Аннотация: Поэзия. Взгляд со стороны. Обзор произведений, поступивших на конкурс "ПОЭТИЧЕСКИЙ КУБ", "ЛЕГЕНДА".
Данная работа - продолжение темы, поднятой в эссе "О прелестях глагольных рифм".
Я ищу единомышленников среди тех, для кого поэзия, - этот полёт души, - ещё не стала сводом литературных правил. Ведь у каждого писателя или поэта свои собственные правила письма и стихосложения. Потом под них подстраивается литературоведение и, (осмелюсь озвучить здесь мысли одного редактора), даже грамматика. Но самое главное - слова должны исходить прямо из сердца. Да так, чтобы автор даже боялся произносить их вслух.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
УДИВЛЕНИЕ. КАТАРСИС.
Я хочу говорить и смотреть в глаза собеседнику, говорить не о поэзии - просто о стихах. О стихотворениях этого конкурса: тех, которые заставили остановиться, прислушаться и снова пробежать глазами по строчкам, привыкая к внутреннему ритму и смакуя медленно, таинственно проступающую за рифмами философию автора...
ДВОЙНАЯ ПОЭМА ОЗЕРА ЭДЕМ
Древний, мой прежний, голос
не глотал загустевшие, горькие соки.
Вижу - он лижет и лижет мне ноги
в зарослях влажной, хрупчайшей осоки.
Ай, прежний голос любви моей,
ай, голос правды моей,
ай, голос моей распахнутой раны, -
в те дни с языка моего струились розы вселенной -
все до единой,
и даже не снилось травинке невинной
хладнокровное хрупанье
челюсти длинной, лошадиной!
Ныне кровью моей допьяна напиваются,
напиваются кровью угрюмого детства,
а глаза мои разбиваются на свирепом ветру сиротства,
в сатурналиях алюминия,
пьяных воплей и святотатства.
Отпустите меня, отпустите
в мир, где Ева ест муравейник
и Адам оплодотворяет перламутровых рыб туманных.
Пропусти, человечек с рожками, добрый гений
вьюнковых звений,
дай дорогу в долину божественных пеней,
райских сальто и райских летаний.
Мне ведомы самая тайная сущность,
и цель сокровенная ржавой иголки,
и магический ужас в глазах, что, проснувшись,
видят сами себя на глазурной тарелке.
Не надо ни сна, ни блаженства, - всего лишь,
о голос божественный,
всего лишь нужна свобода, моя любовь человечья,
которая терпит увечья
в беспросветных воронках ветра.
Моя любовь человечья!
Все акулы охотятся друг за другом,
ветер вцепится скоро в сонных листьев изнанку.
О древний голос! Языком своим выжги
мой теперешний голос - порошок и жестянку.
Буду плакать, ведь хочется, хочется плакать,
так заплакать, как мальчику с парты последней,
потому что я не травинка, не поэт, не скелет,
закутанный в мякоть,
а лишь сердце, смертельно раненное,
стон - на стоны иного мира,
боль - на боль вселенной соседней.
Повторять свое имя и плакать, -
роза, детство, над озером сизым зелень елки
и жилки простора, -
говорить свою правду и плакать, правду сердца,
способного плакать,
ради правды - убить иронию
и подсказки литературы.
Нет, не требую, нет, - я ведь только хотел бы,
чтобы вольный мой голос лизал мои руки.
В лабиринте бессовестных ширм затерялось бумажкой
мое сиротливое тело,
и его добивают луна и часы, на которых от пепла
стекло поседело.
Так сказал я тогда.
Так сказал я тогда, когда все поезда
остановлены были Сатурном,
и туманы, и Сновиденья, и Смерть искали меня
в двойной неприкаянности.
Искали меня в двойной неприкаянности
там, где грустно мычат коровы
на хрупких ногах бесплотных,
как ноги пажей прозрачных;
и где грустно парит мое тело
между призрачной двойней
между тою и этою чашей весов.
Нет, не пытайтесь отыскать произведение в списке. Этого стихотворения нет в конкурсе. Его автор - Гарсиа Лорка, перевод сделан Юнной Мориц.
Вы можете представить ЭТО среди нынешних легенд?
Кто из авторов здесь звучит так же мощно и, главное, искренне?
"...говорить свою правду и плакать, правду сердца,
способного плакать,
ради правды - убить иронию
и подсказки литературы.
Нет, не требую, нет, - я ведь только хотел бы,
чтобы вольный мой голос лизал мои руки".
У кого есть в душе то сокровенное, что неудержимо требует воплощения в строчках?
Такие стихи, я чувствую, рождаются не в часы графоманского досуга. Они рвутся неудержимо, а потом требуют, требуют, требуют труда огранщика - поэта. Но сначала рождается стихотворение: само, помимо воли, и вопреки всем своим очевидным несовершенствам оно хочет остаться в этом мире. Оно чувствует, что нужно здесь.
Не бросай его, поэт.
Не обходи стороной, читатель.
ПОЖИРАТЕЛЬ ПТИЦ (отрывок)
Это как нырять - только вверх. Без задержки дыхания.
В полные легкие. Взять, и потянуться - к облакам.
К солнцу и к звездам. Главное - не задевать провода.
