Латга́лы, также Летгалы или Летты (латыш. latgaļi, letgaļi, leti, ливск. lett, эст. läti, в русских источниках XI века лѣтьгола и лотыгола; лат. Lethi, Letthigalli, Letgalli) - восточно-балтское племя, населявшее восток современной Латвии. Занимала центральное положение по отношению к другим племенам, расселившись в нижнем течении р. Западная Двина, частично оттеснив, частично ассимилировав автохонное финно-угорское население (ливы, эсты). Долгое время исповедовали язычество.
Считается, что название латгалов дало название всему латышскому народу (latvieši, латыши). Латгалы населяли восточную часть современной Латвии по правому берегу Даугавы. На западе граничили с ливами, на юге - с селами (селонами) и земгалами, на востоке- с кривичами, на севере - с эстонцами и сету.Oни оттеснили другие балтские племена (в первую очередь селов - селы) и, в особенности, ливов (ливы) и эстонцев, ожесточенная война с которыми продолжалась весь период, предшествовавший немецкому завоеванию Ливонии, и способствовала этому завоеванию Основными государственными образованиями (княжествами) латгалов перед немецким вторжением были Ерсика (Gerzika, Gercike, Gerceke), Талава (Толова), Кокнесе (Кукейнос) и Атзеле .Латгальское княжество Герцике (нынешняя Ерсика) приняло православие от русского народа. Предположительно это произошло за столетие - полтора до Северных крестовых походов 13 века. Память об этом осталась в латгальском диалекте латышского языка. Первые слова, связанные с христианством, - "церковь", "колокол", "святой", "пост" и др., пришли из России. Из России принесены первые представления о фонетической письменности и о других сторонах христианской духовной культуры. История эта началась давно. В YI-XIY веках по Западной Двине проходило одно из ответвлений знаменитого Пути из варяг в греки. Проживавшие по берегам Двины ливы, селы и латгалы извлекали для себя немалую выгоду из своего транзитного положения. В экономическом и политическом отношении восток современной Латвии значительно опережал запад, населенный куршами и земгалами. В немецко-латинских хрониках времен завоевания правитель Ерсики Всeвoлoд (Vissewalde, Wiscewolodus) единственным из местных правителей именуется Rex (король), и свою власть он получил по наследству от предков. Он был православным князем, по отцовской линии он происходил из Полоцких Князей и приходился им родственником. Крестоносцы называли латгалов "лэттигаллами" и "лэттами",латышами, отличая их от куршей, земгалов и селов .Особо стоит отметить латгалов, проживавшихна территории современной Видземе к северу от реки Айвиексте.Именно их территорию немцы первоначально называли
Lettland.
Так Большая Советская Энциклопедия тридцатых годов ХХ века рассказывала о латгалах. И добавляла: "латгальский язык является самостоятельным языком, а не диалектом латышского языка, как хотели бы представить дело фашистские идеологи концепции "Великой Латвии". Четыреста тысяч человек. Двадцать два процента населения Латвии. Но почему теперь, в начале XXI века, согласно официальной статистике в Латвии нет ни одного латгала? А, может, та статья - это сталинские происки? Нет.
Вот, например, что говорит о населении Латвии The Columbia Encyclopaedia начала 50 годов ХХ века: "Besides a Russian minority, the inhabitants consist of Letts and of the closely related Latgalians both members of the Baltic language subfamily". В чём же дело? Крестоносцы называли латгалов "лэттигаллами" и "лэттами" (латышами), отличая их от куршей, земгалов и селов. Около 300 лет курши, земгалы, селы и латгалы были объединены под властью крестоносцев и епископов. Жизнь в новом государстве способствовала сближению потомков разных балтских племён.Большая часть латгалов сохранила свой язык и не имела прямого отношения к становлению латышского народа. В то время как под властью немецких дворян и бюргеров в Лифляндии и Курляндии потомки куршей, земгалов и части селов и латгалов перемешивались между собой, давая начало латышскому народу, большая часть латгалов оказалась в стороне от этого. Дело в том, что с середины XVI века часть древних латгальских земель оказалась под непосредственной властью Польши.
