Бушмены просыпаются рано, еще до восхода солнца, и первым делом разжигают костры.Два огромных костра, возле которых собирается все племя.Ночь была холодной, и каждому приятно погреться вблизи огня, наблюдая, как солнце поднимается из-за дальних холмов.Но, едва только небо светлеет, все молодые мужчины племени тотчас встают, берут луки и стрелы и отправляются на охоту.Они идут в полумгле очень быстро, почти бегут, но никто из них не спотыкается о камни и корни деревьев, никто не задевает за колючие ветви кустарника - кажется, что лес расстпуается перед ними, и все препятствия сами собой исчезают с их пути.Это, конечно, не так - просто каждая тропинка в округе знакома им с детства, и они без раздумий и усилий безошибочно выбирают самый короткий и безопасный путь.При этом все их внимание поглощено совсем другим - они вслушиваются в каждый шорох, вглядываются в каждую, промелькнувшую за деревьями тень. Вдруг один из них останавливается и поднимает руку.Тотчас и все остальные замирают на месте и стараются проследить направление его взгляда.Шагах в пятидесяти они замечают крохотную, ростом не намного больше зайца антилопу.Она тоже замерла, только ноздри и уши ее слегка шевелятся, ловя лесные заахи и звуки.Охотники находятся с подветренной стороны, их запах не доносится до маленького пугливого зверька, но слух у него очень острый, а потому надо действовать совершенно бесшумно.Одни из охотников медленно поднимает лук, прицеливается. раздается звон тетивы - и антилопа, вздрогнув. одним прыжком скрывается в чаще .Стрела пролетела в каких-то двух-трех сантиметрах от нее, но промах есть промах - добыча ушла.Однако на лицах охотников нет ни досады, ни огорчения. Подобрав упавшую в кустарник стрелу, все невозмутимо продолжают тем же быстрым шагом свой путь. Вместе со взрослыми охотниками идут и дети,. Они еще слишком слабы и неопытны, чтобы метко стрелять из лука, но глазае у них зоркие, и все, что происходит в лесу.они замечают не хуже взрослых.Вот один из них останавливается и указывает рукой на вершину растущего неподалеку дерева.Секунду спустя и всем остальным удается разглядеть белку, затаившуюмя в листве.Поняв, что ее увидели, белка обращается в бегство, проворно перескакивая с дерева на дерево.Но бушмены преследуют ее по земле с не меньшим проворством, ни на миг не упуская ее из виду.Наконец, утомленный погоней зверек останавливается, чтобы перевести дух и осмотреться..Тотчас слышится звон тетивы, пронзенное стрелой тельце падает на землю к ногам бушменов.Зверек невелик, но бушмены не пренебрегают никакой добычей - лучше иметь скромный завтрак, чем не иметь его вообще.К тому же охота только началась. Они вновь, очень быстро и все-таки почти бесшумно, продолжают свой путь.Но сегодня им не очень везет.Время идет, скоро уже надо возвращаться в стойбище, а им удалось пока, кроме белки, добыть только пару птиц величиною с голубя.Один из них предлагает посмотреть - может быть, уцелела туша подстреленной ими накануне антилоы? Туша была настолько велика и тяжела, что отнести ее в стойбище целиком им оказалось не под силу.Отрезав от нее по полоске мяса, они взгромоздили ее кое-как на нижний сук ближайшего дерева.,чтобы хищникам было потрудней до нее добраться.Отыскать место, где все это произошло, им, конечно, не составляет труда. Но,увы - они не обнаруживают там ничего, кроме следов гиен и леопардов ,да нескольких обглоданных костей.Как и тогда, в самом начале охоты, когда стрела пролетела мимо маленькой антилопы, на лицах бушменов нельзя прочитать ни досады, ни разочарования. Охота не всегда бывает удачной, но они верят, что лес никогда не бывает настолько жесток к своим обитателям, чтобы оставить их совсем без своих милостей.Даже той добычи , что у них уже есть, им хватит для того, чтобы поддержать свои силы до завтрашнего дня.А новый день принесет и новую удачу.Но и этот день еще не закончился - до возвращения в стойбище у них еще есть пара часов. Они подходят к громадному баобабу - ствол его настолько велик, что его не смогли бы обхватить и пятеро человек.Возле одной из трещин в стволе вьется несколько пчел.Бушмены обмениваюися радостными улыбками - в это время года пчелы уже наверняка наполнили до краев свои соты медом.А пчелиный мед - это лучшее из лакомств, какое только бушмен может найти в лесу..
Не теряя ни минуты, охотники принимаются за дело. Один из них отыскивает подходящий сучок, пару щепок, клочок мха,и с помощью трения, тем же самым способом, каким пользоваличь тысячи лет назад наши первобытные предки, разводит костер.Потом он зажигает пару веток, с удивительным проворством, словно это легче легкого , взбирается вверх по стволу и просовывает горящие ветки в то дупло, где находится улей.Испуганные пламенем и дымом, пчелы с гневным жужжанием покидают свое жилище.Бушмен берет сочащиеся медом соты - столько, сколько может унести. - и начинает срускаться на землю.Пчелы жалят его в лицо, руки,плечи, но он словно бы и не замечает их укусов.Псоле него и все остальные охотники проделывают все то же самое.Улей, расположенный в этом громадном дереве, достаточно велик, чтобы меду хватило на всех.
Костер уже погас, но угли его еще тлеют. Бушмены кладут на них одну из подстреленных ими птиц, перед этим ловко ощипав ее перья. обжаривают и с наслаждением съедают.Потом они, бодро переговариваясь, отправляются домой, в стойбище.Охота на этом завершена.
2
Женщины племени все это время тоже не сидели без дела.Никогда нельзя знать заранее, будет ли добыча охотников достаточно богатой, чтобы мяса хватило на всех.А потому несколько женщин уже на рассвете отправились в лес на поиски съедобных кореньев и диких фруктов.Свойства всех растений, цветущих в округе, им прекрасно известны с детства. И они никогда не возвращаются в стойбище с пустыми руками.Сегодня они принесли крошечные, чуть больше ягод крыжовника, апельсиныи толстые коренья, по размеру и форме похожие на клубни картофеля.Эти коренья надо тщательно обжарить, и только потом, отодрав обуглившуюся кору, можно извлечь из них вкусную свежую мякоть.Сегодня, когда охота была не слишком удачной, все племя подкрепляет свои силы в основном кореньями и кисло-сладкими на вкус апельсинами.Впрочем, каждому досталось и по кусочку мяса,быстро поджаренного на углях.Еще несколько женщин с утра отправились за водой. Раздобыть воду в это время года - нелегкое дело, потому что текущая неподалеку река полностью пересохла.Приходится руками раскапывать раскалившийся на солнце песок, и только на глубине не меньше метра сквозь него начинает просачиваться вода.С помощью сделанных из тыкв черпаков ею наполняют ведра, потом каждая бушменка водружает по ведру себе на голову и, искусно балансируя, неторопливо направляется к стойбищу. Спешить ей нельзя - лучше задержаться в пути, чем уронить тяжелое двадцатилитровое ведро или расплескать половину воды по дороге..Но это едва ли возможно - любая бушменка умеет удерживать ведро в равновесии, даже не помогая себе руками, с такой же легкостью, с какой опытный цирковой артист идет по туго натянутому канату.
Но вот коренья и мясо съедены, жажда утолена, и все племя вновь принимается за работу.Еще возвращаясь с охоты, каждый мужчина подобрал или отломил несколько подходящих по размеру веток.Теерь он их осторожно обжигает со всех сторон, держа над пламенем маленького костра, срезает обуглившуюся кору и начинает умелыми ловкими движениями сгибать и разгибать их до тех пор, пока ветки не станут совершенно прямыми.Потом он сухожидиями антилоы привязывает к одному концу ветки птичьи перья, другой конец заостряет - и вот уже готова новая стрела.Но такой стрелой можно сразить только мелкого зверька вроде белки или не слишком крупных птиц.Для охоты даже на самых маленьких антилоп уже нужны металлические наконечники. За ними бушмены ходят в ближайшую деревню, приобретая там необзодимые им металлические изделия в обмен на свежее мясо. А для охоты на таких гигантов, как буйволы и жирафы, они используют яд, который добывают из произрастающего в десятках километрах от стойбища редкого ядовитого растения.
