему Словарю, открывшему германские двери флегматизма для сангвинистического движения Возрождения.

Хронология и происхождение термина "Новое время"

До понятие Нового времени


  Новое время или иногда называют еще как "Современная эпоха". Эпоха - это длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. До Нового времени чувство, самолюбия и цели многих людей часто выражалось через веру в какую-то форму божества, будь то в единого Бога или во многих богов2. Предполагалось, что до Нового времени культуры не создавали ощущения отчетливой индивидуальности2. Религиозные служители, которые часто занимали руководящие должности, были духовными посредниками простого человека к любой нумизной (священной, символической) сверх сути3. Только через этих посредников широкие массы получили доступ к божественному. Традиция была священной для древних культур она никогда ни менялась, сохранялся социальный порядок, усидчиво оберегая свои церемонии, и, в плане морали все строго соблюдалось.
  Концепция современного мира, в отличие от древнего или средневекового мира, основывается на том, что современный мир - это не просто еще одна эпоха в истории, а, скорее, результат изменений нового типа. Обычно это рассматривается как прогресс, движимый преднамеренными человеческими усилиями по улучшению их положения.
  Достижения во всех областях человеческой деятельности - политика, промышленность, общество, экономика, торговля, транспорт, связь, механизация, автоматизация, наука, медицина, технологии и культура - по-видимому, превратили Старый Свет в Современный или Новый Мир. В каждом случае идентификация старых революционных изменений может использоваться для разграничения старого и старомодного от современного.
  Части современного мира изменили свои отношения с библейскими и кораническими системами ценностей, переоценили систему монархического правительства и упразднили феодальную экономическую систему с новыми демократическими и либеральными идеями в области политики, науки, психологии, социологии и экономики.

Понятие Новое время


  Понятие "нового времени" появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты на рубеже конца 15 века и начала 16 века разделили историю на древнюю, среднюю и новую. Термин "новый" и "новое время" (modern, nuovo tempo) придуманный был для обозначения настоящего или недавнего времени (в конечном счете, происходит от латинского слово "modo", что означает "только сейчас"). Для гуманистов Новым временем была их современность, а его критерием стал расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры.
  Новое время, условное историческое понятие, обозначающее период истории человечества, следующий за Средневековьем. Хронологически Новое время охватывает события 16-19 веков. Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. Как правило, в российской историографии её начало связывают с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789). Ещё сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914-1918).
  Понятие Нового времени утвердилось в исторической науке и широко используется, хотя дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.
  Именно поворотный шаг появился с эпохи Возрождения и процесс против многочисленных религиозных препятствий. Вспыхнул огонь, который рушил схоластическое догматическое право, пересматривая и подвергая сомнению навязанные воззрения, и желал обвалить монополию на знания, сделав их простыми для понимания и доступными для всех. Философия креационизма (все в мире создана богом), стала "вытесняться" и постепенно заменяться в сознаниях миллионов на материализм (вещи - суть всего), опираясь на два столпа материализма: рационализм и эмпиризм. Индивидуальное сознание личности и желание познавать мир шло в разрез против коллективного бессознательного, животного, праздного безделья. Dolce far niente - сладкое ничегонеделание, сменилось на аude hoc mundo ad explorandum - дерзай познавать мир. Его наследник "сын" в лице Нового времени продолжал эту смелую инициативу, под прикрытием термина неосхоластики.

Схоластика


  Название "схоластическая философия" происходит от латинского слова scholastica - ученый, школьный. И переводится как школьная ученость, школьный учитель, ученая беседа. Такое название философия получила потому, что она преподавалась преимущественно в школах при монастырях (лат. cholia - школа), где готовили священников, а также в епископских школах, готовивших священнослужителей более высокого класса. В таких школах преподавание вел сам епископ и специальные учителя (magistri).
  Учитывая религиозный характер образования и монополизацию духовной жизни церковью, вполне понятно, почему схоластика, по сути, стала религиозной философией, признающей приоритет теологии. Схоластика видела свою цель в том, чтобы придать теологии форму научной системы путем формализации и рационализации христианско-философских положений патристики. Схоластика в отличие от мистики считала, что путь постижения Бога должен быть логичным и рассудочным, а не сверхразумным созерцанием и не чувственной интуицией.
  В церковно - монастырских школах, где преподавали теологию, схоластика оформилась в науку со своим предметом, принципами, со своей системой понятий и со своей методикой. То есть схоластика приняла вид научной дисциплины со своими специфическими чертами. Средневековые схоласты видели свою задачу в том, чтобы, используя логические приемы, обосновать и защитить, систематизировать теологические истины патристической философии. Дело в том, что истины веры, догматы христианства были обоснованы патристикой лишь частично, а некоторые из них были просто продекларированы. Схоластика должна была доказательство патристической философии развернуть в теорию. Схоластика исходила из того, что знание имеет два уровня: сверхчувственное знание, даваемое в откровении, и естественное знание, отыскиваемое человеческим разумом. Норму первого знания содержат тексты Библии, сопровождаемые комментариями "отцов церкви" периода патристики. Норму второго знания содержат тексты Платона и Аристотеля, окрашенные авторскими комментариями Августина, Аквината и других. Хотя истина дана в упомянутых текстах, но, чтобы ее сделать доступной и понятной, не подверженной искажениям, надо из нее вывести все следствия путем тончайших логических построений, правильных умозаключений.
  Основоположником схоластики можно считать Северина Боэция (480-524 гг.), которого называют "учителем Средневековья". Боэций создал систему, модель схоластического средневекового образования, которая сохранялась в течение столетий. Боэций использовал идеи Марциана Капеллы (пер. пол. V в.) о семи свободных "искусствах" (дисциплинах) - грамматика, риторика, диалектика (искусство логического рассуждения и его выражение в языке), арифметика, геометрия, астрономия, музыка, - каждому из искусств Капелла посвятил отдельную книгу, положив их в основу образования. Первые три дисциплины составили основу гуманитарного образования, остальные четыре - составили основу естественнонаучного знания, знания о природе. Все эти дисциплины были подчиненными по отношению к теологии, царице науке, царице знания.

Неосхоластика


  Неосхоластика - понятие, объединяющее различные направления и школы католической философии, принципы философствования, характерные для средневековой схоластики. В качестве пионеров неосхоластики выступили философы, попытавшиеся вернуть его былое влияние томизму, учению Фомы Аквинского. Рост популярности учения Аквината способствовал его признанию в качестве официальной философской доктрины католицизма в энциклике Папы Римского Льва XIII "Aeterni Patris" (Вечные отцы).
  Классические варианты схоластики были связаны с обоснованием истин веры при помощи средств рационально-философского теоретизирования. Однако меняется стиль работы с текстами Священного Писания и предания, наследием античных и средневековых авторов. Происходит своеобразный антропологический поворот, диктующий необходимость синтеза наследия классиков религиозно-философской мысли эпохи патристики и средневековья. Трансформация неосхоластики позволяет ее представителям более гибко реагировать на вызов современности, делает ее более открытой и способной предложить обновленные версии религиозно-философской интерпретации человека и его места в мире.
  Реформаторская схоластика или реформатская ортодоксальность была академической теологией, которую практиковали реформатские богословы с использованием схоластического метода в период протестантской ортодоксальности в XVI-XVIII вв. В то время, как реформаторы часто использовали "схоластику" в качестве термина насмешек для своих римско-католических противников и содержания их богословия, большинство реформатских богословов в этот период можно правильно назвать схоластами. Новая, особая форма схоластика, которая пошла на встречу к человеку и его индивидуальности - немецкая протестантская неосхоластика; в отношении метода богословия, хотя они также использовали другие методы. Обычную схоластику можно истолковать как "метод богословия, который ставит своей целью достижение богословской точности через толкование Писания, анализ того, как доктрина была исторически определена на протяжении всей истории церкви, и как доктрина изложена в современных дебатах". Протестантская схоластика - это более рационалистическое и философское, чем более экзегетическое (толкующие) библейское богословие.

Реформация

 []

  Peter Schmelzle . Neue Überlegungen und Ergebnisse zu zwei Gemälden der Cranach-Nachfolge im Besitz der Kilianskirche in Heilbronn, 2016. S. 39.