После реформы Столыпина 1861 года многие латгалы отправились пытать счастье в Сибири, богатой землями. Так появились за Уралом эти люди, которые привезли с собой культуру, язык и веру - католическую. Сначала все шло хорошо: до Революции у латгалов были свои школы, церкви, даже театр, книги и газеты на латгальском языке.
ЗАЛОЖНИКИ "ВЕЛИКОЙ ЛАТВИИ"(Латгалия и Латвия)
Положение национальных меньшинств в Латвии в последние годы становится темой, которая интересует не только Россию, но и Евросоюз. В этом контексте особое значение имеет тот факт, что официальная Рига не может найти общий язык не только с русскими жителями Латвии, но с латгалами, компактно расселенными в южных и юго-восточных
районах этой страны.
Путь развития балтийских языков из протоиндоевропейского языка вплоть до средних веков остаётся зачастую неясным, поскольку первые памятники на собственно латышском языке появляются поздно - в XVI веке и представляют собой в основном переводы с немецкого, записанные латинским алфавитом.
По оценкам филологов, латгальский язык является самостоятельным языком с элементами немецких, польских, белорусских заимствований, а вовсе не разновидностью латышского. Свою численность в нынешней Латвии латгалы оценивают примерно в 250-400 тысяч человек. Парадокс истории заключается в том, что само слово "Латвия" является производным именно от самоназвания латгалов. Однако сегодня латышские этнократы настаивают на том, что такой нации, как латгалы, не существует. Исторические пути латгалов и предков нынешних латышей разошлись 800 лет тому назад. В отличие от других балтийских племен, латгалы не попали под иго крестоносцев, но сохранили свою национальную независимость. С середины XIV века они вошли в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ). Этническая близость латгалов и литовцев стала залогом того, что латгалы вполне комфортно чувствовали себя в ВКЛ. После польско-литовской унии латгалы остались в "литовской" части Речи Посполитой и наладили хорошие отношения с поляками. Принципиально важно, что именно во время пребывания латгалов в составе Речи Посполитой был создан латгальский алфавит на польской основе. Национальное развитие латгалов продолжалось и в Российской империи, где свободно печатались книги на латгальском языке.
26 - 27 апреля (по старому стилю, 9-10 мая по новому стилю) 1917 года в Резекне был проведён Латгальский конгресс, на котором, в интерпретации нынешних властей, было принято решение отделиться от Витебской губернии и объединиться с Латвией. Некоторые латышские националисты придают большое значение этому событию, которое свидетельствует, по их мнению, не просто о желании латгалов жить в Латвии, но о том, что латгалы являются латышами.
Однако они при этом обращают мало внимания на даты: в апреле 1917 и речи не шло о независимой Латвии. Российская Империя прекратила своё существование, но Российская Республика ещё не была уничтожена большевиками. Временное правительство не допускало распада России, но не выступало резко против национальных автономий - например, 12 апреля 1917 года Временное правительство Российской Республики объявило о предоставлении автономии Эстонии и установило её границы. Карлис Ульманис примерно в тоже время стал лидером крестьянского союза благодаря своему лозунгу "Свободная Латвия в свободной России!" В таком свете решение Латгальского конгресса о необходимости изменения административных границ внутри России не выглядит очень уж впечатляющим. Как бы то ни было, но депутаты Латгальского конгресса решили присо- единиться к Латвии на условиях самоуправления и соблюдения прав латгальского языка.