В течение того времени, пока охотники мастерят новые стрелы, они шумно, подшучивая друг над другом, обсуждают сегодняшнюю охоту.Заодно всоминают и все самое замечательное, что с ними приключалось в былые времена - схватку с леопардом, изнурительную погоню за павианом, рискованную охоту на буйволов.Голову почти каждого бушмена украшает повязка из шкуры павиана - знак его охотничьей доблести.Ведь выследить и добыть этого умного, осторожного , сильного и храброго зверя человеку, вооруженному только луком и стрелами, очень нелегко.Тем не менее почти каждому из охотников это хотя бы раз в жизни удалось.
Неподалеку от охотников женщины, тоже собравшись в круг, шьют новые покрывала из шкур антилоп.В сухое время года бушмен не нуждается в жилище - расстелив такое покрывало прямо на земле, он спит под открытым небом.В пору дождей он забирается в свой шалаш,сооруженный из набросанных друг на друга древесных сучьев.Врочем, такой шалаш - не слишком надежная защита от тропических ливней и ночного холода.Бушмену больше приходится полагаться на свою выносливость, неприхоливыость и терпение. Этих качеств ему, по счастью, не занимать.
3
Бушмены верят, что мир сотворен мудрыми и могучими духами.Власть этих духов велика:люди, звери, деревья, ветер, облака, реки - все подчиняется их воле.Их, этих духов, нельзя назвать ни злыми, ни добрыми :они не стремятся ни помочь человеку, ни ему навредить.Но когда бушмен умирает, он сам, согласно древним поверьям, становится духом в невидимом вечном мире.Он помнит о покинутой им на земле родне, так же, как и при жизни, желает ей только блага и всегда готов придти к ней на помощь.Но как высказать ему свою просьбу,как услышать его советы?
Бушмен знает два способа сделать это - танец и сон.А потому, когда наступают ранние африканские сумерки, один из бушменов берет очень простой, имеющий всего две струны музыкальный интсрумент, и начинает наигрывать ритмичную однообразную мелодию - возможно, самую древнюю из мелодий, существующих сейчас на земле.Мужчины, женищины, дети, даже старики становятся в круг и движутся в ритме этой мелодии, освещаемые взошедшей луной и загоревшимися в небе созвездьями.Этот танец может длиться час и даже больше. Иногда бушмены, забыв все на свете, танцуют всю ночь напролет.И в это время им кажется, что их умершие предки приближаются к стойбищу и ведут с танцующими беседу без слов,угадывая их желания, читая их мысли.
Потом, когда музыка умолкает, бушмены расстилают на земле свои покрывала и засыпают.Сон для них - это тоже путешествие в невидимый вечный мир.Во сне им тоже может явиться дух одного из их предков, что-то посоветовать или от чего-то предостеречь.Но сон может быть настолько причудлив, слова предка могут быть настолько таинственными,что разгадать их смысл бушмену оказывается не под силу.Тогда он обращается к самым старым из своих соплеменниц, и те, как умеют, объясняют ему смысл его сновидения.
В крайнем случае, если проблема, волнующая бушмена, оказалась настолько сложной, что ни танец, ни сновидения не помогои ему получить необходимый совет, он отпправляется в одно из священных мест - обычно оно находится где-то далеко в горах.Там, среди безмолвия, наедине со скалами, ущельями и небом,он проводит целые часы в размышлении,и как будто слышит шепот всех тех,кто в течение тысячелетий риходил сюда до него. Потом, поблагодарив предков и восславив великих духов, он возвращается в свое стойбище, к своим повседневным делам. Точно таким же, какими они были у его соплеменникова и множество веков тому назад. У него нет никакого имущества, кроме лука, стрел, ножа и пары звериных шкур.Но он ни в чем и не нуждается.Среди всех тех вещей, которые он видит в деревнях, где живут земледельцы и скотоводы, только наконечники для стрел и ножи привлекают его внимание.Все остальное ему представляется бесполезным и даже обременительным.Он привык полагаться на щедрость леса, в котором искусный охотник никогда не останется без добычи, всегда сумеет найти все то, что ему необходимо для жизни.И только одно его беспокоит:лес у него на глазах становится все меньше и меньше, антилопы, буйволы и другие животные, теснимые скотороводами и земледельцами, вымирают или уходят все дальше и дальше,и охота становится делом все более трудным. Мир, в котором живут бушмены,с каждым годом меняется, и меняется к худшему. И даже мудрые духи редков не знают, как помочь им в этой беде. И все же бушмены надеются, что решение все-такт найдется..и что мир снова станет таким же, каким они знали его на протяжении бесчисленных веков.