   В Германии философское знамя Ренессанса подхватила Реформация Мартина Лютера (началом Реформации можно считать "95 тезисов" Мартина Лютера 31 октября 1517 года), тем не менее разжег костер перемен именно Филипп Меланхтон, также известный как "воин прогресса" (Krieger des Fortschritts) или "воин Нового времени" (Krieger der neuen Zeit). Филипп Меланхтон - немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Мартина Лютера и представитель протестантской неосхоластики. Именно благодаря Меланхтону, его усилиям и страстному желанию, окончательно и бесповоротно укрепилась новая концепция понимания Бога: "Я верю в Бога, но я не забываю заботиться о себе" (Ich glaube an Gott, aber ich vergessen Sie nicht um mich gekümmert). Данную концепцию Меланхтон позаимствовал у Святого Антонина (Антонин Пьероци или Антонин Флорентийский) - католический святой и врачеватель, архиепископ Флоренции в первой половине XV века. Во время чумы (Чёрная смерть) в городе Флоренции Антонин не только молитвами боролся против Чумы, но и медициной. В соборе Санта Мария дель Фьори Антонин создал и оборудовал собственную лабораторию и где пытался найти лекарство от чумы. С 1448 - 1459 гг. до самой своей смерти он лечил заболевших, а если ни мог их спасти, то облегчал им страдания. Его фраза "Credo in Deum, sed, ne obliviscaris ad curam sui" (я верю в Бога, но не забывай заботиться о себе) и была переведена и использовано Меланхтоном в последующим.
  Меланхтон, никогда не отказывался от Бога и принимал Бога как беспредельное бытие (est modus non). Меланхтон выделял три принципа в своих учениях:


  1.Бог, понимаемый как чистый акт (actus purus) и абсолютное совершенство, принципиально отличается от каждой конечной вещи. Он один может создавать и сохранять все существа, кроме Себя. Его бесконечное знание включает в себя все, что было, есть или будет, а также все, что возможно.
  2.Что касается нашего знания о материальном мире: всё, что существует, само по себе является уникальными индивидуальными субстанциями.
  3.Человек, будучи соединением тела (материи) и души (формы), порождает действия более высокого порядка - знание и волю.


  Одним из видных учеников Меланхтона был Рудольф Гоклениус, который продолжал развитие философской мысли своего учителя.

Рудольф Гоклениус или Рудольф фон Гоклениус? Биография, Корбах родной город философа и городское право Зезтера

 []
Jean-Jacques: Bibliotheca chalcographica ... 1652-1669. Goclenius, Rudolph (1547-1628); Philosoph, Poet = Ddd3.


  Рудольф Гоклениус (Rudolf Goclenius der Ältere обычно именуется Rudolf Gockel (или Göckel)) (1 марта 1547, Корбах, Вальдек, Священная Римская империя - 8 июня 1628, Марбург, Гессен-Кассель, Священная Римская империя) - профессор по философии, логики, метафизики, этики в Марбургском университете имени Филиппа (Philipps-Universität Marburg). Известен еще как Гексентеоретикон (Hexentheoretiker - специалист по ведьмам/колдунам). Представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Филиппа Меланхтона. Ввел в научной оборот понятия "онтология", "антиномия" и "психология".

Жизнь Рудольфа Гоклениуса


  Рудольф Гок(к)эл (Гок(к)ель/Гьокель) родился в 1547 году в Корбахе. Здесь он обучался в городской школе (до 1564 г.). Затем Рудольф Гоклениус обучался и закончил обучение в Эрфурте (Erfurt) (с 1564 г.), Марбурге (Marburg) (с 1567 г.), а затем в Виттенберге (Wittenberg.). С 1568 года он преподавал в качестве учителя в своей бывшей школе в Корбахе. 9 апреля 1570 года Рудольф Гоклениус женился на Маргарете Эммерих (Margaretha Emmerich), которую он хорошо знал с детства. 31 июля 1570 года он поступил в Виттенбергский университет, где получил степень магистра 13 марта 1571 года и читал лекции до 1573 года. Затем он снова вернулся в свой родной город Корбах и с 1573 по 1575 год работал директором городской школы.
  За прошедшие годы Рудольф Гоклениус приобрел значительную известность, и, благодаря этому, в 1575 году ландграф (титул равен князю или графу) Вильгельм IV назначил его из Гессен-Касселя (Landgraf Wilhelm IV. von Hessen-Kassel) ректором в Kassler Pädagogicum (Касслеровская педагогика). К тому времени он окончательно стал называться как Гоклениус- латинизированная форма Гоккеля. Это соответствовало моде среди ученых того времени.
  В 1572 году Рудольфу Гоклениусу предлагают место старшего по философскому направлению (den äldre philosophische leitende Position) на кафедре, названной в честь французского философа Пьера де ла Раме (Pierre de la Ramée) или Петра Рамуса. Гоклениус согласился, но с условием, что не будет полность ( как по началу требовал Вильгельм IV) отказываться от меланхтонианства (Melanchthonismus), с которым он познакомился во время школы и учебы. Меланхтонианства - это опровержение с ортодоксальной точки зрения аристотелизирующего толка, напоминая о творении, воскрешении и других проявлении diligit Deus (воли Бога) при сравнение человеческой и животной душевной жизни, которое сводится к тому, что устанавливает между обеими не качественное, а лишь количественное различие. Если при объяснении душевной жизни животного обходятся без допущения бессмертной субстанции души, то в этом нет надобности и для человека. И у него также следует свести весь процесс душевной жизни к механическому устройству организма. При таком ходе мысли, конечно, не может более быть речи о свободной воли человека, данной ему Богом, нивелируются способность, усредняются человеческие качества с животными, и, поэтому, на почве последовательного детерминизма восхваляются значения, среди которых, в силу чисто механического влияния, преобладает упражнение и воспитание. Меланхтонианства опирается на два постулата - это вера (fidem) и мышление как самостоятельной условной единицы (an cogitas quod unitas independens conventional), и без всякой детерминации, только заостряя внимание на то, что человек живет в материальном мире (materia mundi), тем самым, ему и требуется уделять, сосредотачивать внимание на бытийные вопросы и не забывать, кем создан этот прекрасный и открытый мир (quis creavit haec aperta et pulchra mundi). Гоклениус по своей философской позиции принадлежал к так называемым "полурамистам" (Semiramists), то есть к группе перипатетиков (аристотеликов), которые были между теми, кто выступал за диалектическую интерпретацию учения Аристотеля, как Меланхтон, и теми, кто выступал за его аверроистическую (Ибн Рушд) экспозицию (восточный аристотелизм), как Пьер де ла Раме и его последователи ("Рамисты" / "Ramists"). Ландграф Вильгельм IV пошел на эту уступку. Наверно, это причина, по которой Гоклениус окончательно перебрался в свой родной город Корбах. Корбахская гимназия (Korbacher Gymnasium) при руководстве Гоклениуса стали обучать по учению Петра Рамуса. Гоклениус признавал авторитет идей Рамуса и преподавал их в Корбахской гимназии, считая это своей целью (миссией), просветительской программой, основным путем для достижение полного понимая простым людям исключительности немецкой протестантской неосхоластики. При этом:


  Требовал реформировать институт церкви
  Выступал против схоластики
  Желал освободить разум от "аристотелевских пут" и упростить методы наук
  Метод - это есть отличительная черта науки. Истинная методология может быть найдена, если будет постигнут человеческий дух
  Истинная цель философии - изучение человеческой души
  Выступал за сближение логики с риторикой
  Права разума - это высшая инстанция


  Гессенский ландграф Вильгельм IV проявил уважение к знанием Гоклениусу и не хотел терять такого специалиста и уникально ученого. Ландграф взял его в свои "силки" и не позволял ему выехать из города Корбаха и поменять место преподавание, но со временем согласился на его повышение в ранге и отправил в Марбургский университет имени Филиппа - первый протестантский университет Германии, основанный отцом Вильгельм IV Филиппом I Гессенский в 1527 году. Филипп I Гессенский в свое время был среди германских правителей самым ревностным сторонником Реформации и почитателем Мартина Лютера. В 1581 году Гоклениус в университете получил звание профессора философии. С 1589 года преподавал логику и математику, с 1603 преподавал логику и этику. До своей смерти 8 июня 1628 года он работал профессором. Его известность привлекла много студентов, он выпустил 600 специалистов в звании магистра (er verlieh an die 600 Magistertitel). Вместе с адвокатом Германном Вултейусом (Hermann Vultejus) он внес значительный вклад в развитие Марбургского университета. Германн Вультейус - это сын известного марбургского педагога и филолога (эрудита) Юстуса Вултейуса (Justus Vultejus). Рудольф Гоклениус и Германн Вултейус были в последующим советниками сыну Вильгельм IV ландграфу Морицу Гессенскому). В 1618 году ландграф Мориц отправил Гоклениуса и трех богословов в Синод Дордрехта (Dordrechter Synode).
  Рудольф Гоклениус был женат трижды и имел четверых детей. Его старший сын Рудольф Гоклениус Младший позже также получил известность как профессор университета Марбурга.

Дордрехтский Синод


  Дордрехтский Синод был национальным церковным собранием Голландской реформатской церкви с участием иностранных реформатских церквей, который проходил с 13 ноября 1618 по 9 мая 1619 года в Дордрехте. Вступительная (открытие) и заключительная (закрытие) проповедь (Синода) была проведена богословом, проповедником и церковным историком Дордрехта Балтасаром Лидием (Balthasar Lydius) и при председательстве пастора Яна Богермана (Jan Bogerman), который начал с фразы на голландском: 'De strijd was vanaf het begin beslecht' ("Битва была решена с самого начала").
  Мориц Оранский - принц Оранский, граф Нассауский, сын Вильгельма I, положившего начало независимости Нидерландов, принял окончательное решение по окончательному спору о кальвинистской доктрине (calvinistische Prädestinationslehre) предопределения. Мориц фон Ораниен (Moritz von Oranien) встал на сторону контраремонстранты (которых также называли гомаристинами (Gomaristen) в честь голландского богослова Франциска Гомаруса).
  Контраремонстранты - строгое толкование учения Кальвина о предопределении, согласно которому судьбы людей предопределены Богом. Контраремонстранты учили, что существует вечное постановление об избрании и отвержении человека (так называемое предопределение), из-за которого ещё до создания мира ясно, кто на веки спасен, а кто будет проклят. У человека нет свободной воли.
  Это противоречило идеям последователей Якоба Арминия, ремонстрантов (Remonstranten), по мнению которых, человек обладает свободой воли. Ремонстранты также требовали установление теократического режима и полный разрыв с королём и роялистами, именно это вынудило Морица Оранского склонится к учению контраремонстрантов. Уважаемый профессор богословия Якоб Арминиус (Jacob(us) Arminius) из Лейдена (Leiden) отрицал абсолютное предопределение и учил предопределению предвидением Бога. Главный тезис "Христос умер за всех людей, и благодать не кажется непреодолимой." Человек знает свою судьбу заранее, что это любовь к Господу и стоит к ней идти добровольно, наподобие нашего Бога Иисуса Христа, чтобы искупить свою греховность.
  Во время обсуждения пяти спорных статей оппозиция, в лице английских и немецких парламентариев, включая, в частности: Матиаса Мартиниуса из Бремена (Mathias Martinius aus Bremen) и Георга Круцигера (Georg Cruciger) и Рудольфа Гоклениуса из Марбурга, предотвратила любые открытыя и ясные определения сверх сложных тезисов (Feststellung supralapsarischer Thesen), то есть мнение, которое Бог уже определил, что некоторые люди отвергнуты. Дордрехтский Синод не мог выдержать и объяснить только существенную внутреннею спорную концепцию предопределения, что божественное предопределение было эффективным только после грехопадения. Мартиниус, Круцигер и Гоклениус имели в виду, что тогда получалось Бог если бы не ниспослав своего сына Иисуса Христа (Бог принял облик человека и назвал себя сыном) делал это под принуждением какой-то судьбы (quo fatum)? Человек создан по подобию Бога, а если исходить из логики Дордрехтского Синода, то человек создал Бога по образу своему, под влечением высшей силы? Бог подчиняется более высшей силе во Вселенной? Бог тогда кто для верующих? Как быть всем верующим? Из этого следует, что после грехопадение (изгнания из Рая Адамы и Евы) и до распятие человек жил без свободной воли? В Раю Адам и Ева помыслили себе Бога и дали ему право на жизнь, а после, до распятия, люди забыли и отвернулись от него, пока он о себе не напомнил? Мартиниус, Круцигер и Гоклениус заявляли, что промысел Божий людям не понять, и все совершается со смыслом, и с определенной целью. Бог - вселенский панлогизм. Мартиниус, Круцигер и Гоклениус требовали не утверждать политический Синод, не идти на поводу Морица Оранского, а пересмотреть решение Синода. Однако, Синод принял концепцию контраремонстрантов (Жана Кальвина) и отверг концепцию ремонстрантов (Якоба Арминия).

Ученый


  Рудольф Гоклениус был чрезвычайно известным человеком в свое время, о чем свидетельствуют славные прозвища, такие как "марбургский Платон" или "Платон из Марбурга" (Marpurgensem Platonem) или "христианский Аристотель" (christlicher Aristoteles). Но, Гоклениус был бы наверняка позабыт сегодня, если бы первым не использовал термин "психология" (Begriff Psychologie), и не ввел бы его в научный оборот. Учитель Гоклениуса Филипп Меланхтон использовал в своих лекциях термин "психология" и пояснял его в своей книги ("De anima" - труд по диалектике и психологии) следующим образом: "психология - изучение души, и каким аффектом она подвергается. Тело подвержено мирским влечением, аффектам и желая их страстно отвергнуть, стремится к познанию Бога. Только душа - божественная суть, которая заключена в тело и управляет нашими животными аффектами. Разум защищает нас от аффектов, отсутствие же разума дает им в нас укорениться." Сегодня нас привлекает тот факт, что он был первым, кто отделил онтологию от специальной метафизики, которая, по его словам, преобладала как обычная педагогическая практика в области философии.
  Наука Гоклениуса может считаться невероятной и современной для своего времени. Гоклениус - начитанный и универсальный человек, который однако, справедливо заметить, как ученый имел определенную независимость (фривольность), это выражалось в написаний трудов и в мышлении. Часто его изображения кажутся слишком общими и туманными, вместо того, чтобы продвигать науку вперед. Он слишком часто любил научные игры (т.е. подискутировать).

Гексентеоретикон


  То, что относится к научной славе Гоклениуса в целом, также относится и к его работе как теоретика ведьм. Здесь он приобрел определенную важность благодаря написанию "Oratio de natura sagarum" ("Природа ведьм"). В "Природе ведьм" Гоклениус пишет, что самое главное испытание (экспертиза) - Frigidam aquis Innatantium ("в холодной воде топить"). Здесь он описывает испытание "пробы воды" (Wasserprobe), которое позволяет отличить женщину от ведьмы. Во времена Гоклениуса испытание "пробы воды" снова и снова проводилось для определения ведьм после проведенной охоты на ведьм, и постоянно возникал ученый спор о законности его применения. Гоклениус выступал против яростного защитника противозаконности "пробы воды" в преступлении колдовства Вильгельма Адольфа Скрибония (Wilhelm Adolf Scribonius), который приводил доводы в пользу об отказе от такой фактической казни. Скрибоний - немецкий философ, доктор медицины и гексентеоретикон. Гоклениус в одном из своих писем Скрибонию изъяснял четко и ясно свою позицию о поддержке Wasserprobe и, аргументируя тем, что это самый "гуманизированом процессе испытания".

История города Корбах, городское право Зезтера и его вклад в образовании Ганзейского союза

 []
Heinz Körner: Kassels Südstadt; Historische Entwicklung der südlichen Vorstadt. Meister, Kassel 1990. S. 24.


  Город Корбах, с 18 июня 2013 года официально ганзейский город Корбах, является административным центром округа Вальдек-Франкенберг в Гессене.
  О происхождении и значении названия города представлены разные взгляды. Существует соглашение о том, что название происходит со старосаксонского (altsächsischen Ursprungs ist). Самая старая форма - Курбецкий (980) (Curbecki). Согласно одному мнению, первый слог должен был быть образован из средненижненемецкого (mittelniederdeutschen) "kurren, korren", что означает что-то вроде "журчания ручья". Согласно другому мнению, слог "Cor" или "Cur" от "Kür" и "küren", что означает "выбор" или "голосование". Таким образом, Корбах был местом, выбранным в ручье, возможно, также местом "встречи у ручья", где люди выбирали лидера.
  Курбец(ч)и впервые упоминается в документах в 980 году, когда тогдашний король, а затем император Отто II, при содействии графа Асихо фон Иттергау и Нетегау, выступившего в качестве свидетеля, поменял Корбах, Лельбах, Рена и три других места в бывшем Иттергау, на принадлежашие монастырю Корве (Corvey) районы Мегинрихесдорф (Meginrichesdorf) и Мемлебен (Memleben) в Хассегау (Hassegau). Однако первые признаки заселения в районе Килианскирхе (Kilianskirche) датируются временем до Карла Великого (742 - 814). Основу здесь составляло саксонское дворянство, завоеванное в свою время Карлом Великим (Саксонские войны с 772 по 804 гг.). На некоторых участках города есть признаки еще более ранних поселений, например, на ближайшей возвышенности под названием Випперберг близ Ленгефельда (Wipperberg bei Lengefeld).
  Корбах являлся одним из ранних членом городского права Зезтер (Soester Stadtrecht) и имел на то время в Священной Римской империи первое документально подтвержденное городское законодательство.
  Это передано в форме старой и новой Schrae "кожи коровы" (alten und neuen Kuhhaut) (Schrae - "кожа", "право", "список", "закон", "установление", "родословное"). Старое Право (Die Alte Schrae) - это название старой городской книги (des Alten Stadtbuches), является основным источником истории городского право города Зост/Зезт (Stadt Soest) и, таким образом, важным источником немецкого городского права вообще. Предположительно, городское право Зезтер исходило из закона муниципального права города Кельна, при создании которого позаимствовали идею из провинции Ломбардии в северной Италии. Этот закон в последствии был принят многими городами, например: Любеком (Lübeck) (1160), Корбахом (1188), Рютеном (Rüthen) (1200), Гезеке (Geseke) (1217), Варбургом (Warburg) (1218), Ростоком (Rostock) (1218), Липпштадтом (Lippstadt) (1220), Аттендорном (Attendorn) (1222), Зигеном (Siegen) (1303), Ольпом (Olpe) (1311) и другими 55 городами. В целом, право Зезтер было образцом для 65 городов северной Германии (Soester Stadtrecht Vorbild für 65 Städte im norddeutschen Raum).
  Городское право Зезтера предоставляла право на приобретение земли в собственность на паях и право учреждать независимые экономические организации. Благодаря этому зезтерские купцы законно приобрели все права на порт Любека в XII веке и замкнули все грузоперевозки на себе. Данные шаги послужили поводом для образование в последующим Ганзейского союза. Ганзейский союз - крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы. Право Зезтера имело своего юридического противника в виде Любекского городского право (Lübisches Recht). Со временем все немецкие (зозтерское, любекское, гамбургское и кульмское) городские права "слились" в одно и стали просто именоваться Магдебургским правом.
  Корбах служил перевалочной базой порта Любека для грузов и товаров из Италии, как это показано на схеме ниже:

