Ковалева Наталья Юрьевна : другие произведения.

Ах. детектив, детектив

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ироническое рассуждение о героях детективов, о современных авторах - женщинах, о детективных сериалах. с неожиданным предложением в конце.

  
  
  
   Ах, детектив. Детектив!
  
  Детектив, явление уникальное, в некотором роде. Жанр детектива, включил в себя роман ужасов и приключенческий роман, авантюрный, любовный.: В общем, у этого жанра, как у младенца, было множество нянек, вернее, отцов.
  Прародителем жанра считается Эдгар По..
  Какое-то время детективы писали только мужчины - и это была их прерогатива. Перечислять всех не имеет смысла, но самые известные имена у нас на слуху: Конан Дойль, Жорж Сименон, Рекс Стаут, Гарднер. И другие...
  Обратим внимание на главных героев этих авторов, точнее, на их личную жизнь. О ней мы знаем очень мало.
  Что мы знаем о Шерлоке Холмсе?
  Что он живет в доме на Бейкер стрит, что он играет на скрипке, и увлекается химическими опытами. Имеет старшего брата в Министерстве, курит трубку, и дружит с доктором Ватсоном - наперсником и другом.
  О быте Ниро Вульфа Рекса Стаута знаем немного больше. У Ниро Вульфа - собственный дом. Он увлекается орхидеями (много времени проводит в собственной оранжерее), и вкусной едой. В его доме живет повар Фриц, который замечательно готовит. Автор весьма подробно описывает процесс приготовления разнообразных блюд. Ближайший друг героя, его правая рука - Арчи Гудвин. Если у Арчи иногда бывает намек на личную жизнь, у Ниро Вульфа - никогда.
  Перри Мэйсон - герой книг Гарднера - адвокат, ловко расследующий дела, иногда не совсем законными способами. У него есть секретарша - Делла Стрит. Помощница, друг, наперсник, чуть-чуть влюбленная. Но никогда не переходит границ.
  О личной жизни комиссаре Мегре - главном и любимом персонаже Сименона - мы знаем не так уж много. Он тоже курит трубку. Известно, что существует мадам Мегре и какие-то ее родственники. Зато гораздо больше подробностей об обстановке места его службы на набережной Орфевр, и о его сослуживцах.
  
   Агата Кристи
  Когда за перо взялась женщина (почти ровесница Гарднера и Стаута и Сименона, который родился на 13 лет позже) - знаменитая Агата Кристи, ставшая потом Королевой детективов, и примером для многих авторов детективов, она невольно переняла установки мужского детектива (с героем - мужчиной-детективом), заданного еще Эдгаром По и Конан Дойлем.
  'первый услышанный ею детектив - 'Голубой карбункул' Артура Конана Дойла - рассказала маленькой Агате ее сестра Мэджи. Как потом вспоминала Агата, именно тогда 'в каком-то уголке моего мозга, где рождаются темы для книг, появилась мысль: 'Когда-нибудь я сама напишу детективный роман'. Впоследствии именно со стиля Конана Дойла училась писать свои детективные рассказы писательница Агата Кристи'. Неудивительно, что главным героем у нее стал тоже мужчина, но не Шерлок Холмс, естественно, а - Эркюль Пуаро.
   .Об Эркюле Пуаро - главном герое, сыщике в романах Агаты Кристи мы знаем главное - бельгиец. Нафабренные закрученные усы. У него есть друг, он же наперсник. Есть любимая фраза, о серых клеточках мозгового вещества. Он галантен по отношению к дамам. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о его личной жизни.
   Правда, Агата Кристи решилась ввести в романы и мисс Марпл, помогающую распутать дела, которые оказались не под силу профессионалам.
  О мисс Марпл нам известно немного.
   Одинокая старая дева, живет в маленьком городке Сент-Мери Мид, знает все местные сплетни, меняет иногда служанок, у нее племянник писатель, и друг сержант. Именно она оказывается нередко весьма проницательной, поскольку ее женский взгляд подмечает мелочи и детали, упущенные мужчинами. А
  склонность к сопоставлениям, и воспоминания о многочисленных историях, свидетелем которых она бывала, помогают ей сделать необычные выводы. Женская проницательность.
   Говоря о мужском детективе, я имею в виду героя - мужчину-детектива, что по тамошним временам было вполне естественно. Времена менялись, а женщин они оставляли в помощницах. И леди Агата - мыслительную часть оставляла за мужчиной с "серыми
  клеточками", а женщина мисс Марпл разбиралась в преступлениях, в основном, благодаря своей женской наблюдательности, проницательности, и знакомству с кучей разнообразных историй. Автор даже подчеркивает ассоциативность ее метода.
   Агата Кристи - первая по популярности мастер детектива после Конан Дойля. Но это никак не меняло общего взгляда на героя. Детектив - должен быть мужчиной, и не отвлекаться на всякие глупости. А если и отвлекается, читателю об этом не рассказывают. Только что-нибудь безобидное: вроде игры на скрипке, курения трубки, или нафабривания усов, или выращивания орхидей. И то, по-моему, садовник выращивал, а Ниро смотрел; или Фриц готовил, а Ниро кушал.
   Агата Кристи проложила женщинам дорогу в детективную литературу. Не сразу. Дамам, которые потом рвались в сочинители детектива, говорили, что они не Агата Кристи.
  
