Красных Татьяна : другие произведения.

Вильгельм Вундт. Психология без души

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю Вашему вниманию десятую лекцию Александра Дугина из цикла Фундаментальная психология


   Фундаментальная психология
  
   Лекция 10
   Вильгельм Вундт. Психология без души
  
   Здравствуйте. Вы смотрите очередную лекцию из цикла Фундаментальная психология. Я хотел поговорить сегодня о Гельмгольце и о физиологической традиции в психологии, но решил немного изменить свой план, и после Фехнера, которому была посвящена предшествующая лекция, поговорить о Вильгельме Вундте.
   Строго говоря Вундт считается основателем той эмпирической, экспериментальной, еще она называлась наблюдательной, психологией, которая пожалуй, полнее всего характеризует эту дисциплину. Мы видели, как Гербарт и Фехнер старались определить предметно-научное поле, исследуя границу между рацио и материальным миром, между внутренним и внешним, и собственно изучение структуры этой границы посвящены теоретические и практические исследования в психологии Гербарта и Фехнера во вдохновленных ими научных средах. И мы также видели, насколько влияние романтической культуры и натурфилософии от Гете до Шеллинга, и романтизма в целом, насколько они влияли на первых психологов-основателей.
   С Вундта начинается некая новая эпоха. Хотя основы психологии уже заложены Гербартом и Фехнером. Но с Вундта начинается нечто отдельное. Потому что впервые в полном смысле слова мы сталкиваемся с психологом, который отрицает существование души.
   Психология Вундта и его публикация в 1874 году работы "Физиологическая психология" в принципе постулирует новые границы этой дисциплины. И в случае Вундта эти границы еще более резко порывают со всякими формами идеализма, со всякими формами автономии рассудка, которым противостоял еще Гербарт и Фехнер, но в полном смысле слова поле психологии становится самостоятельной наукой, в отрыве от всякого идеализма, но еще без фундаментального материализма, именно у Вундта. Т.е. Вундт представляет собой некий водораздел. Граница еще смещается в сторону материи, но это все же не материализм. Конечно, Вундт -- позитивист, он рассматривает психику как нечто вторичное по отношению к телесности. Уже многие элементы такого убежденного материализма мы встречаем в нем, но тем не менее все же его психология признает определенную автономность психической сферы относительно физического мира. И в дальнейшем, когда мы перейдем к Гельмгольцу, к чистым физиологам и психиатрам, к традиции современной психиатрии, там эта грань сместится уже окончательно в сторону материи. Там сама автономность психики будет рассматриваться как проекция телесных ощущений. И человек уже превратится в предельно телесное и материальное существо, где любые феномены психического будут объясняться исключительно через материальное.
   У Вундта это почти так. У Вунда тоже нет априорий относительно существования ни рассудка, ни сознания, душу он вообще категорически отрицает. Но все же он признает за психическими явлениями некоторую автономию. И это можно сказать норма полит-корректности психологии, с допуском того, что сфера сознания, сфера психического обладает некоторой автономией. Этот допуск характеризует ту линию, которую воплощает в себе Вундт.
   Это уже не пан-психизм Фехнера, здесь нет души Гербарта, пусть пустой, но единящей, эти реальности категорически выбрасываются. И именно у Вундта психология -- наука, отрицающая душу. У Вундта это приобретает совершенно внятный характер.
   Вундт изучает не душу. Он подчеркивает это. Он изучает структуру сознания. И в этом отношении Вундт представляет собой некоторое программное явление его школы, когда психология отказывается от понятия души. Причем этот отказ еще не есть отбрасывание ее в пользу материи, как это будет у Гельмгольца, или у чистых физиологов. Т.е. Вунд, отказывает душе в существовании, здесь уже ни о какой вечности, ни о какой наделенности душами других нечеловеческих сущностей -- растений, цветов, звезд, как Фехнера, нет и в помине, нет чистой и единящей души как у Гербарта. А есть мир психических явлений, где души нет. Т.е. впервые психология откровенно говорит о себе как о науке. Это наука изучения пограничных явлений между рассудком и телом, с выделением этой сферы, сферы изучения психологии, в отдельное предметное поле, но без признания самой гипотезы автономного существования духа. Т.е. психология у Вундта приобретает окончательное определение, и, пожалуй, отныне, хотя мы увидим, что будут делаться попытки вернуться и пересмотреть эту позицию, но психология приобретает статус эмпирической позитивной науки, изучающей новый объект. Это не душа, это не совсем проекция физиологии, как у Гельмгольца и фанатично убежденной материалистической психиатрии, но этим объектом становится психика, хотя сам Вундт говорит о сознании.
   Вундт говорит, что психология должна изучать механизмы сознания, механизмы формирования объектов сознания. И можно сказать, что это поле, которое не является чистым рассудком, но и не является физиологией в ее материалистическом толковании, это и становится понятием психика.
   Т.е. Вундт, не вводя понятия психика, говоря о психологическом, психическом, он имеет в виду некоторый новый предмет. Этот предмет -- психика. Т.е. это промежуточная зона между рассудком и телом, которая не является душой. И то, что здесь психология порывает с душой, в школе Вундта, - это принципиально для генеалогии становления этой дисциплины. Психология -- это не наука о душе. Психология -- это наука о психике. Конечно, есть более идеалистическое толкование психики, в сторону Фехнера и Гербарта. Есть как мы увидим, решительное толкование в сторону материи и чистой физиологии. Дальше мы рассмотрим и версию материализма. Но все-таки собственно психология старается не делать таких окончательных выводов. Более того, психолог может на индивидуальном уровне, с точки зрения своей философии, своей научной программы, сам по себе, в своих взглядах, придерживаться какого-то религиозного мировоззрения, но в своей научной деятельности помещать это не может. Он не может допустить влияние своих религиозных взглядов на занятия своей наукой. Именно потому что психология строится на отрицании гипотезы души. При этом, исследуя психику человека, сферу сознания, находящейся между рацио и телесным миром, даже индивидуально религиозный психолог должен оставлять свою веру, свою метафизику, свою идеологию, свою догматику где-то за пределом. И входя в психологическую лабораторию, попадая на конгресс психологов, занимаясь теоретической или практической психологией, он с этой гипотезой не имеет больше дела. Т.е. душа элиминируется принципиально. Тот психолог, который продолжает говорить о душе уже после Вундта, он либо использует душу как метафору, либо он не психолог, а представитель какого-то другого направления.
   Толкование психики как автономного или не автономного явления, будет смещаться в сторону материализма в ходе дальнейшего становления этой дисциплины. Хотя будут коррекции в сторону признания автономности психического, или автономности сознания, что мы тоже увидим и что мы будем исследовать.
   Но все же новые границы психологии устанавливает Вундт, который говорит: мы отныне изучаем не душу. Психология -- это совсем не наука о душе. Более того, это наука об отсутствии души. Это наука о том, как связаны между собой рассудок и тело, при упразднении инстанции души. И это очень важно.
   И теперь как же эту психику, или структуру сознания предлагает исследовать школа Вундта. И здесь Вундт, как и Фехнер, и в значительной мере как и Гербарт, предлагают применить позитивистские методы. Методы естественных наук необходимо применить к исследованию души, только еще более строго, чем это делал Фехнер. Потому что Фехнер оперировал с гипотезой и понятием души, а Вундт от этого отказывается. Поэтому законы физического мира -- законы силы, законы массы, физико-математические закономерности должны быть перенесены на сферу психического еще более строго, чем у Фехнера, с точки зрения Вундта.
   И соответственно, как в области современных естественно-научных дисциплин, современных наук главным методом является наблюдение и эксперимент, точно так же Вундт предлагает отнестись и к психологии.
   Иными словами, он кладет в основу метода своей психологической школы метод наблюдения и эксперимента. Только этот метод применяется не к сфере телесной, а к сфере психической. В значительной мере мы видели это у Фехнера, был такой же атомизм утвержден. Но разница между Фехнером и Вундтом в том, что Вундт стремится сделать это еще более строго, без каких бы то ни было следов натурфилософии, и изучать структуру психики с помощью естественно-научных методов, стремясь сделать это максимально точно и корректно.
   Смысл метода Вундта -- это наблюдение. Давайте отметим этот момент. Все, что происходит в сфере психики, подлежит наблюдению, изучению и экспериментам, утверждает Вундт. Это важно, потому что дескриптивная психология, которая строится на феноменологии Брентано или Дильтея, поставит под сомнение именно это, возможность наблюдения за психическими явлениями, и это будет принципиальный разрыв школы Вундта с дескриптивной психологией Брентано. И принципиально важно, что основа метода самого Вундта -- это наблюдение за психическими явлениями. Этот метод называется самонаблюдение, или интроспекция.
   Психологический эксперимент, который предлагает своим ученикам ставить Вундт, это прежде всего наблюдение за действием психических процессов внутри нас самих. Т.е. эти эксперименты призваны следить за тем, как происходит формирование психических представлений, реакций, эмоций, как складываются ощущения. Т.е. этот принцип наблюдения за поведением по сути естественно-научных объектов, но только в сфере психики, единиц, которыми являются вещи внешнего мира, такие же вещи Вундт стремится идентифицировать и во внутреннем мире, и проследить, как они структурируются. По сути Вундт исходит из того, что психические явления абсолютно гомологичны, однородны физическим, и, соответственно, надо выделять их в различные типы, категории, наблюдать за нюансами, систематизировать, строить таксономию психической деятельности, практически так же, как мы описываем материальные предметы, где мы просматриваем массу, силу, скорость, движение, зрительные формы -- образ, запах, твердость, и т. д. Т.е. как мы описываем предметы внешнего мира, так же нужно описывать предметы внутреннего мира.
   Для этого Вундт строит такую схему: существует стимул. Стимул -- как у физиологов, это некое воздействие на организм человека, но т. к. Вундт -- психолог, он про организм говорит меньше, чем физиолог. Он не столько обращает внимание на нервную систему, на мозг, на то место, где накапливаются знания, информация, на нервную деятельность и другие формы восприятия. Нет, он не на это обращает внимание. Он просто форсирует физиологическую часть и говорит: стимул, с которым сталкивается человек, то, что он видит, слышит, чувствует, ощущает в качестве вкуса или обоняет, все это стимул. Это воздействие внешнего предмета, или совокупности внешних предметов на человеческую психику. Для Вундта не так важен механизм передачи стимула психике. Он рассматривает более общую, или можно сказать более грубую модель. Есть стимул, который фиксируется во внешнем мире, например реакция человеческой психики на тьму и свет. Человека помещают в темную комнату, он наблюдает за собой. Включается свет, он наблюдает за тем, что происходит в его психике. И реакция перехода от света к тьме, от различения предметов к не различению начинает анализироваться изнутри. И извне могут быть какие-то консультанты, ассистенты, которые помогают проводить этот опыт. Заодно записывают, что внешне происходит с человеком. Чтобы потом индуктивно вывести какие-то детали, сравнить с тем, как он сам это переживает. Включается или выключается свет, звук -- это все стимул. Стимул -- это некий поток телесной, физической, объективно существующей вне человеческой психики информации, или поток некой реальности, которая становится стимулом в тот момент, когда соприкасается с психикой. И здесь, как и у физиологов, неважно как происходит это соприкосновение. Неважно, как действует перевод стимула в восприятие. Для Вундта важнее просто установить корреляцию, взаимосвязь, не для того, чтобы детально проследить как это происходит, но просто проследить, как на четко фиксируемый стимул отвечает психика.
   Психика изначально мыслиться для Вундта как комплексная. Поэтому на отдельный стимул отвечает отдельная часть психики. И начинается модель интроспекции Вундта именно с картографирования психики. Потому что в психике что-то отвечает на одни импульсы, или стимулы, что-то -- на другие. Стимулы разные, и ответ психики тоже разный.
