Кудряц Евгений Витальевич : другие произведения.

Интервью с Тенгизом Гудавой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ТЕНГИЗ ГУДАВА: "ДИССИДЕНТСТВО - ИПОСТАСЬ ЛЮЦИФЕРА!"
   Имя этого яркого автора "Русской Германии" давно знакомо нашим читателям, но этапы его пестрой биографии - рождение в Грузии, учеба в Москве, ссылка в лагерь, высылка из страны, к сожаленью, известны лишь единицам. Сегодня Тенгиз Гудава отвечает на вопросы нашего корреспондента.
  
  -- Тенгиз, вспомните Ваши первые детские впечатления. []
  -- Мне было 3 года, и в нашем доме проходило застолье. Отец тогда работал начальником железнодорожного узла в г. Самтредиа и у нас собралось много гостей. Огромных, как великаны, и каких-то горячих. Помню, как все пытались меня тискать, но это ощущение людного торжества врезалось в память и сделало из меня грузина, что в переборе не совсем хорошо. И сейчас друзья поражаются: откуда у тебя это умение зарядить стол человек на 10-12, да так, чтобы стол ломился от грузинских яств? Я думаю, что, вероятно, от того первого воспоминания.
  
  -- Вы окончили Московский мединститут. Почему Вы решили стать медиком?
  -- В силу врожденной противоречивости характера. Я окончил престижную физмат-школу в Тбилиси с золотой медалью, и прямым путем для меня была математика, в крайнем случае - физика. Ан нет, вопреки логике и ожиданиям учителей решил поступить на медико-биологический факультет 2-го Московского Медицинского института, отделение биофизики. Почему? Не было тогда труднее факультета в стране: экспериментальный, принимали только мальчиков, конкурс фантастический, отчисляли пачками. Факультет гордыни, причем беспочвенной. Там я познал "кузькину мать", когда надо было двигать горы нелюбимой химии, зубрить анатомию и резать трупы. Учился плохо. Жалею, что не отчислили. Стал бы человеком.
  
  -- Что послужило толчком для перемены Вашего самосознания в сторону диссидентства? Кто из "старших товарищей" был для Вас авторитетом?
  -- Толчком послужила та же врожденная противоречивость характера. Своеобразным "диссидентством" был, видимо, выбор факультета. Но эта ошибка не урезонила и мы вместе с братом, который учился на лечебном факультете того же института, всерьез и надолго "заболели" рок-музыкой. В 70-е годы, во время роковой феерии, она была волшебством и наркоманией... В советских институтах не очень поощряли хард-рок, его правильно трактовали как "идеологическая диверсия Запада". После нескольких "бесед", нашу музыку открыто объявили "антисоветской". Тут в душе и мозгу произошли сдвиги. Но кроме музыки, колоссальное влияние оказали "голоса", особенно "Свобода". Она меня и "рекрутировала" в диссиденты. Если по ночам из твоей комнаты на всю общагу слышатся "вражьи голоса", то едва ли это пройдет бесследно, учитывая советскую "империю периода упадка" - конец 70-х. Дальше - по нотам. Авторитетами были все диссиденты, особенно Владимир Буковский, Эдуард Кузнецов, Ида Нудель, Анатолий Щаранский, Анатолий Марченко, погибший в Чистопольской политтюрьме от голодовки, украинский поэт Василь Стус, тоже погибший в лагере. Конечно, Сахаров и Солженицын были для нас высшими богами. Однако они были вне меня. В дальнейшем я понял почему: мировоззрение этих людей чрезвычайно далеко от моего. Вообще, диссиденты - это кто угодно: начиная от религиозников и кончая убежденными сталинцами. "Они все такие разные" - сказал Михаил Горбачев в начале перестройки, когда западные корреспонденты попросили его освободить политзаключенных. "Кого вы имеете в виду?" - переспросил последний генсек.
  
  -- Понимали ли Вы, что "игры" с советской властью смогут закончиться реальным тюремным сроком?
  -- Не только понимал, но всеми силами стремился в тюрьму, на эшафот. Это психология шахида - она свойственна диссидентам, во всяком случае, таким как Володя Буковский или Эдик Кузнецов. Никакой "игры" не было, все было всерьез. Мы говорили властям: вот мы, ваши враги! Берите нас и ешьте с маслом! А они (КГБ) думали-решали - создавать ли им нового мученика. Главный же шарнир этой конструкции - Запад! Если бы наши аресты, смерти, голодовки и т. д., т. е. вся наша борьба не возвращалась в СССР в виде "голосов", выступлений сенаторов, президентов и т. д., нас бы ждала судьба репрессированных при Сталине. Да и мы едва ли пошли бы на такое безумие. Нет, тут был четкий расчет, прагматизм: мы умрем, а вас за это поимеют! Глупый расчет? Не знаю, но он работал. Диссидентское движение подточило саму станину системы.
  
  -- 5 лет лагерей - это все-таки не "сахар". Годы, проведенные в неволе, еще больше Вас закалили и укрепили в правильности Вашего мировоззрения?
  -- Несомненно. Тюрьма - это катарсис, очищение, когда отлетает шелухой вся наносная житейская грязь. Это дает небывалое и практически невозможное в "мирской" жизни ощущение собственного смысла. Вот мы знаем вес своего тела (лучше бы порой не знали!). А тут начинаешь ощущать "вес души". Небесное качество. В этом сила любой веры. Не подумайте только, что я такой герой. Нет, совсем нет. Страх, ужас, сомнения, слабость, боль - все это, как тень, всегда с зеком. Если нет этого, значит у человека проблема с психикой. Человек не рожден для героических страданий. Священный простой быт, скромность помыслов, "нищета духа" - вот добродетели. А диссидентство - ипостась Люцифера. Лучший из ангелов стал сатаной-диссидентом Богу! За эту гордыню диссиденты тяжко расплачиваются трагичностью своих судеб.
  
  -- Вас "попросили" из страны в 1987 году, когда в Советском Союзе была в разгаре перестройка, девизом которой стало "новое мышление" и демократизация. Чем же Вы так не понравились новому режиму?
  -- Дело было так. "Горбачевские помилования" начались в конце 1986 года, когда освободили из Горьковской ссылки академика Сахарова. Потом освободили из Мордовского женского политлагеря поэтессу Иру Ратушинскую. А в начале 1987 года выпустили порцию политзеков, в основном тех, чьи имена повторялись на Западе. В этой группе был и я. Кстати, я отношусь к категории диссидентов-счастливчиков. Малой кровью (что такое 5 лет?) обрел свой "воровской авторитет"... Куда б?льшие страдальцы и терпигорцы канули в лету. Их имен даже сегодня никто не знает. Они не дают интервью... Но они - первые у Бога.
  
  
  -- С 1987 по 2004 гг. Вы проработали на Радио "Свобода", где были редактором Русской редакции. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.
  -- Мне казалось, что, работая на американской станции с таким названием, я должен быть благодарен судьбе. Не знаю, каким я был редактором, и каковы были мои передачи - об этом пусть судят другие. Но я всегда старался выдать в эфир максимум того, чем меня наградила судьба. Тема прав человека и национальный вопрос в таких взрывных регионах, как Кавказ и Центральная Азия, были моими приоритетами. Начальство не мешало, но я всегда был для него все-таки "диссидентом", потому что говорил прямо и не понимал кривоходов. Например, когда начался этот идиотический крен в сторону Москвы, и "Свобода" стала терять свое лицо, свой смысл и миссию, я стал протестовать. Нет, я не устраивал демонстраций, я знаю правила американских корпораций. Но позицию свою не утаивал, что гарантировано Конституцией США. Как не утаивал и своей позиции по отношению к тому, что творилось на территории бывшего Советского Союза.
  
