Фамилия Коляна была Адамов и кличка "Адам", прилипшая к нему с детства, заменила имя.
Живя на окраине города, и имея, вдобавок, склонность к одиночеству, он пристрастился бродить по окрестным сопкам, удаляясь с годами все дальше и дальше, и повзрослев, по сезонам ходил то за папоротником, то за земляникой, то за грибами, то за шиповником, а также за лимонником, калиной и прочим.
Восемь лет назад он впервые попробовал гашиш и вектор его поисков круто изменился - главной страстью стал поиск "пятаков", а другие плоды земли служили теперь удобной ширмой.
В отличие от малолеток, он был осторожен и знал меру. Круг друзей, отдававших дань зелью, был узок и жил он, не вызывая подозрений ни стукачей, ни любопытных бабок с околоподъездных скамеек.
В обществе всегда циркулируют какие-нибудь легенды - большие (если можно так выразиться), о которых знает каждый, и специфические - волнующие лишь посвященных. Легендами местных любителей кайфа были заброшенные деревни.
Деревни эти зарастали коноплей в таких масштабах и первобытном буйстве, что все культурные "пятаки", даже самые обильные, по сравнению с ними были детским лепетом.
Адам к этим легендам относился скептически, пока не побывал в одной такой деревне. Масштабы и нетронутость увиденного ошеломили его.
На следующий год оказалось, что деревня эта уже не тайна, и по слухам, "спалили" там кого-то, и стали туда наведываться конные разъезды деревенских, а что это такое кое-кто уже знал: в лучшем случае - битье до потери памяти, в худшем - ментовка и за ней - "зона".
Адам ни в коей мере не относил себя к когорте камикадзе, да и серьезно на эту деревню никогда не ставил, во-первых, из-за ее удаленности, во-вторых, памятуя об изречении: тайна лишь тогда тайна, когда ее знает один, да и тот в могиле. По поводу "могилы" мудрецы, может, и перегнули палку, а вот "один и живой" в самый раз было бы.
Два года назад он провел эксперимент, посеяв весной, в укромном месте, семена конопли, но результат был обескураживающий: не взошло ни единого кустика.
Это растение, вызывавшее в нем мистический трепет, заросли которого он чуял за версту, и которое боготворил, имело одну особенность. Оно любило всяческое дерьмо. И поэтому посадка плантации, как Адам понял позднее, упиралась в очевидный тупик: чтобы растение выросло - нужно дерьмо, где есть дерьмо - растение уже есть. Но все дерьмо скапливается вокруг человека и его скотины, а там трутся такие же как он и менты. Круг замыкался и спасала только заброшенная деревня.
1
Адам сидит на лавке, дожидаясь пригородного автобуса. Рядом стоит тяжелая сумка с лимонником, ноги гудят от трехчасового лазания по крутым склонам.
Подходит дед с седым ежиком на голове. Он пьян, просит закурить. Потом садится рядом и ударяется в воспоминания "как раньше было".
Адам, вежливости ради, поддакивает стариковскому трепу, слушает вполуха, но настораживается, когда дед говорит, мол, заимка когда-то у него была: коровы, овцы, улики. Все сгинуло. Пришли "нспектора" - опечатали. Мол, частную собственностьв трудовом государстве развел... Сруб разобрал - продал, и улики продал, а куды их девать?.. И отец мой, покойник, тама жил, и братаны его. Целый хуторок, считай, был, а теперь...
--
Как так нет! А по верху! Она и сейчас, верно, есть. Заросла может. Да не-е. Угадать можно.
--
Это не в том распадке, где осиновая роща? - хитрит Адам.
--
Ну-у нет! Две сосны там стоит. Лет им по триста. Да они и сейчас там стоят. Куды им деться.
--
А когда это случилось все?
--
В шестьдесят четвертом ли-што ли! А ну их к едрене-фене!..
Дед после сказанного сгорбился, присмурел и на продолжение разговора больше не откликнулся.
Подъехал автобус.
Адам все час десять минут пути проворачивал в уме стратегию поиска.
Сомово озеро, тянувшееся под грядой сопок, он знал. И дорогу эту - заброшенную, с еле заметной колеей - тоже. Знал, что в первых четырех распадках быть ничего не может. Эти распадки были его открытием и тайной, и каждую осень он собирал там лимонник и дикий виноград. Дальше начиналась "терра инкогнита"
2
Почти незаметная колея, существовавшая, видимо, благодаря охотникам, приводит его в узкую долину между сопок и исчезает на зеленом лугу у трех распадков.