   Т.о. Вундт старается выделить в психике такие же аналогичные явления, какие мы выделяем в чувственном мире.
   Следующим за стимулом идет то, что можно назвать ощущением, и то, что Вундт передает терминами -- непосредственное восприятие, взятие истины. Мы исходим из того, что наши ощущения повествуют нам об истинном положении внешнего мира. Это поспешное умозаключение, но человеческий организм (возможно и не только человеческий организм), психика, если оставаться в топологии Вундта, когда стимулы переходят в ощущение, как истинные. Мы имеем склонность считать, что то, что мы воспринимаем, так оно и есть. Если мы видим свет, значит есть свет. Если мы что-то чувствуем, значит есть телесный предмет. Это то, что человек регистрирует на первом уровне.
   Другое название ощущения, прямого восприятия (приять -- брать), - это то, что мы берем из внешнего мира и помещаем в психику. Как это происходит -- не так принципиально. Всегда мы что-то воспринимаем. И аналогом этого процесса является ощущение. Между восприятием и ощущением можно провести различие, но в принципе это некий процесс, который формируется на самой границе между психикой и физикой. Стимул, воздействуя на нас, в психике, порождает ощущение, восприятие, которое становится первым уровнем регистрации стимула. И на основании восприятия и ощущения формируется представление, т. е. содержание сознания, по Вундту.
   Вундт говорит, что этот опыт восприятия или ощущения начинает определенным образом систематизироваться. Эта систематизация доходит до своего предел, и из нее ткется представление. Это то представление, которое мы видели, какую роль оно играет у Гербарта и у Фехнера. У Гербарта представление становится главной единицей, с которой оперирует сознание. У Фехнера интерпретация представления строится на основании перцепции и аперцепции конституирования внутреннего мира. Представление -- это более сложная модель, и как раз в отношении интерпретации структуры представления, взаимодействий представлений Вундт в значительной мере следует за Гербартом и Фехнером. Хотя он не придает представлению полностью автономного значения. Он здесь традиционен в отношении представления.
   Вундт большее внимание уделяет области, которая предшествует представлению, на что Гербарт и Фехнер обращали меньше внимания. Но физиологи будут обращать на это большее внимание, чем Вундт. Поэтому здесь все достаточно относительно. И в целом в становлении психологии как дисциплины мы видим постоянное смещение, или один из главных доминирующих векторов -- это смещение от внутреннего к внешнему.
   Т.е. по мере развития психологии почти в одностороннем порядке мы можем проследить постепенное смещение от внутреннего к внешнему. Все больше внимания уделяется промежуточным областям. И на сей раз особенность Вундта заключается в том, что он уделяет больше внимания промежуточной сфере между физическим стимулом и представлением, который напротив приоритетно изучался Фехнером и Гербартом.
   И т.о. Вундт говорит о возможности выделения чистого ощущения. Именно это его интересует. Чистое ощущение -- это самая грубая форма психической деятельности. Вундт начинает это квалифицировать по некоторым количественным характеристикам.
   Итак, каждое ощущение по Вундту обладает качеством, оно принадлежит к некому типу или виду. Также обладает интенсивностью. И еще обладает тоном чувства, или эмоциональной окраской. Т.е. каждый стимул, который проникает в нашу психику, обладает качеством, т. е. это какой-то стимул, визуальный или звуковой, или тактильный. Он обладает интенсивностью., которая тоже подвергается измерению. Каждое физическое воздействие обладает способностью измерения. Качество может быть измерено путем интроспекции, согласно Вундту. Интенсивность -- это навязчивость ощущения, когда ощущение себя навязывает. В отдельных случаях некоторые визуальные или звуковые, или телесные ощущения начинают восприниматься нами более остро. Это связано с интенсивностью стимулов по определенной логике.
   И наконец с точки зрения Вундта ни одно из психических ощущений не свободно от некой эмоциональной подкладки. Вундт говорит, что в человеческой психике, как выясняется из экспериментов, ощущения эмоционально окрашены. Это несколько усложняет модель, хотя это не есть отказ от механики, не отменяет механичности происходящего, механичности психики. В этом нет никакой мистики. Возможно, это развитие идеи Фехнера, который говорил о психо-эстетике, о наслаждении, которое мы испытываем, наблюдая некоторые фигуры. Но объяснял это по-другому.
   Но Вундт признает это как некое третье базовое корневое свойство чистого ощущения. Но если мы ограничимся сферой чистых ощущений, из которых впоследствии уже собираются представления как некие целостности, холистские ансамбли, эта сфера ощущений представляет собой то, что Вундт называет состоянием. Прежде чем ощущения складываются в представления, в законченные картины систематизированного восприятия, образа, они представляют собой некое воспринимаемое состояние. Состояние является второй стороной физического мира. И между ними существует корреляция. Но это психическое состояние, по Вундту, не представляет собой нечто радикально отличное от физического. Это есть физическое, только со стороны психического. Не со стороны души, и даже не со стороны рассудка, который пока еще не задействован в этом базовом опыте сознания. А просто психическое состояние, которое является в каком-то смысле особенностью человеческого существа, которое соприкасается с физической действительностью. Это одна и та же действительность. Здесь мы видим аналог с Фехнером. Но у Фехнера эта психофизика уравновешена между физическим и психическим. Это некий сплав физического и психического. А у Вундта это не сплав, а одна и та же объективная реальность, которая существует в естественно-научной сфере, и воспринимается как таковая психикой, а особенно на уровне ощущений. Существует какое-то глубочайшее доверие Вундта к сфере ощущений, которые повторяют существующую вне нас действительность, будучи той границей, в которой располагается не второй мир, как у Гегеля, (у которого объект и субъект как два полюса восприятия), а это тот же самый объект, только видимый со стороны психики.
