Аннотация: Можно ли надеяться на мирное будущее, если людей земли не объединяет общая нравственность?
Вопрос о происхождении морали и нравственности был бы банален, если бы столетия господства либеральной идеологии не затуманили его настолько, что в современном мире эти понятия совершенно потеряли свой первоначальный смысл. Любой политик, журналист (да кто угодно!), пытаясь представить свои взгляды в выгодном для себя свете, именно свою позицию называет нравственной, обвиняя в безнравственности своих оппонентов.
Действительно, кажется, все в России сегодня говорят об общем падении уровня нравственности в стране, понимая под этим рост преступности, коррупции, наркомании, порнографии, педофилии и так далее. Коммунисты и либералы, патриоты и западники, консерваторы и демократы - все согласны с тем, что с нравственностью в современной России дела обстоят не очень хорошо.
Однако, из единомыслия в констатации факта падения уровня нравственности отнюдь не следует единомыслие в способах изменения нравственной ситуации в обществе к лучшему. Здесь у каждого своё мнение - каждый предлагает свой метод её улучшения, а это говорит о полном непонимании природы нравственности.
Конечно, есть множество причин, способствующих изменению нравственности. Но если не уметь выделить главные причины, от которых прямо зависит нравственное состояние общества, то все меры по улучшению этого состояния ни к чему хорошему не приведут, поскольку будут противоречить друг другу.
Например, почти единогласным считается, что рост уличной преступности говорит о падении общественной нравственности. Но поиск причин роста преступности разделяет общественное мнение - рецепты по обузданию преступности у различных общественных групп и партий различны. Либералы предлагают свой путь реформирования общества, коммунисты - другой, социал-демократы - третий и так далее. При этом все полагают, что именно их рецепт приведёт к снижению уровня преступности и, как следствие, к повышению уровня нравственности - способы, как улучшить нравственное состояние общества, разные люди и партии предлагают совершенно разные.
Некоторые деятели считают, что надо, во-первых, "поднимать уровень нравственности" у молодых людей, например, а уж потом это автоматически приведёт к снижению уровня преступности в обществе. Однако, в вопросе как именно "поднимать уровень нравственности" среди молодёжи, царит полный разнобой.
Но если природа нравственности определена однозначно, тогда и разночтения принципиального в способах изменения нравственности быть не должно!
Почему же такие разночтения стали возможны? Да потому, что понимание природы нравственности в современном либеральном мире настолько затёрто различными спекуляциями, что этот термин превратился пустой звук. Следствием этого и является полная неспособность справиться с преступностью не только в России, где, как известно из российских либеральных СМИ, "полиция погрязла в коррупции", но и в самых что ни на есть "цивилизованных" странах, где, по мнению тех же российских либералов, "самая неподкупная полиция в мире". При этом, "самая лучшая полиция в мире" существует одновременно с самой развитой и изощрённой преступностью в мире - они отлично дополняют друг друга!
Неспособность определить главный фактор, влияющий на изменение нравственности в обществе, как раз и говорит о непонимании современной общественной мыслью природы нравственности.
"Что такое нравственность и откуда она берётся?" - вот вопросы, на которые не может или не хочет ответить современная общественная наука, осмысливая мир в понятиях либеральной духовно-нравственной парадигмы. Тогда как можно говорить о повышении уровня нравственности, когда в обществе нет даже понимания, что, собственно, это такое - нравственность!?
Раз нет единства в понимании природы нравственных проблем, то каждый волен предлагать своё понимание нравственности и способы её изменения, то есть, начинается распад либерального общества на микрогруппы, объединяющие людей своим пониманием "как надо жить", часто далёким от нужд общества в целом. А это и означает, что в либеральном обществе говорить об общей для всех людей нравственности вообще не имеет смысла, поскольку либерализм в принципе не допускает общую непротиворечивую регламентацию норм поведения.
Спустя 500 лет со времени Великой культурной революции, произведённой в умах европейцев эпохой Возрождения, не осталось ни одного понятия, описывающего взаимоотношения людей, которое не приобрело бы некий новый смысл, связанный с "освобождением человека от религиозного гнёта".
Если раньше католическая церковь была диктатором в вопросах оценки поведения европейцев, жёстко определяя, что такое "хорошо" и что такое "плохо", то теперь в Новое время европеец сам решает, без обращения к католической церкви и Богу, как ему жить в "лучшем из миров". А в качестве системы взаимоотношений людей друг с другом, деятелями эпохи Возрождения была предложена общечеловеческая католическая нравственность, но "очищенная" от веры в Бога, под названием гуманизм.
Всё бы ничего, но без Бога общечеловеческая христианская нравственность для всех "не работает", поскольку нет субъекта, в лице верховного божества, который бы отслеживал поведение человека, всех судил справедливо и беспристрастно. Ведь освобождённый от "религиозных пут" человек сам себя никогда не осудит, и никакой гуманизм ему не указ, если дело касается благосостояния себя и своей семьи. И постепенно на протяжении Нового времени все понятия, характеризующие человеческое поведение, стали "размываться", поскольку, раз Бога нет, то нет и критерия оценки человеческой личности.
Все понятия, характеризующие поведение человека, стали сейчас насквозь спекулятивными, ровным счётом ничего не значащими. Поэтому, когда кто-либо говорит нам про гуманизм и нравственность - это может быть чем угодно по своему значению, и даже прямо противоположным тому, что мы понимаем под этими терминами. Что и подтверждается всякий раз, как в обычном общении людей друг с другом, когда нравственным, например, признаётся половое обучение школьников младших классов на Западе, так и мировой политикой, когда "миротворческие силы", например, разваливают благополучие страны, а борьба за справедливость и честные выборы приводит к геноциду собственного населения. Каким цинизмом и смертью несёт сейчас от внешне невинного словосочетания "бесполётная зона"!
Все нравственные понятия в XXI веке стали настолько неопределёнными и расплывчатыми, что следует всегда подробно разбираться с тем, что в действительности имеется в виду, когда говорится о взаимоотношениях людей. Эту неопределённость пытаются преодолеть с помощью различных уточнений, добавляя соответствующие определения к понятиям. Например, "советский гуманизм", или "буржуазная нравственность". Но эти уточняющие определения лишь иллюстрируют всеобщее "размывание" моральных ценностей в либеральном обществе, всё больше теряющих свой изначальный смысл.
Говоря о поведении человека, мы описываем его словами мораль, нравственность, нравы, нрав, норов и так далее. Поведение человека может быть совершенно разным, но под нравственным поведением исторически всегда понималось нечто положительное, благопристойное, способствующее успешному существованию и развитию общества и человека. А под безнравственным поведением, соответственно, понимается нечто отрицательное для общества и человека, вредное и разрушительное.
С одной стороны, у каждого народа на земле свои собственные представления о добре и зле, свои понятия, традиции, ценности, нормы поведения - своя нравственность. С этой точки зрения, нравственность у всех народов различна.
Но, с другой стороны, нравственность - это такая система норм поведения, принятая данным народом, которая способствует его благополучному существованию. И с этой точки зрения все нравственные системы всех народов земли представляют собой практически одно и то же - они все направлены на благополучное существование и успешное развитие народа.
В самом деле, ни один народ не создавал, и не будет создавать систему поведения, направленную не на своё благополучное существование. Ни один народ не разрабатывал систему поведения, направленную на самоуничтожение или на вырождение самого себя. Все племена и народы существуют во благо себе, иначе они просто не выживают. Значит, внутренние нормы поведения любого народа, очищенные от естественных отличий, вызванных различными условиями существования, есть образец для всех народов. И мы видим в истории мира, что системы "внутреннего" поведения различных народов примерно одинаковы. Они направлены на развитие племени, на размножение, на благополучное его существование. Это и есть древнейшая, общая для всех народов мира, система поведения человека, которую можно назвать естественной общечеловеческой нравственностью. На её основе и существуют реальные нравственности различных племён и народов - разные по форме выражения, но одинаковые по существу.
Однако сейчас, в XXI веке, мы видим довольно большие различия в нравственных системах разных стран. Российская нравственность далеко не та же самая, что американская или европейская нравственность, например. Соответственно и безнравственность российская отличается от европейской и американской безнравственности.
То, что у одного народа сейчас является нравственным - свободное распространение лёгких наркотиков и порнографии, например, для другого народа является полностью безнравственным. И так получается иногда в современном либеральном мире, что нравственность одного народа есть безнравственность другого.
Но если в истории человечества в основе общечеловеческой нравственности всегда лежала забота о благополучии народа, то что же сейчас лежит в основе нравственных систем разных стран? О каком общем благополучии для всего мира идёт теперь речь, когда нравственные системы различных народов такие разные, что часто противоречат друг другу? И можно ли тогда надеяться на мирное будущее планеты, если людей земли не объединяет общая нравственность?
Непонимание сути нравственности в современном мире есть результат пятисотлетнего господства ценностей либеральной идеологии в человеческом сознании. Следует вернуть понятиям морали и нравственности их подлинное первоначальное значение - только так возможно построение разумного, а значит, мирного, человеколюбивого и материально обеспеченного общества на земле.