 []
Карта интернет - портала "Вестфальская история" (Projekte im Internet-Portal" Westfälische Geschichte")

Этимология имени


  Рудольф (Rudolf → Rudolph → Hrōþiwulfaz) - с прагерманского языка образующего с двух слов "hrōþiz" + "wulfaz". Hrōþiz уходит корнями в праиндоевропейский язык к слову "krhhtis", что означает: "похвала", "слава", "известность" и "репутация", или "возглас"34.Wulfaz также уходит корнями в праиндоевропейский язык к слову wĺ̥kʷos, что означает "волк". Гокель (Göckel → Gockel → Güggel →Gickel) - с южно немецкого языка (Süddeutsch Sprache) означает: "петух" или "задира".
  Тогда по-русски имя будет звучать следующим образом: "Авторитетный/известный волк и задиристый", "Славный волк, но задиристый" и "Его возглас/голос похожи на волчьи и он очень драчлив".

Семья или почему фамилия Гоклениус имеет приставку фон?


  Рудольф Гок(к)эл был женат на Маргарите (Margarete Carl), которая родилась в 1550 году и умерла приблизительно 1584 году. Свадьба между Рудольфом и Маргаритой состоялась 20 апреля 1570 год, в городе Корбах. У Рудольфа и Маргариты было два ребенка Рудольф и Анна (Rudolf, Anna). Рудольф младший (1572-1621) в последующим стал доктором медицины. Был женат на Элизабет Вольф (Elisabeth Wolf). Годы жизни Элизабет 1584 - 1648 году. Элизабет была дочерью протенстанского капеллана Кристофера Вольфа (Christoph Wolf), годы жизни 1550-1583. Элизабет в браке с Рудольфом младшим с 1601 года. В браке у Рудольфа и Элизабет родилось трое детей: Теодор (1602-1673), Катерина (1604-1612) и Германн (1610-1663) (Theodor, Catharine, Hermann). Теодор станет как отец доктор медицины, а Германн будет мэром города Касселя (Kassel). Анна Гокэл (1584-1639) выйдет замуж за священника Конрада Гейзела (Conrad Geisel) (1582-1635). Анна и Конрад сочетались браком в Марбурге (Marburg), в 1612 году. У Анны и Конрада был один ребенок Мария (Marie) (1616-1700).
  Отец Рудольфа Гокэля был Георг (Юорхе / Жорж) Гокэл (Georg (Jörge) Göckel) гражданин города Корбаха (Bürger in Korbach). Родился в 1515 или 1520 году и умер после 1568 года. Мать Катерина Дитмаркхаузен (Catharina Ditmarckhausen) родилась в 1519 году и умерла приблизительно 1577 году. Свадьба между Георгом и Катериной состоялась 1 марта 1547 году, в городе Корбах. Известно, что отец Катерины Иоханн Дитмаркхаузен (Johann Ditmarckhausen) был бургомистром города Корбаха. Годы жизни Иоханна Дитмаркхаузена - родился приблизительно в 1496 году и умер 2 сентября 1582 года. Дед Катерины был Йост Дитмаркхаузен (Jost Ditmarckhausen) - патриций из города Корбаха, годы жизни - родился приблизительно в 1450-1460 годах и умер после 1530 года.
   Йост - ашкеназ. Ашкеназ - субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV веку. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш, принадлежащий германской ветви индоевропейской языковой семьи.
  Музей Диаспоры - Музей еврейского народа (ивр. ‏בית התפוצות‏‎) - музей еврейской диаспоры имени Нахума Голдмана, расположенный на территории кампуса Тель-Авивского университета в Рамат-Авиве (Тель-Авив, Израиль), вот какую трактовку дает имени Йост:

 []


  "Йост - чаще просто фамилия или возможно происходят из нескольких разных источников. Иногда одно и то же имя имеет более одного объяснения. Эта фамилия является типом отчеств (имен, производных от имени отца), потому что они происходят от имени одной из фамилий, и в этом случае это библейские слова. Йост - это версия Юстуса, латинского эквивалента еврейского термина "праведный". Название "праведный" и его различные версии происходят от слова "благотворительность". Первым так называемым "праведником" был Ной (Бытие 6: 9). Это имя было дано в различных формах выдающимся мудрым раввинам и ученикам, начиная с Ц(С)адока, который был первосвященником во времена царя Соломона и отца саддукеев (Цари 1). Седекия, третий сын Иосии (Паралипоменон/Хроники 1: 3, 15), был последним царем Иудейского царства (596-586 гг. до н.э.). Латинское имя Юстус (Justus), которое является переводом еврейского имени Садок (Zadok), задокументировано на земле Израиля как еврейское имя с начала I века и считается прозвищем библейского имени Иосиф. Еврейский историк Иуст/Йост/Юстус Тивериадский (Justus Tiberiensis), I века, был современником и политическим противником еврейского и последующего римского историка Иосифа Флавия (Josephus Flavius) в описании еврейской войны с римлянами (Иудейские войны). Юстус/Йост - имя используется для адаптации в Римской Галлий в III веке, потом снова и окончательно утвердившись уже при Капетингской Франции в X веке и в 1306 году."
  Йост Дитмаркхаузен - это означает "праведный или благотворительный, тот самый, которому отдан край, ему и его дому". Тогда из этого силлогизма получается, что скорей всего он был ростовщиком. За, что ростовщику дали титул патриция?

Титул патриция, его история и функции в Священной Римской империи


  Титул патриция берет свои начало из древнего Рима. Слово "патриций", patricius можно перевести - главный отец, заслуженный отец или, это тот, который доказал свое право главенство военной службой54. Патрицианские семьи - особый класс Древнего Рима, члены которого изначально были единственными, кому разрешалось выполнять многие политические и религиозные функции. В возвышении европейских городов в XII и XIII веках патриции - ограниченная группа семей с особым конституционным положением. После падание Римской империи, по мнению бельгийского историка и медиевиста Анри Пиренна (Henri Pirenne), патриции были основной движущей силой в Центральной Европе. С XIX века этот термин стал синонимом высшей буржуазии и не может сравниться со средневековым патрициатом в Центральной Европе. В немецкоязычных частях Европы, а также в морских республиках Италии, патриции были фактически руководящим органом средневекового города.
  Позднее термин патриций вытесняется, и вместо него используют "magister militum" (магистр армии, магистр оружия, военный магистр) - высшая военная должность в эпоху Поздней Римской империи, введённая в результате военных реформ Константина Великого. Далее термин magister militum использовался уже при преемнице Римской империи Византийской империи. Латинский титул magister militum равносилен греческому кормчему (κυβερνήτης), т.е. губернатор. Губернаторы в Поздней Римской империи в основном состояли из вождей федератов (варвары, которые поступили на службу к римлянам) таких как Стилихона из вандалов, Аларих из вестготов и других. Спустя века титул патриция будет применим Альберихтом II Сполетским - правителем Рима. Альберихт с 932 по 954 год воспользуется своим наследованным титулам от матери Марозии - дочери римского консула, в качестве притязаний на остров Сардиния. Во времена Юдикаты (Giudicati - военного управления), Альберихт объявит остров своей собственностью и дарует местным вождям в качестве награды титул патрициев. Ход Альберихта приобретет юридический подтекст, тем ни менее, сардинские вожди жили автономно от Рима, и термин "патриций" стал использоваться правителями, которые часто были де-факто независимы от контроля из метрополии.
  Начиная с XI века, в немецкоязычных свободных имперских городах (Freie und Reichsstädte) образовался привилегированный класс, который намного позже стал называться патриции. Фундаментом, из которого появится слово патриций послужит немецкий титул "гранд бюргер" (Großbürger - великий гражданин). Гранд бюргер - специальный присвоенный или унаследованный титул средневекового немецкого происхождения и юридически определенный выдающийся статус, дающий исключительные конституционные привилегии и законные права. В основном это были магнаты, и они подчинялись только императору Священной Римской империи, независимо от феодала и местной территориальной знати, или местных правителей (Fürsten von lokalem Land). Гранд бюргеры набирались из рядов имперских рыцарей (Reichsritter), купцов и ростовщиков (Kaufleute und Wucherer), администраторов (Verwalter) и служащих (Ministerialis/ Beamtentum); последние два класса могли становится гранд бюргерами, возводились в ранг рыцарей даже тогда когда они не были свободными (т.е., до клятвы они были поражены в правах, а после клятвы они становились полноправными гражданами и находились под личной защитой императора).
  До этого крупные граждане регулярно были гражданами города. Будучи гранд бюргерами, они обладали, помимо общих полномочий гражданина, далеко идущими привилегиями. Примером этого было право на торговлю на большие расстояния и право на свободную охоту, зарезервированные для дворянства. В качестве особой дополнительной характеристики в Гамбурге крупному гражданину было разрешено вести учет в отличие от банковских счетов простых граждан.
  Члены патрицианского общества давали клятву верности друг другу и непосредственно в отношении императора Священной Римской империи.
  Немецкие средневековые гранд бюргеры, патрициями (пост-римской Европы) себя не называли. Вместо этого они организовывали закрытые общества (Gesellschaften - товарищество, братство) и понимали слово патриций как принадлежность к определенным семьям или "домам" (Geschlechter - род, семья, колено). Это было задокументировано для имперских свободных городов Кельна, Франкфурта-на-Майне, Нюрнберга. Использование слова Patrizier для обозначения наиболее привилегированного сегмента городского общества восходит не к средневековью, а к эпохе Возрождения. В 1516 году Кристоф фон Шойерль (Christoph von Scheurl) советник и юрист (1481-1542) в Нюрнберге по поручению Иоганна Штаупица (Johann Staupitz), генерального викария ордена святого Августина, подготовил проект конституции Нюрнберга, представленный 15 декабря 1516 года в форма письма. Поскольку письмо было написано на латыни, Шойерль называл нюрнбергские "дома" "patricii", используя готовую очевидную аналогию с конституцией Древнего Рима. Его современники вскоре превратили это в заимствование слов "патрициат" (Patriziat) и "патриции" (Patrizier) для создания патрициальных отношении (patriotisch). Однако такое использование не стало распространенным до XVII и XVIII веков.
  Прадед Рудольфа Гоклениуса Йост Дитмаркхаузен, думается, получил титул патриция после 1516 года. Тогда можно предложить, что Йост был - novi hominem (человек незнатного происхождения, достигший высокого положения своим трудом). Однако правнук Рудольф, унаследовавший титул через три поколения, уже имел полное право на имя Рудольф фон Гокел.

Труды Рудольфа фон Гокеля, современная актуальность Гокеля

 []
Картина Гисенского университета имени Юстуса Либиха (Justus-Liebig-Universität Gießen).


  Национальная библиотека Франции (НБФ) (Bibliothèque nationale de France/ BNF) систематизировала все труды Гокеля. Марко Ламанна (Marco Lamanna), итальянский философ из Пизы, внес огромный вклад в систематизацию трудов Гокеля. Ламанна в своем труде "La nascita dell'ontologia nella metafisica di Rudolph Göckel" ("Рождение онтологии и метафизики Рудольфа Гекеля") указал все найденные рукописи, провел вторичную верификацию (авторство) этих трудов и добавил 6 новых. На момент написание работы Ламанном (2013 года) их насчитывалось 46. НБФ полный список Ламанна добавила в свою базу:


   1.Übungen zur Ethik (Упражнения по этике) (2010)
   2.Disputationen zur Natur-Wissenschaft (Споры о естествознании) 1592 (2007)
   3.Isagoge (Исагогика) (2005)
   4.Lexicon philosophicum quo tanquam clave philosophiae fores aperiuntur (Философский словарь / Лексика философии это есть ключ к философии) (1980)
   5.Conciliator philosophicus (Философский примиритель или Посредник философии) (1977)
   6.Isagoge in peripateticorum et scholasticorum primam philosophiam (Исагогика в перипатетике - это первая схоластическая философия) (1976)
   7.Lexicon philosophicum graecum... accessit ["sic"] adjicienda latino lexico sylloge vocum et phrasium quarundam obsoletarum, minus usu receptarum, nuper natarum, barmibarbararum, soloecismorum et @ , cum eorum... correctione et interpretatione, informatum opera et studio Rodolphi Goclenii senioris...(Лексика греческой философии... пришла нам из этого возможного соединение латинских слов и фраз некоторого старого начала, не используется из-за озлоблении в последние время, варварнизации, ошибки в грамматике (допущенных ошибок в письме/грамматике) и, когда те... коррекция и интерпретация, а так же информация о труде старца (уважаемого) Рудольфа Гоклении) (1634)
   8.Apotelesma philosophicum Rodolphi Goclenii senioris... hoc est Conciliator philosophicus... locupletatus et correctus, cum paralipomenis seu supplemento, adhuc a nemine editus... (Результаты философствование уважаемого Рудольфа Гоклени..., который усмирил философию, обогатил и скорректировал текстовые материалы и их дополнил, пока все еще ни в опубликованные...) (1619)
   9.Lexicon philosophicum graecum... accessit ["sic"] adjicienda latino lexico sylloge vocum et phrasium quarundam obsoletarum, minus usu receptarum, nuper natarum, barmibarbararum, soloecismorum et @ , cum eorum... correctione et interpretatione, informatum opera et studio Rodolphi Goclenii senioris... (1615)
   10.Problematum logicorum et philosophicorum Rodolphi Goclenii,... partes IV... (Проблема логики и философии Рудольфа Гоклении... часть IV) (1614)
   11.Rodolphi Goclenii,... Exercitationes et disquisitiones ethicae et politicae... (Рудольф Гоклени,... упражнения и исследования в этики и политики) (1614)
   12.Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philosophiae fores aperiuntur (Философский словарь / Лексика философии это есть ключ к философии) (1613)
   13. Rod. Goclenii,... Isagoge in peripateticorum et scholasticorum primam philosophiam, quae vulgo dicitur metaphysica, cum alio novo systemate metaphysico, M. Constantini Cnirimii,... (Р. Гоклени... Исагогика в перипатетике - это первая схоластическая философия, которая вульгарно (дико) диктовала метафизику, [хочу вас познакомить] с новой полной системой метафизики, М. Константина Книримии) (1612)
   14. Conciliator philosophicus, hoc est Rodolphi Goclenii,... liber scriptus in usum primis Lycei sacris initiatorum, praesertim disputantium, opponentium et respondentium (Примирить философию от Рудольфа Гоклени,... письменно используется основы (законов) сакрального Лицея, представлены для диспута, оппонирование и ответов) (1609)
   15.Observationum linguae latinae, sive Puri sermonis analecta, Rodolpho Goclenio,... auctore... cum quinque libris variorum problematum grammaticorum, auctiora 4? nunc prodeunt (Наблюдение латинского языка, это язык одних цитат / чисто речевой цитатности (это болезнь или чистый язык), Рудольф Гоклени... по пять книг различных проблем в грамматике, и 4 книги здесь) (1609)
   16. Rodolfi Goclenii,... Controversiae logicae et philosophicae, ad praxin logicam directae, quibus praemissa sunt theoremata seu praecepta logica, de integro correcta et aucta (Рудольфа Гоклени, ... спор логики и философии, логический уровень на практике, в которых теория предпосылки или правила логики с нуля исправлены и увеличилась) (1609)
   17.Rodolphi Goclenii,... Miscellaneorum theologicorum et philosophicorum... pars prima et secunda [-tertia] jam denuo recusa... (Рудольф Гоклени,... смешанная/разная теологическая философия в первых, вторых [-третьих], которую отвергают) (1609)
   18.Physiologia crepitus ventris et risus, recognita, explanata et iterato edita, a D. Rodolpho Goclenio, cum ritu depositionis scholasticae [auctoribus Friderico Widebrando et Johanne Dinckelio] (Физиология столкновение живота и улыбки, помните разъяснения и неоднократно издаваемых Рудольфом Гоклени, с помпезной дискуссии против схоластов Фридерико Видебрандо и Иоанна Динкелио) (1607)
   19. Politica e monumentis divini philosophi Platonis... a Rodolpho Goclenio,... conformata... (Политика как памятник божественной философии Платона ... сформированного у Рудольфа Гоклени...) (1607)
   20. Rodolphi Goclenii Adversaria ad exotericas aliquot Julii Caesaris Scaligeri,... exercitationes. Editio 3a (Рудольф Гоклени против некоторых внешних упражнении Тома 3 Юлия Цезари Скалигери) (1606).
   21. Liber selectiorum carminum Rodolphi Goclenii,... nunc primum in lucem editus (Книга отборных композиции Рудольфа Гоклени, впервые изданы в свет) (1606)
   22.Rodolphi Goclenii,... Ratio solvendi vitiosas argumentationes. Pars critices ad institutiones dialecticas pertinens... (Рудольф Гоклени... решить соотношение порочного аргумента. Некоторые важные для организаций отношение/замечание к/в диалектике...) (1605)
   23.Observationum linguae latinae, sive Puri sermonis analecta, Rodolpho Goclenio,... auctore... cum sex libris variorum problematum grammaticorum, nunc 3?... ab ipso auctore in lucem emissa (Наблюдение за латинским языком или выдержка чистой речи, Рудольфа Гоклени,...[в] шести книгах различные проблемы, связанных с грамматикой, теперь третья... свет, которым делится автор (свет, которым излучает автор)) (1604)
   24.Rodolphi Goclenii Cosmographiae seu spherae mundi descriptionis, hoc est astronomiae et geographiae rudimenta in usum discentium logicis institutis legibusque congruenter adornata... (Рудольф Гоклени Космография или личное описание мира, как обучают представлять мир астрономы и географы используя для этого логику и личные институциональные наблюдения при изучении) (1603)
   25.Rodolphi Goclenii,... Cosmographiae seu sphaerae mundi descriptionis, hoc est astronomiae et geographiae rudimenta... (Рудольф Гоклени,... Космография или личное описание мира, как обучают представлять мир астрономы и географы) (1603)
   26.Rodolphi Goclenii,... Appendix III, dialogistica de proprietatibus essentialibus... Collocutores sunt Rodolphus Goclenius et Buscherus. Appendix ultima continens contentionem sententiarum Piscatoris, Buscheri et Goclenii de plerisque quae in exercitationibus eorum disputantur (Рудольф Гоклени,... Приложение III, диалогистика чистого существенного качество (какого рода?)... разговор (собеседование) Рудольфа Гоклени с мясником. Приложение, содержащее породу последних предложений о рыбаках, мясниках от Гоклени их аргументы, большинство из которых находятся в духовном диспуте) (1602)
   27.Rodolphi Goclenii,... Scholae seu disputationes physicae, more academico fere propositae et habitae plaeraeque omnes in Schola illustri Cattorum... Editio 3a auctior... (Рулольфа Гоклени,...Схоластическая или дискуссионная физика, предлагаемая больше с академической стороны нашего обсуждение чем иллюстрирует школа Котов (т.е. лживых)) (1602)
   28.Rodolphi Goclenii,... Appendices. [I. De legitima disputandi ratione. II. @ seu @ definiendi. III. De legibus distributionis.] (Рудольф Гоклени,... Приложение. I. Споры о законности II. Принятия решения III. Законы дистрибуции (распределения) )(1602)
   29.Rodolphi Goclenii,... Commentariolus de ratione definiendi... (Рудольф Гоклени,... трактат о естественном разграничении (Трактат о мире/ Трактат о природе)) (1600)
   30. Rodolphi Goclenii,... Analyses in exercitationes aliquot Julii Caesaris Scaligeri de subtilitate, quas, e dictantis ore exceptas, philosophiae studiosis exhibet et communicat M. Johannes Schroderus,... (Анализ обучение у Юлия Цезаря Скалигери в точности стиля, который, из уст диктора (сочинении) передаю, чтобы (дабы) изучать философию, и обмениваться данными (опытом) / мыслями предложеным М. Иоханном Шредерусом) (1599)
   31. Analecta puri sermonis, sive Observationum latinae linguae pars secunda, continens scholarum grammat. libros tres, nunc primum... editos, Rodolpho Goclenio auctore... Accessit sylvula soloecorum in latinitatem commutatorum, auctore eodem (Выдержка чистой речи, наблюдения латинского языка, или части второй, содержащей все школы грамматике (правила) в трех книгах, сейчас впервые первая... публикуется Рудольфа Гокленио автора... пришедшая из леса извращенный латинский для коммуницирование, к тому же тоже самое указывает автор) (1599)
   32.Analecta observationum latinae linguae, studio et opera Rodolphi Goclenii,... (Выдержки наблюдении латинского языка, учеба и работа Рудольфа Гоклени) (1598)
   33.Rodolphi Goclenii,... Ratio solvendi vitiosas argumentationes. Pars critices ad institutiones dialecticas pertinens... (Рудольф Гоклени... Причина решения порочных аргументов. Критика институции (правил) диалектического отношение...) (1598)
   34.Rodolphi Goclenii,... Isagoge in organum Aristotelis, primum edita, in usum Academiae marpurgensis... (Рудольфа Гоклени,...исагогика в Органе Аристотеля, впервые опубликован в использовании университета Марбурга...) (1598)
   35.Rodolphi Goclenii,... Physicae disputationes in septem libros distinctae, quas, ipso praeside, in illustri Cattorum Academia marpurgensi... discutiendas studiosi et candidati philosophiae intra decennium proposuerunt. Collegit autem et in ordinem redegit sub vesperam nonagesimi septimi anni auctor hujus editionis... (Физика дискуссии с семью различными книгами, которые для председателя/президента/главы, уважаемого университета Марбурга... разрозненных студентов и кандидатов философии в течение десяти лет определен. Собран автором для этого издание одна тысяча пятьсот девяносто седьмого) (1598) 36. Spongia errorum quibus illevit chartas suas Heizo Buscherus, quibus praescripsit nomen excitationum et fasciculi controversarum quaestionum, cui adjunctae sunt disputationes aliquot quaestionum... a Rod. Goclenio,... (Губка [миндалины/гланды]), которые описал Хейзо Босшерусом есть ошибка, его описание нельзя оставить без в это состоянии (т.е. без внимание), данное им наименование вызывает острую дискуссию и обсуждению, которая... как Род. Гоклени) (1597)
   37. Rodolphi Goclenii,... Problemata rhetorica... (Рудольф Гоклени,... проблема риторики) (1596)
   38. Problematum logicorum Rodolphi Goclenii,... pars prima (Проблема логики Рудольфа Гоклени... часть первая) (1589) 39. Oratio de nativa et haereditaria in nobis labe et corruptione... a Rodolpho Goclenio,... (Речь о естественном наследование нашего распада и разложение Рудольфа Гоклени,...) (1588)
   40.Praefatio (Введение). - [L]
   41.Physiologia de risu et lacrumis (Физиология смеха и слез). - [L]
   42.Epistola (Письмо/Послание). - [L]
   43.Aliquot problemata ethica.... (Некоторые из этических проблем...) - [L]
   44.Notae et scholia (Заметка к схоластики). - [L]
   45.Academica seu philosophica panegyris, hoc est solennis actus renunciationis XXI magistrorum, variis generibus carminum... percelebratus in illustri Academia marpurgensi, IX. februarii anno Servatoris 1587, a promotore Rodolpho Goclenio,... Accessit his prosa lectu non inutilis (Академические или философские собрание - ежегодный формальный акт отречение 21 профессора, различные виды песен ... объявлении знаменитого университета Марбурга 9 февраля 1587 от Спасителя, предложено Рудольфом Гокленио,... они читали его прозу, но к ней не пришли)
   46. Supplementum (Дополнение). - [L]


   L (Lamanna) - аббревиатура фамилии Ламанна, что он дополнил в общий список.


  Марко Ламанна также указал на тот факт, что не все труды были написаны исключительно Гокелем, у него были и соавторы:


   1.Иохим Цюрэус или Куриус (Joachim Cureus / Curäus) (1532-1573) - немецкий богослов, писатель, историк и доктор медицины. Ученик Филиппа Меланхтона. Филиппист - название в честь учителя. Для филиппистов акцент был сделан на вопрос о том, как следует практиковать культовую практику во время богослужения. Филиппинцы признали, что в протестантском богослужении должны соблюдаться определенные литургические черты католической церкви.
   2.Франческо Пикколомини (Francesco Piccolomini) (1520-1604) - итальянский философ родился в Сиене. Он преподавал в Перудже и Падуе, стремясь примирить аристотелевскую философию с христианской догмой, хотя в его мышлении присутствуют платонизм.
   3.Рудольф Снеллиус (Rudolphus Snellius) (1546-1613) - голландский лингвист и математик, занимал должности в Марбургском и Лейденском университетах.
   4.Якоб Лорхард (Jacobus Lorhardus) (156-1609) - немецкий философ и педагог. В 1606 году он опубликовал произведение "Ogdoas scholastica" (Восьмая схоластика) или полное название Ogdoas Scholastica, continens Diagraphen Typicam artium: Grammatices (Latinae, Graecae), Logices, Rhetorices, Astronomices, Ethices, Physices, Metaphysices, seu Ontologiae, Sangalli : Apud Georgium Straub (Восьмая схоластика, продолжение масштаба типичных вещей/искусств: грамматике (латинского, греческого) логике, риторике, астрономии, этике, физики, метафизике или онтологии. Святой ветви: с Георгием Штраубом), в котором фигурировало слово "ontologia", впервые появившееся в этой книге. Автор использовал слово "Ontologia" синонимично со словом "Metaphysica". В следующем году он получил предложение стать профессором теологии в Марбурге. В это же время в Марбурге работал профессор логики, этики и математики, представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Филиппа Меланхтона.
   5.Отто Касманн или Касманнус (Otto Casmann/Casmannus) (1562-1607) - немецкий гуманист, астроном, физик и теолог. С 1581 - 1587 годы был учеником Рудольфа Гоклениуса в Марбурге. Касманн важен для истории антропологии и психологии. Он начал решение этих двух наук с аристотелевской метафизики и, таким образом, является классическим представителем секуляризации науки в Новое время. В своей работе в Steinfurt (Штайнфурт) time Psychologia anthropologica, sive animae humanae doctrina (Штайнфурт время психологии, антропологии либо человеческое обучение) (Ханау, 1594), он объединил концепцию "антропологии", предложенной немецким философом, врачом (анатомистом) и теологом Магнусом Хундтом (Magnus Hundt) (1449-1519). Касманн определял психологию и антропологию следующим образом: - "Учение о человеческой природе. Человеческая природа является неотъемлемой природой, которая является частью дуальной миро-природы, духовной и физической, которые объединены в базовый набор (имеют все)". ("Die Lehre von der menschlichen Natur". "Die menschliche Natur ist eine Weseneigenheit, die der doppelten Welt-Natur, der geistigen und der körperlichen, die zu einem Grundbestand vereinigt sind, teilhaftig ist.").


  Рудольф Гоклениус - авторитетный мыслитель XVI-XVII веков. Его труды до сих пор актуальны и важны для мировой человеческой мысли. Научный вклад Рудольфа Гоклениуса внимательно изучают и часто на него ссылаются (цитируют), по мнению сайта WorldCat (WC), крупнейшей в мире библиографической базы данных, насчитывающей свыше 240 млн. записей обо всех видах произведений на 470 языках мира и основанной в 1967 году Фредом Килгуром (Fred Kilgour), американским библиотекарем, писателем, учёный и профессором университета Северной Каролины. База создается совместными усилиями более чем 72 тыс. библиотек из 170 стран мира. WC указывает, что о Гоклениусе написано или его цитируют: в 1.290 работах, о нем 2.148 статей и его труды имеются и переведены на 6 языков (латинский, немецкий, английский, итальянский, испанский и норвежский), и содержатся в 3.460 библиотеках всего мира.
  WorldCat указывает такой график публикации работ Гоклениуса им самим, соавторстве, и цитирование после смерти:

 []


  При жизни (by) слева годы жизни и справа количество опубликованных работ:
   1550-1556 -5
   1568-1574 - 5
   1574-1580 - 5
   1580-1586 - 15
   1586-1592 - 35
   1592-1598 - 40
   1598-1604 - 40
   1604-1610 - 35
   1610-1616 - 30
   1616-1622 - 25
   1622-1628 - 20
   1628-1634 - 10


  Посмертно (Posthumously by):
   1634-1640 - 10
   1640-1646 - 5
   1646-1652 - 5
   1652-1658 - 5
   1658-1664 - 10
   1688-1694 - 5
   1694-1700 - 5
   1964-1970 - 15
   1970-1976 - 5
   1976-1982 - 15
   1988-1994 - 10
   1994-2000 - 5
   2006-2012 - 10
   2012-2018 - 10
   2018-2024 - 5


  Наиболее распространенные работы о Рудольфе Гоклениусе:


   La nascita dell'ontologia nella metafisica di Rudolph Göckel (1547-1628) by Marco Lamanna ( Book ).
   Clavis philosophiae peripateticae Aristotelicae : hoc est, Octaviani Ferrarii Hieronymi F. Mediolanensis De sermonibus exotericis liber vnus & De disciplina encyclio, liber alter. Nunc primùm in Germania editi ex bibliotheca Melchioris Haiminsfeldii Goldasti. Cum eiusdem De cryptica veterum philosophorum disciplina epistola ad Rodolphum Goclenium philosophum Marpurgensem by Octavianus Ferrarius ( Book ).
   Schediasmatum sive controversiarum theolociarum et philosophicarum, logicarum, rhetoricarum, grammaticarum, poeticarum, physicarum et ethicarum by Kaspar Finck ( Book ).
  О Марко Ламанна (Marco Lamanna), итальянском философе из Пизы и его труде "La nascita dell'ontologia nella metafisica di Rudolph Göckel", я уже указывал выше. Большой интерес также вызывает упоминающий о Рудольфе Гоклениусе в своем труде современник Гоклениуса - Octavianus Ferrarius (Октавий Феррариус) (1518-1586), итальянский профессор философии и медицины в университетах Милана и Падуи. Поклонник Аристотеля. В течение восемнадцати лет он преподавал моральную философию и политику в Collegio Cannobiano в Милане; после четырех лет в Падуе он вернулся в Милан, где оставался до самой смерти. Его работа: "Clavis philosophiae peripateticae Aristotelicae : hoc est, Octaviani Ferrarii Hieronymi F. Mediolanensis..." была издана в 1606, во Франкфурт-на-Майне (Francofurti : Nebenius ; Francofurti : Richterus, 1606).
  Тенденция последних лет демонстрирует пик активности к наследию Гоклениуса. Во всем мире цитируются его многочисленные работы: "Lexicon philosophicum : quo tanquam clave philosophiae fores aperiuntur", "Isagoge in peripateticorum et scholasticorum primam philosophiam", "Conciliator philosophicus", "Problemata logica" и многие другие. Однако, самой известной и упоминаемой работой Гоклениуса является "Философский словарь". Работа цитируется из-за введенных им в научный оборот трех понятии: "онтология", "антиномия" и "психология".

Термины Гоклениуса: онтология, антиномия и психология


  Изыскания Гоклениуса в области философии были связаны с переложением и комментариями к учению Аристотеля. Благодаря Аристотелю Гоклениус ввел в научный оборот три понятия: "онтологию", "антиномию" в своем труде "Философский словарь" (1613) и "психологию" "Психология" (Psychology) (1590). Позднее Гоклениус работы объединил в одну, - Философский словарь.

Онтология


  Онтология (от др.-греч. ὄν, род. падеж ὄντος - сущее и λόγος - слово, понятие, учение) - учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.
  Онтология имеет дело с классификацией существ и основными структурами реальности и возможности . Эта предметная область в значительной степени совпадает с тем, что называется "общей метафизикой" в соответствии с традиционной терминологией. Речь идет о системе основных типов объектов(конкретные и абстрактные объекты, свойства, факты, события, процессы) и их структурные связи. С другой стороны, к конкретным вопросам относятся, например, "Что такое человек?", "Есть ли Бог?" или "Есть ли у мира начало?". Эти темы попали в область "специальной метафизики" согласно традиционной классификации материалов. В некоторых традиционных подходах понятие бытия и его отношение к отдельным сущностям находятся на переднем плане.
   Итальянский философ, логик и медиевист Рауль Коразон (Raul Corazzon) считает, что сложно определить, кто раньше Гоклениус или Лорхард, ввел в научный оборот слово "онтология". У Гоклениуса и Лорхрда это понятие синонимическое. Гоклениус знал лично Лорхрда и читал его труды Ogdoas scholastica (Восьмая схоластика), в котором фигурировало слово "ontologia", и, позднее, в 1613 году, Theatrum philosophicum (Философский театр). В этом издании слово "ontologia" не появилось на обложке, но было сохранено внутри книги. Когда Лорхрд, будучи ректором гимназии города в Санкт-Галлене (Sanggale), в 1606 году опубликовал свой труд Ogdoas scholastica, то это не вызвало ажиотажа. Когда же он решил перепубликоваться и дополнить свой труд в новом формате Theatrum philosophicum, и сделать это от известного Галле-Виттенбергского университетаимени Мартина Лютера (Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg) (от Виттенбергского, в последующим два университета соединили в один), то по просьбе Гоклениуса, друга ректора, до издание Theatrum philosophicum переслал ему свой труд для ознакомление. Благодаря мыслям Лорхрда Гоклениус смог концептуализировать свою мысль.

 []
Rudolf Göckel, Lexicon philosophicum quo tanquam clave philosophiae fores aperiuntur, informatum opera et studio Rodolphi Goclenii, Frankfurt, 1613: abstractio ('ontologia' is written in Greek).


  Гоклениус считал, что онтология - божественные метафизические принципы, путь погружения в абстракцию, которую изображает натурфилософия (подсказывает/направляет) и теология - путь к совершенству, с помощью прикладного метода (способа), но на самом деле показывающие использование трансцендентных идеи под реальные (бытийные) условия, а так же выводы злоупотреблений, состоящие в отрицании (забывании) человеческого принятие божественной сути. Наука о бытие - метафизика. Ее поддерживает наука, которая направляет метафизику - онтология (oντολογία) или, другими словами, метафизика, которая стремится систематизировать и предугадать ход вещей путем изысканий онтологии, которая накапливает информацию путем эмпирических опытов априорного познания.
  Понятие "онтология", одно из важнейших в философии, позволило в дальнейшем избавить метафизику от теологической проблематики. В "Философском словаре" данный термин лишь упоминается, но суть его Гоклениус формулирует в более поздних работах. Он понимал онтологию как учение об объекте, взятом в абстракции от субъекта и его жизнедеятельности или как науку, стоящую между натурфилософией и теологией.
  Гоклениус также известен в области логики, сделав вклад, который позволил навсегда увековечить его имя: один из логических терминов - сорит был назван в честь него гоклениевым. Сорит ("куча") - цепь последовательных силлогизмов, в которых заключение является одной из посылок следующего за ним, а одна из посылок при этом не выражается в явной форме.
  В сорите посылки могут быть расположены двояким способом - аристотелевский сорит начинается с посылки, заключающей в себе заключение-субъект, и оканчивается посылкой, содержащей заключение-предикат (см. вышеприведённый пример); но сорит может начинаться и с посылки, содержащей заключение-предикат, и оканчиваться посылкой, содержащей заключение-субъект; этот вид сорита называется гоклениевым (Гоклениус, писатель XVI в., впервые указал на него в сочинении "Isagoge in Organon Aristotelis"). Если сорит разложить на несколько отдельных силлогизмов, то заключение каждого отдельного силлогизма служит меньшей посылкой следующего. В сорите может быть лишь одна отрицательная посылка; каждый сорит требует последовательности среднего термина, иначе получается перерыв в процессе умозаключения (лат. Saltus in concludendo) и заключение получится не значащее.
  Слово онтология была применено Христианом Вайзе (Christian Weise) (1642-1708) - немецкий писателем, поэтом, педагогом, в труде Romane II: Die Drey Kluegsten Leute ("Роман II: три разумных человека") в 1674 году. Христиан Вайзе понимал онтологию как ""Denn durch die PHILOSOPHIE. wird allhier nicht eine DISPUTATION aus der ONTOLOGIA verstanden sondern die rechte PHILOSOPHIA PRACTICA, welche sich in dem Lichte der Natur und in denen Menschlichen Verrichtungen umbsiehet und dannen hero einen festen Grund der unverfälschten Klugheit gestellet hat" (Chapter VIII, p. 181) (Потому что, только через философию. Это не значит, что это ДИССКУЦИЯ от ОНТОЛОГИИ, а правая ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА, которая охватывает себя в свете природы и в человеческих делах, а затем герой создал прочную почву для чистой мудрости). Позднее немецкий мыслитель Христиан Вольф ознакомился с этим романом и решил установить для себя, что есть онтология? К тому времени идея и концепция онтологии Гоклениуса/ Лорхрда была забыта на долгие годы, пока ее практическое употребление не было закреплёно Христианом фон Вольфом (Christian von Wolff) (1679-1754) - немецким учёным-энциклопедистом, философом, юристом и математиком, который явно разделил семантику терминов "онтология" и "метафизика" в своем труде "Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und des Menschen" ("Разумные мысли о Боге, мире и человеке"), в 1720 году. С 1706 до 1723 годы Христиан Вольф занимал должность профессора математики и натуральной философии в Галле (в последующим Галле-Виттенбергского университет), где смог ознакомится с работами Гоклениуса и Лорхрда. Так же формированию воззрения Вольфа на термин онтология послужили труды преподавателей, хранящиеся в Галлеском университете: Николауса фон Амсдорфа - ближайшего друга и сотрудника Мартина Лютера, лютеранского теолога и епископа, преподавателя теологии и так же преподавателя греческого языка Филиппа Меланхтона.
  
  Хронология термина "онтология":
   Лорхрда "Ogdoas scholastica" (1606) → Гоклениуса "Философский словарь" (1613) → Вайза "Die Drey Kluegsten Leute" (1674) → Вольфа "Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und des Menschen" (1720).
  

Антиномия

 []
 []


  "Aντινομία accipitur ... pro pugnantia feu contrarietate quarumlibet fentenriarum feu profitionum" - Антиномия общепринятый... ошибочная оппозиция сил возникающая из-за бездны неправильных посылок (законов).
  Антиномия (др.-греч. ἀντι-νομία "противоречие в законе" или "противоречие закона <самому себе>" от ἀντι- "против" + νόμος "закон") - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между признаваемыми одинаково верными положениями, или, другими словами, противоречие нескольких законов.
  После продолжительного забвения термина антиномия, его возродил и использовал родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, который ознакомился с трудом Гоклениуса и впервые утвердил четкое понятие термина в своем труде "Критика практического разума" (1788). По Канту, антиномии с необходимостью порождаются особенностями процесса познания, в частности постоянными попытками разума выйти за пределы опыта, познать "вещь в себе", а поскольку, по Канту, это невозможно, всякий такой выход и приводит к антиномии.
  
  Хронология термина "антиномия":
   Гоклениус "Философский словарь" (1613) → Кант "Критика практического разума" (1788).
  

Психология


  В дополнение к нескольким трактатам из области логики и "Философский словарь" Гокел опубликовал в Марбурге в 1590 году трактат под названием "ψυχολογία hoc est de hominis perfectione, anima, ortu" ("Психология - это полнота человеческой души, и которая развивается") или полное название "ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ, hoc est de hominis perfectione, Animo et in primis ortu ejus, commentationes ac disputationes quorundam Philosophorum et Theologorum nostrae aetatis... recensente Rodolpho Goclenio" ("ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ, то есть о совершенстве человека, о духе, и, в первую очередь, о происхождении его, в рассуждениях и спорах некоторых богословов и философов нашего века... под редакцией Рудольфа Гоклениуса"). Эта работа, насколько известно сегодня, действительно является первой сохранившейся печатной книгой, которая содержит слово "психология", написанное древнегреческим языком, в смысле, и, в написании.
  Иногда указывают, что Меланхтон, Гоклениус и Касманн позаимствовали термин психология у хорватского поэта и гуманиста Марко Маруличива (Marko Marulić) (1450-1524), известного как "отец хорватского ренессанса" и "отец хорватской литературы" из его труда "Природное понимание психологии человеческой души" ("Psichiologia de ratione animae humanae"), 1510 год. К сожалению, труд Марулича до наших дней не сохранился и определение понятию утеряно.
  Гоклениус психологических воззрениях различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Гоклениус считает, что "созерцание природы духа" может вывести к познанию архетипов, т.е. первоформ, непосредственно из божественного источника. Ярчайший свет, в котором выставлены архетипы, отсылает нас к знаменитой аллегории пещеры из "Государства" Платона. Весь пассаж проникнут платонизмом: Бог как ректор небесной Академии, верховный просветитель, и / или Бог как работник (демиург) в мастерской мира.
  Гоклениуса "Психология..." как трактат и ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ как термин являются кульминацией тысячелетних споров о происхождении человеческой души (anima humana) между приверженцами двух основных доктрин: креационизма (creatio a Deo) и традуционизма (ex traduce). Сотворяется ли душа, anima (вернее, разумная душа, порой именуемая умом или духом, animus) Богом "из ничего" в каждом человеке по отдельности или же душа распространяется от Адама "естественным" путем, то есть через семя отцовское? (А порой и материнское, от Евы; в основе этой доктрины лежали античные эмбриологические представления, в первую очередь гиппократовской школы, Аристотеля и Галена.) Не следует забывать и о третьем мнении насчет происхождения души: учении о "предсуществовании" (так у Лейбница в "Теодицее" I, 86). Оно восходит к Оригену и, в конечном счете, к Платону, но не имеет библейского основания и потому гораздо легче опровергаемо. Это учение, в неоплатонической версии которого душа является эманацией Бога, отстоит несколько в стороне и, во всяком случае, не представляет для соавторов "Психологии..." такой актуальности как ex traduce (перемежение). Действительно, эта последняя доктрина была спорной настолько, что в "Психологии..." полемика о происхождении души фактически сводится к поискам ответа на вопрос: An Anima sit ex traduce - существует ли Душа ex traduce (в движении)? И хотя кажется, что для первого издания "Психологии..." отрицательный ответ всеми был дан заранее, доводы за и против ex traduce на ее страницах достигают чрезвычайной изощренности; аргументация, конечно, схоластическая по своему существу, но уже кое-где увитая плющом барочной риторики. Однако "Психология..." представляет собой не только возможно последнюю версию этих споров в докартезианской традиции; она служит своеобразной платформой взаимодействия богословия, этики, логики и медицины. Не будет ли это добрым смешением, благоприятным для формирования новой дисциплины?
  Вопрос "An Anima sit ex traduce?", - уже своей схоластической и как бы стереотипной формулировкой свидетельствующий о давности проблемы, побуждает нас несколько выйти за рамки ренессансно-реформационного контекста, к которому принадлежит "Психология...", и коснуться генезиса традуционизма и его позднейшей исторической судьбы. Встречающиеся в источниках термины ex traduce и per traducem (путем передачи) происходят от латинского tradux, "отводок", "отросток" или "черенок" [Du Cange 1886]. Это существительное впервые появляется у римского автора Варрона в I в. до н.э. как технический термин виноградарства; свою растениеводческую коннотацию ex traduce никогда полностью не утратит. Признанный родоначальник традуционизма Тертуллиан, опираясь отчасти на труды медиков Сорана и Галена, разработал концепцию tradux для объяснения распространения телесной и моносубстанциальной в его понимании души, первоначально сотворённой в Адаме Богом (Бытие II:7).
  Хронология термина "психология":
  
   Марулич "Psichiologia de ratione animae humanae" (1510) → Меланхтон "De anima" (1540) → Гоклениус "Psychology" (1590) → Касманн "Steinfurt time Psychologia anthropologica, sive animae humanae doctrina" (1594).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"