Кроме того, что значит: присоединиться к Латвии в апреле 1917 года? Ведь первым органом власти, который включал в своё название слово "Латвия" был Исполнительный комитет Совета рабочих, стрелковых и безземельных депутатов Латвии (Исколат), образованный в июле 1917 года. А вот о присоединении Латгалии к Латвии совершенно чётко говорилось на большевистском съезде 3-4 (16-17) декабря 1917 года в Резекне. А уже 16-18 (29-31) декабря 1917 года в Валмиере состоялся большевистский Съезд Советов рабочих, стрелковых и безземельных депутатов Латвии. Мало кто знает, но одним из первых документов большевиков была Декларация прав народов России, в которой содержались основные принципы их национальной политики - равноправие, суверенность,право на самоопределение. В соответствии с такими идеями в 1919 году правительство Петериса Стучки издает распоряжение, в котором говорилось, что языками делопроизводства как центральных, так и местных органов власти Советской Латвии являются латышский, латгальский и русский.
На нём, как говорила коммунистическая история, "была удовлетворена просьба трудящихся Латгалии": "исполком Совета депутатов Латгалии обратился в Совет Народных Комиссаров [СНК, Совнарком, большевистское правительство России] с просьбой издать декрет об отделении латгальских уездов от Витебской губернии, т.е. о включении Резекненского, Даугавпилсского и Лудзенского уездов в состав Латвии". Но это уже совсем другое дело. Как известно, в октябре 1917 года большевики незаконно захватили власть в стране и разогнали в начале 1918 года Учредительное собрание - орган, который должен был определить будущее России. С 1917/1918 Российская Республика погрузилась в пучину Гражданской войны и господства беззакония. Поэтому правовая оценка и беспристрастное изучение событий 1917-1920 годов в Латгалии (одной из частей Российской Республики), в результате чего она оказалась оккупированной и подчинённой Латвии, ещё ждут своих исследователей.Не отставали от большевиков и их более удачливые противники. Хотя они называли латгальский язык лишь диалектом латышского языка, латгалы свободно пользовались своим языком во времена первой Латвийской республики. Хотя об автономной Латгалии тогда особо не говорили, зато с латгальским языком дела обстояли хорошо. В 1927-1929 году была проведена орфографическая реформа латгальского языка, латгальский алфавит стал ближе к латышскому. В Латгалии работали школы на латгальском языке. Делопроизводство в местных органах власти велось на латышском и на латгальском языках
Переворот 15 мая 1934 года можно считать черной датой в истории латгалов.Ульманис хотел построить латышскую Латвию, в которой не было места для латгалов. По Латгалии прошла волна замены латгальских топонимов на латышские. Латгальские имена и фамилии также заменялись на латышские.Латгалия усилиями младолатышей "добровольно" вошла в состав Латвии и дала 3-ю звезду в руки Милды (см. Сатверсме): Курземе,Видземе,Латгале.
Однако большинство населения Латгалии было против этого вступления .Ибо народ почувствовал, что под управлением рижских "чиулей" ничего хорошего их там не ждет. И не ошиблись. Из процветающего края рижские "чиули" за 20 лет сделали регион депрессивным с вымирающим и убегающим населением. Неплохо устроились эти представители одного народа!Латгальские школы сталипереводиться на латышский язык. Все латгальское подвергалось гонению. Вот как описывает это время писатель Леонид Любимов,выросший в Латгалии: "Но в это же время в Риге произошел государственный переворот. В волости поменялась власть. Вновь назначен ный волостной староста, оказавшийся националистом,заявил, что ему не нужны латгалы, разговаривающие на своем исковерканном языке. Латыши называли латгалов valodas kroplotaji (коверкатели языка) и еще католиками".
Латышским националистам не было дела до "каких-то" диалектов, которые мешали сплочению латышской нации и "портили" статистические показатели: только записав латгалов латышами (вдобавок подтасовав результаты переписи 1935 года), латышские националисты смогли приписать латышам фантастическую цифру в 75% населения, хотя реально латышей было около 50% населения. По такому случаю, диктатор Ульманис даже специально выучил одну фразу на латгальском языке: "нет и не будет никакого различия!" Так народ, давший название Латвии и латышам, потерял право на существование.
В тоже время в СССР - в основном, под Красноярском, Новосибирском, Иркутском, Ачинском, Смоленском - жило более 20 тысяч латгалов, которые были официально признаны самостоятельным народом. У латгалов были свои организации, школы, пресса. Так, в 1932/1933 учебном году в СССР было 70 латгальских школ, в Ленинградском и Ачинском педтехникумах работали латгальские отделения. В 1925 - 1936 годах в Новосибирске издавалась латгальская газета "Taisneiba".В Москве также издавался латгальский журнал. Почувствовав себя гражданами второго сорта, латгалы резко разошлись с основной массой латышей в годы Второй мировой войны, оказавшись по разные стороны баррикады. Большинство латышей поддержало нацистскую Германию, большинство латгалов - воевало в партизанских отрядах на стороне Красной Армии. В послевоенной Латвийской СССР латгалы продолжали признаваться отдельной нацией ,а латгальский язык признавался самостоятельным и наравне с латышским и литовским официально считался одним из трёх балтских языков вплоть до 1969 года. Однако затем Москва пошла на уступку руководству Латвии, и латгалам вновь было велено считать себя латышами.
. После Второй Мировой войны в Латвии даже издавалась пресса на латгальском языке, на латгальском языке проходило обучение в некоторых школах. Например, с августа 1945 года издавалась региональная газета "Latgolas Taisneiba". Однако латышским коммунистам тоже не нужно было никаких различий, мешавших сплочению латышской социалистической нации. "Ввиду роста уровня образования, широкого распространения средств массовой информации и пропаганды, а также усвоения латышского литературного языка носителями диалектов в Советской Латвии нет необходимости в особом латгальском письменном языке", - на том и порешили латышские коммунисты, полностью прекратив образование и издание прессы на латгальском языке, который вскоре перестал таковым официально считаться . Снова культивировался миф об отсталости латгалов и всего латгальского. За дверьми латышской или русской школы для латгальских детей начинался новый мир - мир, в котором быть латгалом было непрестижно и неудобно. Не все латгалы выдержали такое испытание. Многие предпочли забыть о своём латгальском происхождении и стать латышами.Национальные права латгалов не признаются и в современной независимой Латвии. Между тем, принцип "одно государство для одной нации", по которому живут рижские власти, не соответствует гуманитарным нормам, принятым в цивилизованном мире. Латгальский вопрос уже давно заслуживает обсуждения как в европейских, так и в международных структурах. Это что за страна, государство 21 века или рабовладельческий строй? Октябрьская революция освободила от социального и национального гнета все нации и народности, так как крупные, так малые (и даже очень небольшие), было не только признание их национальности, но и дана возможность развивать националь ную культуру.Почему латгалы должны быть непонятным исключением в связи с действиеми латышской номенклатуры? ( См.Делфи 12.01.2012 Президент: проблема - не в языке, а в политиках ).
Сторонники национального равноправия в Латвии убеждены в том, что"русские и латгалы могут стать союзниками в деле демократизации Латвии в области прав национальных меньшинств. Конечно, не все проблемы у латгалов и русских одинаковы. Если для русских, например, важны проблемы безгражданства и сокращения образования на своем языке, то для латгалов - признание их идентичности, воссоздание образования на своем языке, создание автономной Латгалии. Но цель у русских и латгалов общая - демократическая Латвия, которая соблюдает права человека, включая права национальных меньшинств на свободный выбор национальности, на использование своего языка в общении с государственными органами власти, в государственной системе образования, в поддерживаемых государством средствах массовой информации на языках меньшинств. Благодаря латгалам все жители Латвии смогут, не стесняясь чьего-то мнимого доминирования, говорить о Латвии как о многонациональном государстве, в котором основными этническими группами являются балты (60% - латыши, латгалы, литовцы, жемайты) и славяне (38% - русские, белорусы, украинцы, поляки, русины)" .Уже и СССР приказал долго жить. А латгалы в Сибири все еще есть, они помнят и берегут свои корни. В советское время в документах, удостоверяющих личность, в паспортах и свидетельствах о рождении, эти люди записывались как латгальцы. Не латыши, а именно латгальцы. И по сей день так есть.Латгальцы в Сибири уже мало похожи на своих соотечественников в Латвии. Как по своим религиозным предпочтениям (часть латгалов исповедует православие и носит русские имена), так и по складу своего национального характера (латгалы - открыты и доброжелательны, в отличие от замкнутых и погруженных в себя латышей) латгальский этнос имеет с русскими много общих точек соприкосновения. Тем не менее, многие латгалы продолжают свою работу по поддержке латгальского языка - издаются (увы, не всегда регулярно) газеты на латгальском языке, работают многие латгальские фольклорные ансамбли, в интернете появились страницы на латгальском языке. Одна из самых интересных -http://latgola.lv/. В Латгалии географическим названиям постепенно возвращают их исконное историческое латгальское написание. .А,конкретно , Даугавпилс,как и вся Латгалия к Латвии никакого отношения не имеют , поскольку это территория России.В крайнем случае,Белоруссии.
А что? Может русским отделиться от Видземе и восстановить Ригу ,как вольный ганзейский город, а Латгалию присоединить в родное ОТЕЧЕСТВО, в Витебскую губернию? Живите в своей Лифляндии как хотите.Курши хотят также восстановить свой литературный язык и герцогство Курляндское .Поможем восстановить. И не будем мозолить глаза друг другу.Латыши ,особенно в Видземе, избалованы русскими, которые считали их особенными, действительно европейцами, нацией интеллигентной.- Они удивительные люди,которые могут существовать только при условии несчастья других . Вот латыши никогда не были терпимы к иным народам .Да в итоге они всё равно уже проспали всю экономику со своим национализмом с чем их и поздравляем.Латгалы же сохранили свою идентичность, несмотря на почти непрерывный поток германизации, полонизации, русификации, латышизации, советизации. Выдержат ли они новую волну латышизации? Сохранят ли латгалы на сей раз свой язык, свою культуру, свою идентичность? Получит ли наконец автономию Latgola-Латгалия-Latgale?
Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд., Рига, 1971; Мугуревич Э. С., Восточная Латвия и соседние земли в Х-XIII вв., пер. с латыш., Рига, 1965.
P.S. В декабре прошлого 2011 года наши мудрые отцы нации в сейме приняли очередные поправки к правилам пересечения границы с Россией Беларусью и нормативам ввоза на территорию Латвии акцизных товаров.Это решение можно назвать "антилатгальским законом".А работы в крае нет.А ежели работа и есть, то по большей части - за минимально возможную оплату труда. То есть, работай, дорогой латгалец, и смело клади зубы на полку.Совершенно естественно, народ ради выживания своего и своих семей вынужден зарабатывать, как может. В результате с 1 января 2012 года можно лишь раз в неделю ввозить в Латвию бак бензина, 2 пачки сигарет и 1 литр спиртных напитков.
Так что не нужно ассимилироваться, наоборот - язык нужно беречь также, как и латышский и разговаривать в семье и между собой на родном языке.На самом деле, деятельность представителей этого государства и нации является тяжелым грузом для латвийского народонаселения ибо тяжело нести - тяжесть воюющих с народом этнических бюрократов-латышей.Поэтому проголосовать за русский язык - значит проголосовать за демократию и права человека !Это Ваш долг и это Ваш шанс ВПЕРВЫЕ в истории пост-советской Латвии высказать НАПРЯМУЮ свою волю властям! Это голосование не просто за язык, а и за САМОУВАЖЕНИЕ, за СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Это ТРЕБОВАНИЕ к власти начать КОНСТРУКТИВНЫЙ диалог с русскими и прекранить УНИЖАТЬ собственный народ!!! Проголосовать против русского языка - значит проголосовать за поддержку правых националистических партий,которые узурпировали власть в стране по комсомольским рецептам.Чрезвычайный и полномочный посол США в Латвии Джудит Гарбер дала интервью передаче "Без цензуры" (TV5), в котором отметила, что референдум о придании русскому языку статуса государственного - признак демократии.
Надо поддержать референдум и инициативу! Это правое дело!
См. : Латгальские "нефтяники" как зеркало латвийской революции