Аннотация: Эта статья - cомнение в истинности утверждения Punks not dead
PUNKS NOT DEAD?
Punks not dead! - утверждение ставшее аксиомой в среде панков ( и не только ) крайне уверенных, что они "not dead", так ли это на самом деле? Попытыемся в этом разобраться.
Для начала обратимся к истории. Да, возможно, большинство панков все это знают, в этом я не сомневаюсь, но наверняка остались индивиды в данном вопросе не просвещенные и нежелающие просвещаться, плюс к этому в историю панк рока нам все же придется заглянуть, потому как именно там находится корень вопроса, который мы приписали к общеизвестной "истине". Итак. Некто, Малкольм МакЛарен - владелец магазаина модной одежды и всякого рода модных хипповских (а впоследствии панковских) аксессуаров, а также в прошлом продюссер прото-панк (термин появившийся позднее) группы New York Dolls, познакомился в 1976 году с довольно приметным в толпе молодым человеком по прозвищу Сид Вишес. Будучи человеком общительным Малькольм разговорился с Сидом и он рассказал ему, что является солистом рок группы и дела у них не очень и т. д. О дальнейшем их диалоге история умалчивает, но все же известно что именно Малькольм стал продюссером Sex pistols и гуру всего движения панк (я говорю движения, потому что считаю панк не только музыкальным направлением, но целым культурным пластом как в литературе, так и в живописи). Вообще откуда тов. Макларен взял это присловутое слово панк? PUNK(англ.) - на уличном слэнге Лондонских трущоб, начала 20, конца 19 века так называли уличных проституток, затем "PUNK" переходит в тюремный жаргон где им обозначают шестерок и в последствии слово "PUNK" переходит в речь простых англичан где "PUNK" обозначает мусорь, гниль, помои и прочие неприятные, добропорядочному сыну королевства, вещи. Именно это слово Макларен берет для названия новой молодежной идеологии. Хиппи выродились ( за что в последствии их и критиковали панки в своем творчестве), стали банковскими работниками, полицейскими, депутатами в парламенте, бизнесменами, стали слушать диско и нюхать кокаин после работы, вобщем предали идею. Молодежи нужна была новая идея, новое движение, новый смысл жизни - Малькольм вместе с Sex pistols, дал им и идею, и движение и смысл. УРА!!! А чего "УРА!" то, чего "УРА!" ? Все это было господа. Отрицание денег - выродившиеся тогда, хиппи, отрицание государства - тоже хиппи, немытые головы - опять хиппи. Музыку подобную играли - Velvet Underground (примерно с теми же панковскими, саморазрушительными идеями) и Stooges с Iggy Pop - ом. Все это было до товарища Макларена и Pistols-ов. Единственная их заслуга в том, что они скомпоновали все вышеперечисленное в единственное целое и нашили прикольный ярлык сверху. Я как то читал в интернете интервью с Егором Летовым, он говорит: "Начали мы играть в 1982 году в группе Посев, по имен издательства "посев", тогда еще хиппи, но почему то как только взяли в руки гитары, сразу в панк полезли. Непонятно каким образом, как только играть начали, сразу драив покатил, сразу Секс Пистолз какой то получился, причем у ребят которые ни разу ничего подобного не слышали........ Я считаю что хиппизм и панкизм - это одно и то же. Панк - это агрессивный хиппизм, очень агрессивный, именно социальный хиппизм, хиппизм действия."
Ну да ладно, черт с ним. Пусть обычный, мирный хиппи возведен в степень абсурда (панковского абсурда), пусть длинные волосы его выкрашены в красный цвет и уложены (если можно так сказать) в ирокез, пусть его потертые временем джинсы, проштырены булавками и увешаны цепями, пусть он проповедует не буддистское непротивление злу, а нигилистическое всеотрицание и лозунг: "будущего нет!", пусть. Но все же первоисточник виден, первоисточник - хиппи, слегка измененный, но все же хиппи и мы уже можем поставить под сомнение наличие панка как автономно существующего, изничего-появившегося движения из этого уже мы можем сделать вывод что панк ''not dead'' уже потому что он и не рождался сам по себе, он просто подолжающий существовать хиппи. Вывод, конечно, постный, да и цель статьи совершенно противоположная, этим выводом я напротив подтверждаю ставимый мною под сомнение тезис, что punks not dead, но я намеренно оставляю свои логический тупик дабы дать читателю пищу для размышлений а сам отправляюсь далее, по истории панка.
Далее мы видим, что на волне Sex pistols, появляются множество подобных им групп (Slits, Clash, Subway sect, the Vibrators), движение одобрено молодежью и музыкальными продюссерами. Но наряду с "реальными" панками (вспомните песню гр.Тараканы), появляются и те кто просто хочет быть в моде, не отстать от сверстников, движение, изначально задуманное как антиобщественное, набирает силу за счет всеобщего одобрения в среде молодежной общественности и начинает активно поплняться безидейными конформистами, принимающими любую идею на веру. Эти "модники" в дальнеишем, как и выродившиеся хиппи, в последствии станут банкирами, полицейскими, депутатами и приведут панк к депрессии. В начале 80-х поп индустрия начнет все больше наседать на СМИ, Mtv вместе с музыкальными продюссерами станут крутить тех кто им выгоден, множество панк групп развалится, Сид Вишес умрет от передоза. Быть панком - станет просто немодно. И тут оставшиеся "в живых" панки начнут протестовать против своей немодности, они начнут кричать "Punks not dead! Глянте мы еще живы, нас еще не всех покосило!" - они начали протестовать против того что были выброшены за борт шоу бизнеса. Вы ничего не видите? Присмотритесь. Не видите? Я лично вижу парадокс, совершенно очевидный и даже я бы сказал, неприличный. Панк - который изначально был движением всех выброшенных за все возможные борты и на все возможные помоики, начал протестовать против своей первосновы. Тот кто раньше плевал на роскошные лимузины и угрожал поджечь особняки ненавистных буржуев, сам теперь опасался потери своего лимузина и особняка. Панк к тому времени слишком привык к роскоши и гонорарам подписываемым возле Букингемского дворца ( Sex pistols и Virgin). Именно из этого в корне антипанковского лозунга вырождается следующая химера отрицающая панк.
Эта химера - поп-панк. Поп - популярный, общедоступный. Поп-панк направлен на смягчение тех остросоциальных тем на которых изначально строился панк, на слизывание острых углов, шершавыми языками людских стад. Поп-панк - воспевает не щекочущий ноздри запах помоек, не катакомбы и канализации, не саомоубийство и анархоиндивидуализм, а вполне миролюбивые вещи вроде пляжей, солнца, лета (" I wanna see smile face in the summer" blink182) и сладкой до тошноты жизнерадостности. Поп-панк - это движение позитивное, веселое, тогда как "старый", первоначальный панк движение не то чтобы уж негативное и воняющее депрессией, но уж точно не жизнерадостное. Популярность поп-панка, как я уже сказал выше, исходит из лозунга "Punks not dead". Поп-панк - протест против смерти панка, но протест этот направлен не на его прямое возрождение, я скорее на пристроение панка к существующей системе ценностей и идеалов, что уже расходится с панковской идеологией, как идеологией отрицающей чужое мнение, конформизм и приспособленчество. В следствии этого поп-панк становится прибежищем разного рода урлы, гопников которым охота поржать над прикольными текстами (коими поп-панк изобилует). Конечно, панк старый тоже не был волосатым интеллектуалом, но все же даже не будучи им он вдумывался в какие-то глобальные, государственные, не побоюсь этого слова, экзистенциальные вопросы. Я уже слышу надорванный крик сторонников поп-панка : "Не надо нам тут, мы тоже вдумываемся! Так вдумываемся, что ого-го!".
Хорошо - отвечаю я - но вдумывания ваши не выходят дальше учительского произвола, прав животных, коротких перемен и длинных уроков. Я отнюдь не отрицаю права на существование такого музыкального направления как поп-панк (да и кто меня об этом спросит), я лишь хочу сказать что к панку он имеет такое же отношение как Да Винчи к унитазному стульчаку, само по себе слово поп-панк не более чем оксюморон и нелепость, назовитесь как - нибудь по другому, а панк тут ни при чем.
Хочу кратко сказать еще об одной вещи противоречащей основной идее панка, а именно противоречащей панковскому индивидуализму и презрению к чужой воле и мнению, вещь эта - общественно политические организации разного толка, неважно какого, удьтра-правого или ультра-левого, все эти движения отрицают индивидуализм ( а вместе с ним и индивид). Панк - анархист ("I am an anarchist, I am an antichrist" Sex pistols), более того он анархисит индивидуалист - человек презирающий власть и чужое мнение, а потому такой тоталитаризм как в фашизме и такое общественное давление как в социализме не могут быть в гармонии с мировоззрением панка. Вы представляете себе строй из грязных, разукрашеных панков, дружно салютующих Гитлеру и выстраивающихся с факелами в свастику, как в фильме Ленни Рифеншталь? Или панка коммуниста, работающего на полях, в колхозе и собирающего рекордные урожаи? Я, лично, не могу. Мне грустно слышать как Егор Летов, поющий когда то про совок "Мы уйдем из зоопарка", воспевает дело Ленина и перепевает прокомуннистические песни советских времен.
Может в этой статье я и выгляжу как "блюститель чистоты панк-роковских рядов" и "промываю мозг почище MTV", но все же это лучше чем популяризировать такую идею как панк и лучше чем сгонять молодых и гордых нигилистов в стада за какуюто абстрактную идею. Этой статьей я не хотел сказать, что у нас в стране вообще не осталось панков, они есть и я надеюсь еще будут, эту статью я написал не потому что ненавижу или презираю панк, просто "Кого я люблю, тех обличаю и наказываю" (откр. 3 : 19).