Любознательный читатель, ибо не любознательных и не любопытных читателей не бывает. Если ты что-то читаешь, значит тебе это любопытно, а если не любопытно, то ты и не читаешь. Более того, я обращаюсь к тебе не только как к любознательному читателю, но и как к исследователю, ибо хочу пригласить тебя на увлекательную прогулку по закоулкам народной памяти. Не знаю, что теперь читают детям родители перед сном, но мне, я помню, читали былины о богатырях русских. Понятно, сначала Агнию Барто да Корнея Чуковского, пока не подрос. И этот напевный мелодичный строй народных сказаний прошел потом через всю мою жизнь.
И вот, будучи уже зрелым и даже пожилым человеком, читая внучке своей эти жемчужные перлы народной памяти, я вдруг подумал: "Кем же были эти богатыри, эти защитники Отечества и Народа нашего?" И вот тогда стал я собирать, где только возможно, различные сведения о них, разные легенды и научные трактаты, да и околонаучные домыслы. Оказалось, что большинство из этих героев имели своих прототипов, описанных в анналах и летописях. Все эти былинные богатыри были вполне живыми людьми, которые жили, ели, пили, совершали подвиги. Правда, большинство из них никогда между собой не встречались, так как жили в разные эпохи истории Древней Руси. Помните картину Васнецова "Три богатыря" - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович? Добрыня - родной дядя по матери и воспитатель-наставник великого князя Владимира Святого. Это - десятый век. Алеша Попович или точнее Александр Попович - дружинник и воевода северо-восточной Владимирской Руси, сложивший свою голову в знаменитой битве на реке Калке при первом столкновении русичей с татаро-монголами. Именно фланговый удар его дружины дал возможность разбитому на голову войску южнорусских князей уйти за Днепр. Это уже тринадцатый век. А вот Илья Муромец - кто же он, когда жил, что совершил и почему почитается у русского народа, почему память народная поставила его первым среди равных?
Такие вопросы поставил себе и тебе, любознательный читатель. Я предлагаю тебе пройти нелегким путем расследования этой загадки, вооружась народной памятью, сохранившейся в былинах, летописями, научными исследованиями и здравым смыслом.
Часть 1. Где и когда?
Где же родился Илья Муромец? Казалось бы, это очевидно по его прозвищу, да и былина говорит об этом достаточно однозначно. "Как во славном да во городе во Муроме да в селе большом Карачарове". Вроде бы все ясно, но у ученых историков сложилось как минимум три версии места рождения героя. Первую и основную нам дала былина; вторая, излагаемая некоторыми историками, говорит о том, что Илья родился в селении Муравлино, что под городом Карачевом на Черниговщине. Третья же и вовсе отсылает нас в древнюю Моравию (современная Словакия) и связывает Илью с именем Олега Моравского, якобы сына Олега Вещего, первого Киевского князя.
Рассмотрим эти версии. Если Илья родился на Черниговщине, то непонятно, что это за дороги такие - прямоезжая да окольная из былины о Соловье-разбойнике. В былине прямо сказано прямоезжая дорога будет с "тыщу верст", а окольная - "так все две тысячи". Стоит взглянуть на карту и сразу видно, что от Чернигова до Киева не более ста пятидесяти верст по реке Десна, а по сухому пути и того меньше. Откуда же здесь взяться двум дорогам.
Если же Илья наш родом из Моравии? Оттуда на Русь и вовсе никаких дорог не было, а попадали люди в Киев через Карпаты по горным тропам или через Византию по пути "из варяг в греки". И еще, уж очень легендарная личность этот Олег Моравский: в чешских и польских хрониках он не упоминается, а вытащил его на свет Божий некто Бартоломей Попроцкий, да и то, как сына Олега Святославича, брата Ярополка и Владимира Святого, а не Олега Вещего. А затем уже в семнадцатом веке Ян Каменский сделал этого легендарного Олега основателем рода графов Жеротинских, получившего большое влияние в Чехии. Так что о существовании самого Олега Моравского можно предполагать с очень большой натяжкой, а уж идентифицировать его с Ильей Муровлениным и подавно нельзя. Так что, как говорится в справке генетической экспертизы, 99.9% указывают нам на былинный вариант.
Теперь попробуем ответить на вопрос "Когда, в какой исторический период Руси Киевской жил и действовал наш богатырь?"
"Вот родился Илья, а как стал подрастать, родители увидели, что ходить-то не может. Руками все делает, а ноги не идут. Так он сиднем и просидел тридцать лет и три года" - так говорит нам былина. Потом пришли калики перехожие и исцелили молодца, да не просто исцелили, а еще дали ему силушку богатырскую. Вот и начал он совершать свои подвиги. Можно конечно поверить в то, что в семье крестьянской, где все руки для работы дороги, просидел тридцать лет единственный сын. Мог он, в конце концов, заниматься каким-никаким рукоделием - руки-то здоровы. Согласимся с этим. Ну, вот получил он силушку богатырскую, направил он ее и впрямь на дела хорошие: расчистил-выкорчевал поле, какое все село за сезон расчищает, воспитал он коня богатырского из "жеребенка шелудивого". Поверим и этому. Да где ж он взял весь снаряд богатырский? И кольчужку добрую, и меч-кладенец, и лук муравчатый с титивою шелковой, и шелом узорчатый, да еще на коня снаряд ладный. Нет, дорогой читатель, в это поверить не только трудно, невозможно. Все это снаряжение стоило тогда огромных денег. Чтобы так снарядить богатыря ни одно и ни два села Карачарова продать понадобится, а добрых полдюжины.
Давайте просто остановимся на паре предметов экипировки. Скажем, кольчуга, то есть рубаха кольчатая, - имеет она от двадцати до двадцати пяти тысяч колец. Каждое кольцо надо выковать и заклепать, на это у хорошего оружейника уйдет не менее полугода, потом еще собрать воедино - еще полгода. Да стоимость металла, да уголь, да инструмент, да подручным заплатить. Вот на эту кольчужку и уйдет село Карачарово. Про лук я уже и не говорю: он мог быть изготовлен также в течение года, если лук композитный, типа монгольского, как и был у Ильи Муромца. Вот вам и еще одно село. Ну, хорошо! Поверим, что исхитрились люди добрые - родня да соседи, сельчане да горожане, собрали снаряд богатырский. И силушка есть у Ильи, и снаряжен он славно. Ну а где же навыки боевые? Кто ж обучит богатыря владеть-то всем этим добром? Что такое богатырь в прошлом? Этот богатырь, что тебе взвод группы "альфа". А спросите-ка вы у ветеранов группы "альфа", сколько времени им понадобилось, чтобы овладеть в совершенстве наукой воинской, да еще и при хороших учителях. "Не менее пяти лет" - ответят они. Да еще при феноменальных способностях. И где же в муромской-то глуши нашел Илья таких учителей. Да и если нашел, то через пять-то лет ему бы уж пятый десяток стукнул, а там ,на пенсию, а не в стольный Киев-град. Так что же, спросишь ты, читатель, не было что ли никаких калик перехожих, не проходили они мимо села Карачарова, не вдыхали в Илюшеньку силушку богатырскую. Отвечу тебе так: "Были и калики перехожие, и исцеление было, только вот силушку богатырскую Илюшенька сам себе ковал". Кто же такие эти калики перехожие? Так называли в старину странствующих монахов, что несли слово Божие в глухие уголки страны, где еще не было принято крещение, читали проповеди, крестили и исцеляли травами.
Чаще всего в монастыри шли дружинники-ветераны, разорившиеся и неустроенные люди, но были и те, что шли по зову сердца и веры даже из богатых аристократических родов. Лучшие из них и были эти калики перехожие.
Однажды, проходя через село Карачарово, остановились они на ночлег в избе родителей нашего героя. Думаю, было, ему в это время лет десять-двенадцать. Увидев смышленого, не по годам сильного подростка, который из-за своего увечья, безусловно, был обузой в семье, решили они взять его с собой, видимо возвращаясь, домой в монастырь. Был в том монастыре брат-врачеватель, излечивший ребенка, были и братья-воины, показавшие ему азы науки воинской, да братья-наставники, обучившие грамоте и слову Божьему. "Почему мы должны быть в этом уверены?" - спросишь ты.
Встречаем мы Илью уже опытным воином. Где и как приобретал он опыт военный, да снаряд богатырский, былины нам не говорят, хотя когда речь идет о других народных героях, всегда есть такая присказка: "Учился богатырь с малых лет копьем, мечем владеть, из лука стрелять, да богатырских коней укрощать". Вот и выходит, что не знает молва народная как жил и что делал Илья до тридцати - тридцати трех лет. Значит нам, дорогой читатель, предстоит расследовать, где же находился наш герой и что делал в эти темные для народа годы. Сначала он воспитывался в монастыре, потому что ни в каком другом месте Илья не мог получить первоначальных навыков и знаний. А дальше каким-то образом оказался на чужбине, то есть за границей. Почему? Да потому что если бы служил он где-то на Руси, об этом было бы известно.
Давай представим, друг-читатель, как мог юный отрок, стремящийся к службе Отечеству, попасть за границу. А попадали русичи в те времена немногими путями: если пленены были, если купец разорялся в чужих краях и на родину не мог добраться или просто там обосновывался и если русич в службу вступал. Первых два пути мы можем сразу отбросить: если бы Илья где-то пленен был и в рабах ходил, молва знала бы. Так выходит, что он на чужбине службу служил. И правда, есть в германских сказках-легендах о короле Дитерике рыцарь, служивший ему, Илья Русский. А еще в некоторых сагах о Харальде Суровом, конунге Норвегии, тоже есть знатный викинг - Ульвас Рус. А король Дитерик воплощает в себе всех королей германских в народных сказаниях, так же как и Владимир Ясно Солнышко - всех князей Киевских. Но вот Харальд Суровый - историческая личность, и еще, какая знаменитая. Недаром его называют в Норвегии Последним Викингом. За него Ярослав Мудрый (по-скандинавски Ярицлейв) выдал замуж дочь свою Елизавету. Сам Харальд служил в юности своей князю Ярославу, потом императору византийскому в Царьграде с дружиною русичей и варягов числом в пятьсот воинов.
Мог ли Илья попасть в дружину Харальда? Героя нашего забрали калики в монастырь, скорее всего какой-то из северных, что находился недалеко от Мурома. Ибо везти неходячего мальчика в дальние края довольно тяжело. Дорог на Руси еще не было, ими служили реки: зимою - по льду, летом - по воде. Так что повезли юного Илью вниз по Оке, из Оки - в Волгу и дальше вверх до Ярославля. Там и мог стоять искомый нами монастырь.
Теперь о Харальде. Харальд - брат конунга (короля) Дании и Норвегии Олафа Святого, которого изгнал из страны Кнуд Великий. Чтобы понять, как Харальд оказался при дворе Ярослава Мудрого, нам необходимо знать, что же происходило в это время в Европе. Накануне второй четверти одиннадцатого века там сложилось четыре супердержавы: Византийская империя была на пике своего могущества; Священная Римская империя германской нации была конгломератом небольших королевств и княжеств под эгидой императора, но уже к концу первой четверти одиннадцатого века авторитет императора упал столь низко, что не только королевства, но и небольшие княжества перестали ему подчиняться. Киевская Русь как раз была на пике своей силы. Ярослав Мудрый смог объединить всю русскую землю под своей рукой. И четвертая - держава Кнуда Великого, короля Англии, Скандинавии и северогерманских земель, вдруг возникшая, казалось, ниоткуда. Причем королевства Дании и Норвегии он отобрал у Олафа Святого, большого друга Ярослава. Позже Олаф при его поддержке попытался вернуть себе Норвегию, но был разбит Кнудом и погиб в сражении. Его брат, Харальд пятнадцати лет от роду спасся в битве и через Швецию бежал к Ярославу, где был милостиво принят. А сын Магнус в это время оставался при дворе. Это был 1030 от Р.Х, и двор Ярослава находился в Новгороде в это время. Он хотя и уладил противоречия со своим братом, Черниговским князем Мстиславом, но, по-видимому, не очень ему доверял, опасаясь жить в Киеве. Ведь от Чернигова до Киева всего-то сто сорок верст. Значит, чтобы служить князю Киевскому, Илье надо было ехать в Новгород, а не в Киев. Здесь он попал в дружину Харальда, который поступил на службу к Ярославу.
От этой даты и попробуем оттолкнуться. Взрослели юноши в те времена очень рано, сам Харальд в свои пятнадцать лет уже участвовал в большой битве, потерпел поражение, но остался цел. Это говорит о многом. Если нашему герою было также лет пятнадцать-шестнадцать, то родился он около 1015 года.
Итак, мы пока приняли за версию, что Илья поступил на службу к Ярославу в дружину Харальда. Ярослав в те годы довольно много и успешно воевал: он ходил на Чудь и Ямь, в Польшу, отвоевывая Червленские города, на Венгрию. Харальд участвовал во всех походах, снискав славу храброго и мудрого военноначальника, несмотря на юный возраст.