Адам сидит, по-турецки поджав ноги, жует бутерброд с колбасой и запивает чаем из термоса. Он рассеянно поглядывает на склоны с проплешинами пожелтевшего березняка и осинника.
Распадок справа невелик и просматривается насквозь. Сосен в нем нет.
Другой распадок открывается глубоким оврагом с мочалками корней в песчаных боках и завалами гнилого древья вдоль русла.
Вход в левый распадок зарос густым кустарником и молодыми березами-осинами. Что там за ними - не видно.
Поев, он кружит около этих зарослей, пытаясь обнаружить хоть какой-то намек на прошлое человеческое присутствие. Потом отбрасывает сомнения и углубляется в кустарниковые джунгли.
Это продирание, кажется, никогда не кончится. Обзора нет и единственный указатель направления - уклоны.
Перемахнув через овражек, он пробивается сквозь заросли багульника и оказывается в сквозном редколесье с нитями летающей паутины. Отирая пот, Адам огллядывается и не верит собственным глазам: вдали, между стволов берез, виднеются две сосновых верхушки.
С громко стучащим сердцем, поминутно смахивая липнущую к лицу паутину, он почти бежит к заветным знакам.
Березняк кончается и сразу открывается: два черных столба, обозначающие несуществующие ворота, гниль завалившегося забора и дальше - стена сизых, покачиваемых ветром, зарослей.
Две сосны молчаливыми стражами возвышаются над заветной плантацией.
Под копчиком Адама сладко ноет. Ему кажется что поляну, отделяющую березняк от плантации, он перелетает по воздуху и, опомнившись, уже стоит у вожделенных растений, не смея верить в такую удачу. Наклонив одно из них, он разглядывает бисеринки смолы, густо обсыпавшие пахучие ветви, вдыхает будоражащий аромат, и испытывает чувства любовника, снимающего последние одежды с желанного тела.
Он тут же принимается за работу и снимает с рук один и другой раз. Довольный результатом, он решает обойти плантацию вокруг: определить размеры и, самое главное, проверить: не был ли здесь кто-нибудь до него. Не утерпев, он приделывает маленькую "пяточку" и, раскурившись, дожидается прихода эйфорической волны.
Вглубь распадка заросли тянутся метров на триста. Адам, дойдя до конца, удовлетворенно отмечает что "тертых" кустов нет и, намереваясь обойти плантацию с другой стороны, сворачивает и застывает в некоторой растерянности.
Невидимый ранее из-за двухметровых растений, перед ним предстал то ли сарай, то ли амбар, с проваленной крышей, с бревенчатыми стенами, поросшими мхом. Вокруг него стелится туман никак не вяжущийся с ветерком и послеполуденным солнцем.
3
Адам стоит у самой кромки тумана и не решается двинуться дальше.
Он бросает взгляд на полуоткрытую дверь хибары и она, вырастая в размерах, притягивает его к себе.
Ноги Адама, отяжелев, сами собой шагают в туман и он, против желания, направляется к развалюхе и, наклонив голову, входит в низкую дверь.
Свет, проникающий сквозь пролом в крыше, освещает пространство у самого входа. Толстый слой пыли, испещренный шагами похожими на птичьи, подается под адамовыми ногами, в воздух взлетают пушистые хлопья и плывут в сумеречную глубь сарая.
Заслонясь от света, он всматривается в сумрак и ему становится тоскливо до тошноты от пугающей непонятности увиденного: в самом углу, в маленьком креслице, рядом с таким же маленьким матрасиком, спиной к нему сидит... сидит в пурпурном халатике и видна куриная нога, это, что сидит, медленно поворачивает голову, растущую на глазах, и поворачивает ее.
Адам с ужасом смотрит в черное лицо с оскаленными зубами.
Существо соскальзывает с креслица.
Лицо Адама дергается, жилы на шее и руках вздуваются. Он валится набок, вздымая тучи пыли, и его тело бьет сильнейшая судорога.
Большеголовое существо подбегает к нему на своих куриных ножках, вскакивает на голову и, завертевшись волчком, ввинчивается в лоб.
Обливаясь потом, с выпученными глазами, он орет. - Геката! Я - твой! Я только твой, Геката! Ничей больше! Больно, Геката! Пуст...
Он внезапно затихает, словно подавившись.
4
Очнувшись, Адам отряхивается от пыли, достает из рюкзака хлеб, колбасу, ложит около пустого кресла и выходит.
Он обходит плантацию и попадает на еле заметную тропинку, которая выводит его к лужку у трех распадков.
Адам идет по гребню сопки, принюхиваясь к ветру. Почуяв едва уловимый запах, останавливается. Ветер крепчает, наполняется благоуханиями. Адам вдыхает его полной грудью и идет вниз, к реке.
На берегу валяется старое байдарочное весло, два бревна. Он сдирает несколько виноградных лиан, связывает бревна в подобие плота и, оттолкнувшись от берега, плывет.
Река медленно влечет ненадежное судно. Адам, балансируя веслом, стоит на плоту и вглядывается в прибрежный лес.
Когда солнце, садясь, вызолотило верхушки сопок, он замечает в глубине прибрежного леса круглую фанзу с плетеным забором вокруг, коз, пасущихся рядом.
Присев на колено, он гребет к берегу.
Тряпичный полог фанзы откидывается и оттуда выходит меднолицый старик с монгольским лицом. Он глядит в Адама глазами-щелками, жует губами и жестом приглашает внутрь.
Плошка, чадящая на стене, еле разгоняет сумрак. Посредине фанзы стоит тренога с чугунком.
Старик усаживается на подобие лавки, вкруговую опоясывающим фанзу, кивает Адаму садиться рядом и раскуривает трубку. Сделав несколько затяжек, он говорит:
- Человек. Давно человек здеся не видел. А он когда-нибудь да появится. Кудай ему деться! Земля хоть большой, но не так чтобы очень.
Адам слушает, но говорить не может.
Старик протягивает ему трубку. - На. Оживись.
Адам затягивается раз, другой и дурманящий дым, в котором сосредеточены вытяжки всех мыслимых и немыслимых растений, погружает его в розовый туман, и тут же голова делается ясной, а уста размыкаются.
Он эйфорически улыбается и, влюбленно заглянув в стариковские глаза, протягивает ему трубку.
--
А где же я нахожусь? И кто вы такой, дедушка?
--
Да неуж-то не узнал? - старик отвечает уже и голосом другим и акцента восточного нет. - Вот чудак-человек! А разговор о заимке помнишь?
Адам задумывается, потом пожимает плечами и улыбается. - Нет. Не помню.
Старик опять протягиваеет ему трубку.
И еще раз в адамовой голове прояснивается, и память в полном объеме ворачивается к нему. В мгновение вся жизнь проносится перед ним и, выпукло, последние события с кошмаром на заимке. Он стонет как от зубной боли и валится на топчан. - Я видел ее! - кричит он. - Я видел...
Старик с неожиданной резвостью вскакивает на ноги и прерывет его. - Не говори имя! Нельзя! Табу, дурной твой башка! Бери трубка! Кури еще!..
Он вставляет трубку между клацающих зубов Адама и заставляет затянуться, глубоко и несколько раз.
И тут новая и совершенно хрустальная ясность нисходит на Адама. Вся прежняя жизнь сцепляется с недавним кошмаром в естественную и непугающую связь и та, имя которой табу, становится не страшной, но влекуще-загадочной.
Тело его легко, как пушинка, и окажись он сейчас на воде, то и пошел бы по ней "яко по суху".
Он опять садится, всматривается в старика, стоящего над ним, и сквозь монгольское лицо видит другое - поминутно проступающее под первым.
--
Да, дедушка, я узнал тебя. Мы говорили с вами на остановке.
--
Вот и хорошо.
Старик опять устраивается на топчане.
--
А зачем ты, дедушка, направил меня в распадок?
--
Она приказала.
--
Почему?
--
Ты много раз близко ходил. О близком думал. Ей такой и нужен.
--
Зачем?
--
На свете мал-мало баланс поправить. Или нарушить. Смотря каким глазом взглянуть.
--
Баланс чего?
Старик очерчивает в воздухе круг. - Всего.
Адам смотрит в потолок и ежится. - А сама она этот баланс поправить не может?
Старик качает головой. - Никак не может. В деревне еще, мал-мало, куда ни шло. А в городе никак нет. Железа много. Железо силу забирай. Никак она не может. А я уже устарел совсем - никудышный слуга. А Лилит пропала.
--
Какая Лилит?
Старик продолжает без видимой связи. - Ты будешь отцом сайманов. Лилит ищи среди мертвых.
Старик откидывает полог и они выходят наружу.
Под звездным небом густо синеет притихший лес, под плетнем спят козы и сталью отливает гладь реки.
Он протягивает Адаму сверкающее перо, похожее на птичье.
--
Теперь ты сайман. Иди, сайман, в город!
5
Странно горят уши.
Войдя в квартиру, он откидывает длинные волосы, и смотрит в зеркало. Уши удлинились, а их острые концы обросли щетиной.
Он щупает их. Ухмыляется. - Я - сайман. Отец сайманов.
Звонит телефон. Адам нехотя отходит от зеркала и снимает трубку.
Это его новая пассия Олечка, "снятая" пару недель назад в кабаке и по причине женского нездоровья не показывающаяся уже дней пять.
--
Адам, - говорит трубка. - Привет! Ты как?
--
Ты как?
--
Я - в порядке. Ты куда запропастился?
--
Общался с природой.
--
И толк вышел?
--
Еще какой! Ты не поверишь.
--
А со мной пообщаться не хочешь?
--
Спрашиваешь.
--
Я, собственно, звоню из автомата у твоего дома. Пробегала тут мимо...
--
Что ж не заходишь?
--
Ну-у. Кто его знает. Вдруг попаду в глупое положение.
--
А именно?
--
Я почти неделю у тебя не была. Может ты еще раз в кабачок сходил.
--
Ах, вон ты о чем. Нет - в кабак я больше не ходил.
Повисев немного на Адаме, Олечка, с сумкой через плечо, исчезает в ванной. Оттуда она выходит в длинной рубахе на голое тело. В зале бросает сумку и вещи на кресло.
Они лежат на разложенном диване. Адам тянется к тумбочке за презервативом.
--
Сегодня можно в меня, - останавливает его Олечка.
--
Бесстрашная ты моя.
--
Хочу чувствовать тебя всего.
Она впускает его в себя.
Адам, над ней, улыбается. Потом откидывает прядь с уха. В глазах Олечки двумя темными пятнами застывает ужас.
--
Что это!? - вскрикивает она и делает попытку высвободиться. Но Адам, схватив ее руки, распинает на диване. - Это называется "полюбите нас черненькими". Я - сайман!
Он наваливается на нее всем телом.
Олечка, недвижимая, лежит на диване, Адам, с сигаретой, - на кресле рядом. Он наблюдает как ее уши растут, острятся и покрываются щетиной.
Очнувшись, подружка сползает с дивана, припадает к его ногам и лобызает их.
--
Теперь уходи, - говорит он. - Ты знаешь что тебе делать.
6
Узкий коридор Дворца культуры с дверями гримерных по бокам забит разряженной молодежью.
Жорика Адам находит у входа на сцену. Отчаянно жестикулируя, тот что-то доказывает девице в купальнике.
Адам пробивается к нему.
Лицо Жорика красное от гнева. - Я тебя последний раз спрашиваю: "бюз" снимешь?
Девица, глядя в пол, отрицательно качает головой.
Жорик вертит по сторонам пунцовым лицом, призывая в свидетели гудящую толпу. - Ты что, не понимаешь? Люди деньги заплатили!
--
Не сниму, - упрямится девица, не поднимая глаз. Кажется, она готова разреветься.
--
Ну ты ду-ура! А зачем соглашалась раздеваться?
Девушка пускает слезу. - Я боюсь!
--
Чего боишься!? - кричит Жорик.
--
Жора! - кричат из другого конца коридора и, расталкивая толпу, к Жорику прорывается длинноносый с красными глазками.
--
Жорик, чего мозг сушишь! Хоть одну сиську кто-нибудь покажет? Уже башли назад требуют!
Из зала доносится подтверждающий свист, кричат. - Козлы! Секс давай!
--
Ну! - скрипит зубами носатый.
--
Хрен с ними! Кто будет залупаться, деньги ворачивай!
Носатый сжимает губы в узкую ниточку. - Ну, Жорик! Чтобы я когда-нибудь с тобой еще раз связался!..
Он мерит девушку уничтожающим взглядом. - Понабрали тут мокрохвостых!
--
Ну, ты же сам видишь, - разводит руками Жорик. - Что с нее, дуры, взять!
--
Да сосали бы вы все! - носатый разворачивается и, работая локтями, ввинчивается в карнавальную толпу.
--
Идиоты! Не с кем дела сделать! - Жорик мечется по гримерной, как броуновская частица, махая руками. - Что за город! Что за необязательность! Один напился, у другого бабушка при смерти, третьей мама раздеваться не велит! Я херею!
Адам курит, оседлав стул. - Жорик хватит стонать.
--
Хватит, хватит! Сейчас Слон кассу принесет. Посчитаем - может плакать придеться.
--
Выкрутишься. Первый раз что-ли.
Жорик перестает носиться и усаживается на подоконник. - Если нечем будет заплатить ребятам из атлетклуба, это будет коррида.
--
Ну, навалят пиздюлей немного, - меланхолически отмечает Адам, - в первый раз, что-ли.
--
Кончай ты подъебывать!
Адам достает спичечный коробок. - Дунуть хочешь? - он раскрывает его и выбивает маслянисто-черный брикет, прилипший ко дну.
--
Никого себе! - Жорик берет брикет, нюхает и закрывает глаза. - Духанище - бздец!
--
Это продается, - говорит Адам с улыбочкой.
--
Да? И какая цифра?
--
Дешево.
--
Мозги не пудри!
--
Триста.
--
Ты че в общество милосердия записался?
--
Тогда - штука.
--
Не-не-не! - машет Жорик руками и спрыгивает с подоконника. - Все, я - беру!
--
Может, дунем на пробу, Рокфеллер!
--
Здесь? - Жорик задумывается на секунду. - У оркестровой ямы есть очкур подходящий.
Дверь открывается, и в гримерную входит круглый, как пузырь, с толстыми линзами на носу, Слон. В руках он держит по полиэтиленовому пакету внушительных размеров, набитых ассигнациями и мелочью.
--
Привет!? - говорит он и вопросительно смотрит на Жорика.
Жорик накидывает крючок на дверь и вытаскивает на середину стол, стоявший в углу. - Вываливай!
Слон откашливается и косо глядит на Адама.
Жорик ловит его взгляд.
--
Ты чего! Коммерческой тайной озабочен, что ли? Да иди ты в задницу! Давай бабки!
--
Итак - пролет: без пяти рублей штука. Три четыреста пятьдесят минус все дела - остается всего ничего. Пятьсот двадцать пять и плюс подоходный... еще и клоунам этим надо платить.
Слон, сняв очки, смотрит в раскрытый "дипломат" с деньгами, - еще триста пятьдесят чтобы со "шкафами" из атлетклуба разбашляться, плюс...
- Да гори оно все синим пламенем! - Этим восклицанием Жорик подводит черту под финансовыми изысканиями Слона. - И так ясно, что пролет! Завтра разберемся! Адам забивай!
Адам разжимает ладонь и подкидывает брикет. - Здесь?
--
Народ рассосался? - спрашивает Жорик Слона.
--
Я выходил из кассы - вахтерша уже дверь закрывала. А этот, как его? Ну, хромой?
--
Электрик. Что ли?
--
Ну! Вахтерша гундела: по дворцу, говорит, где-то шарится.
--
Ладно. До вахтерши далеко, а хромой, наверное, уже сивки обпился. Храпит где-нибудь в оркестровой яме. Давай здесь.
--
Как бы жена не вычислила, - с сомнением говорит Слон.
Жорик окидывает его презрительным взглядом. - Кончай ты! За твоими фарами один хрен ни черта не видно!
Жорику со Слоном хватает по одной затяжке. Они хватаются за головы. Как луковицы из грядки, вытягиваются мохнатые уши. Упав на колени, они по-собачьи смотрят на Адама.
--
Ну, вот, - Адам поднимается, кидает брикет на стол и берет дипломат с деньгами. - Надеюсь вам хорошо, ребята? Угощайтесь еще. Угощайте друзей.
Новоиспеченные сайманы кивают головами, поедая его взглядами.
--
И денежка вам теперь ни к чему.
--
Какие денежки, отец! - шепчет Жорик. - Я не могу! Можно я пойду электрика разыщу!?
--
Гуляй! - говорит Адам и Жорик, откинув крючок, выскакивает за дверь.
В белоколонном фасаде дворца культуры сиротливо светится прямоугольник распахнутой двери. В ней появляется силуэт. Хромой электрик выходит на пустынную площадку перед дворцом. За его спиной, в глубине холла, осталась старушка-вахтерша, уронившая голову на стол. В ее широко раскрытом мертвом глазе застыло изумление.
Хромой, пытаясь скрыть светящиеся уши, поглубже натягивает кепку, из под которой торчит пакля немытых волос, и вздрагивает от девичьего смеха.
Невдалеке в темноте аллеи, светятся две сигаретные точки.
Электрик воровато оглядывается, поплотнее запахивает пиджачишко и ковыляет на огоньки.