Кресттов Михаил Александрович : другие произведения.

Развитие техники, как зеркало культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Культура - свойство человека рознящее его с животным. (26.11.2009г.)

  Введение
  Культура - свойство человека рознящее его с животным. Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Под культурой понимается: 1) возделывание, обработка, улучшение, совершенствование; 2) воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета; 3) искусство, творчество. Частью культуры также является техника - различные приспособления, механизмы и устройства, не существующие в природе и изготовляемые человеком. Давайте посмотрим, можно ли изучая развитие техники, проследить развитие культуры.
  
  Часть I. Палочка-выручалачка
  Первый и самый яркий пример того, что человек перестал быть "обезьяной" и стал человеком - это момент, когда наш далёкий предок взял в руки палку. В этом нет ни чего удивительного, но именно этот момент послужил отправной точкой для развития человека.
  Начав использовать "палку", человек решил сразу несколько задач. Используя палку как продолжение руки, человек смог доставать высоко висящие плоды, не забираясь на дерево; тяжёлый сук можно было использовать как оружие, чтобы защищаться от врагов. Не говоря уже о том, что палку можно использовать как рычаг или как опору, например для крыши жилища или для добычи камня. А уж когда человек начал "модернизировать" палку: превращать её в копьё, топор и в другие "механизмы", орудия труда. Он перешёл от использования природных механизмов (камень, палка, огонь от удара молнии и т.п.) к созданию своих собственных (топор, лук, печь, горн и т.п.).
  У В.Г. Сутеева есть замечательное произведение "Палочка-выручалочка", все мы её знаем и любим, где в конце сказки один из персонажей говорит весьма поучающею фразу: "...- палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себе по лбу, - а выручалочка-то вот она где!". Применимо к выше сказанному, палку в руки может взять любая обезьяна, а вот найти ей применение и не одно - это задача разрешима только, если у живого организма есть возможность мыслить и не просто мыслить, а фантазировать, выдумывать то, чего нет в готовом виде в природе. Но если позаимствовать у неё некоторые ресурсы - можно сделать тот инструмент, ту технику, которая необходима человеку.
  Продолжая мысль, следует отметить, что одной фантазии маловато для сотворения устройства такого, что бы оно давало желаемый результат. У рода человеческого есть ещё одна палочка-выручалочка, возвышающая его над другими земными тварями. Из уст в уста от отца к сыну из поколения в поколение человек накапливает и передаёт жизненно необходимый и важный опыт. Опыт устройства быта, опыт земледелия, охоты, подсмотренные у природы закономерности и как ими пользоваться. Только по тому, что человек смог обучить своё потомство большему числу умений и навыков, чем охота и выживание, он стал отличаться от животного.
  "Избыточные" знания и способствовали созданию новых приспособлений, орудий труда, механизмов. Такая вещь, как образование - в смысле "образования" человека как полноценного члена общества (рода, племени) путём обучения навыкам и получения и развития знания - есть одна из основных черт развития культуры, цивилизации.
  Изобретение лука не возможно было бы без наблюдения человеком упругих свойств некоторых веток (деревьев) и умения делать прочные нитки (верёвки), впоследствии тетиву. Если знания этих вещей не стали бы известны в одно и то же время, собрать лук у человека просто бы не получилось. А факт того, что был изобретён лук, свидетельствует тому, что человек накопил достаточно знаний, чтобы соединить маленькое копьё (стрелу), гибкий прут (основа) и нить (тетива).
  
  Часть II. Изобразительное искусство
  Когда человек понял, что он может изображать природные явления, изображать бытовые явления и даже желаемые события, как например удачная охота или благоприятная погода. Он стал оставлять многочисленные рисунки, которые, оставшиеся не тронутые временем в труднодоступных пещерах, и сейчас рассказывают о быте наших предков.
  Человеческая фантазия превратила рисунки и метки (зарубки, узелки, камушки и т.п.) в графические символы: иероглифы, буквы, знаки. Посредством которых, люди стали обмениваться информацией, не вступая в непосредственный контакт друг с другом. Благодаря этому и через тысячи лет человек общается по средствам письма, передаёт мысли, чувства и необходимые знания в художественных произведениях, газетах, научных статьях и т.д.
  Благодаря этому открытию накопление опыта приобрело более удобную и долговечную форму. Но и рисунок не перестал быть актуален. Развитие техники практически во всём обязано рисунку. Графическое представление о будущем механизме (машине, устройстве) - первое представление о нём. Так как часто речь идёт о небывалых вещах и что бы кто-то что-то смог понять о том, что будет конструироваться, необходимо изобразит изобретение. Чтобы построить машину (механизм и т.п.) одним рисунком не обойтись, прибегают к созданию чертежа, а чертёж по сути тот же рисунок, но выполненный в более строгой форме. Нет ни одной науки, где бы для наглядности не использовался рисунок.
  Самым ярким и знаменитым примером того, как изобразительное искусство оказывает воздействие на развитие техники - это изобретения Флорентийского художника Леонардо Да Винчи. Наблюдая за природой, изучая человека, общаясь с придворными учёными различных правителей Флоренции, Милана и Италии, он создал столько опережающих своё время изобретений, сколько ни создавал, ни один гений до него и после. Занимаясь практически всеми науками, он за свою жизнь сотворил немало грозных орудий, неприступных укреплений, построил городских коммуникаций, предугадал закономерности, которые открывали ещё 500 лет после его смерти. Его рисунки и записи, дошедшие до нас, раскрывают секреты механики, физики, анатомии, геометрии, архитектуры, скульптуры, живописи и т.д. Не смотря на то, что современной науке известно уже на много больше о том, что изучал Леонардо, для своего времени это был величайший научно-технический прорыв.
  Разумеется, не один Леонардо был художником-конструктором-изобретателем. В эпоху Возрождения практически каждый талантливый художник владел знаниями геометрии, биологии, химии и физики, что позволяло не только шокировать зрителя живостью полотен, мешать краски, работать с глиной и мрамором, но и делать интересные наблюдения и закономерности в природе и обществе. Изображать в картинах и научных трудах. Свой исторический вклад в науку (а соответственно и в технику) внесли немецкий художник Дюрер (1471 - 1528) и французский архитектор, инженер и математик Дезарг (1593 - 1662). Русский талантливый ученый, художник и поэт (всех талантов не перечесть) Ломоносов (1711 - 1765).
  
  Часть III. Industrial
  Со временем человек полностью окружил себя техникой. Автомобили, самолёты, корабли, поезда - доставляют человека в любую точку земного шара. Компьютеры, электронные приборы, выполняющие всю работу за человека, колоссальные архитектурные постройки, космические корабли... с каждым годом человек становится всё более и более обеспеченный всевозможными приборами и машинами, делающие его жизнь ярче, дела - проще, досуг - интереснее. Разумеется, это не может не сказаться культуре человека.
  Появляются новые течения в искусстве: техно (techno), индастриал (industrial) и т.п. Новое вдохновение даёт человеку мир техники. Снимается большое количество фильмов с участием роботов, одушевлённой техники, пишется не один десяток фантастических повестей и рассказов.
  Разумеется, человек окружённый техникой и мир видит иначе. Теперь для большинства жителей Земли не мыслим мир без компьютеров и интернета, без мобильного телефона и КПК, без автомобилей и прочего транспорта. И если раньше человек искал компромисса только с природой и богами, то теперь приходится искать новые компромиссы с техникой и сисадминами.
  Человек вознёсся на такой уровень, что теперь он должен заботиться о природе, не же ли природа о нём. Техногенная угроза, нависшая над всем живым, слала ещё одной новинкой в решении технических и морально-нравственных задач.
  
  Заключение
  Человек, черпая вдохновения у природы, создавал величайшие произведения искусства и вместе с тем сказочные машины. В последствии сами творения человека стали вдохновлять жителей современности на создание ещё более замысловатых шедевров и механизмов, которых не найти в природе в явном виде.
  Искусство, наука и техника тесно взаимосвязаны и не только потму, что все они составляют культуру человека, как совокупность всего созданного им. А ещё и потому, что в основе этой деятельности лежит творчество, неизбежно сопряженное с фантазией, неординарностью и человеческими мечтаниями.
  Так можно ли посмотрев историю развития техники увидеть в ней историю развития культуры? Безусловно, равно, как зная культурное развитие народа, можно предположить о развитости его науки и техники.
  Как в зеркале увидев отражение, увидит отражение тебя.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"