Аннотация: Последняя экскурсия в цикле "История Иерусалима"
Воздвигни стены Иерусалима...
"Облагодетельствуй, (Господи), по благословению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима..." (Пс 51:20)
Прежде чем объединяться и для того, чтобы объединиться, нужно размежеваться
В.И.Ленин
Забор безопасностив Иерусалиме: к истории вопроса
В соответствии с Мандатом на Палестину, который Лига Наций возложила на Великобританию в 1922 г., включая Декларацию Бальфура 1917 года, англичане разработали перспективный план развития Иерусалима и определили его муниципальную границу. Работа была выполнена с размахом, так что город, в своём развитии, только сейчас достиг этой границы. В границы города вошли как арабские деревни, так и еврейские кварталы.
В резолюции 181 (II) от 29.11.47 г., ООН рекомендовала разделить Палестину на два независимых государства, арабское и еврейское, и придать Иерусалиму статус международной территории. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства отвергли его.
14.05.48 года Великобритания отказалась от своего Мандата на Палестину.
Со вступлением на территорию Палестины вооруженных сил арабских государств в день, когда было провозглашено Государство Израиль, началась полномасштабная война .
Фактический раздел Города между двумя странами, находящимися в состоянии войны, был формализован в Общем соглашении о перемирии между Израилем и Иорданией от 3.04.49.
В результате шестидневной войны в июне 1967 года между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Сирией и Иорданией, с другой, разделённый город был объединён. Как заявил Моше Даян, тогдашний министр обороны Израиля,:"...мы возвратились в эту самую большую святыню, с тем чтобы никогда с ней не расставаться"27 ".
Вопрос о строительстве Забора/Стены безопасности вдоль муниципальной граници 1922г. впервые возник после серии терактов 1994-95 годов: взрывы автобусов в Хедере, Тель-Авиве, Афуле, Рамат-Гане, на автобусной остановке на перекрестке Бейт-Лит и т.д, осуществлённые террористами-самоубийцами. Целью создания Забора было отделение Иерусалим от пригородов Рамаллы, откуда действовали террористы. Однако лишь в 2001г, после новой волны терактов (с сентября 2000 сотни израильтян стали их жертвами) этот вопрос был поднят вновь и в 2002г. план стороительства забора был утверждён. Строительство Забора ещё не закончено, но количество терактов уменьшилось многократно, так что 2007 год стал самым мирным за последние 20 лет.
Вместе с тем, объединённый город фактически разделён на Восточный, с преимущественно арабским населением, и Западный, - с преимущественно еврейским, и вопрос о создании двух независимых, еврейского и палестинского, государств рано или поздно должен возникуть вновь. В связи с этим, становится актуальным размежевание. Это далеко не формальная процедура, поскольку многие палестинцы, жители Восточного Иерусалима, являющиеся сегодня гражданами Израиля, предпочли бы остаться в составе еврейского государства.
Многие из святых мест Восточного Иерусалима расположены вблизи от муниципальной границы и Забора безопасности. Посещая их, можно также оценить сложности возведения Забора и вникнуть в собственно проблему размежевания.
Забор безопасности: возвращение к прошлому
Вся история Иерусалима с древнейших времён может быть представлена как история строительства очередных городских стен, от которых зависело само существование города, и строительство Забора является частью этой истории. С этой точки зрения и к Забору, о котором идёт речь, может быть отнесёна обращенная к Б-гу мольба о стенах Иерусалима в псаломе Давида (Пс 51:20).
На левом снимке наша группа туристов на ул. Ассаэль, по которой до 1967г проходила граница между Израилем (левая сторона улицы) и Иорданией (правая сторона). Здесь и делились хлебом с соседями на другой стороне улицы, и стреляли друг в друга. Известна анекдотическая ситуация, когда евреи перестраивали туалет на левой стороне улицы, а иорданцы подозревали их в сооружении военного объекта. Вопрос вышел на уровень трёхсторонней комиссии ООН, которая и осудила Израиль за нарушение соглашения о перемирии.
Глядя на фотографию, видно, насколько непросто осуществить размежевание, когда граница может проходить даже посредине улицы; но, с другой стороны, ясно, что жить в соседстве приходится и придётся.
Два других снимка показывают Забор в арабской деревне Аль-Иззария (в центре) и вблизи Вифлиема (справа).
Далеко не все жители Восточного Иерусалима настроены враждебно к Израилю. Так, к примеру, деревня Сур-Бахер и её "мухтар" (глава совета) открыто выступали против Арафата, говоря, что жители не хотят терять израильских социальных благ и хотят остаться в составе еврейского государства. Аналогичны настроения в деревнях Иззавийя, Джабал МаКабар, из которых и через которые не прошёл ни один террорист. Вместе с тем, из деревень Абу Дис и Аль-Иззария вышли большинство террористов и здесь Забор необходим, ограничивая возможности их проникновения в Израиль.
Здесь Иисус садился на осла
Существуют по крайней мере две церкви в Виффагии (от ивритского Бейт паги, что значит дом смокв/инжира), демонстрирующие камень, на который опирался Иисус, садясь на осла и отправляясь в Иерусалим с Масличной горы; обе они недалеко от Забора безопасности.
Первая - церковь францисканского монастыря, построенная в 1884г. Церковь украшена фресками итальянского художника Цезаря Вагирини (первое фото слева) в 1954г.