  Маринина и Донцова - королевы российского детектива
  
  Первой завоевала на российском рынке место мастера детективов - Александра Маринина, следом за ней рванули остальные женщины. Сейчас в детективной российской литературе женщины опередили мужчин. И по тиражам, и по читательскому интересу. Имена Дашковой, Платовой, Устиновой и многих других хорошо известны читателям.
  Официально же, сейчас на русском горизонте маячат две королевы детектива - Маринина и Донцова.
  Итак, здесь герой уступил место героине.
  В отличие от прежних детективов, мы, наконец-то, узнаем о частной жизни героинь.
   В полицейском сериале Александры Марининой главная героиня Настя Каменская работает в милиции.
  Необычная героиня, которая все время себя попрекает за лень, но здорово разгадывает аналитические ребусы и проясняет тайны убийств, знает несколько языков, чем совершенно не гордится, а вскользь упоминает, когда ей нужно подработать. Не красавица, хотя в любую минуту может стать ею, умело воспользовавшись косметикой. И жених, ставший потом ее мужем, у нее славный. Он - известный математик, но готов все делать по дому, особенно - готовить, потому что у героини нет на это времени, да и не любит она возиться на кухне. Он ждет и волнуется, когда ее нет дома, но не ропщет. А героиня, хотя и предпочитает сидеть и работать у себя в кабинете с сигаретами и кофе, всегда готова, если очень нужно, вылезти в любую погоду на улицу, и под дождем мчатся по важным делам. А если появляются новые родственники - например, сводный брат Саша с девушкой, то и они связаны в результате с расследованиями.
  Мы привыкаем к постоянным действующим лицам романа - родственникам, друзьям и сослуживцам героини. В романах узнаваемые приметы московского быта. И этот кофе действительно продается в магазинах, и улицы эти знакомы москвичам, не говоря уже о метро. Все конкретизировано до мелочей - не обязательно любимых, но узнаваемых.
  Да, перед нами все же детектив, со всеми атрибутами, присущими этому жанру. Преступление, расследование, поиски преступников. Но, помимо этого, мы привыкаем к героине, мы озабочены ее судьбой, нас интересуют частности ее жизни, и нам их преподносят, как на блюдечке. Это не только детективный роман, но роман, приобретающий и свойства 'служебного романа', семейного романа, где течение лет прослеживается весьма дотошно.
  
   В романах Дарьи Донцовой главная героиня - частный сыщик (сыщица). Поскольку теперь уже выходят четыре серии романов Донцовой, то в каждой серии своя героиня. Прошу прощения, в одном сериале это герой - Иван Подушкин, который работает на даму-сыщицу Нору. Имеет капризную маменьку, не женат, но весьма разбирается в дамских делах.
  Жанр романов Донцовой определен, как иронический детектив. И даже имена главных героев и героинь звучат иронично.
  Замысловатые имена героинь - Евлампия (бывшая Ефросинья), Виола, и Даша Васильева. Впрочем, в обычной жизни эти имена звучат, как Лампа и Вилка. Уже смешно.
  Даша Васильева - не профессионал, а богатая дама, начитавшаяся детективов. Правда, дама знала и худшие времена, где активно работала, бегала по урокам, а потом уже наслаждалась богатством, и пыталась вести самостоятельные детективные расследования. Но не потому, что ей не хватало лавров Эркюля Пуаро, а потому что все непонятные страшные истории (с убийствами и трупами) происходили с ее друзьями, знакомыми, и знакомыми знакомых. Так и вступила она на тропу частного детектива, работающего из сострадания, и по вдохновению.
   Героиня серии о Евлампии Романовой сначала была богатой, потом обеднела, потом у нее снова появились средства на милые прихоти и детективные расследования.
  Все дамы любят животных (в большом количестве), чтение детективов любимых авторов, не только зарубежных, но и отечественных. Так без всякой ревности и зависти упоминаются имена и Марининой, Поляковой и Дашковой. У дам обычно имеется масса друзей, и друг- полковник или какой-нибудь милицейский чин, который вытаскивает их из передряг. А в конце объясняет, что к чему.
   Чем хороша сериальность? Мы привыкаем к главным действующим лицам, твердо уверены, что они непременно останутся в живых, в какую бы ситуацию ни попали. Их друзья, дети, собаки, места проживания - загородный дом, или квартира - все становится знакомым и узнаваемым.
  Недаром, обе писательницы в интервью рассказывали, что часть имен, иногда привычек, брали от своих знакомых и близких
  
  И Донцова, и Маринина выработали (и справились с этим) свой путь, чтобы понравиться широкому кругу читателей. Обеим приходилось в свое время защищать жанр детектива от нападок, объясняя, что детектив - это не синоним бульварной литературы. И что он, не замахиваясь на высокую литературу, тем не менее, имеет право на существование.
  
  Тихо и незаметно женский, семейный роман прокрался в детектив, и образовал загадочный симбиоз, перестав быть страшилкой, или только ребусом (скорее кроссвордом), и став приятным чтением на ночь, в дороге. Стал средством для отвлечения и поднятия настроения - почти лекарством. Так приблизительно и сформулировала это родоначальница иронического детектива Иоанна Хмелевская, книги которой иногда носят автобиографический характер.
  Цитата из нее. 'Мои книги - лучшее лекарство от стресса'.
  Автор иронического детектива Дарья Донцова сказала нечто похожее. Она призналась, что пишет сказки для взрослых. А почему нет? Именно усталые взрослые нуждаются в сказках больше, чем дети. У детей есть своя сказка - компьютер.
  Вот здесь, наверно, и таится разгадка столь поразительного успеха у читателей романов Донцовой и Марининой. Они обе, вполне заслуженно, заняли первое место по тиражам своих книг.
  Они совершенно разные по стилю, сюжетам, профессионализму, но обе уловили ту самую тональность, которая, как оказалось, так нужна читателям.
  Сериальность этих романов неизбежно привлекла телевизионщиков. И один за другим стали появляться сериалы по их произведениям По романам Марининой - Каменская 1,2,3: По произведениям Донцовой пока вышел только один сериал - 'Приключения Даши Васильевой
  Казалось бы - такая благодатная почва.
  
   СЕРИАЛЫ
  В сериале 'Каменская 1' удачно подобраны исполнители, музыка, сценаристы. Романы ожили, герои приобрели свою яркую индивидуальность, благодаря хорошим актерам. Убыстрился темп. И сериал построился по законам всех сериалов. Каждая серия кончается ровно на том месте, где хочется увидеть продолжение. А если сюжет закончен, хочется посмотреть еще какую-нибудь историю с этими же героями.
  . Очень хорош был подбор актеров, удачное попадание в яблочко - Елена Яковлева в роли Каменской. Сама Маринина говорила в одном из интервью, как поражена была таким полным совпадением. Да и соратники Каменской тоже нашли достойное воплощение на экране. Такая дружная милицейская команда. Почти как герои старого сериала 'Следствие ведут знатоки' - только современнее, моложе. С хорошим чувством юмора, и прекрасным чувством локтя - сыгранная команда. Хороша была и вполне уместна - музыка. Прекрасно обозначенная музыкально тема - мелодия, сопровождающая взаимоотношения Насти и ее жениха, а потом и мужа - Леши. Ну, просто не к чему прицепиться - такой живой был фильм.
   Плохо только, что это был - в прошедшем времени, потому что сериал 'Каменская 2' потускнел и заметно ухудшился. С актерами все по-прежнему хорошо, но что-то произошло со всем остальным. Протянулось время, детектив потерял темп, и потихоньку начал перерождаться в детективно-семейный сериал, с элементами психологической фрейдистской драмы, до которой все же не дотянул. Кроме того, он излишне натурально, смакуя, изображает теперь убийства, маньяков, получая от этого удовольствие. В отличие от зрителя. Музыка стала медленной, скрежещущей и печальной. Как когда-то в сценариях советского кино обычно ставили ремарку: Звучит тревожная музыка. В этом сериале она звучит постоянно. Режиссер медлит, погрязает в авто цитатах. В первом сериале в фильме 'Игра на чужом поле' герой все время вспоминает детство, и свою ненависть к матери. Режиссер прокручивает эти сцены несколько раз.
  И в сериале Каменская два - тот же ход. В фильме 'Я умер вчера' герой вспоминает детство, и несколько раз показывают его мать, стоящую на подоконнике, собирающуюся, вероятно, спрыгнуть вниз. Тут и ребенок, кидающийся к ней с плачем. Кстати, в книге этого не было. Вероятно, режиссеру очень понравился собственный прием, и он решил время от времени его повторять. Повторяет он этот прием и в фильме 'Седьмая жертва' - ребенок видит погибшую мать. Но главное - вместо стремительного детектива, мы видим уже близких нашему сердцу героев, в медленных, снабженных унылой музыкой, немножко психологически сдвинутых и натуралистично-жестоких ситуациях. И это жаль.
  
  Не повезло с экранизацией и Донцовой. Ее смешная, наивная и обаятельная любительница частного сыска Даша Васильева в исполнении Ларисы Удовиченко превратилась в красивую томную даму в элегантных одеждах, с замедленной и неэмоциональной речью. Без тени улыбки. И, соответственно, такую плавную даму сопровождает замедленная музыка. Как в сонном царстве возникают видения - когда герои о чем-то вспоминают, их воспоминания тут же появляются на экране. Но тоже медленно. В другом цвете, в другом темпе. И что обидно - Лариса Удовиченко талантливая актриса - мы видели ее в разных фильмах, и всегда она была на высоте. Вероятно, это просто не ее роль. Неправильно выбран типаж. В фильме много интересных актеров, но выглядит все смазанным, нереальным и невеселым. Иронического детектива - не получилось. А жаль! Юмор - это как раз сильная сторона романов Донцовой, но в сериале он так и не появился. Может, его спугнула тревожная, унылая и постоянная присутствующая музыка. Но это же, в конце концов, не фильм-балет. Хотя несколько и напоминает, пожалуй, 'арлезианский балет' при дворе короля в 'Трех мушкетерах'.
  
   эпилог
  Не сочтите меня феминисткой, но когда я думаю о досадных промахах этих сериалов, мне в голову приходит крамольная мысль.
  А, может быть, эти сериалы нужно было снимать женщинам? Возможно, они точно бы угадали характеры, стремительную детективную линию, теплоту семейных отношений, и ухитрились бы сделать невозможное - совместить блеск детектива с мыльной оперой в самом лучшем смысле этого слова.
  Кстати, один из самых блистательных детективных сериалов, был поставлен женщиной. 'Семнадцать мгновений весны' Татьяны Лиозновой.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"