  -- В 2004 году Вас и еще нескольких сотрудников радиостанции уволили с громким скандалом. Можете ли Вы сегодня, по прошествии четырех лет, без эмоций говорить на эту тему?
   []-- Без эмоций? Это как? Равнодушно? Если быть академически точным, наверное, не могу. Не потому, что меня уволили, точнее "сократили" - обманно, без объяснения мотивов, с букетом служебных преступлений. А потому, что американское радионачальство взяло курс на ликвидацию вполне работающего и востребованного института. Надо ли сегодня доказывать, что в российских СМИ "свободы" не больше, чем в тюремной стенгазете. А где "Свобода"? А "Свобода" на 36 месте в Москве! Почему? А потому, что не отличима от российских СМИ, но уступает им в "тусовочных" тараканьих бегах. Когда убили миссию этой знаковой радиостанции, т.е. миссию способствовать демократии, свободе, правам человека, достоинству человеческой личности... Когда все это выбросили на помойку, а стали передавать информацию о жизни свингеров, о погоде, моде и прочей "желтизне", слушатель сделал выбор. Вот в чем суть моего "скандала". Ну, а то, что человека после 18 лет работы, не объясняя причин, выбрасывают без выходного пособия на улицу, т.е. жесткий западный трудовой рынок - отдельная "опера". Это зло до сих пор не изжито мной, не понято. Снится всю дорогу.
  
  -- После распада Советского Союза на карте мира появилось новое независимое государство - Грузия. Первым президентом новой страны стал Звиад Гамсахурдиа, его сменил бывший партийный босс Эдуард Шеварднадзе. Сегодня страной управляет Михаил Саакашвили. Могли бы Вы дать оценку этим трем политикам? Считаете ли Вы приход Саакашвили к власти легитимным или следствием государственного переворота?
  
  -- Звиад Гамсахурдиа был нашим ближайшим соратником. Мой брат и я, а также наши друзья - братья Гольдштейны, фактически "воскресили" его после самоубийственного телевизионного "раскаяния" в конце 70-х годов. В Звиаде сконцентрировались все плюсы и минусы грузинской нации. Блестящее образование, харизма, серьезное увлечение философией - все это сочеталось в Звиаде Константиновиче с мелкотравчатым национализмом, плоды которого мы пожинаем и сегодня. Кроме того, не был человек духовно высок настолько, насколько высок был его авторитет: ведь это он, точнее Хельсинкская группа, им возглавляемая, первой в СССР перепечатала и распространила "Архипелаг Гулаг". Свое телевизионное падение Звиад не мог простить ни себе, ни, что намного хуже, другим. Такие "поломанные" личности - страшное зло в любом движении, даже любителей природы, а не то, что диссидентском. В итоге мы - т.е. уже западная "диссидентура" - со Звиадом разошлись, он объявил братьев Гудава - злейшими врагами Грузии, а мы приложили все силы, чтобы избавить Грузию от его пагубной политики. Как раз во время гражданской войны я встречался с Эдуардом Шеварднадзе в Москве. Национально-освободительное движение Грузии, которое было вне звиадизма, пригласило старого "Лиса" в свой курятник. Тогда важно было добиться международного признания независимости Грузии, а он был личным другом Бейкера, Геншера и т.д.
   Михаил Саакашвили - некий синтез первых двух личностей. Общеизвестно его "гебистское происхождение" - дядя, который заменил ему отца, был генералом КГБ. Отсюда западная карьера в те времена, когда это представлялось менее вероятным, нежели полететь в космос. Саакашвили - умный и профессиональный американский адвокат. Его связи с Западом - уникальный шанс Грузии свершить вековечную мечту - стать частью Европы, интегрироваться в западный мир. Он играет свою партию со знанием дела, часто ставя в тупик кремлевских оппонентов, которые отстали от него в развитии на много лет. Разумеется, это не умаляет его негативных черт, например, склонности к силовым решениям. Сложная натура. О ней можно было бы много говорить, но российский контекст убирает все полутона. Черный или белый. В таком случае, он - белый. И к власти пришел правильно - путем бескровной революции. В результате революции образовались Соединенные Штаты и весь наш мир. А как еще можно было сковырнуть Лиса, который засел на века? Вы помните кадры: Саакашвили со товарищи ворвались в парламент, кричат: "Убирайся!", а Эдуард Амвросиевич продолжает бубнить с трибуны свой "доклад". Так его, бубнящего, и вынесли из власти.
  
  -- Кроме публицистики Вы, еще занимаетесь и литературной деятельностью. Вашему перу принадлежат несколько повестей, а в 2003 году в московском издательстве "Аграф" вышел Ваш роман с загадочным названием "Его звали Анжелика". Если можно, только для наших читателей, расскажите об истории его создания.
  -- "Его звали Анжелика" - это название редакции, я предлагал скромное "Анжелика". Говорят, так больше заинтригует покупателя, хотя я думаю, что это касается только лиц определенной ориентации. По иронии судьбы роман воспринимается как "гомоэротический триллер" и помещен на сайтах, где приличному грузинскому семейному диссиденту не место. Я смеюсь: причислять кого-то к геям только потому, что он пишет о геях, все равно, что считать пишущего о космосе космонавтом. Но суть даже не в этом. О каком "гомо" можно говорить, когда главный персонаж - Анжелика-Андрей - не человек вовсе, а... ангел, правда, падший, Люцифер, уже упомянутый нами. Он, как положено сатане, пребывает в "темнице", т. е. в тюрьме, где он властелин. Тема "опущенных" в тюрьмах и лагерях - это чистый horror, и, помнится, ничего так не потрясло меня, когда я угодил в тюремный ад, как это страшное явление. И вот на переломе человеко-зверя и человеко-ангела возник замысел, говорить о котором мне никак не с руки. Одно скажу, я хотел написать о любви, любви к красоте, к женской красоте, неважно кто в данном случае ее представляет: "опущенный зек" или "опущенный" ангел.
  
  -- В заключение хотелось бы от Вас, как настоящего грузина, услышать тост!
  -- Классическим тостом я вовсе не владею. Но, устраивая застолья и дерзая называть их грузинскими, мне приходится как-то отвечать на глобальный вызов стола. И вот я начинаю что-то такое изобретать, импровизировать на ходу... порой получается некий квази-тост, порой получается просто дискредитация такового. Кстати, грузинский тост не существует отдельно от стола. "Рассказать тост" это все равно, что "напеть" оперу. Тост возникает при наличии конкретного стола, конкретных людей, конкретного события и т.д. Например, один из жанров тоста - беззастенчиво превозносить сидящих за столом. Тут надо быть краснобаем, но, не имея объекта, ничего не придумаешь. Если кто-то вызовется рассказать вам тост, это будет не тост, а анекдот или притча... Впрочем, один тост все-таки выдам. Он работает безотказно по женской части стола. "В стародавние времена, в глубоком ущелье Кавказа жила маленькая, но очень гордая стайка птичек. И была у них единственная драгоценность - жемчужное ожерелье. Когда проклятый ледник стал наступать, конечно же, с севера (намек понятен!), стайка птичек поднялась, чтобы лететь в теплые края. Жемчужное ожерелье доверили нести самой маленькой, но самой гордой птичке. И вот, когда стая взлетала все выше и выше, и безжалостные лучи солнца обожгли крылья птички, она упала на самое дно самого глубокого ущелья Кавказа. Ожерелье слетело с шейки и разбилось об утес, так что жемчужины разлетелись по всему миру". Тут театральная пауза, чтобы народ "дозрел", и торжественно произносишь собственно тост: "Так выпьем же за те (считаешь, сколько женщин за столом) жемчужины, которые волей судьбы попали сегодня за наш стол!"
  

Беседовал Евгений КУДРЯЦ

  
   Наша справка:
   Тенгиз Гудава родился в Имеретии (Грузия) в доме у железнодорожного полотна. Отец работал начальником железнодорожного узла.
Потом
жил с семьей в Тбилиси, где окончил школу и поступил в Медицинский институт в Москве (отделение биофизики). Тут начались другие "университеты": дважды был осужден и отсидел около 5 лет за "антисоветскую деятельность". Последний раз сидел в Пермском лагере N 35.
   В 1987 году был "добровольно" выслан из SU в US вместе с диссидентской семьей. В Вене родился его сын Зураб. В Мюнхене - второй сын Николай.
Жил в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке, потом в Мюнхене,
затем и по сей день в Праге.
   С 1987 по 2004 гг. работал на Радио Свобода редактором Русской редакции. Ныне - свободный журналист. Имеет много статей в разных газетах.
   В 2003 году в московском издательстве "Аграф" вышел роман "Его звали Анжелика".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"