На снимке толпа приветствует Иисуса пальмовыми ветвями (символ царской власти, позднее - символ мученичества), выезжающего из Виффагии на осле: "...Послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею;отвязав, приведите ко Мне.И есликто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу" (Мф 21 2-3). В России вместо пальмовых ветвей в праздничные дни используют ветки вербы.
Собственно камень, на который опирался Иисус (центральное фото), датирован XII веком и, как предполагают, остался от церкви времён крестоносцев. Камень, в свою очередь украшен фресками, одна из которых (на фото) изображает сцену воскрешения Лазаря, что согласно Евангелиям происходило недалеко отсюда: "...Иисус говорит: отнимите камень...воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами.."(Ин 11 39-44).
Другая церковь - при греческом монастыре - построенная в 90х годах прошлого
века, предлагает верующим альтернативный камень и картину происходящего в Виффагии. Здесь Иисус на белом осле, а возраст камня не определён.
Место вознесения Иисуса
Как рассказывают Евангелия, через три дня после захоронения Иисус воскрес и через сорок дней, отдав поручения ученикам, вознёсся на Небо: "..Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. ...идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. (Мф 28 16-20). Демонстрируется след левой ноги в момент вознесения (левый снимок). На этом месте крестоносцы восстановили часовню, существовавшую в византийский период, которую Саладдин, затем перестроил
в мечеть (средний снимок). В исламе Иисус (Иса, с арабского) почитается как доисламский пророк, роль которого заключалась в том, чтобы подтвердить, что ислам - самая правильная религия.
В отличии от христиан, мусульмане считают, что Иисус был схвачен, но не был распят (распяли образ/видение/изображение Иисуса), поэтому они не считают святыней Храм Гроба Гоподня, оставив его нетронутым как пример заблуждения христиан.
Часовня крестоносцев, как считают археологи, имела вид ротонды, естественно, без крыши, неуместной для образа вознесения. Мусульмане накрыли её крышей и заложили камнями промежутки между колоннами (правый снимок). В таком виде мечеть выглядит сегодня и продолжает быть местом поломничества как христиан, так и мусульман.
Комплекс Августы Виктории: духовная святость
Святость мест, связанных с изложенными выше евангельскими событиями, нашла своё обобщённое воплощение в комплексе императрицы Августы Виктории, включающем церковь, готеприимный дом и госпиталь.
1898г. кайзер Вильгельм II вместе с женой Августой Викторией посещает Палестину. Нужно отметить, что он потомок короля Иерусалимского королевства, Фридриха II (на потолке церкви, правое фото, императорская чета изображёна в одеждах крестоносцев).
Протестанты не привержены фетишизму, слепому поклонению предметам как свидетельствам прошлого. Им достаточно знать, что где-то вблизи состоялось воскресение Лазаря и вознесение Иисуса, чтобы освятить это место сооружением церкви, не пресовокупляя камней как "мёртвых свидетелей"; иначе говоря, для них духовная ценность события превалирует. Этому отвечает и построенный в 1905г. комплекс.
В основе идеи - Иисус торжествующий, возносящийся (отсутствует традиционная аффектация распятия, - Иисуса страдающего), см. левое фото вверху.
Архитектура необычная , экклектическая: детали романской, мамлюкской, мавританской архитектуры, сюжеты как Ветхого, так и Нового Заветов, в окнах
гербы знатных немецких семей, надписи на латинском и на иврите.
Английское военное кладбище
Восточный Иерусалим приютил и английское военное кладбище.
В 1920-27г.г., после первой мировой войны, англичане строят в Палестине пять кладбищ (Иерусалим, Хайфа, Беер Шева, Рамле, Газа), где хоронят всех принимавших участия в военных действиях на Ближнем Востоке.
Часовня (центральное фото) выполнена как египетская гробница без принадлежности к какой-либо религии. На центральном памятнике слова Киплинга: Имя будет жить вечно..", справа "земляничное дерево" (катлав, иврит), красная кора которого согласно арабской легенде окрашена кровью сына, убившего отца.
Памятники над могилами выстроены как солдаты в строю. На каждом памятнике выбиты символ полка, табельный номер погибшего, чин, имя, религиозный символ и лишь в конце надпись от родственников. Садовники, ухаживающие за кладбищем, до сего дня содержатся англичанами.
Вместо заключения: Древо Жизни
Недалеко от кладбища, на задах арабской деревни, установлена скульптура Жака Липшица (выходец из Литвы), которую он назвал Древом Жизни (левое
фото). За деревней начинается Иудейская пустыня (правое фото).
Скульптура символизирует путь духовных поисков еврейского народа и не случайно установлена на границе между Землёй Обетованной и Иудейской пустыней, из которой он пришёл. Снизу вверх скульптура изображает жертвоприношение Авраама (виден занесённый над Ицхаком нож и справа овца). Выше - борьба Якова с Богом, которого символизируют Скрижали Завета. Сбоку ветви Древа Жизни, плодами которого Адам пренебрёг, предпочтя плоды с Древа Познания.
Можно сказать, что духовные поиски человечества завершены в большей степени, чем достигнуто совершенство мира. Это касается и Иерусалима, который вырос на противоречиях, живёт в них сегодня и не сможет никуда деться от необходимости их преодоления в будущем.