Аннотация: Полное название рассказа: Про то, как при царе Ануширване была построена система арыков в пустыне", краткое: "Про систему арыков в пустыне".
Дорогие и уважаемые читатели!
Предлагаю Вашему вниманию мой новый рассказ, проанносированный заранее в моих блогах в Живом Журнале (Милена Крашевская) и на Facebooke (Елена Кудашева), каковой я напечатала в текстовом редакторе сайта ПРОЗА.РУ.
ПРО ТО, КАК ПРИ ЦАРЕ АНУШИРВАНЕ БЫЛА ПОСТРОЕНА СИСТЕМА АРЫКОВ В ПУСТЫНЕ
Рассказывают, что в глубокой древности в некой пустыне на территории Хорасана в течение периода правления справедливого царя Кисры Ануширвана существовала замечательная ирригационная система, о каковой до сих пор упоминают в учебных заведениях современного Ирана, когда заходит речь о перечислении по пальцам чудес света при справедливом положении, что подобная изыскательная лепта историографов в свод научных сведений, касающихся эпохи владычества Сасанидов на Ближнем Востоке, является подлинным украшением летописей деяний царей, принадлежащих к корню власти, пущенному на землях бывшего Парфянского царства патриархом указанной династии гордых властителей Ардаширом, притом, однако, нигде пока что не отыскалось чертежей или схем, помимо каталога 1018 звезд великого астронома Мухаммеда Улугбека и перевода на греческий некоего малоизвестного медицинского трактата прославленного Абу Ибн Сины, притом, что единственный драгоценный экземпляр последнего из упомянутых трудов, каковой представлял собою шестой том удивительного собрания "Канона врачебной науки", долгое время хранился в архиве Центральной библиотеки Каира и на арабском языке, но, по сведениям, полученным из рук доктора философии Муслима Гянджеви, от соответствующей пергаментной страницы был варварски оторван клочок треугольной формы, по-видимому, каким-нибудь искателем сокровищ, хотя, впрочем, что в каталоге звезд, что в шестом томе Ибн Сины, рисунок, каковой можно было бы счесть за изображение арыков, начисто отсутствует, ибо про ирригационную систему лишь говорится вскользь, то бишь, таковая приводится как бы в качестве атрибута вроде сравнительной степени не то, чтобы декоративного, то бишь, лучше сказать, поэтического и, вместе, религиозного свойства, но как бы исключительно как результат стремления ученых изложить наиболее полно и ясно описание предмета, как бы совершенно постороннего проблеме борьбы с нехваткою воды в засушливых регионах района, и, вот, дабы прояснить, в чем же, собственно, состоит смысл обращения к теме арыков Улугбека и Ибн Сины, дабы прояснить ситуацию приведем две цитаты, ну, во-первых, из Улугбека: "А чтобы правоверные всегда и при всех обстоятельствах осознавали, что все в мире существует по милости Аллаха Всемилостивого, Милосердного как на Небе, так и на Земле, я бы посоветовал сначала взглянуть на Полярную звезду, ибо сие полезно не только путешественникам и картографам, но и праведным, ибо, как известно, во главе незримого сонма святых Аллах великий поставил святого Кутба, также, кстати, невидимого, притом Кутб означает "полюс мира", а далее исследовать сначала невооруженным глазом, а потом при помощи зрительной трубы созвездие, имеющее, по мнению румов, форму плуга или ковша, тогда как правоверные считают, что сие есть погребальная процессия, иными словами, путь провожания усопшего ко встрече с Аллахом великим, и, отсюда, пред очами, устремленными на систему воображаемых линий, соединяющих все являющиеся посредством призмы звезды, от Мерака, Дубхе и Бенетнаш до Тиникты и Тании Бореалис, произойдет истинное чудо, ибо, в первую очередь, каждый житель Хорасана подумает, что, вот, нет необходимости страшиться, что внуками будут забыты священные арыки в пустыне, на дне каковых были среди камней вмонтированы по велению царя Кисры Ануширвана бадхшанские рубины...", и так далее, а, во-вторых, в утерянном шестом томе "Канона врачебной науки" сказано: "Безусловно, для всякого правоверного не будет излишним как строить принципы питания во время религиозного поста, соотносясь со словами Пророка Мухаммада, - да благословит оного Аллах и да приветствует! - что самою чистою пищею на таковой период будут свежая колодезная вода и финики, так и, оправляясь от какой-нибудь перенесенной болезни, воспаление то горла или заживающий перелом нижней конечности, так и ходить по комнате или по утоптанному двору дома, следуя воображаемой или нанесенной на глину системе линий, каковая согласовывалась бы со звездами, каковыми управляет Аллах великий, тем паче, что построенная в пустыне на территории, подопечной династии Сасанидов, диаграмма водоносных каналов как бы символизирует путь праведного от рождения и до последнего часа, когда сей провожаем ко встрече с Аллахом Всемилостивым, Милосердным рыдающими родственниками и скорбящими друзьями, притом, что каждую молитву, произносимую при шагании от одной линии до другой выздоравливающему правоверному было бы полезно ассоциировать с бадахшанским рубином, каковые по приказанию справедливого царя Кисры Ануширвана были вделаны в дно ирригационных арыков помимо обыкновенных камней".
Кстати, вкратце заметим, что, поскольку во владениях царя Ануширвана было большое количество пустынь, то повелитель правоверных непрерывно слал караваны, в задачу каковых входил поиск колодцев или подземной реки, притом же у участников таковых, как правило, далеких и всегда связанных с риском для жизни экспедиций появился обычай брать с собою в поход хрустальную бутыль, наполненную водой из фонтана, находящегося в саду дворца, дабы в темное время суток устанавливать таковую на седло верблюда, и, вот ведь, оказывалось, что лучи Полярной звезды как бы заставляли воду в сем сосуде светиться и притом именно в тех местах, где подземные воды протекали на небольшой глубине от поверхности песков, так что члены экспедиции тут же хватались за лопаты и заступы и принимались за рытье колодца, и, вот, по прошествии некоторого времени по милости Аллаха великого между колодцами начали течь потоки мистической реки Ирана, и тогда, собственно, и началось и было приведено к завершению строительство одного из величайших ирригационных сооружений в песках, далее же развернулись кровопролитные войны, и сие бедствие пришло на земли царства уже после кончины справедливого царя Кисры Ануширвана, колодцы пересохли, а река исчезла, и тут, пожалуй, нечего больше добавить, разве что процитировать слова великого поэта: