Аннотация: Есть зависимость: как думаем - так и живем. Кризис показывает: необходимо "исправлять имена", в экономике в том числе.
О различении капитала и собственности
В современной экономике и в обыденном сознании понятия "капитала" и "собственности" во многом сливаются и выступают как определители объекта владения. Так, например, является одинаковым сказать "у него в собственности находится фабрика/акции" и сказать "его капитал составляет фабрика/акции". Между тем "собственность" - категория права, "капитал" - экономики.
Собственность - категория права, выражает, прежде всего, отношения присвоения, владения и распоряжения чем-либо. В пределе - отношения между людьми, вытекающие из четырех фундаментальных (метафизических) для них обстоятельств:
1. необходимости обособления, самости как состояния собственного бытия, которая одновременно и поэтому является основой единения людей;
2. необходимости владения Землей по уговору с Богом. Владение предполагает некую порционную выраженность ("нарезку") Земли и ее вещного мира для каждого человека;
3. человек - творец и со-творец с Богом. Любое творение - мысленное и воплощенное - имеет первоначальную информационную связь со своим творцом и несет на себе его печать (личность и энергетику). В этом еще один смысл собственности - ответственность творца за свой результат. Она может быть прекращена только его волей - дарением или на встречное обязательство (чем являются и деньги - казначейским долгом). Воля творения (собственность) должна далее перейти в волю отделения - это не может быть актом насилия, принуждения (в том числе эксплуатации);
4. человек может существовать на Земле и в обществе, только создав для этого определенные искусственные (надприродные) среды - социальную, техническую, экономическую, культуру, ноосферу в целом. Они также должны быть включены в отношения частичного обособления для каждого человека. Человек присваивает Землю через присвоение отношений в надприродных средах. Присвоить отношения означает выступить их распорядителем.
Божественная миссия человека владеть Землей означает, что стремление к владению - не просто сильный и побудительный мотив человека и драйвер экономики, но что оно - сродни инстинктам у животных. Человек создан совершенным и его мотивы тоже. Но заповеди даны, чтобы он мог их понимать как смыслы и быть разумным. Поэтому мотиву владения собственностью противостоит духовная заповедь владения Землей. Стремление владеть есть духовный механизм, вложенный Богом в человека, чтобы он не мог уклониться от исполнения замысла Божьего по владению Землей. Потеря собственности или чувства собственности поэтому разрушает человека - подобно тому, как нарушение инстинктов приводит к разрушению организма. Именно в этом смысле нужно понимать "священность" собственности, а не в факте ее неприкосновенности, как это сейчас принято. Современная же "священность" больше закрепляет неправедные причины и пропорции владения. Ну, например, почему собственность Р.Абрамовича должна быть для нас священной - только потому, что он с легкой руки Б.Ельцина смог получить в собственность национальные достояния России?
Благодаря собственности общество каждого конкретного человека ставит в центр своих отношений - служит ему в этой части. Собственность - это центрирующее понятие. Поэтому собственность - это не только и не просто обособленность, но и право стяжать на себя силы общества. Будучи выраженной вещно (в объектах, в территории) и институционально (в законах, правах), собственность становится источником энергии человека и неким коллективным эгрегором - объектом заботы и охраны со стороны общества.
Локализацию человека через собственность можно уподобить атомарной структуре в физическом мире, когда все состоит из атомов и связей между ними. Так и собственность - социальный атом, а их совокупность - некая сетевая ткань общества. Поэтому стоит открытым вопрос о полном понимании структуры собственности. До сего времени мы привыкли ее видеть как некую иерархическую упорядоченность (построения) или вдоль структуры средств производства (отраслевая нарезка), или вдоль видов собственников - индивидуальная, компании, государства. Но все они вторичны, т.к.:
a) покоятся на собственности личной, индивидуальной;
b) личная собственность образует сеть - равное (узлы) собирается в сеть, а все остальное является производными формами (построениями) над ней.
Отсюда понятно, что нарушение прав личной собственности есть не только разрушение личности (удар по ней), но и разрушение основ всех остальной форм собственности. Именно поэтому эпохи, в которых человек отчужден от собственности, обречены на исчезновение и экономическую неэффективность, а человек подвержен эксплуатации, а не сотрудничеству. Переход к владению акциями - титулами собственности - в современных условиях также является разрушительным, т.к. по факту акции являются объектом торговли и привязаны рыночному курсу (котировкам) в виртуальном финансовом пространстве, оторванном от реального производства. Происходит двойное разрушение - торговля заповедью Божьей личного владения Землей и перевод обращения прав владения в виртуальное пространство, мало связанное с Землей, вещным миром на ней.
И так как каждый человек создан по образу и подобию Божьему и является посланным Богом на Землю с миссией владения ею, то это определяет изначальные и фундаментальные принципы собственности:
1. каждый наделен равными правами собственности и должен выступать равным собственником. Неравноправие на уровне собственности недопустимо и противоречит замыслу Божьему относительно человека;
2. эти права пожизненные - возникают с рождением человека и прекращаются с его смертью, не наследуются;
3. права собственности не могут быть объектом купли-продажи. Разрешенный вид операция с ними - помощь и соучастие (аренда, лизинг, беспроцентный кредит);
4. первое понятие справедливости, связанное с собственности, состоит в том, что она (а) не может быть отторгнута (продана), т.е. отношения собственности всегда остаются сбалансированными; (б) все доходы в обществе распределяются пропорционально равной собственности и талантам; (в) собственность не может быть основой и правом эксплуатации, т.к. не будет давать права присвоения результатов коллективного труда в непропорциональной с другими доле;
5. принцип общинности. Так как все люди - родственники и по генофонду, и по родству душ, и в идеале должны построить Рай на Земле, то чувство и ощущение своей общинности на Земле должно быть таким же острым, как это было в период первобытно-общинного строя, когда общинность была просто очевидной, проматерью (основой) всех иных социальных отношений . Если собственность - это выделенность и основа сети социальных отношений, то общинность - принцип сборки этой сети и отношений, в том числе экономических.
Собственность, прежде всего - социальное, общественное, культурное отношение и феномен. И только поэтому и в этом качестве она становится и может быть экономическим отношением, т.е. когда в отношения собственности привносятся отношения:
1. разделения и соединения труда;
2. фиксации объективного различения людей между собой, т.к. Бог дал людям различные таланты.
Капитал как экономическое понятие тут возникает в связи со средствами производства - их способностью производить, вытеснять человека из сферы работы (но не труда), наращивать массу результатов труда и, самое главное, быть средством воплощения творений человека. Человек, как существо разумное, не может не руководствоваться смыслами Бытия, а, значит, не может не творить. Таланты находят выход только в творении. Формы признания результатов творения человека могут быть связаны с собственностью только следующими способами:
1. общественным признанием такого человека, почетом и его восхвалением, несением его имени через поколения (увековечения, обеспечения жизни его души в памяти потомков);
2. специальными отличительными услугами со стороны общества такому человеку, возможными общественными преференциями;
3. использованием результатов отдельного человека на прирост общественного блага с последующим его распределением между всеми членами общества - через систему равной собственности.
Современное прочтение капитала как права присвоения и эксплуатации, а также возрастающей стоимости - во-первых, вторично по отношение к исходному социальному пониманию отношений собственности, и, во-вторых, неверно (да простит меня К.Маркс), т.к.:
a) ориентировано на стоимостные, производные оценки, тогда как первичными должны быть оценки рачительного пользования Землей как человеческой миссией. Если это будет исполняться, то все необходимое человеку будет предоставлено. Первичные оценки капитала (рачительности) должны отражать "достаточность" и "способность" под нее, т.е. совокупную человеческую производительность труда и удельную ресурсоемкость. Производительность труда выражается в энерговооруженности, энергетической мощности средств производства на товарную массу. Это и есть капитал - коэффициент конвертации сил и энергии Природы, включая солнца, в товарную массу, которая должна быть только необходимой. Необходимость есть выражение достаточности и вытекает из примата рачительности и конечности ресурсов Земли (экологии), а также равенства всех людей по собственности;
b) направлено на рассмотрение средств производства и производительных сил в целом, тогда как в экономическом плане важно только их отношение к Природе. Все остальные аспекты рассмотрения надо отнести к области чистого хозяйствования и организации производства (менеджмента).
Необходимость рачительного владения Землей предполагает, что система разделения труда должна быть, прежде всего, направлена на экономность - в ее натурально-метрическом прочтении (сегодняшнее обвинение экономики состоит в том, что у нас до сих пор нет сквозного натурального, естественного показателя экономической эффективности. В качестве такового предлагаются электроэнергия, природные запасы, время труда как расходование запаса жизни (возраста) и другие). Сегодняшняя подмена рачительности как критерия критерием ростом капитала (капитализацией в пространстве ожиданий, оценок дисконта) противоречит миссии человека на Земле.
Поэтому сочетание собственности и капитала в экономике - их сущностей и задаваемых ими отношений - должно быть следующим. Собственность - индивидуальна, равная и распределена в общества как сетевая. Выражает собой право на часть Земли, прежде всего, на энергетические силы Природы, заключенные в ресурсах, земле и потенциально находящиеся в вещном мире - орудиях труда (энергетическая мощность). Сборка этих сил в производственные единицы осуществляется через понятие "компания" и технологические связи производства и торговли - то есть через капитал. На сетевом пространстве равного владения возникает архитектура компаний - бизнес-единиц. Бизнес-единицы - место применения талантов через использование сил природы. Применение талантов - сфера творчества и производственная, сфера капитала. Таланты приводят к результатам, экономическим доходам, совокупности превращенной энергии Природы для потребления - воспроизводства человека и самой природы. Результаты распределяются на несколько потоков: по талантам - по вкладу в результат, как равный доход на собственность (процент, рента, которая включает в себя и амортизацию), и как часть, отходящая на общегосударственные нужды (налоги). Современная часть, относящаяся к зарплате, может быть и не быть. В последнем случае она включена в доход на талант (профессиональную компетенцию).
Важно: различение в талантах должно осуществляться не через собственность, а через результаты. Талант (умственный труд, квалификация, а не работа) создает вещный прирост для удовлетворения потребностей и воспроизводства человека и Природы. Этот вещный прирост общинно должен распределяться между всеми членами общества. Если мы не хотим это сейчас принимать за аксиому, исходя из божественной природы человека, то будем вынуждены это принять с другой стороны - из-за приближающего исчерпания природных ресурсов, когда удерживать существующий разрыв в уровнях жизни окажется уже невозможным, если не превратить часть населения в биороботов и рабов. При современных био- и информационных технологиях это уже возможно. Другой вопрос, попустят ли это Бог и сама Природа.
Ориентация на общину, в том числе во времена первобытно-общинного строя, в понимании собственности и капитала имеет больший смысл, чем может показаться на первый взгляд. Община - это не есть что-то рудиментарное, отсталое, с чего началась человеческая история, но от чего благодаря развитию цивилизации ушли. Это не так в силу нескольких причин. Первая: во Вселенной действует не только линейное время (хронос), но и циклическое (циклос, "возвращение на круги своя"), поэтому, если присмотреться, человечество на всех этапах своего развития, так или иначе, вынуждено воспроизводить общинность. Вторая: Бог, творя мир и человека, сразу наделил его всеми духовными и социальными принципами существования и общежития. И в этом смысле творения Бога изначально и сразу совершенны. Все остальное - за человеком, его творчеством и со-творчеством с Ним. Поэтому община есть проматерь устройства человеческого общежития и должна циклически воспроизводиться по спирали развития цивилизации. Наконец, коммунизм по форме есть та же община, но только в большем масштабе, чем при первобытно-общинном строе. Конечная точка развития сходится с начальной - круг развития замкнулся. Понимание и изучение смысла собственности в общинной организации важно, таким образом, для того, чтобы видеть - они являются более передовыми, чем капиталистические, тренд развития капиталистических отношений неизбежно идет к идеалу - распределительной экономике на основе равных прав собственности. Собственность самодостаточна и не может определяться капиталом - уходящей формой экономических отношений, которые в основе - суть сотрудничество.
Поэтому разъединение в понятиях (и потом институционально) собственности и капитала с развитием цивилизации позволяет, в конечном итоге, перейти к отношениям в чистом виде - без посредства денежных и стоимостных суррогатов, как преходящих форм выражения. Капитал в чистом виде будет означать форму сотрудничества и самореализации в системе разделения и соединения труда. В современной действительности к этому появились дополнительные предпосылки: все больше компаний не владеют средствами производства - оборудованием, помещениями, а берут в их аренду; все больше появляется компаний "оболочечного типа", которые строят бизнес на управленческой логистике, управляя чужими капиталами и соединяя другие компании в технологические цепочки стоимости (например, компании Dell).
Приведенное выше различение собственности и капитала показывает, что единственно корректными в социальном и экономическом плане отношениями являются отношения "аренды капитала" компанией у коллективных собственников средств производства. С автором такой концепции (См. 'Очерки' А.Родионовой http://zhurnal.lib.ru/r/rodionowa_a/1.shtm) можно согласиться - она корректна с человеческой точки зрения. А так как человек мерило социальной и экономической действительности, а предельный смысл производства - преобразование Природы в необходимых пределах, то капитал не может быть объектом собственности. Его самоценность должна выражаться не в стоимости и ее приросте, иначе это будет означать спекуляцию на людях и Природе - базовых элементах творения Божьего и его Замысла, вклинивание и искажение конструкции, Им задуманной, а в эффективности - как условии рачительного владения Землей и меры таланта людей. Это означает, что развитие средств производства не обязательно требует материального стимулирования креатива конструкторов. Талант как неизбежное качество свободного человека и собственника в любом случае порождает соревнование и коллаборативное сотрудничество, как двигателей прогресса. Смотри примеры сетевого сотрудничества в нарождающейся экономике даров в среде Интернет.
Всякая форма, оторвавшаяся от своей сущности и начавшая давлеть над нею, есть прямой путь к искажению и отрицанию этой сущности. Так происходит с понятиями "капитал", "стимул к творчеству", "экономическая справедливость", "цель экономики" и другими. Во всех них стоимостная и денежные оценки стали самодавляющей формой (метрикой) - стал важен просто финансовый рост, капитализация. Теперь даже - без всякой связи с реальным производством.
В конечном итоге, истинное прочтение категорий "собственность" и "капитал" может быть только дуальным - исходя из самой дуальной природы человека и смысла его всех отношений. Человек и его отношения одновременно духовны (идеальны) и материальны. Собственность отвечает за духовно-социальную часть, капитал - за материальную. Собственность - понятие социальное, в своей основе духовное, выражает примат равенства между людьми и поэтому сетевой (базовый) принцип всей архитектуры социальных отношений. Капитал - понятие экономическое, хозяйственное, технологическое, определяющее расстановку людей вокруг средств производства и меру эффективности использования Природы человеком.
Сегодня все эти различительные признаки капитала и собственности вытравлены или затушеваны приматом стоимостных оценок. Что неверно и сделано не без умысла. Умысел проглядывается просто - в культуре нет ничего случайного. Главных результатов умысла три: разрушение экономического мировоззрения людей (это делает их управляемыми и "культурно согласными"), капитал подмял под себя собственность и стал как бы ею, доходы и прибыли стали сосредотачиваться неравномерно - в пользу бенефициаров такого расклада.