Кузнецов Дмитрий Васильевич : другие произведения.

Безобразное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Кузнецов Д.В.

  

Безобразное - как эстетическая категория.

  
   Проявления безобразного в искусстве на примере декадентских
   течений.
  
   Как гласит словарь по эстетике: "Безобразное - это категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие в следствии дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отражает невозможность или отсутствие совершенства."(1)
   В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но " в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала".(1) То есть, иными словами говоря, безобразное является не просто антиподом красивого и прекрасного, но, как бы, всем своим существованием оттеняет и подчёркивает позитивность прекрасного.
   Красота Эсмеральды особенно ощутима, когда рядом с ней Квазимодо. Поэтому в искусстве всегда присутствует отрицательный персонаж, на фоне которого более очевидны достоинства положительного. Действительно, соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность и другие качества прекрасного особенно ощутимы и заметны если соседствуют с безобразным. В этом плане интересно обратиться к искусству Пабло Пикассо. Исследователи его творчества не раз задавались вопросом: "почему Пикассо, художник, прекрасно владеющий реалистической манерой письма, стремится надсмеяться над красотой, принизить красоту, которую он знал и которой так восхищался? Почему он стремится к этому, даже не испытывая никакой личной вражды? Может быть, чем больший гнев и страдания приносили ему чудовищные катастрофы в окружающем его мире, тем больших жертв он требовал от себя, если они могли претвориться в послание убедительной силы?
   Как ещё он мог выразить силу своих эмоций? Приносимая в жертву красота, рождала чудовищ или, вернее, сама превращалась в них. Взять, к примеру, хотя бы его большое монохромное полотно, известное как "Женщина с мёртвым ребёнком ", являющееся этюдом для его фундаментальной работы "Герники ". Наибольшая выразительность движения фигуры женщины на полотне - в повороте её головы, запрокинутой над мёртвым ребёнком у неё на руках. Эта голова на вытянутой напряжённой шее с необычайной силой передаёт ощущение агонии благодаря совершенно необычным искажениям фигуры и ассоциациям, которые они вызывают. Глаза, сведённые вместе на одной стороне лица, мечутся как маленькие лодки в бурю, ноздри напоминают застигнутых шквалом птиц, а рот исторгает крик, проникающий в душу вопль, такой же ужасный, как и рвущийся изо рта язык, подобный языку пламени, полыхающему среди острых грозных зубов, а линия губ напряжена как туго натянутый лук. Иному эта женская голова может показаться нелепой и отвратительно уродливой, но такие суждения лишены смысла. Они означают полную оторванность от того страшного живого опыта, который так ярко выражен в душераздирающем образе Пикассо. Именно его искажения вызывают чувства боли, сострадания, негодования и именно благодаря верно найденным метафорам нам, как в поэзии, открываются проблески универсальной истины ".(2) То есть своими сознательно уродливыми образами Пикассо подчёркивает насколько прекрасна окружающая нас жизнь, насколько красивы земля и природа, женщины и дети, и насколько чудовищны попытки уничтожить всю эту красоту.
   Безобразное в своём проявлении, кроме прекрасного, связано и с другими эстетическими категориями - комическим, трагическим, возвышенным и т.д. и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. Например в комическом безобразное содержится в форме уродливого, что составляет суть, например, карикатуры. Обратимся вновь к творчеству Пикассо. "Бывают моменты, когда неудержимое чувство юмора толкает Пикассо на создание чудовищ, изумляющих своей гротескной несуразностью и вызывающей смех у детей".(2)
   Безобразное, как и другие эстетические категории, связанно с длительной традицией в истории эстетической мысли. "Представление о выразительном значении безобразного в искусстве содержится уже в работах древних мыслителей и получает своё развитие в средние века, когда происходит широкое включение безобразного в систему эстетических понятий, где, по аналогии с понятиями добра и зла, безобразное рассматривается как необходимый элемент прекрасного или контраст к нему.
   Искусство и эстетика Возрождения, стремящиеся выразить идею гармонического развития человека, также часто обращались к сфере безобразного, как к средству контрастного выражения красоты".(1) Яркий пример тому - творчество нидерландского живописца Иеронима Босха.
   Особую роль безобразное приобретает в искусстве Европы и России конца 19-го - начала 20-го века, с появлением декаданса, где "происходят попытки эстетического оправдания уродливого".(1)
   Декадентство - ( от фр. decadanse - разрушение) термин для обозначения упадочных явлений в искусстве "выражающих настроение общественного и нравственного "упадка" - отказ от гражданских идеалов и веры в разум, разочарование в жизни, погружение в сферу индивидуалистических переживаний и эротических увлечений, любование красотой увядания жизни и самодовлеющий эстетизм".(1)
   Ныне, когда в культуре и искусстве рухнули идеологические барьеры, этот термин вышел из широкого обращения и употребляется только в историческом контексте.
   Как явление в искусстве, "декадентство" возникло во Франции в конце 19-го века. Упаднические настроения были вызваны там жестоким разгромом Парижской Коммуны в 1871 году и торжеством реакции. Крупнейшими представителями поэзии "декаданса" во Франции в то время были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Шарль Бодлер. Первые трое - сами были участниками революционного движения и остро переживали гибель революции. В обстановке торжества реакции, они обличали жестокость произвола и торжество мещанства, но их творчество этого периода отличает мрачность настроения, упадничество, пессимизм и меланхолия. Отражением окружавшей их действительности мрачными красками, муссированием в своём творчестве безобразного, всем своим образом жизни они желали как-то досадить респектабельной публике, шокировать её. Неслучайно буржуазное общество отвергало их.
   Вот фрагмент стихотворения Артюра Рембо "Парижская оргия или Париж заселяется вновь" в переводе Эдуарда Багрицкого.
   .......................................
   Захлебнитесь абсентом! У мокрых дверей
   Мертвецы и сокровища брошены рядом.
   Старичишки, лакеи, рыгайте скорей
   В честь праматери вашей с обрывистым задом.
   .................................
  