Высоковольтные. И не забывать возвращаться.
Ведь бывает - так высоко, что страшно. Немного.
Сердцем, не душой. Сердце - дрожащее мясо.
Душа иногда хочет выше. Но там, наверное, Космос.
Не отталкиваться и не прыгать - просто захотеть. Легко.
Без взмахов и гребков. Ты не птица, а барахтаться - убого.
Пред очами Бога. Выпусти воздух - ты пойдешь ко дну.
Вдохни до звона в груди - устремишься в небо. Полетишь.
Что скажут другие - пыль. Вероятно, они не заметят.
Или сделают вид, что тебя нету. Или им все равно.
Быть может, они тоже летают, но этого ты не видишь сам.
Вадим Вознесенский - моя находка здесь, на Самиздате. Один из редких авторов, пишущих не ради сюжета. Его сюжеты - суть покровы, оболочка, в которой заключена мысль и философия творца телесного, осязаемого мира:
"И даже горы покрытыми инеем лысинами лишь касаются неба. А ты можешь в нём жить. Как минимум - существовать. Но не смотреть, задрав голову, и открыв рот немо..." - вот она, ментальность поэта, и она облачена в свободные развевающиеся одежды.
А как ещё, по-вашему, должна выглядеть Муза?
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЖИЗНЬ, НЕ ЗАВИСЯЩАЯ ОТ НАС
Вдруг рождается стих и, согласно закону наследования, несёт родовые признаки, часто неосознаваемые самим автором. Но со стороны всегда виднее, на кого похоже дитя. Мы не станем писать стихи, если не хотим приоткрыть дверь в свою душу. Знание букв, слов и правил стихосложения - ещё не повод писать стихи. Лучше выжидать, писать в стол, - и будут, будут другие мотивы. Они найдутся: сильный эмоциональный всплеск или, наоборот, обретение покоя; встреча, случай - что-то вдруг подтолкнёт выразиться, выплеснуться в строчках. Только упаси бог всех нас начать почёсывать пером бумагу, утоляя графоманский зуд и лазая по словарям рифмованных окончаний.
А правила?
Поэты не всегда дружны с ними. Настоящим поэтам и священникам, сказал один мудрый человек, на роду написано жить непонятыми.
Нет, не забвение правил, не бунт и циничная пляска на основах стихосложения! Нет! То, о чём я говорю, - это что-то иное. Я бы назвала это верность себе, своему собственному чувству ритма, мыслей, ощущений.... Это должно быть именно той песней, которая не ждёт аплодисментов, потому что она и не песня вовсе - просто способ дышать.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
КОСМОС ПОЭТА
Стихотворение - это индивидуальный Космос автора-демиурга. И этот космос создан с одной-единственной целью: стать пространством, которое вместит в себя авторскую идею.
А теперь - конкурсные произведения.
Авторы создают свои миры:
Смирнова А.А. "ЛЕГЕНДА"
Тихо песню допев, вечер алые ленты
Сложит вдоль по холмам опустевших границ...
И у жарких костров вновь напевы легенды
Зазвучат для ручьев и полуночных птиц.
Лавут Ю. В. "Я СКЛОНЯЮСЬ К ДУРМАННЫМ СОЦВЕТИЯМ"
Меж бушующими веществами
Из расплавленной толщи земли
И летающими существами
Вы посредниками расцвели:
Кузнецова И. А. "ПЕСНЯ НОЯ"
Над гробницею нашей вода
Спузырилась в кровавый венец.
Плыл ковчег наш незнамо куда...
Мы к тебе приближались, Отец!
Яковлева Т.В. "СЛАБОСТЬ БОГОВ"
Плеск. Шипение. Пена. Волны.
Ветер. Облако. Синева.
Камни. Зелень. Песок. Корни.
Я лежу. Я совсем одна.
Пасика Кристина "ЛЕГЕНДА О ДРАКОНАХ"
Но где-то там за гранью слез, на пике Чуда
Живут драконы, всё простив, забыв печали,
Как и всегда хранят наш мир, который любят,
Оставшись в памяти людей простыми снами...
Клеандрова И. А. "ДОРОГА В АВАЛОН"
Здесь всю ночь напролет
Сидов дивный народ
Под осенней луной танцевал.
Мрак дрожал, захмелев.
И свирели напев
Руны звезд в хороводы свивал.
Борукаев Борис "БАЛЛАДА О БЕГУЩЕЙ ПО ВОЛНАМ"
Вон город вдали, где в домах ждут покой,
Достаток, тепло, уют.
Где в каждой таверне с окном на прибой
За нашу удачу пьют.
Трещалин М. Д. "СКАЗКА"
Средь темного леса
На травке росистой,
Младой, изумрудной,
В снежинках ромашек
И посвисте пташек
Колосов А. Г. 'ВОЛХВЫ'
... Там полсотни дворов и колодец зачах!
Но над городом в небе блистает звезда...
И смеётся дитя на соломе в яслях.
Сударева Инна "ВОЙНА РОЗ"
Грозою пахнет, ночь несёт беду,
И старый дуб над лугом тихим стонет.
***
Миры поэтов населяют люди, нелюди, стихии... Они заполняют собой это ритмически вибрирующее на все лады Миро-Здание: