Костыркин Николай Анатольевич : другие произведения.

Непознанное в сми

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    моя курсовая работа


Министерство Просвещения Республики Молдова

Молдавский Государственный Университет

Освещение паранормальных явлений в прессе.

Николай Костыркин, факультет журналистики,

курс II (IV)

научный руководитель Орлов С.А., doct. conf.

Кишинев, 2006.

Содержание.

      -- Введение.....................................................................3
      -- Глава первая. Параграф первый. Мулдашев и его экспедиции...5
      -- Параграф второй. Обзор других аномалий............................10
      -- Глава вторая. Параграф первый. Ясновидящие или 100%-е снятие порчи..........................................................................15
      -- Параграф второй. Охота на охотников................................21
      -- Параграф третий. Чудеса церковные..................................27
      -- Послесловие................................................................32
      -- Приложение. Путевой очерк...........................................34
      -- Библиография.............................................................39

Введение.

   В наше время люди без должного количества информации прожить просто невозможно. Люди пытаются вобрать в себя как можно больше этой эфемерной субстанции, зачастую не отдавая себе отчёт в её достоверности; для них главное - знать, предполагать, верить. Знают они то, что им разрешают знать, предполагают, достоверность материала и верят лишь в то, что считают наиболее для себя привлекательным.
   В прошлом году "АиФ" опубликовала данные опроса ВЦИОМ с ответами на вопрос "Во что вы верите?". В воздаяние за грехи верят 24% опрошенных, в приметы - 21% ,в некую сверхъестественную силу - 14%, в гороскопы - 9% ,в колдовство и магию - 8% ,в НЛО - 6%. В результате, мы имеем 80% опрошенных, верящих в непознанное, в паранормальные явления, и, скорее всего, готовых поверить в ещё нечто "большее", если им грамотно это преподнести. Есть, правда, и те, кто и не думает отступать ни на шаг от своего объекта веры, например инопланетян, и вбирать в своё мировоззрение другие аспекты. Такие люди зачастую не выдерживают "золотой середины" и сами творят себе кумира.
   НЛО, привидения, затерянные города, аномальные зоны - мекки современных почитателей биоэнергетики -, пресловутые церковные чудеса, "живущие" мумии - всё это относится к разряду паранормальных явлений, которые долго изучают, но о которых по сей день знают слишком мало, чтобы делать хоть какие-нибудь выводы на научной основе. Некоторые считают, что подобным явлениям научные обоснования вообще ни к чему, потому что-либо наука не доросла до полноценной работы с аномалиями, либо аномалии вообще не нуждаются в научном обосновании.
   Как бы там ни было, паранормальные явления интересуют многих, и даже среди заядлых скептиков найдутся те, кого, наконец, то затронет новая история о дверях в параллельные миры, или о сбывшемся проклятии древнего призрака. Всё, что нельзя объяснить с нормальной, человеческой точки зрения, относится обывателем в разряд чудес. Но далеко не всегда то, что преподносится нам прессой, как чудо, оным на самом деле является.
   Интерес к аномалиям и непознанному проявляется обществом во многих сферах: от научной фантастики (Уэллс, Стругацкие, Булычёв и т.д.) до прикладных исследований. В СССР на первых позициях по данному вопросу была программа "Очевидное, невероятное", но и в наше время на Первом канале выходят передачи, посвящённые НЛО, чёрной и белой магии, оборотням, вампирам, где приводятся реальные данные, и проблема исследуется на полном серьёзе.
   Журналист, в частности представитель печатного органа, является летописцем своей эпохи. Его задача правильно осветить и, если возможно, дать оценку событиям и проблемам современности. Работа журналиста зачастую определяет массовое мнение читателя, и при анализе прессы мы как бы автоматически вычленяли мнение самих читателей. Поэтому работа с печатью стала самой важной и незаменимой вехой в нашем исследовании.
   Для данного исследования мы использовали материалы прессы, а именно периодических изданий "Аргументы и факты" ("АиФ"), "Комсомольская правда" ("КП") и "Труд - 7". Эти газеты были выбраны не случайно, ибо являются самыми читаемыми русскоязычными изданиями на территории Республики Молдова, их можно рассматривать, как своего рода образец подачи материала, отвечающего запросам общества.
   В работе мы рассматривали несколько видов "непознанного": в первой главе рассказ пойдёт об экспедициях Э. Мулдашева в затерянные города и аномальные зоны и об обзоре паранормальных явлений, освещаемых в вышеназванных образцах прессы - от "кругов дьявола" на юге России до привидений в итальянских замках; вторая глава вобрала в себя анализ журналистского подхода к деятельности биоэнергетиков и шарлатанов от биоэнергетики, а также - к т.н. церковным чудесам.
   Теперь по порядку о важности вышеупомянутых тем. Мулдашев на сегодняшний день является самым известным и самым противоречивым исследователем древних цивилизаций, применяющим далеко не канонический научный подход к своей деятельности. Попытка рассмотреть его, если можно так выразиться, биоэнергетический подход к исследованиям есть и в нашей работе.
   Проблема нетрадиционной медицины волнует многих вот уже не один десяток лет. Встаёт вопрос: кому верить, а кому нет; кто специалист, а кто шарлатан. Мы пытаемся рассмотреть лишь тех индивидов в данной сфере деятельности, чьи имена часто фигурируют в прессе.
   Что касается церковных чудес, то здесь мы затронули самый больной и самый личный вопрос каждого человека, без исключения - вопрос веры. Потом что верить можно заставить во что угодно, если подбить под предмет веры надлежащую базу. Следовательно, возникает вероятность профанации чуда в массах, в том числе и через прессу. Наша задача в данной части работы - разобраться в отношении журналистов применяемых нами источников печати к церковным чудесам.
   Также в работе использована дополнительно научная и художественная литература, но не более чем вспомогательный материал при минимуме ссылок, т.к. нашей задачей является анализ прессы на заданную тематику.
   Нашей целью при написании работы было определение и анализ журналистского подхода к освещению паранормальных явлений, журналистского видения данной темы, профессионального анализа проблемы в контексте отдельно взятой составляющей. Работая под таким углом, есть реальная возможность понять и отношение масс к аномалиям и непознанному в целом, сделать вывод, насколько людские умы занимает эта проблема, и... так ли страшен чёрт, как его малюют?
   Мы очень надеемся, что результаты наших исследований найдут отклик среди тех, кто прочтёт эту работу и будут оценены по достоинству.

Глава певрая.

Параграф первый.

Мулдашев и его экспедиции.

   На весь СНГ вот уже несколько лет гремит имя хирурга Э.Р. Мулдашева, экспедиции которого вызывают массу споров практически во всех научных кругах. Мулдашев поразил и продолжает поражать научный мир воплощением своего давнего желания продвинуть дело медицины путём сплава "новейших технологий Запада и древних знаний Востока" (С. Кудряшов, "Труд - 7" ,7 мая 1999 г.). Одна из первых статей на данную тематику - отрывок из статьи мы только что процитировали - рассказывает об основной на тот период времени работе Э. Мулдашева - препарате "аллоплант" ("чужой саженец" - лат.), который "изготавливается из трупного материала и уже широко применяется в офтальмологии, хирургии, стоматологии. Аллоплант до сих пор является объектом жарких научных и околонаучных споров, ибо "с точки зрения традиционной науки результаты (применения - Н.К.) не поддаются объяснению. В статье рассказывается, что Э. Мулдашев, руководитель центра глазной и практической хирургии в г. Уфа провёл ряд сложнейших операций по корректировке зрения, краеугольным камнем которых и являлся аллоплант, взращивающий новее клетки на месте износившихся и разложившихся. Треть материала занимает история болезни одой из пациенток Мулдашева, это подготавливает читателя к ответу на возникающий вопрос: "Как?". На него отвечают, ссылаясь на мнение самого Мулдашева, а тот в свою очередь делится своеобразным миксом из результатов собственных исследований и полуфантастических теорий о далёком прошлом нашей планеты. В итоге, объяснение простое: в "трупном материале" аллопланта и его усовершенствованной версии ДМА заложен некий код с информацией о способностях "третьего глаза", который в процессе эволюции (а, скорее всего деволюции), человечества превратился в рудимент. Этот код и способствует возникновению новых клеток на месте умерших. Стоит сказать, что с точки зрения восточной философии принцип работы аллопланта верен: ничего не умирает, но возрождается в новой форме. Однако, с точки зрения западной медицины, это нонсенс. Не удивимся, если кое-кто из апологетов мировой медицины называет Мулдашева шарлатаном. Но, не смотря ни на что, на лицо результат: "Центр последней надежды", где и работает Мулдашев, успешно продолжает бороться с недугами своих пациентов, выпуская в дальнейшую жизнь одних и десятками принимая на лечение других. В практике Центра также воздействие на ауру человека при помощи электрического разряда, т.е. работа непосредственной с энергетикой человека, той сферой, которую признают далеко не все врачи. Путь синтеза традиционной медицины и нетрадиционной, методик востока и Запада, материальных сфер и нематериальных, ещё очень долог, и вполне возможно, результаты этого процесса станут архиположительными для человечества. Этому пути следует Э. Мудлашев, организовывая различные экспедиции с целью найти новые способы продолжения своей работы. Летопись оных ведёт "АиФ", к материалам которой нам стоит обратиться.
   Э. Мулдашев также является и автором книг, рассказывающих об источниках и результатах своих исследований, но мы заведомо не будем ссылаться на них, поставив основной задачей именно работу прессы по данному вопросу, т.е. буквально, мнение стороннего наблюдателя, не безразличного к данной теме.
   Рассмотрев девять статей, практически все из которых посвящены "местам атлантов", мы видим, что все они сделаны в виде интервью, где самому доктору Мулдашеву предоставляется возможность, основываясь на своих изысканиях, подробно отвечать на вопросы корреспондента. Лишь к одному такому материалу прилагается отзыв - весьма разнообразные - о взглядах Мулдашева ("АиФ" ,N 50, 2005г.). Мулдашев строит свои рассуждения логически, но порой ссылается на непроверенные с научно-практической точки зрения данные ("тибетская медицина", восточные легенды и т.д.). Но, памятуя, к каким медицинским результатам пришёл доктор и его коллеги, можно лишь сказать: победителей не судят. Журналисты не задают провокационных вопросов, их цель познакомить охочего до знаний читателя с новыми изысканиями Мулдашева. Последний стремится найти следы погибшей цивилизации атлантов и составить по найденному своё представление о духовно-техническом уровне этой расы, найти в ней истоки древней и практикующейся по наши дни нетрадиционной медицины Востока и, наконец, на основе всего этого отыскивать новые эффективные решения в медицине традиционной. Храм Самана в Сирии Мулдашев считает местом, где атланты лечили больных. Основываясь на древнетибетских манускриптах, доктор относит к "больницам атлантов" и гору Кайлас в Тибете, сводя весь разговор к "четырём нематериальным телам человека" ("АиФ" ,N 50 ,2005 г.). В той же Сирии Мудлашев подкрепляет свою "теорию атлантов" находкой гигантских следов голой человеческой ступни ("АиФ" ,N 46, 2005 г.), исследованием "мёртвых городов" Сержилла и Апалия и утверждением по результатам исследования, что эти города строили атланты (N 48, 2005 г.). Крепость Шевалье в Сирии Мулдашев тоже приписывает рукам атлантов (N 52 ,2005 г.), утверждая, что такие грандиозные сооружения под силу возвести лишь гигантам, а медную статую в непальском храме Сваямбанат - лазерной стенодробительной машиной древних, летавшей по воздуху, подчиняясь силе мысли.(N 12, 2006 г.). Нашёл Мулдашев и "могилы атлантов", к таковым он относит т.н. "Могилу Авеля" в Сирии, недалеко от Дамаска (длина 5м, 71см, ширина 1м, 8см) и ещё одну могилу человека, ростом 7,5 м (N 47 ,2005 г.). На вопрос, куда подевались атланты, и почему их останков найдено так мало, доктор отвечает очень просто: их тела преобразовались в т.н. "шары Праны" - перешли из физической среды в энергетическую. В доказательство приводятся фотографии "шаров" (N 24 ,2005 г., N 13 ,2006г.).
   Каждая теория имеет право на существование, если подкреплена весомыми доказательствами. Их Мулдашев привозит понемногу из каждой экспедиции. Поэтому, кто знает, может, лет через тридцать, его взгляд на медицину и её связь с древностью будет нормой и для простого обывателя?
  

Параграф второй.

Обзор других аномалий.

   В этом разделе мы попытаемся показать, насколько актуальна (или неактуальна) в русскоязычной прессе на территории РМ тема неизведанного, паранормального, необъяснимого.
   Так корреспондент Г. Зотов ("АиФ", N 40 ,2005 г.), отправившись в пустыню Наска, написал материал, в очередной раз подогревший интерес общественности к НЛО. В принципе, статья не говорит нам ничего нового, затронув гигантские рисунки на земле и традиционно приурочив их к "посадочным площадкам космических кораблей". Дальше идёт предположение о связи религиозных представлений коренных жителей материка и визитами пришельцев. В дополнение приводится теория М. Рейхе о том, что рисунки в пустыне - древний астрономический календарь (наподобие Стоунхенджа в Англии - Н.К.). Обе теории анализируются автором с приведением мнения других экспертов, что делает материал более "научным". Специалисты же утверждают, что древние сами могли летать, ссылаясь в своих изысканиях на гармоничный вид рисунков лишь с высоты птичьего полёта. Это, заметьте, связывает данную теорию с мнением Мулдашева об атлантах. Ещё одни "следы пришельцев" вот уж несколько десятилетий занимают лучшие умы уфологов и просто любознательных исследователей. Речь идёт о т.н. "кругах дьявола" на сельхозугодьях, находимых по всему миру: от Англии и России до Южной Америки. Корреспондент "КП" В. Чернобров пишет в номере от 16 июля 1999 года о таких явлениях на территории Краснодарского края. Вместе с исследователями группы "Космопоиск" автор посещает несколько мест недавнего образования кругов, даёт их подробное описание, а так же приводит в статье карту образования кругов, и их форму, на юге России. За свидетельствами очевидцев следует перечень научных теорий и предположений касательно кругов на полях. Внутри материала искринками мелькают магнитно-аномальные случаи во время экспедиции. Ну что ж, новые круги продолжают появляться, что обязательно повлечёт за собой новые исследовательско-публицистические материалы.
   Не отступая от темы древних цивилизаций и НЛО, фиксирует предположение Д. Писаренко ("АиФ", N 11, 2006 г.) о том, что доисторические дольмены могли служить средством обороны: резонировать ультразвук в целях обороны от врага - своеобразная огневая точка, способная резонировать некий природный источник энергии.
   Некоторые журналисты стремятся сделать сенсацию из любой археологической находки, покрытой мало-мальски сносной тайной. "Мумия, убивающая людей" - гласит заголовок статьи в N 28, 2005 года. Мумия мужчины, обнаруженная в Альпах, имела при себе предметы, датируемые разными временными периодами с амплитудой от 4000 до 3000 лет. Автор грамотно суммирует данные и, дабы подать материал "вкусно", строит свои предположения, опираясь на гипотезу "дыр во времени", будто "Отци" (так учёные назвали мумию) при жизни был великим колдуном и шаманом и умел перемещаться во времени и пространстве. Так или иначе, теория эта имеет право на жизнь: о подобных случаях писали во многих изданиях по всему миру; и вполне возможно, наука вскоре всерьёз возьмётся за данный феномен. На предыдущей странице номера в продолжение темы - сущая мистика в духе "проклятия Тутанхамона": все, кто имел хоть какое-то отношение к мумии, один за другим умирали при различных обстоятельствах. Верить или не верить - личное дело читателя.
   С такой же рекомендацией можно дать и материал А. Беляева ("АиФ", N 44, 2005 г.) "Куда едет поезд-призрак?" Автор повествует в своём мини-очерке от первого лица о заброшенной секретной базе НКВД в Тверской области, где после закрытия проекта исчезли заключённые, строившие базу, а по узкоколейке, словно по графику, каждую ночь ходит "поезд-призрак". Загадочно, интересно, но не более. Хромает убедительность. Другое дело - статья О. Костенко-Поповой "Вдогонку за призраком Гитлера" ("АиФ", N 45 ,2005 г.). Речь идёт об аномальной зоне вокруг секретного бункера Гитлера под Винницей, Западная Украина. Факты: пропадают люди и домашние животные, к жильцам коттеджей-новостроек каждый день ездят "скорые", около 50 тыс. рабочих погибло при строительстве бункера, бедная, чахлая природа. Слухи: по окрестностям ходит призрак Гитлера, сам Гитлер при жизни хотел истребить всё местное населения. Сведения историков: под Винницей Гитлер буквально "сошёл с ума". И, наконец, связующее звено: есть данные о разработках в этих местах по приказу Гитлера атомной бомбы. Далее - лишь догадки: бомба могла взорваться под землёй и заразить радиацией всё вокруг, повлекши за собой...второй Чернобыль! Ну, это, наверное, слишком.