   Для Вундта психика -- это деятельность. Поэтому психическое он мыслит не как наличие полюса, инстанции, субъекта. Он вообще об этом не говорит, поскольку отрицает душу. Для него психика -- это работа, активность, деятельность. Т.е. сознание обнаруживает себя в действии. Точно так же психические процессы есть не прекращаемая работа и действие. И поэтому нельзя говорить о психике статически. В психике все является процессом.
   В деятельности психики Вундт выделяет три главные категории. Это формирование представлений на основе ощущений, это воля, это чувство. Т.е. если бы представления не были бы частью динамического процесса, то они бы обладали каким-то дополнительным статусом. Но поскольку они лишь элементы процесса, они формируются в процессе и служат этому процессу, то они являются не только тем, что представлено, но процессом представления. Русская грамматика не позволяет провести точное различие между представлением и представленным. Вундт трактует представление как процесс, как мы представляем себе. И как мы нечто представляем себе в действии представления, это и есть представление. Поэтому форшелинг не просто является неким объектом, с которым воля оперирует, а чувство сопутствует. Для Вундта картина психической жизни более динамична. Потому что психика представляет на основе ощущений, это представление сразу же сопряжено с волевым импульсом, направленное как внимание на ту или иную область, и сопряжено с чувством. Т.е. воля, чувство и представление не являются совершенно отдельными статическими компонентами психической жизни, но все взаимодействуют, соучаствуют в работе систематизации чистых ощущений все вместе.
   Это очень важно. И отсюда -- представление о единящем потоке происходящего в психической жизни. У Вундта психическое -- это всегда процесс, происходящее. Не бывает в психике такого момента, чтобы в ней что-то не происходило. Психическое -- это происходящее, и происходящее цельным образом, охватывая всю психику, в которой можно, благодаря наблюдениям, выделить волю, само представление, и чувства, как основные компоненты психической деятельности, этого потока нашего сознания.
   Поэтому представление -- это динамический процесс, представления приходят и уходят, исчезают и появляются вновь, сталкиваются друг с другом, вытесняют друг друга. Это во многом повторяет картину, которую описывал Гербарт. Но Вундт придает этому более динамичный характер. Важную роль у Вундта играет внимание. Когда он стал тематизировать проблему внимания, он обнаружил, что внимание является ключевым фактором формирования психических состояний. Потому что переключение внимания с одного регистра ощущений на другой фактически способно изменить содержание психических процессов. Т.е. если представить человека, на которого воздействуют одни и те же стимулы, то в зависимости от внимания как поворота воли психического процесса можно прийти и скомпановать идентичные ощущения самым различным образом. Т.е. процесс психического потока вариативен в формировании представлений, отталкиваясь от приблизительно идентичных ощущений.
   И тут внимание делает сегменты этих ощущений и выстраиваемых на их основании представлений присутствующими, или наличествующими. Весь сегмент ощущений обычного человеческого существа регистрируется. Т.е. ощущение, восприятие фиксирует все, что происходит. Но благодаря вариативности ориентации внимания и построения на основании этих ощущений разных представлений действительность психического восприятия может существенно различаться. Иными словами, Вундт обнаруживает, что люди, которые находятся в более-менее равном состоянии духа, в равных условиях, находясь перед одним и тем же предметом, пейзажем, находясь в одном и том же месте, могут превращать психическое наличие, благодаря трансформациям внимания, в довольно разные представления. Иными словами, единство физического стимула двумя психическими структурами в силу трансформации внимания могут складываться в разные картины. Потому что внимание делает ощущение психически действительным или психически наличествующим. Наблюдая за структурированием ощущений в ходе психического процесса, за движением сознания, Вундт и его школа приходят к выводу, что от внимания, воли и своеобразной реорганизации эмоциональной окраски восприятия само восприятие регистрируется психикой как различное. И подчас настолько различное, что даже неузнаваемое. И если мы говорим, что физически это одно и то же, два разных человека могут за счет конструирования различных алгоритмов могут увидеть это совершенно по-разному, истолковать, интерпретировать и понять по-разному. Именно потому, что психическое наличие, психическая действительность -- это не физическая действительность. Если физическая действительность регистрируется с помощью физических приборов, то Вундт предлагал построить интраспекционные приборы, или процедуры наблюдения, которые бы фиксировали, что конкретно в одинаковых случаях по разному настроенное внимание ро-разному конструирует разные представления. И что является настоящим для одной и для другой психики, которые отталкиваются от единого стимула. Это не субъективность. В психологии, в отличие от философии, субъективность не играет решающей роли. Особенно это мы видим у Вундта. Вундт отрицает душу. Речь идет о некой психической объективности, о неком механизме восприятия, который, в зависимости от той или иной установки, делает присутствующим либо одно, либо похожее на это другое, либо совсем другое. Настоящее для психики -- не то же самое, что настоящее для физики. Психическая деятельность принципиально вносит иные закономерности. Эти закономерности для Вундта так же механичны, как в физическом мире. Только они менее изучены, и их надо изучать больше. Если внимательно заниматься анатомией психической деятельности, то можно, согласно Вундту, можно найти закономерности, как различные психики реагируют по-разному на сходные стимулы. Формирование этих различный моментов, которые отталкиваются от одного и того же стимула, может быть исследовано механически.
   На этом строится понятие апперцепция. Апперцепция -- это движение в противоположную сторону от перцепции. Перцепция -- это восприятие импульса, идущего извне от психики. Перцепция регистрируется на уровне ощущения, а потом дальше становится объектом для психической деятельности. Апперцепция -- осмысление самого процесса перцепции. Тут возникает некоторая инстанция, которая отличается от инстанции, отвечающей за восприятие. В философии либо апперцепция является проекцией субъекта, либо процессом, конституирования субъекта. В любом случае апперцепция -- это важнейший элемент философии, это путь к субъекту. И как у Вундта, отрицающего душу, интерпретируется апперцепция? С его точки зрения, апперцепция отличается не направлением нашего внимания, а это предельная форма фокусирования сознания, или внимания.
   Т.е. Вундт видит ситуацию таким образом, что в сферу перцепции попадает определенный сегмент действительности, и этот сегмент достаточно широкий. Мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, воспринимаем, и качество, и эмоциональный привкус всего этого различен. Едва ли можно вообразить, что наша перцепция очень строго канализирована. Обычно мы воспринимаем сразу много всего, в динамике. Хотя в наших ощущениях мы регистрируем далеко не все. Это часть, сегмент. Но это широкий сегмент. И эта широта сама распределяет внимание по довольно объемному регистру, который совокупно составляет поле ощущений. Что же такое апперцепция по Вундту? Апперцепция -- это такая концентрация внимания, которая сужает луч внимания от широкого до предельно узкого. В идеале -- до точки. Т.е. в одном случае мы имеем дело с углом, с сектором, с двумя лучами, а когда мы концентрируем наше внимание на одной точке, или, по сравнению с перцепцией, на очень узком промежутке воспринимаемого, тут в этот момент и происходит апперцепция. Апперцепция -- это не движение внутрь, это степень интенсивности нашего внимания. Рассеянное внимание дает перцепцию, а сконцентрированное внимание -- апперцепцию.
   Поэтому предельная концентрация внимания, по Вундту и является таким совершенно особым актом, который порождает более высокий уровень сознания. Здесь субъект не участвует, здесь участвуют сознание и воля. Воля позволяет сконцентрировать, сузить внимание, и породить эффект апперцепции, позволяет выделить в потоке перцепции нечто настолько контрастно, что контрастность такого выделения, сама интенсивность внимания, которое становится лазерным лучом, прожигающим всю территории обычной рассеянной перцепции. И в результате рождается кристалл, который предполагает феномены, которые обычно приписывают субъекту, личности, я, и т. д. Личность, некая цельность, субъектность в психологическом смысле в структуре Вундта является результатом способности к очень концентрированной и очень узко канализированной практике внимания. И когда внимание сужается практически до луча, тогда возникает представление о континуальности воспринимающих актов. Это становится основой феномена памяти, феномена идентичности. Но на самом деле динамическое явление акта восприятия, только не перцептивного, а апперцептивного.
   Иными словами, Вундт предлагает ввести некую новую категорию -- психологического я. Я, которое строится, или возникает на основе связывания между собой актов, или моментов остроты сознания. Перцепция слишком широка для того, чтобы запоминаться, представляться устойчивой. Да, какая-то устойчивость через повторяемость создается, но это некая подставка для психологического я. Эта константность чистых ощущений порождает некий психический фон, но не позволяет перейти к более острым, абстрагированным от ощущений формам сознания. В то время, когда воля, сужающая наше внимание, вплоть до очень узкой зоны восприятия, порождает психологический эффект я, психологический эффект разума. Такое выделение одного из многого в контексте ощущений считается по Вундту прерогативой человека. И это ключ к разуму. Т.е. крайне интенсивное и избирательное восприятие.
   Иными словами, исток психологического я и создание основы уже для вторичной работы с данными прямого сознания... Если ощущения -- это материал для деятельности души, то апперцепция, т. е. сужение потока внимания на небольшом сегменте сферы восприятия создает некий инструмент для построения психологического я или разумного субъекта.
   С психологической точки зрения этот субъект строится из воли, которая в свою очередь оперирует с вниманием, сужая это внимание. И когда воля сужает это внимание, внимание превращается в некий концепт. И дальше уже начинает оперировать с этим концептом, придает ему характер иной константности. Не константности постоянной волны восприятий и ощущений, а некая лодка, плавающая в этих волнах ощущений и восприятий, лодка выделенного элемента, на который опирается более оторванное от потока восприятия представление о мышлении, о цельности и единстве личности. Это психологическое я.
   Т.о. перцепция по Вундту позволяет подойти к проблеме субъекта с психологической точки зрения. Т.е. обосновать психологического субъекта (не духовного, и даже не рационального субъекта), исходя только из одного и того же процесса восприятия внешнего мира, только в разных контекстах, с разной степенью ориентации, интенсивности и волевой конфигурации потока внимания. Именно внимание является здесь ключевым. Наличие внимания является путем к конституированию психологического я.
   Распыление внимания -- ведет к обратному. Неспособность к такой апперцепционной практике, т. е. расплывчатость внимания приводит к диссоциации психологического эго, к распаду структур памяти, к психическим расстройствам. Дальше -- к тому, чем занимается психиатрия.
   Иными словами, у Вундта мы подходим к возможности истолковать я психологически. Без души, и даже без рассудка Декарта. Рассудок уже не необходим, поскольку мы подходим к его формированию на основании анализа только одного процесса -- процесса апперцепции, психического соприкосновения с физическим миром, только в разной степени интенсивности. Конечно, Вундт не философ, он не собирается объяснять, откуда берется воля, например. Или что является возможностью, мотивацией так ограничить и сузить внимание. То, что у людей дает человеческое эго, а у животных не дает. Потому что у животных нет такого внимания. Их внимание в первую очередь перцептивно. У них нет апперцепции. Апперцепция появляется у разумного существа.
   Но сама идея, что апперцепцию можно вывести из перцепции, не прибегая к гипотезе и постулату о душе, или мировой душе, как у Фехнера, это фундаментальный сдвиг всей психологии в сторону автономной имманентности телесного мира. Потому что здесь само я выводится в каком-то смысле из специфики восприятия внешней действительности. И дальше яркие элементы, которые становятся концептами, они уже становятся более устойчивыми элементами в этом потоке, из которых рождается я.
   С точки зрения психологического анализа проблема идентичности поэтому и становится более сложной и неоднозначной, в отличие от классической философии, которая просто постулирует субъект, душу. И на этой априории все заканчивается. Даже если мы обсуждаем, например, рациональность.
   Фактически психологическая интерпретация апперцепции у Вундта открывает возможность построить такое учение о я и мышлении, которое выводится из психического измерения физического мира. И это очень важно. И зависимость апперцепции от того, что Вундт называет акт воли, это принципиально. Дальше перцепция и апперцепция совокупно, т. е. наши ощущения и и более выделенная и строгая форма нашего мышления, они начинают совместно оперировать с образами, которые формируются из ощущений в совокупности с апперцепцией и волей, смешиваются, синтезируются, и в конечном итоге направляются в центр нашего внимания. Вначале это идет на уровне ощущений, и когда это становится настоящим, тогда уже эти представления, составленные из ощущений, становятся концептом по сути дела. Потому что на них направлена воля и внимание и они становятся в полном смысле слова сознанием.
   Здесь интересно, что Вундт рассматривает процесс формирования движения представлений на основании ощущений и описывает это как ассоциативный процесс. И соответственно видит механизм организации сцепления отдельных атомарных ощущений или их регистров в представлении как процесс связывания ассоциаций.
   Итак, важно, что то, что становится объектом апперцепции, превращается в объекты сознания. И для Вундта с его психологической онтологией эти объекты сознания строятся в полной связности с предметами внешнего мира. Не только предметы внешнего мира ощущаются психикой, но и в процессе апперцепции эти ощущения в свою очередь, пройдя сложную работу по ассоциации, диссоциации, смешению, сплавлению, отбрасывания альтернативных моделей, они в конечном итоге сплавляются в объекты сознания, т. е. в содержания аппецепционного процесса, и эти содержания, поскольку они строятся из объектов внешнего мира, они, согласно Вундту, и являются его аналогами. Т.е. сознание конституирует свои объекты в прямой зависимости и взаимосвязи с внешним миром. Что и создает то, что Вундт называет апперцепционной коннекцией. Т.е. человеческое сознание в процессе восприятия внешнего мира может проходить разные стадии, т. е. отделяться, что-то выделять, на что-то обращать внимание, что-то упускать. В результате конструкция объекта мышления, когда уже проходит все стадии и в апперцепции становится настоящим, вот это настоящее человеческого сознания как объект сознания, с точки зрения Вундта, соответствует объекту внешнего мира. Здесь, конечно, можно сказать, что если мы видели ощущения, регистры ощущений, отталкиваясь от одного и того же внешнего объекта, могут по-разному конфигурироваться, восприниматься или конструироваться, тогда может и апперцепция тоже приведет к различным результатам, так что у одного будет в ходе работы сознания, организации воли и внимания один объект сознания, который будет соответствовать действительности, а у другого -- другой. Но опытным образом скажем, что такого не происходит, как правило. Психология для Вундта -- это эмпирическая естественно-научная дисциплина. И люди, оперируя со сходной структурой организации сознания, отталкиваясь от сходных физических явлений или состояний, воспроизводят одни и те же модели коннекций, или связей, что и позволяет существовать коммуникациям между психологическими я -- одним и другим. Поскольку они не только воспринимают одну и ту же реальность, на уровне ощущений и восприятий, но они ее аналогичным образом конституируют в процессе апперцепции. Потому что острота апперцепции -- это тоже закон. Соответственно, тут возникает наблюдение относительно объективного сходства, или гомологии психологических субъектов. И если кто-то сильно отклоняется от этого, то это становится психологической патологией.
   Вундт предлагает психологические законы. Одним из законов является ассоциация, и представление из тех чувств, комбинация из элементов психологического восприятия, и разделение отдельных элементов, потому что ощущения не просто склеиваются все вместе, в нечленораздельные блоки, комки, а наоборот, что-то сплавляется, что-то отбрасывается.
   Т.е. работа психики -- это в каком-то смысле работа скульптора, который берет глыбу, но постепенно обрабатывает в соответствии с замыслами, с алгоритмами построения образов, фигур, гештальтов или представлений на основании единства психической деятельности которая организована у людей сходным образом.
   Вундт называет эти представления агглютинативными массами, т. е. нечто подобное вещам, которые состоят из атомов, но которые одновременно представляются нам чем-то плотным.
   Т.о. представление -- это некий атом восприятия, но только динамичный атом восприятия, который состоит из уплотнения элементов ощущений, и потом их перемещения. Картина перемещения, уплотнения, сплавления во многом напоминает Гербарта, но более детально рассматривается в эмпирической психологии Вундта. Вундт говорит об актах апперцепции, он говорит, что апперцепция -- это не только синтез всех ощущений и восприятий в узком сегменте суженного внимания, лазерного луча внимания, но одновременно это их отделение, когда элементы воспринятого опыта становятся апперцепционными объектами, они уже отделяются и друг от друга, и в самих себе, подлежат делению, соединению. И изначальные синтезы могут быть расчленены. Или наоборот, отдельные изначальные элементы могут быть сплавлены в этот синтез. Поэтому факты апперцепции -- разнообразны. И в актах апперцепции мы можем увидеть классические формы работы сознания. То, что мы называем рассудочной деятельностью, способность интеграции, синтеза, разделения, дифференциации. Это и есть законы апперцепции, которые напоминают законы рассудка, того рацио, которое изучали философы.
   Интересно представление Вундта относительно того, что объектом нашего внимания являются не отдельные элементы и ощущения, а их блоки. Чтобы стать воспринятым в полном смысле слова, и тем более воспринятым на аппецепционном уровне, мы должны получить законченный образ. Но этот законченный образ -- это не только то, что мы выделяем вниманием, но одновременно это то, что мы регистрируем. Потому что в апперцепцию входит далеко не все окружающие нас физические явления. Идет огромный отбор. Позднее философ Луман построит на этом теорию систем. Функционирование системы заключается не столько в функционировании системы, сколько в отбрасывании ненужных объемов информации. Это уже 20 век. Вундт на уровне эмпирических исследований говорит, что человеческая перцепция, т. е. первичное восприятие, уже является отбором. А когда из этого делается представление, происходит сплавление в цельность. Т.е. это не элементы, а из ограниченного на уровне апперцепции количества элементов в синтезе, или в комбинации ассоциативно слепленном представлении мы уже имеем дело с чем-то цельным. Вундт называет это общей картиной, общей фигурой.
   В дальнейшем это представление может разделяться. Но результаты дальнейшего разложения этого единого образа, которым обычно оперирует сознание, не совпадают с теми элементами, из которых он был сложен. Единый образ, единое представление конструируется из перцептивных элементов, а распадается на перцептивные элементы.
   С одной стороны восприятие цельно, позднее этот тезис доведут до логического предела представители гештальт-психологии. Они ставят акцент на цельности восприятия. Но с другой стороны дальнейшее разделение этого единого образа не дает обратного результата. Иными словами, разделяя какое-то представление на части, подвергая его расчленению, наше сознание не атомизирует его, а создает принципиально другого качества части, которые имеют иную структуру. Это означает, что не так просто в психологических экспериментах добраться до того уровня, что на первом этапе восприятия мы по-настоящему ощущаем. Базовый атомарный уровень нашего психического восприятия не достигается путем автоматического разделения образов. Мы разделяем образ не на те части, из которых он изначально состоял. Это очень важное психологическое наблюдение и закон структурирования психики по Вундту.
   Важно, что Вундт рассматривает апперцепцию и сознание как акт, как процесс. Для него закон актуалитета, того, что психика есть действие, а не неподвижный центр, этот закон распространяется и на прямые восприятия, и на работу более высоких уровней сознания, связанных с уже выделенными структурами. Т.е. апперцепция -- это тоже часть работы сознания. Именно поэтому структура я для Вундта представляет собой определенную конвенцию, некую условность. Т.е. по Вундту то, что в нас мыслит, это и есть мышление. Т.е. нет того, кто мыслит в нас. А есть интенсивное мышление, которое создает иллюзию наличия постоянного и неизменного мыслящего, не вовлеченного в процесс мышления. Т.е. по Вундту тот, кто мыслит, он не существует с психологической точки зрения, а наше психологическое я неразрывно связано с простыми актами мышления и актами сознания.
   Если сознание рассматривать в большей мере как процесс восприятия, то процесс апперцепции и работа с результатами апперцепции -- это уже мышление. И мышление, и сознание -- это аспекты одной и той же психической деятельности, и это всегда процесс. Сознание и мышление, если они не действуют, для Вундта не существуют. Т.е. сознание и мышление есть деятельность. Тот, кто мыслит и осознает, - это результат этой деятельности, и он не существует вне этой деятельности.
   И здесь в полной мере дает о себе знать элиминация души. Убрав душу, мы это и получаем. Интересно, что при этом Вундт в первой половине жизни исследовал именно индивидуальные формы и ставил эксперименты над отдельными процессами психической жизни -- своих ассистентов и коллег. А в конце жизни обращается к коллективным формам мышления. Поскольку он обнаруживает, что существуют некие ментальные карты, которые зависят от культуры и которые предопределяют специфику не только работы с продуктами апперцепции, но и изначально ориентации внимания, воли. Конечно, на чувственный мир это не влияет, чувственный мир регистрируется, согласно Вундту, одинаково, а вот работа с квантами стимулов, ощущений, эта работа в значительной степени зависит от культуры. У разных народов это происходит по-разному. И Вундт в конце жизни написал 10-томный труд, в котором пытался квалифицировать типы обществ, начиная от более простых, древних, он разделяет теорию эволюции, - и от примитивных обществ до различных народов. И свой проект он назвал этнопсихология. Здесь тоже отрицается душа. Речь идет о том, что разные народы имеют разнообразные ментальные доминирующие установки, с помощью накопления и отбора практик апперцепции, ментальных практик сознания. И практики сознания, будучи собранными и архивированными, дают культурный код, который аффектирует не только высокий уровень мышления, но даже и самые примитивные, связанные с формированием и работой с представлениями. Т.е. один человек одного общества может быть так организован, отталкиваясь от единой картины физического мира, а другой иначе. Этнопсихология -- очень интересная сторона учения Вундта. Он -- фактически пионер этой дисциплины. Многие утверждения его оказались поспешными и были скорректированы. Но сама идея поиска этнических структур, ментальностей мышления, зависимости психологии от культуры того или иного народа создает предпосылки некого плюрализма. Пусть в убежденности наличия одной и той неизменной природы. Но во всяком случае культурный плюрализм Вундта в конце его жизни занимал основное его внимание, потому что благодаря психологии народов Вундт и пытался объяснить некоторые закономерности различия психической деятельности в зависимости от тех или иных народов, рас, культур, обществ. Вундт не утверждал расовой иерархии между народами, просто говорил о различиях. Хотя с эволюционной точки зрения он считает, что процессы мышления у примитивных народов простые, часто искаженные, И по мере становления цивилизации человечество все больше повышает градус перцептивности. Соответственно прогресс с его точки зрения -- это прогресс в апперцепции,. в накоплении знаний, способности рефлексировать свои психологические процессы, которые приводят к философии, к развитой метафизике, а потом и к позитивной науке, которую Вундт считал прогрессом. Такова картина современной психологии, элементы которой до сих пор сохраняются как конститутивные в этой дисциплине вплоть до нашего дня.
   Интересно, что у Вундта был последователь, очень яркий, Эдвардт Титченер, который основал американскую школу психологии, оно продолжил опыты интроспекции, создал огромную номенклатуру психических элементов, создал что-то похожее на систему Менделеева, только в психологии, состоящую из 30 тыс. единиц. Это избыточное описание того, какие бывают представления, ощущения, регистры, как они соотносятся между собой, по каким моделям. Но это, наряду с движением функционализма, о котором мы поговорим в отдельной лекции, стало основанием американской психологии. Классическая академическая научная эмпирическая психология, основанная на интроспекции, в США уходит к Титченеру, ученику Вундта. Точно так же Вундт оказал огромное влияние на европейских психологов. И все серьезные и яркие основатели психологических направлений и школ вынуждены были как-то соотнестись с Вундтом. Вундт -- это та психология, которая была им институализирована и в академическом, и в практическом ключе. Им был разработана ее методология. Вундт прожил долгую жизнь и практически предвосхитил наиболее магистральные пути психологии как академической науки. Вплоть до сегодняшнего дня значение Вундта остается очень важным.
   А сейчас давайте зафиксируем автономность психологического, хотя уже далеко смещенного в материализм по линии Вундта. Один из учеников Вундта Освальд Кюльпе. Он организовал Вюрцбургскую школу,в которой продолжал акцентировать ту идею Вундта, что психологическое знание должно строиться на эксперименте и интроспекции, что это полный аналог физических законов, но все более погружаясь в исследование психики, психики без души, Вюрцбургская школа немного передвинулась в сторону апперцепции. Это уже коррекция от внутреннего к внешнему, о чем мы говорили. И если говорить о Кюльпе, то он утверждал, что внутри процессов апперцепции концепты, которые изначально взяты из процесса ощущений, приобретают характер мысли. Он фактически переходит от психологии к философии, потому что изучает не просто сознание, но мышление. На этом пороге остановился Вундт, лишь намечая эту перспективу, а Вюрцбургская школа начинает развивать психологию мышления, а не просто психологию сознания как совокупность работы с первичными ощущениями, представлениями и процессами, которые протекают внутри работы сознания. Начинается переход к более высоким уровням работы психики. И Вюрцбургская школа пытается психологически обосновать процесс мышления, и отделить мысль от мышления.
   Здесь возникает необходимость грамматического пояснения. Потому что мышление -- это процесс, а мысль -- это некая статическая величина. Т.е. мышление -- это в каком-то смысле предикат. А мысль -- это субстанция. С точки зрения Вюрцбургской школы мышление -- это самостоятельный процесс,который, хотя и оперирует с мыслями, как на уровне сознания оперирует с представлениями, но эти мысли не являются чем-то самостоятельным. Мысли -- это моменты мышления. И они существуют не сами по себе, а только в акте мышления. Это -- динамическое представление о процессе мышления, переносящее многие психологические закономерности и особенности метода Вундта, в частности интроспекцию, не только от наблюдения за процессом формирования представлений на основе ощущений, но и глубже погружаясь в область того, что Вундт называл апперцепцией.
   Кюльпе вводит представление, что процесс мышления связан с целью. Что процесс мышления не является равновесным. Он распространяется не во всех направлениях. И в процессе мышления дает о себе знать аналог апперцепции. Мы видели у Вундта, что апперцепция есть сужение луча внимания от широкого спектра восприятия к узкому. Это волевой акт. То же самое, с точки зрения Кюльпе, происходит на более высоком уровне, на уровне мышления, а не просто сознания. Процесс мышления зависит от задачи. Т.е. мышление всегда решает какую-то задачу. Т.о. мышление всегда целенаправленно, и его механизмы, то, как мы будем мыслить, какие мысли будем использовать, формировать, составлять, во многом зависит от того, для чего мы мыслим.
   Ставя одну цель, мы будем иметь дело с одной формой мышления. Хотя может оно опирается на те же самые базовые представления и моменты апперцепции. А если мы меняем цель, то сами механизмы мышления могут меняться. Поэтому зависимость процесса мышления от цели -- это не просто рациональная задача, а это некоторый психологический механизм, который зависит от цели даже на уровне развертывания. Это важный вывод Вюрцбургской школы. Последователи Кюльпе продолжили эту линию. Это такие психологи 20 века как Нарцисс Ах, Генрих Майер, Карл Бюлер, Карл Марбе. Они фактически представляли немецкую классическую психологию в 20 веке.
   Нарцисс Ах предложил концепцию культурной установки правил, протоколов и выявления целей мышления. Это общественное достояние, которое активно влияет на мышление отдельного человека и даже на его сознание. То, что описывал в своей этнопсихологии Вундт, Нарцисс Ах исследует с помощью коллективного сознания. Это культурный набор процедур, операций, алгоритмов мышления как актуальных практик, которые определяют психологические и ментальные особенности народов и обществ. В зависимости от того, каковы эти процедуры, по-разному могут структурироваться и потоки информации, и даже ощущения. Т.е. сама модель того, что человек воспринимает, понимает как значимое, на что обращает внимание, зависит от той культурной установки, которая организует психологические особенности того или иного общества.
   Это очень активно использовали антропологи. Изучая аборигенов Австралии, один антрополог привез аборигена в город, которого тот никогда раньше не видел. Оказалось, что этот абориген не все замечает. Он ен удивляется ни лифту, ни небоскребам. Но он обратил огромное внимание на зоопарк. Т.е. он выделил то, что он знал. Животные составляли часть его интеллектуальной вселенной. Это он выделял и в неизвестном городе. Фактически абориген не видел города. И Нарцисс Ах как раз показывает значение высоких структур сознания, которые характерны не только для сложных обществ, но которые проникают и вглубь простых обществ, простых народов. Установки сознания проникают вглубь вплоть до телесных ощущений, настолько они сильны. Такие установки присутствуют во всех обществах. И они позволяют классифицировать различные человеческие общества, и общества животных. У одних животных -- одни приоритеты, у других -- другие, например у птиц, у рыб. В зоологии различие видов можно взять в качестве метафоры различия ментальных установок тех или иных обществ, которые гораздо сильнее, чем принято думать. И для того, чтобы перевести человека из одной установки в другую, изменить ментальные установки, недостаточно перевести аборигена из пустыни в город. Для этого надо сделать очень много. Ментальные установки создают некую психическую вселенную. Здесь нужно вспомнить об избирательности ощущений в ходе психических процессов.
   На этом мы заканчиваем нашу лекцию о Вундте и его направлении в психологии. В следующий раз поговорим о Гельмгольце, о физиологии, и о более биомеханических моделях и направлениях в психологической науке.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"