   О, помойные глотки! Закисшие рты!
   Где вино? Вот вино! Прощалыги, к добыче!
   Победители! Настеж держать животы!
   Ну, подставьте затылки с покорностью бычей.
  
   Отворите ноздрю ароматам клоак,
   Обмакните клинки в ядовитые гущи.
   Вам поэт говорит, подымая кулак:
   - Сутенёры и трусы, безумствуйте пуще!
   .....................................
   Хрестоматийным примером безобразного может служить блестящее стихотворение Шарля Бодлера с характерным названием - "Падаль", в переводе Вильгельма Левика.
   Вы помните ли то, что видели мы летом,
   Мой ангел, помните ли Вы
   Ту лошадь дохлую под ярким белым небом
   Среди рыжеющей травы
  
   Полуистлевшая она, раскинув ноги,
   Подобно девке площадной,
   Бесстыдно брюхом вверх лежала у дороги,
   Зловонный выделяя гной.
  
   И солнце эту гниль палило с небосвода,
   Чтобы останки сжечь дотла,
   Чтоб слитое в одном великая Природа
   Разъединённым приняла.
  
   И далее тому подобное.
  
   В России" декадентство" возникло также в конце девятнадцатого века в связи с "поражением народничества и его внутренним идейным кризисом, наступлением общественного и нравственного упадка".(1) В дальнейшем эти настроения получили большой толчок и новое развитие после поражения России в русско-японской войне, гибелью революции 1905-го года и начавшейся реакцией и затем - в связи с начавшейся бесполезной, кровопролитной Первой мировой войной.
   В русском искусстве "декадентство" выразилось в различных течениях - символизме, акмеизме, футуризме, абстракционизме и так далее. Надо сказать, что с точки зрения "марксистско-ленинской" эстетики всё, что не соответствовало принципам "социалистического реализма" следовало относить к "декадентству".
   Многие выдающиеся русские писатели, поэты, художники, артисты и музыканты,
   не принявшие идей октябрьской революции, по этому принципу были на долгие годы вычеркнуты из истории русского искусства.
   "Декаданс... это культурная деморализация, потеря нравственных качеств, вырождение, омертвение, эстетический сифиляга, а всё это относится к соцреализму...
   ...Разве видим мы эти черты в живом, вечно взбудораженном искусстве модернизма, авангардизма, в окружении его сперматозоидов? Социалистический окаменелый реализм - это и есть настоящая декадентщина...
   ... вся эстетика революционных обществ с её боязнью (всяких) перемен, всего нового, с повторяемыми из года в год мрачными пропагандисткими празднествами в недвижимых складках знамён, в этих волнах физкультурников, в осатанело бесконечной повторяемости, в самой оцепеневшей величавой позе этого общества - это эстетика вырождения, сродни поздневизантийской застылости, окаменевшей позолоченной парче, под которой слежавшаяся грязь, вонь, вши и распад..." (5)
   Наиболее ранним "декадентским" течением считается символизм. Среди его основоположников Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Н.Минский и другие. В их творчестве представлены все упадочные явления, присущие "декадентству" и упомянутые выше. Они пропагандировали уход от реальности в мир индивидуалистических переживаний, религию, отказ от насилия - и, следовательно, были "реакционны".
   Безочарованность и скуку
   Давно взрастив в моей душе,
   Мне жизнь приносит злую муку
   В своём заржавленном ковше.
   Ф.Сологуб. 1891 г.
   И ещё:
   Не быть никем, не быть ничем,
   Идти в толпе, глядеть, мечтать,
   Мечты не разделять ни с кем
   И ни на что не притязать.
   Ф.Сологуб. 1894 г.
   В произведениях символистов нередки образы смерти. Более того, они заигрывают с этим образом, вызывая у читателей чувство смутного страха.
   "Нет разных людей, есть только один человек, один только Я во всей Вселенной, волящий, действующий, страдающий, горящий на неугасимом огне и от неистовства ужасной и безотрадной жизни спасающийся в прохладных и отрадных объятиях вечной утешительности - Смерти".
   Ф.Сологуб
   Выдающиеся русские поэты, ставшие в последствии советскими, Александр Блок и Валерий Брюсов также выступали, особенно на ранних этапах своего творчества, с позиций символизма. Обратимся к воспоминаниям выдающегося
   русского советского писателя Михаила Зощенко.
   "Я стал вспоминать стихи моего времени. Это были отличные стихи, отличная поэзия. Поэзия Блока, Есенина, Ахматовой. Но какая боль в ней чувствовалась!
   Какие печальные мелодии напевали эти поэты! Почему?
   Только лишь потому, что их не удовлетворяла та жизнь, которую они имели?
   Тот общественный строй, который они на себе испытали? Нет, вряд ли.
   И вдруг вспомнил строчки из В. Брюсова:
   Вас, кто меня уничтожит,
   Встречаю приветственным гимном.
   Почему он так сказал? Почему он не сказал, что встречает приветственным гимном тех, которые уничтожат несправедливость, вопиющее неравенство, нищету? Нет, мы знаем, что поэт приветствовал революцию. Примкнул к ней, пошёл вслед за ней, чтоб увидеть новый мир, новых людей. Но почему всё же он нашёл такие жестокие слова в отношении самого себя?
   Я стал перелистывать стихи Брюсова, его дневники, письма.
   Я увидел, что он очень неплохой поэт. Но какой он неровный! Какая меланхолия одолевает его по временам!
   Какие истерические нотки слышатся в его музыке, в его мыслях! Какая катастрофа присутствует в его сердце!"
   М.Зощенко. 1922 г.
   Здесь нужно отметить, что безобразное, в своём буквальном значении, означает также отсутствие образа в художественном произведении, то есть, иными словами говоря "отсутствует средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме".(1)
   Следует помнить и о том, что безобразным в художественном произведении может быть как его содержание, так и его форма. Подлинно художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значительностью поставленных проблем, взвешенностью формы.
   В советском искусстве и "марксистско-ленинской" эстетике, выступавшим с классовых позиций, положение о ведущей, определяющей роли содержания по отношению к форме, о "противоречиях между ними, которые снимаются лишь в процессе развития искусства"(1) являлось принципиально важным, что зачастую, парадоксальным образом способствовало как раз проявлению безобразного, в его конкретном понимании.
   Вернёмся к воспоминаниям Михаила Зощенко.
   "Но может быть катастрофа, истерика и меланхолия были свойственны только лишь большим поэтам, в силу их высокой миссии, высокой чувствительности, высокого сознания
   Нет, строчки малых поэтов, лишённые благородства и вкуса были ужасны:
   Пышны юбки, алы губки,
   Лихо тренькает рояль.
   Проституточки-голубки,
   Ничего для вас не жаль.
  
   Все на месте, все за делом,
   И торгует всяк собой:
   Проститутка статным телом,
   Я - талантом и душой.
   Или ещё:
   У феи - глазки изумрудны,
   Всё на траву она глядит.
   У ней - наряды дивно-чудные:
   Опал, топаз и хризолит.
   Какой цветистый, нищенский язык! Какая опереточная фантазия... "
   Представители других "декадентских" течений преследовали свои иные эстетические цели. Например, кубофутуристы, пытаясь создать новое искусство, искусство будущего, отвергали культурное достояние предыдущих поколений, пугая, дразня и эпатируя публику. Неслучайно их основной программный манифест носил название "Пощёчина общественному вкусу ". Вершиной творчества кубофутуристов стало создание одним из членов их кружка - Алексеем Кручёных нового, "заумного" языка. Что тоже может служить примером безобразного.
   Дыр бул щыл
   Убещур
   Скум
   Вы со бу
   Рлээз
   Причём Крученых утверждал, что "в этих пяти строчках смысла больше, чем во всей русской поэзии".
   Подводя итог, можно сделать вывод, что "декадентство" являлось реакцией культуры и искусства на тот или иной социальный кризис, нарушавший привычный строй жизни и порождавший негативизм.
   Но даже если в обществе всё прекрасно и замечательно, личные внутренние переживания конкретного деятеля культуры или искусства, вызванные отрицательными эмоциями также могут являться поводом к появлению безобразного в художественных произведениях.
   Общеизвестны отклонения в психике великих писателей - Э.По, Н.В.Гоголя,
   Ф.М.Достоевского, имевшего к тому же дурную наследственность. Можно утверждать, что почти все творческие работники, обладая обострённым восприятием действительности, чаще других людей склонны к перемене настроения. В моменты, когда восприятие окружающего мира под влиянием социальной атмосферы или личностных переживаний вступает в противоречие с их внутренними представлениями, в их душевном состоянии нередко возникали депрессии, в минуты которых красота и гармония вызывали противные чувства и порождали стремление к безобразному в творчестве.
   "Однажды Флоберу делалаи операцию. У него был какой-то нврыв на щеке.
   По этому поводу Флобер пишет своей возлюбленной ( Луизе Колле) меланхолическое письмецо о том, какие несчастные создания люди: подвергаются непрестанному процессу порчи и гниения.
   Вот в каких неосмотрительных выражениях Флобер пишет: "Как будто недостаточно всей той гнили и заразы, что предшествует нашему рождению и ожидает нас после смерти...Сегодня теряешь зуб, завтра волос, открывается рана,
   назревает нарыв... Прибавь к этому мозоли на ногах, естественные дурные запахи, секреции всякого вида и вкуса - всё это даёт необычайно заманчивую картину человеческой особи. И подумать только, что это любят!" ( Зощенко М.М.)
   Вот ещё один пример поэтического творчества. Поэт глубоко в душе переживает свой пошатнувшийся социальный статус и ссору с близкими друзьями.
  
   В полутёмной вонючей кухне,
   На засаленной в лоск клеёнке,
   На кусочки резали душу
   Перочинным кривым ножом.
  
   А потом на газовой плитке,
   В прокопчёной огромной кастрюле,
   Её вместе с картошкой варили
   И стояли с часами в руке.
  
   А потом, когда вышло время,
   И душа, наконец-то, сварилась -
   Её клали в глубокие миски
   И несли подавать гостям.
  
   Те хватали её руками,
   И вдыхая душевный запах,
   Смачно чавкая жирными ртами,
   Ей закусывали самогон.
  
   Кустарёв Д.А. 1982 г.
  
  
   Использование безобразного в других видах искусства - живописи, кино, театре, музыке ХХ века также широко и многопланово.
   В живописи - это кубизм (П.Пикассо, А.Дерен), экспрессионизм ( М.Эрнст), абстракционизм (В.Кандинский, И.Танги, Х.Миро), супрематизм ( К.Малевич), сюрреализм (С.Дали) и дадаизм, поп-арт и соц-арт в России (иронизирование над обезличенным искусством периода "развитого социализма", будь то гипсовые статуи в парках культуры и отдыха или помпезные шедевры сталинского периода)и другие течения.
   Цели и задачи использования безобразного весьма разнообразны - от простого протеста до создания новых форм и целых направлений в искусстве.
   В кинематографе безобразное выражается в изображении пошлости, лицемерия, жестокости по отношению к людям, к животным, к природе, душевной чёрствости, асоциальности и деградации вследствие алкоголизма и наркомании, одним словом в показе тех человеческих качеств, которые уродуют личность, мешают ёё гармоничному развитию, а также и в прямом показе человеческих или животных останков, "оживших" мертвецов, упырей или вурдалаков для пущей натуралистичности снабжённых внешними атрибутами разложения и тлена - трупными пятнами, слизью, отслаивающейся кожей, вытекающими глазами и вылезающими волосами.
   Цели и задачи в данной области также обширны - от скандала и эпатажа, влекущего несомненную коммерческую выгоду до философского осмысления и эстетского смакования с претензией на элитарность, от желания вызвать отвращение к изображаемому до желания потешить и развлечь публику. Безобразное в том или ином качестве неизменно присутствует практически в каждом фильме связанному с войной или с насилием, как противными человеческому духу.
   Из зарубежных режиссёров, использовавших "безобразное" в своём творчестве, в качестве примера можно привести Л.Бунюэля ("Андалузский пёс", "Золотой век"), Т.Брасса ("Калигула"), П.Пазолини ("Сало или 120 дней Содома"), П.Гринуэя ("Повар,Вор, Его жена и Её любовник"), Д.Кроненберг ("Автрокатастрофа") и практически все так называемые фильмы-ужасы.
   В отечественном кинематографе, как более духовном, безобразное гармонично переплетается с трагическим и возвышенным (С.Эйзенштейн "Иван Грозный", Т.Абуладзе "Покаяние", Э.Рязанов "Дорогая Елена Сергеевна", "Небеса обетованные", А.Александров "Утоли моя печали", К.Муратова "Астенический синдром", К.Лопушанский "Письма мёртвого человека"), трагическим и уродливым (К.Лопушанский "Посетитель музея"), комическим и уродливым ( Э.Климов "Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён", "Похождения зубного врача", Э.Рязанов "Гараж", Г.Данелия "Тридцать три", "Кин-Дза-Дза") как и подобает настоящим произведениям искусства. Примеры можно продолжать...
   В завершение хочется обратиться к ещё одной разновидности искусства - к рок-музыке и эстраде.
   Возникнув в середине 60-х годов ХХ столетия как молодёжная суб-культура, русский рок пережил фактически второе рождение в начале 80-х годов, бурное появление новых групп, окончательно оформившись в совершенно самостоятельное культурное направление вопреки официальной культуре.
   Возникнув в молодёжной среде, рок-музыка по определению несёт в себе протест против существующих устоев тоталитарного государства, желание показать изнанку жизни, которую не хотят замечать официальные органы или же нежелание творить в традиционных культурных формах. Но творчество многих музыкантов, творивших на этом рубеже, два десятилетия спустя стало классикой русской культуры.
   Приблизительно в это же время на Западе появилось молодёжное течение "панк".
   Родившись в рабочих кварталах это движение ставило перед собой задачу шокировать благопристойное общество. Поэтому отличительной чертой панк-культуры стал крайний радикализм в одежде, макияже, причёске, манере поведения - разноцветные волосы или гребень посреди выбритой головы, так называемый "ирокез", или то и другое, нарочито грязный звук в музыке, обилие ненормативной лексики, отказ соблюдать сложившиеся нормы приличия. Через каких-нибудь пять лет, уже в годы "перестройки", когда ослабли идеологические барьеры, панк прижился и в России. В ряду других радикальных течений, панк является наиболее ярким и являет миру множество образчиков безобразного и уродливого во всех формах своего проявления.
   В России же, пока не было той свободы, и единственной формой протеста оставалось творчество.
   Некоторые группы, в пику залакированной официальной пропаганде, сублимировали в своём творчестве всё самое гадкое и мерзкое из нашей повседневной жизни, словно не веря в возможность что-то изменить.
   Показательно в этом плане творчество раннего периода московской группы "Крематорий", ныне обретшей статус "культовой" и её лидера Армена Григоряна, выдержанное в лучших традициях "декаденства":
  
   На этой улице нет фонарей,
   Здесь не бывает солнечных дней,
   Здесь всегда
   Светит Луна.
   Земные дороги ведут не в Рим,
   Поверь мне и скажи всем им:
   Дороги все до одной приводят сюда -
   В Дом Вечного Сна,
   В Дом Вечного Сна,
   В Дом Вечного Сна -
   Крематорий.
   1983 г.
  
   Вот ешё один образец творчества этой группы, в духе процитированного ранее стихотворения Шарля Бодлера.
  
   Ещё недавно, как будто вчера,
   Я был в неё влюблён,
   И пылкой любовью, как вином,
   Был опьянен.
   Но однажды воскресным утром
   Произошёл конфуз:
   Я взглянул на её белоснежную ножку -
   И нестриженный ноготь
   Вдруг возник предо мной.
   Он был чем-то похож на грязную ложку
   С омерзительно-жёлтой
   Грибковой каймой.
   И моя любовь куда-то ушла,
   Я не мог ни есть, ни пить.
   Звериный инстинкт проснулся во мне,
   Я готов был её убить.
  
   1983 г.
  
   "Когда Пикассо спросили, что такое по его мнению красота, он ответил:"Что за странная штука красота! Для меня это слово лишено смысла, так как я не знаю ни откуда идёт его значение, ни к чему оно ведёт. Вы можете с уверенностью сказать, в чём заключается его противоположность?" (2)
   Великий художник в своём ответе безусловно лукавит, иначе не было бы его " " "голубого периода", не было бы "Девочки на шаре", в конце концов не было бы его "белой голубки" - всемирного символа Мира.
   Невозможно обьяснить понятие красоты, её можно только чувствовать и подсознательно стремиться к ней, ибо у каждого художника (как творца) своё представление о красоте, но есть понятие более широкое, которое как раз обьясняет это стремление, это понятие гармонии, как некоего равновесия, соотносительности и сбалансированности, придающего творению законченность и совершенство, когда в нём всё прекрасно - "и душа, и тело", сочетание формы и цвета, соотношение формы и содержания.Именно внутреннее стремление к гармонии является основой творчества настоящих художников ( т.е. творцов), и когда оно вступает в противоречие с окружающей действительностью, то это может служить толчком к противоположному эффекту - появлению безобразного.
   Собственно, об этом уже говорилось выше.
   В условиях "развитого социализма" - полной идеологизированности и зарегламентированности во всех сферах общественной жизни, двойной морали, искажения и подтасовке истории выросли целые поколения лишённые чувства гармонии, духовности предыдущих поколений и не получившие взамен ничего, кроме лживого "Морального кодекса строителя коммунизма".
   Симптомы надвигающейся катастрофы, грозящей деградацией нации наиболее показательны в программной песне "Крематория" образца 1983 года с недвусмысленным названием "Лепрозорий", актуальность которой не только не потерялась с годами, но, напротив, только выросла.
  
   Эй вы, пещерные люди,
   Уставшие ждать ответа,
   Объясните нам лучше
   Сущность белого света.
   Дом и работа -
   Как Содом и Гоморра,
   Но вот движется кто-то -
   Пора тушить папиросы.
  
   О, галантная леди,
   Разверни свой бульдозер,
   Зачерпни эту землю -
   Мы заложим фундамент,
   Ведь безголовые дети
   Вакха и Венеры
   Уже целуют деревья,
   Наполняя их гноем.
   Эти люди страдают проказой,
   Они не верят больше природе.
   Эй, вы, сильные духом,
   Пора строить лепрозорий.
   1983 г.
  
   На самом деле алкоголизм и наркомания, венерические болезни и СПИД, передающийся преимущественно половым путём по сравнению с началом 80-х годов ХХ столетия достигли масштабов эпидемии, процент генетически здоровой молодёжи уменьшается, воспроизводство населения отрицательное, нация стареет и её будущее под большим вопросом.
   Даже центральная газета ЦК КППС "Правда" вынуждена была реагировать на это явление: "...надо видеть: нынешние "перекосы" в сознании молодёжи - это симптомы болезни, возникшей не сегодня. Её корни уходят в прошлое. Это следствие духовной диеты, на которой мы десятилетиями держали молодёжь, несоответствие между тем, что провозглашалось с трибун и тем, что происходило в обыденной жизни."(3)
   На другом же конце нашей "эстрады"- вечный праздник, вечная любовь, "ум-ца - ум-ца", обилие цветовых и световых эффектов, помпезность, роскошь и ...бесчисленное множество примеров безобразного .
  
   А в ресторане, а в ресторане -
   А там гитары, а там цыгане,
   И всё, что только хочешь - выбирай,
   И где-то там начинается рай.
  
   Или ещё "круче ":
  
   Синий туман похож на обман.
   Похож на обман синий туман,
   Синий туман.
   Синий туман похож на обман.
   Похож на обман синий туман,
   Синий туман.
  
   И так далее, и так далее...
   Более точного слова, чем модный молодёжный термин "отстой" для подобного творчества подобрать сложно.
  
   Распад СССР, отсутствие национальной идеи, общее снижение уровня культуры, бесчисленные экономические и политические потрясения, бездарная война в Чечне, засилие бюрократии, алчность и стяжательство "слуг народа" и тому подобное вне сомнения создают и будут создавать благодатную почву для проявления безобразного в творчестве.
   Но даже в стабильном, процветающем государстве с развитым гражданским обществом проявление безобразного неизбежно и обусловлено, потому что именно оно оттеняет и подчёркивает всё красивое и прекрасное, так же как день сменяет ночь, а добро превозмогает зло. Таково его эстетическое предназначение.
  
  
  
  
   Брянск - Москва, 1988, 2001 гг.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Использованная литература:
  
  
  
   1. Краткий словарь по эстетике. М. Просвещение. 1983 г.
  
   2. Пенроуз Р. Прекрасное и уродливое. Курьер ЮНЕСКО N1, 1981 г.
  
   3. Принципы перестройки: революционность мышления и действий. "Правда",
   06.04.1988 г.
  
   4. Зощенко М.М. Повесть о разуме. Ташкент, изд-во им. Г.Гуляма, 1987 г.
  
   5. Аксёнов В.П. Остров Крым. М. ИД "Юность", 1995 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"