Аннотация: Первая Беседа Висаны с адживиком Докинзом: о почитании богов
1. Докинз излагает своё учение
1. Некогда явился в наш посёлок ангрезский брахман Докинз, учивший, что все боги есть иллюзия.
2. Поутру проснувшись и не совершив никаких ритуалов, отправился он прямиком в храм Вишну, желая проповедовать своё учение.
3. Но в тот день был большой праздник и в храме осталось так много подношений, что весь алтарь и даже пол был заставлен цветами, пуджами и ароматическими свечами, так что Докинз не смог войти внутрь, а брахман был занят, перенося подношения в дом и сортируя по ценности,
4. Потому вместо брахмана к Докинзу выбежал его ручной мангуст Висана, сытый и с шафрановым бантиком.
5. Завидев ангрезского брахмана, Висана распростёрся перед ним в пыли, насколько это возможно для мангуста, и спросил:
6. "Слышал я, что вы, почтеннейший, обучались в прославленном Оксфордском ашраме у мудрейших брахманов вашей страны
7. и сам Махагуру Тинберген, чьи наставления известны не только людям, но и животным, руководил вашим обучением,
8. а ныне вы явились в наш скромный храм, чтобы проповедовать некое новое вероучение, которое вы разработали за многие годы карма-йогической практики в ведущих лабораториях всех четырёх сторон света.
9. Прошу вас, наставьте меня в основных положения вашего учения, раз уж мой хозяин так занят".
Брахман Докинз ответил так:
10. "Учение моё просто и доступно каждому. Я учу, что боги есть иллюзия, выдумка жадных брахманов, которая укоренилась в умах лишь потому, что была удачной. И моё учение уже тем хорошо, что в нём ничего не следует принимать на веру: каждый легко может проверить его основные положение и убедиться в них сам"
2. О происхождении мира и человека
Висана спросил:
11. "Но если богов нет, то в чём же причина всех событий сансары, кто породил человечество и разделил его на четыре варны и многие тысячи каст, откуда пошли растения, рыбы и даже я, мангуст Висана, кто стоит за их поведением, и к кому следует взывать людям, принося пуджи, и кем перерождаются люди злые и кем - добродетельные?"
Докинз ответил:
12. "Причиной всех кармических событий является связь различных предыдущих явлений, из которых одни имеют последствия, а другие проходят бесследно. Никто не создал и не настроил этот мир, он возник сам по себе и сам из себя.
13. Всё живое, от микробов до человека, зародилось из неживого впоследствии закрепление удачных сочетаний мельчайших частиц. Уже указан способ, как из хаотического соединения простых элементов можно получить первовещества, характерные для живых организмов.
14. Удачные комбинации элементов, которые на нашем языке называют генами, могли сохраняться в пучине первородного хаоса и дали начало жизни, неудачные же рассыпались и более не встречаются.
15. Наиболее же удачны те гены, которые могут порождать себе подобных.
16. Сходясь и расходясь, обмениваясь и перетасовываясь, гены размножились, улучшались и некоторые из них остались голыми цепочками элементов, или вирусами, другие же научились производству сложных конструкций, и стали одноклеточными организмами, а иные порождали всё более и более сложные многоклеточные конструкции.
17. Одной из таких конструкций и является человек. Как учил махагуру Дарвин, каждое новорождённое животного немного, но отличается от всех прочих, но не каждое из них доживает до старости и принесёт потомство. Выживут лишь те животные, кто наилучшим образом приспособлен к условиям той местности, где они обитают: так и вышло, что древние виверровые разделились на африканских генетт, калимантанских циветт, индийских мангустов и много других видов и разновидностей, которые даже спариваться не способны
18. Что до людей, то некоторые идеи в человеческих обществах также действуют подобно генам, и их я называю мемами.
19. Так, мем разделения общества на четыре варны и рождения в низкой касте в силу дурной кармы оказался удачным, потому что утешал шудр и неприкасаемых и оберегал дваждырождённых от народных мятежей, что позволило тем царям, что поддержали его, завоевать и истребить своих соперников,
20. А мем об мучениях в аду Ямы, Царя Смерти, позволил брахманам встать даже выше воинов-кшатриев, получать богатые пуджи и угрожать отступникам и бунтовщикам посмертными муками. Потому что, как передаёт риши Сартр, нет лучшего аргумента в пользу вероучения, чем запугать человека адом"
3. Почему люди верят в богов?
Висана спросил:
21. "Отчего же брахманы учили о богах, героях, священных рощах, камнях и животных вместо того, чтобы объявить богами самих себя, подобно царям Египта и вечным президентам страны Чосон? Ведь признавая верховным судьёй и владыкой Вишну, Шиву или Индру, брахман очень сильно рискует - если он, к примеру, будет вести себя недостойно, то люди решат, что такой служитель позорит Индру и прогонят его из деревни"
Докинз ответил:
22. "Возможно, это давало их учению какие-то преимущества. Но и Индра, и Шива, и Вишну - не больше, чем обман, вроде воображаемых друзей, каких придумывают дети. Взрослые люди тоже играют с ними, сообщают им свои тайны - но сами же боятся этих друзей и ненавидят иноверцев. Но разве будет разумный взрослый человек верить воображаемому другу?"
Висана сказал:
23. "Этот вопрос слишком сложен. Тут предлагают сравнить несравнимое. У многих детей в нашей деревне есть воображаемые друзья или они считают, что пользуются покровительством кого-то из мелких лесных божеств. Более того, у девочек есть куклы, каждая из которых, по мнению хозяйки, имеет свой нрав и имя. Но я не разу не видел, чтобы дети подрались из-за ссоры между куклами или воображаемыми друзьями.
24. Мудрейший брахман Рамунаджан из Мадраса, обогативший математику множеством невероятных открытий, говорил, что получает наставления во сне от богини Махалакшми. А ещё я слышал, что этенский махагуру свами Сократ признавался своему воспитаннику Феагу, что его прославленная добродетель основывается не только на мудрости и почитании богов. Некое благое божество обращалось к свами Сократу, как только ему приходили мысли совершить недоброе. По вашему учению выходит, что искуснейший Рамунаджан и свами Сократ были не мудрецами, какими их почитают, а попросту полоумными?"
Докинз ответил:
25. "Рамунаджан и Сократ жили в древности, когда люди ещё не раскрыли многих тайн природы и верили, что молния сверкает по воле Индры, а времена года сменяют друг друга по воле Варуны. Но теперь нам известно, что вызывает эти явления. Даже такие вещи, как происхождение мира, человека и законов человеческого общежития отныне не являются секретом для людей мудрых. Поклоняться богам потому, что в мире осталось ещё много неизвестного - это попросту трусость. Это всё равно, что увидеть на старой карте надпись "Тут живут львы" в местах, которые не посетил ни один путешественник, после чего начать поклоняться этим неведомым львам.
26. Обычно люди поклоняются богам просто потому, что им поклонялись их предки. Но стоит взглянуть по сторонам, как убедишься: одни поклоняются Вишну, другие Шиве, третьи почитают Дургу, а родившийся неприкасаемым вынужден молиться какому-нибудь Махакале, такому же чёрному, как и его жизнь. Буддисты, джайнисты и сикхи следуют своим учениям, мусульмане взывают к Аллаху, а христиане-католики из Гоа обличают их всех, а заодно православных из Индийской церкви, основанной, как говорят, самим риши Фомой. И каждый убеждён, что именно его религия истинна. А вот наше учение вам едва ли знакомо. Только в последние века человеческая мудрость смогли закрыть белые пятна в истории жизни, человека и его нравов и убедиться, что никаких львов там нет."
Висана сказал:
27. "Учение, которое ты излагаешь, называется локаятой. Про него ещё в Чхандогья-упанишаде сказано. Это учение асуров, которые уверены, что состоят из одного тела и только оно нуждается в защите и украшении.
28. Что до людей, то уже во времена Будды существовали адживики - последователи шрамана Аджиты Кесакамбалы, учившего, что боги - выдумка, все события в мире предопределены кармическими механизмами, а заботиться следует только о теле. Они не почитали богов, имели свой канон сутр и просуществовало ещё тысячу лет после смерти своего основателя."
Докинз спросил:
29. "Уж не мирные ли брахманы истребили этих достойных учителей?"
Висана ответил:
30. "Нет, я думаю, их истребила всё та же конкуренция и отбор, о которых вы, адживики, учите. Это учение не оставляло людям ни надежды на помощь богов, ни шанса что-то изменить - поэтому со временем они просто перестали кормить отшельников из саньясы Аджиты"
4. Вред, который учение о богах наносит мудрости и наукам
Докинз сказал:
31. "Всё дело в несовершенстве тогдашних знаний о природе. Современные адживики и сами себя прокормят. Взгляни сам - всю историю человечество сопровождают религиозные распри, войны, а жрецы преследовали тех, кто пытался подчинить себе природу. Именно поэтому учение адживиков - наиболее нравственное и полезное, и принесли людям колоссальную пользу.
32. Напротив, брахманы-богопочитатели ненавидят наше учение и требуют разрешить школьным учителям преподавать и их бесполезный вздор о создании мира, человека и прочего. Будь их воля - они бы запретили всякое научное познание мира и казнили бы учёных как колдунов"
Висана спросил:
32. "Прости меня, почтеннейший, но я не могу припомнить ни одного случая, чтобы брахманы казнили астронома, математика, языковеда, врача, кузнеца или изготовителя красок лишь за то, что они постигают свои науки, передают их ученикам и исследуют свойства материалов, которые попали в их руки. И разве не брахманами были большинство этих исследователей? Шива помогал Панини составлять грамматику, наги открыли махасиддхе Нагарджуне тайны алхимии, и, как говорят, даже в открытиях махагуру Ньютона не обошлось без божественного вмешательства
33. Я могу понять, что брахманы запрещали те книги, в которых над брахманами издеваются - и это только добавляло этим писаниям популярности. Но какие естественнонаучные книги или учебники запрещались служителями пристойных и уважаемых богов? Какой-нибудь презренный ахгори и может запретить своим адептам есть рис или читать Рамаяну, - ну и мало ли, какие глупые запреты бывают в фальшивых ашрамах ополоумевших гуру?
34. Даже известная история с распрей вокруг книг гуру Коперника не касалась истинности или ложности его сочинений. Ведь сам брахман Беллармино поясняет в известном письме, что проблема не в том, что солнце у Коперника стоит в центре вселенной, а в том, что все учебники и комментарии к трудам отцов церкви придётся под него переделывать, а это дело долгое. И книга, как известно, была запрещена всего-навсего четыре года, и когда было упомянуто, что в ней описана лишь математическая модель, запрет был немедленно снят.
35. Да и так ли неправ был Беллармино? В конце концов, теория Коперника и правда не более, чем математическая модель. Что любое движение относительно, знали ещё риши Древней Греции. И я полагаю, ты тоже согласишься, что Солнце - не в центре мира. И сам термин центр мира, разумеется, нелеп - разве осудила церковь гуру Николая из Кузы, который учил, что мир представляет из себя бесконечную сферу, у которой граница нигде, а центр везде? Так что для человека мудрого тут нет никакой проблемы - и Солнце, и Земля расположены в центре мира - и бесконечно далеко от его границ.
36. Мне представляется, что дело здесь не в истинности и ложности учений адживиков и брахманов, а в банальной распре саньяс за подношения. Вы, адживики, опасаетесь, что пуджи и дары раджей попадут кому-то кроме вас.
37. А как известна, любая распря за власть идёт между двумя силами, а не между двумя мемами, генами или философскими школами. В распре имеет значение господствующая позиция, вооружение, состояние и численность войск, количество стрел, колесниц и боевых слонов, а также союзники и точная оценка войск противника. Если бы распри шли за мудрость, битва на Курукшетре так бы и не состоялась - солдаты обоих армий сложили бы оружие и пошли слушать Кришну."
5. Как следует понимать Веды?
Докинз сказал:
38. "Но наше учение во всём превосходит учение тех, кто учит о богах. Как можно утверждать, что теория о происхождении человека как результата эволюции и теория о том, что он сотворён Брахмой - это равноценные теории? Чем эта теория лучше теории Летающего Макаронного Монстра?"
Висана спросил:
39. "А что, брахманы в вашей страны учат, что Веды следует понимать с точностью до буквы, как если бы их писал для вас и ваш современник?"
Докинз сказал:
40. "Да, многие шраманы, отшельники и даже брахманы нашей страны настаивают, что наши Веды и другие святые книги следует понимать буквально"
41. "О горе!- вскричал Висана,- До чего дошло падение человека в эру Кали-юги!
42. Мудрейшие брахманы из просвещённейшей страны мира, народ которой искусен в любом ремесле, сделались настолько наивны.
43. Я понимаю, что десятилетняя девочка может верить, что у Шивы и правда четыре руки и он сидит на горе Кайлас. Но как образованный брахман, учившийся у прославленных гуру, может верить, будто священные Веды, дарованные Брахмой в прекрасную эпоху Сатья-юги, рассчитаны на слабых людей Кали-юги и должна пониматься так же буквально, как наставление по сушке рыбы?
44. Неужели неясно, что рассказы о сотворении мира и человека - лишь прекрасные древние легенды, призванные связать явления человеческого ума с тем, что он видит вокруг себя в природе? До каких же ещё нелепостей дошло падение ваших фальшивых наставников! Уж не учат ли они, что все цари, воины, охотники и мудрецы, про которых мы читаем в Махабхарате, разговаривали в стихах?"
45. Услышав это, Докинз сел на землю и погрузился в глубочайшее созерцание в соответствии с гуру-йогой адживикой, чтобы найти ответы на непростые вопросы мангуста. Висана же побежал домой к хозяину и поспел как раз к ужину.