В 1033 году умирает Кнуд Великий, и его империя разваливается. В Англии садится на престол настоящий англосакс, северогерманские города становятся свободными, а в Скандинавии начинается борьба за власть. Ярослав, пользуясь этим, помогает сыну своего друга Магнусу Олафсену занять датский и норвежский престолы.
А что же с Харальдом.
Есть романтическая легенда, повествующая о том, как Харальд, увидев дочь Ярослава, Елизавету, влюбился в нее с первого взгляда, как и она в него. Просит он у отца руки возлюбленной, но Великий Князь Киевский отказывает и говорит: "Когда будет у тебя злато-серебро, да станешь ты князем, тогда отдам я за тебя дочь". Харальд уходит за моря в Царьград служить кесарю, через десять лет он возвращается с казной несчитанной и немереной, тогда Ярослав отдает ему дочь и помогает ему занять норвежский трон.
На самом деле Елизавета, или по-русски, Олисава, родилась в 1025 году и, на момент ухода Харальда в Царьград было ей всего восемь лет. Даже по тем временам, девушка отнюдь не на выданьи, и вряд ли девятнадцатилетний юноша мог в нее влюбиться, но вот как хорошая партия в будущем она могла его заинтересовать. Византийский император присылает в это время послов к Ярославу помочь ему в борьбе с болгарами, для князя это очень кстати. Харальда, также претендующего на трон Норвегии, можно послать туда во главе дружины - и задание почетное, и не будет он мешать своему племяннику Магнусу в Скандинавии. Илья, будучи дружинником Харальда, отправляется в Царьград. Вот так он и оказывается в чужих странах. Харальд на службе у кесаря в силу своих способностей и происхождения быстро становится начальником всей варяжской гвардий, успешно справляясь с пиратством у берегов Палестины и Леванта и участвуя в походе Георгия Маниака в Сицилии, удостаивается единоличного командования над своим отрядом, не подчиняясь командованию. Тогда же он захватывает большой город, пользуясь советом Ульваса Руса, предложившего в полях наловить вылетевших из города птиц, привязать к ним зажженные фитили и отправить обратно в городские гнезда, как делала княгиня Ольга. Пока защитники тушат пожары, бойцы Харальда влезают на стены и берут город. По некоторым сведениям это был город Сиракузы, но точно этого утверждать нельзя. Илья, сражаясь в рядах Харальда, прошел хорошую и трудную школу боевых искусств, затем участвовал в подавлении болгарского восстания и дворцовом перевороте. После ссоры с императрицей Феодорой, Харальд с дружиной бежал в Киев, где уже обосновался Ярослав после смерти Мстислава Черниговского. Прибыв ко двору князя, получил казну великую, которую он высылал со службы. Оказалась она так велика, что не могли с ней сравниться сокровища королей и князей европейских. Ярослав был так восхищен Харальдом, что отдал ему в жены свою дочь Елизавету и предложил помощь в завоевании норвежского трона. Надо думать, что когда будущий конунг отправился в Скандинавию, наш герой пошел со своим командиром. За эти годы Илья из простого дружинника дослужился до ближнего сподвижника Харальда и стал настоящим богатырем. Он и командовал отрядом русичей, который сопровождал будущего короля в Скандинавию.
Читатель спросит, для чего нам знать приключения венценосного Харальда Сурового, когда давно известно, что в Киево-Печерском монастыре покоятся мощи преподобного святого Ильи Муравленина по прозвищу Чеботок. Известна также и дата его смерти - 1188 г от Р.Х. или 6696 год от сотворения мира, и погиб он от удара копья в грудь. Но
это последняя четверть двенадцатого века - время полного раздрая на Руси. Киевский стол хоть и числитится Великим, но давно уже потерял значение первого среди равных. Несколько раз брали его на щит, затуманились маковки его храмов. Как служить такому Отечеству? Чего ждать от него? Если бы наш былинный герой служил в это время раскола, молва народная обязательно бы это сохранила. Не мог наш Илья остаться в стороне ни в 1169 году, когда Андрей Боголюбский дотла разорил Киев, ни в 1180, когда на стол сел Рюрик Ростиславич, взяв город на щит. Да и в какой битве мог погибнуть с копьем в груди богатырь в относительно спокойном 1188 году. Все это наводит на мысль, что преподобный святой Илья по прозвищу Чеботок не имеет отношения к нашему герою. Есть, однако, еще одна версия, которую стоит рассмотреть. Существует мнение довольно большого числа историков, что запись о смерти Ильи Чеботка сделана неверно: число 6696 в славянском числонаписании выглядит как SXYS. Если считать, что одна палочка стерта или написана с ошибкой, то получится так: SXKS, что будет означать 6626 год от сотворения мира или 1118 год от Р.Х. поэтому, говорят историки, Илья Чеботок служил у одного из известнейших русских князей Владимира Всеволодовича Мономаха. Исследователи мощей говорят, что обладатель их умер в возрасте сорока пяти - пятидесяти лет и погиб он от удара копьем. Если бы наш Илья погиб в бою, то это обязательно отразилось бы в какой-нибудь былине. Он мог бы воскреснуть, как воскресают многие народные герои, но и об оживлении его мы ничего не знаем.
Вернемся к мощам. Службу свою Илья начал в тридцать три года. Чтобы совершить все свои подвиги, умножить славу свою богатырскую, ему бы понадобилось лет пятнадцать-двадцать. Это означает, что служение Богу он начал в пятьдесят-пятьдесят пять лет. Тогда он никак не мог умереть в сорок пять. Сколько же времени нужно прожить жизнью праведной в монастыре, чтобы заслужить звание преподобного и святого? Думаю, не менее нескольких десятков. Это означает, что дата - 1118 год вполне могла быть датой смерти нашего героя, родившегося около 1015 года, ведь столетний рубеж часто преодолевали люди в древности, а мощи, хранящиеся в монастыре, за восемь сотен лет вполне могли перепутать, ибо, сколько разрушений пришлось пережить за восемь веков Киево-Печерскому монастырю, один Бог ведает. И, наконец, сам метод радиоуглеродного анализа дает, слишком, большую погрешность. Отсюда вывод: мы вполне можем принять за основу даты жизни Ильи Муромца, по прозвищу Чеботок, как 1015-1118 годы и его места рождения и смерти - село Карачарово, что стоит под Муромом и Печерский монастырь в Киеве.
Часть 2. Почему?
Почему народ поставил Илью во главе богатырей русских? Посмотрим, на Добрыню. Он и воевода, и дипломат, и государев дядька, и подвиг его величайший: Змей Горыныч - это Вам не Соловей-разбойник. Да и Алешенька Свет Попович победил самого Тугарина Змеевича. Реальные прототипы этих богатырей - весьма героически личности. Кто такой Змей Горыныч и почему бился с ним Добрыня странным оружием: ни копьем, ни мечом, ни стрелами, а шапкою, песком набитой? Что мы знаем о нем? Знаем мы, что этот самый Змей ох как искусен был в швырянии огня, да так, что и водой не затушишь. Очень похоже на современный огнемет. А у ромеев, то есть у византийцев, было в это время секретное оружие - греческий огонь называется. И жгли они вражеские суда так, что только головешки оставались. Добрыня Никитич думал, думал да и придумал: если водой этот самый огонь не тушится, надо песком попробовать. И получилось. С той поры русичи и не очень- то боялись огня греческого. Об этом и византийские историки пишут: " Владимир Ярославич в 1043 году хоть и потерпел поражение, но не от греческого огня, а из-за шторма, разбросавшего легкие ладьи русичей по всему морю". Тугарин же Змеевич олицетворяет германскую экспансию ордена крестоносцев, санкционированную папством. Александр Попович многажды участвовал в походах Юрия и Ярослава Вселоводовичей на крестоносных завоевателей, а потом сложил голову "за друзи своя" в битве на реке Калка.
В 1046 году Харальд утвердился на норвежском престоле и был провозглашен королем Харальдом III. Надо думать, что русский контингент его дружины в большинстве своем вернулся на родину. И вот летом 1046 года в Великий Новгород пребывает три-четыре сотни воинов-ветеранов. Для сидевшего в Новгороде князя Владимира Ярославича это никак не могло быть подарком - прибытие трёхсот-четырёхсот вооруженных людей, да еще обремененных добычей могло обернуться для города немалой бедой. Большая часть из них прошла с Харальдом всю десятилетнюю службу на чужбине, и конечно хотелось им праздника. Неминуемо возникли бы ссоры между пришельцами и местным населением в питейных заведениях. Так что пребывание дружинников-ветеранов нужно было сократить до минимума. Частью из них Владимир пополнил свою дружину. Еще процентов десять-пятнадцать подошли к пожилому возрасту и благодаря своей добыче смогли купить землю, мастерские и лавки. Остальных Владимир быстро разослал в дружины своих братьев и отца Ярослава Мудрого. По всей видимости, сделал он это умело, так как нигде в источниках нет упоминаний о бунтах или бесчинствах ни в этом году, ни в последующих. Илья Муромец, скорее всего, захотел побывать на своей малой родине. Муром был городом пограничным, который не раз подвергался набегам волжских болгар, черемис и мордвы. Потому с Ильей Владимир послал приличный отряд его сподвижников. Можно предположить, что приехав на родину, наш герой и родителям своим помог, и родному селу. Отсюда и в былине ссылка про то, что Илюшенька в один день все поле повыкорчевал да перепахал. Он и с зерном помог, и со скотом. Немалую, наверное, добычу привез он из земель чужих. Может быть, тут как раз и снял он осаду с города своего родного, а не с Чернигова, как говорится в былине о Соловье-разбойнике.
Вот и пришли мы, дорогой читатель, к определению "дороженек прямоезжей да окольной". Сухопутные дороги на Руси были редки и недлинны. По рекам русичи ходили в ладьях летом и на санях зимой, а между ними по водоразделам содержались дороженьки малые - волоки. Содержались, надо сказать, хорошо, ибо с проезжих-прохожих бралась немалая плата.
Вспомним о Кие и его братьях. Кто они - князья или перевозчики? А были они князья-перевозчики. Только перевозили они не с берега на берег, а по реке - от Порогов до города Смоленска, оттуда до Волжских волоков - сидел другой перевозчик, и так до самого моря Варяжского. И сидели эти князья на своих перевозах, охраняли их, ремонтировали и собирали с проезжих дань-пошлину. Оттуда и пошли богатства киевские да смоленские.
Как там, в былине говорится: "прямоезжая будет с тыщу верст, а окольная с две". Окольная дорога вела по Оке вниз до Волги, по Волге вверх до волока Волжского, затем в Днепр мимо города Смоленска до Киева. Прямоезжая: по Оке вверх мимо города Рязань до Угры-реки, вверх по Угре до Дебрянских лесов, где и был волок из Угры в Десну, по Десне мимо города Чернигов и опять же прямиком в Киев. Вот на этом волоке в Дебрянских лесах и сидел Соловей-разбойник "на семи верстах, на семи дубах и ни конного, ни пешего, ни в ту, ни в другую сторону не пропускал". Перекрыв этот путь, Соловей-разбойник сильно подрывал экономику Мурома и Чернигова, ибо это был меховой путь из края Пермского.
Населяли Дебрянские леса вятичи, которые далеко еще не все были христианами, да и те, что крестились не ушли еще от языческих своих обычаев. Потому-то Илья и был послан проторить эту дороженьку. Как мы видим по самому имени Соловей-разбойник - это не была войсковая операция, а скорее полицейская. С нею Илья успешно справился и, явившись в Киев, был довольно милостиво принят стареющим князем Ярославом, но не более того. В ближайший круг бояр он попасть не мог не только по своему происхождению (много было случаев, когда дружинники из простых людей занимали достойные места в свите князей), но и потому что службу свою он только начинал. С другой стороны, человек он был заслуженный, и главное - суперпрофессионал. Такими люди Ярослав не разбрасывался, потому его Мудрым и нарекли. Воеводой Илью он назначить не мог, но и простым дружинником такого бойца держать нельзя было. Вот и стал наш герой вирником.
Вирник - судебный исполнитель, собиратель виры (штрафа за различные преступления). Но кроме этого на вирника возлагались и полицейские функции следователя. Его вызывали в определенную вервь, то есть общину, где было совершено преступление. Согласно законам "Русской Правды" вирник расследовал преступление, если головник (преступник) не найден самой вервью, собирал виры и отвозил их в княжескую казну. Он имел свиту, состоящую из мечника, двух отроков, конюха и метельщика (писца).
Почему же все-таки Илья Муромец стал вирником? Все деяния нашего героя связаны с путешествиями. Это безусловное кредо Ильи во всех былинах. Он всегда на коне, всегда в пути. Дружинники, воеводы, и другие служилые люди прикованы к князю или к какому-то месту. Только вирника гонит служебный долг по городам и весям. Подвиги Муромца - по существу полицейские операции. Он разоблачает бандитов-мошенников-брачных аферистов в былине "Три дороги Ильи Муромца" в той части, когда он едет по дороге "женатым быть", ловит ватагу разбойников, когда едет по дороге "убитым быть". А о дороге "богатым быть" будет рассказано ниже.
Рассмотрим былину "Илья Муромец и Идолище поганое". Почему-то традиция отождествляет Идолище с какими-то внешними врагами, то ли печенегами, то ли половцами, а ведь это не так. Идолища - это остатки язычества на Руси. Ведь это было время становления христианства, шло Крещение Руси трудно - только за одиннадцатый век было несколько восстаний волхвов. Они подавлялись, но возникали вновь, особенно в лесистой северо-восточной Руси. Боролись с волхвами полицейскими методами, хотя при больших восстаниях применялись и войска. Конечно Илья Муромец, который был истинным и убежденным христианином, боролся всеми силами с язычеством, идолами и кумирами. И еще, в былинах он зовется "старый казак Илья Муромец". Но, ни в одиннадцатом, ни в двенадцатом и даже в тринадцатом и четырнадцатом годах еще не существовало понятие казака. Оно появилось гораздо позже, когда ослабело монголо-татарское иго, и освободилась от него Русь.
Как же сделался наш герой "старым казаком"? Былины передавались из уст в уста песнями и сказаниями. Естественно, с течением веков одни понятия заменялись другими. К шестнадцатому веку, когда появились первые записи русских былин, слово "вирник" было забыто. Появилось слово "казак", но не применительно к казаку, как к вольному человеку, а к человеку, который выполняет полицейские функции в земстве, то есть в городах и городках, где горожане нанимали казаков для охраны порядка. Вспомните старинную игру, в которое еще играло мое поколение: играющие делятся на две команды - одни казаки, другие разбойники. Разбойники прячутся и убегают, оставляя следы в виде меловых стрелок, казаки ищут их и ловят. Так что название "старый казак Илья Муромец" только подтверждает его полицейскую деятельность.
.
Народ, конечно, чтит защитников, которые охраняют его от врагов внешних, но, во-первых, не каждый день нападают эти враги, а во-вторых, простой люд и видит-то их не очень часто. Но тех, кто защищает их от бандитов, мошенников и насильников, люди видят почти постоянно. И если эти спасители готовы голову положить за слабых и беззащитных и проявляют сочувствие и справедливость, тогда любовь народная будет безмерна.
Теперь о третьей дороге Ильи Муромца - "богатым быть". Эта дорога привела старого казака в монастырь, где он и стал богатым, то есть Богом наделенным. Если учесть его неприхотливое житье-бытье, то можно предположить, что скопил он за долгую службу казну немалую. Доходы вирника были весьма приличными, со всех вир чиновник со своей свитой имел доход в двадцать процентов от собранных штрафов. При исполнении обязанностей община должна была ставить его на прокорм на неделю. Состоял он из: семи ведер солода, то есть пива; барана или полутуши говядины; в среду и пятницу по сыру ценой в две резаны (половина гривны); две куры на каждый день; хлеба всей ватаге досыта; кормление овсом для четырех коней; а также гривну за въезд и восемь гривен прогонных при выезде. На эти средства он и построил монастырь. А так как, в конце концов, наш герой оказался в Киево-Печерской лавре, то и монастырь свой он построил где-то в Полянской земле. И службу свою Богу исполнял так же ревностно, как и военную, не из страха Божьего, а за совесть. Потому и заслужил почитание как преподобного и святого.
И да простят меня пограничники, избравшие покровителем своим преподобного святого Илью Муромца, но мне кажется, что и нашей полиции также надо сделать его своим небесным покровителем, взять на вооружение его благородство, справедливость, сочувствие и беззаветную преданность народу.
P.S.: А знаешь, откуда взялось у Ильи прозвище Чеботок? Рассказывают, что однажды напали на него разбойники, оружия не было, вот и разогнал Илюша всю ватагу чеботком, то есть сапогом. Вот Вам и снова "полицейская операция".
Любознательный читатель, уважаемые профессионалы историки и филологи, автор в этом произведении отнюдь не претендует на истину в последней инстанции. Это лишь версия, фантазия на тему, мысли вслух. Автор просит прощения у тех, кого он, может быть, невольно обидел или огорчил. С уважением, А.С.Кропотухин.