   Слишком для здравомыслящего человека считать известного сербского физика и изобретателя Н. Теслу мистиком и ясновидящим. Статья о нём в "АиФ" ,N 42 ,2005 года смешала в себе общеизвестные факты о жизни учёного и множество слухов и предположений, приписываемых его биографии. Загадок полно: таинственное исчезновение эсминца при испытании защитного слоя и появление этого же судна в другой точке Земли; проекты Теслы о путешествиях во времени; интересный приём автора (читаемая между строк мысль: а кто сказал, что эти опыты - преломления границ времени - имели место быть). Загадочно, но объяснимо; однако подан материал так, чтобы простой читатель не захотел ничего объяснять, чтобы просто поверил в мистичность загадок, оставленных поле себя Н. Теслой.
   Если перейти от мистики надуманной к мистике реальной, то говорить нужно, конечно же, о привидениях. Обзор этого явления даёт Ю. Тутина в "АиФ" ,N 8, 2006 года, насчитав по статистике около 20 тысяч привидений только в одной Италии и примерно столько же в Англии. Известнее всех в последней призраки царственных особ: кельтская королева Боадикея, Георг IV, Анна Болейн, Генрих VI, Эдуард V, Жанна Сеймур, Екатерина Говард, Генрих VIII,Елизавета I, Карл I, Георг II, Георг III (3). Но и Италия в этом случае не подкачала: Цезарь, Одиссей, Елена Прекрасная (?!). По всей стране ходят легенды о несчастных судьбах и неупокоенных душах, визитах привидений к живым людям, напоминание оным о себе. Это уже часть итальянской культуры, ей неотъемлемый атрибут, придающий больше колорита в глазах иностранца. Автор снабжает материал выдержками из рассказов самих итальянцев, что придаёт оному характерный колорит и делает повествование вовсе не жутким, как можно было бы ожидать, а очень даже лёгким и непринуждённым. Лёгкая ирония автора, вроде бы, не заканчивается на заключении, где говорится о засвеченной плёнке при фотографировании экспонатов, связанных тем или иным образом с привидениями. Но последнее предложение возвращает читателю таинственность темы: "Привидения предпочитают не открывать своих тайн живым". Удачный приём опытного журналиста или всё-таки кусочек личных убеждений?
   Не оставляет равнодушными журналистов и загадки острова Пасхи. И если кишинёвский глянцевый журнал "Остап & Co" даёт в марте 2005 года пресный материал с большим уклоном на чисто туристический интерес, не имеющий под собой, кроме заметок из Интернета, никакой основы, то "АиФ", к примеру, публикует ряд материалов, рассказывающих о главных загадках и тайнах о. Пасхи (NN 41, 42 ,43, 2005г.). Автор статей вместе с читателем погружается в неизведанный мир маленького клочка земли с древними статуями, возведение которых по одной из версий приписывается мифической расе лемурийцев. Косвенно эти предположения подтвержадает подзаголовок первой статьи (N41) "Был ли о. Пасхи частью затонувшего континента?" Тезис развивается перечислением фактов по ходу повествования: три расы населяют остров - чёрные, краснокожие и...белые -, легенды о всемирном потопе и т.д. Приводятся несколько разных мнений, дающих большую амплитуду выводов. Немаловажны и ссылки на исследования Т. Хейердала, основывавшегося на собственных изысканиях и смелых исторических экспериментах (Ю. Сенкевич "На "Ра" через Атлантику"). Для затравки автор рассказывает о "магнитном камне" на побережье острова, который является катализатором естественных природных явлений, связанных с магнитными полями. Но причина этих явлений, если верить журналисту, неизвестна. Противозаконный визит последнего в катакомбы, где нередко пропадали люди, добавляет ощущение неизведанного. Ведь, что там внутри, никто не знает. Автор фиксирует смелое предположение: от о. Пасхи до Азии есть подземный тоннель! Оставив без комментариев историологические фрагменты материала, можно перейти к третьей части очерка (N43), где приводится разговор журналиста и участника экспедиции Ж.- И. Кусто на о. Пасху. По словам этого человека, все результаты подводных исследований острова к огласке не допустили местные власти, подчинявшиеся тогда Пиночету. Ещё одна тайна. Намёка на аномалию нет, но рассчитано так, чтобы читатель сам мог строить на основе всего этого свои личные предположения. Далее следуют теории и ссылки на авторов касательно дислокации известных островных статуй, как следствия телепортации. В заключение стоит сказать, что о. Пасхи являет собой кладезь тем для исследований, как исторического, так и аномального характера, имеющих, кстати, множество точек соприкосновения. О. Пасхи останется загадкой ещё на много поколений, и вряд ли будет когда-нибудь изучен до конца.
  
  
  

Глава вторая.

Параграф первый.

Ясновидящие

или

100% - ое снятие порчи.

   Начало девяностых годов обозначилось в странах бывшего СССР формальным переходом от социализма к дикому капитализму. Люди были вынуждены жить по-новому, но не знали, как. Надежда на лучшую жизнь предстала в весьма смутном ракурсе. Одни надеются на себя, другие - на чудо. "Чудом" обыватель назовёт всё, что не сможет объяснить логически: от достижений сына-гения на поприще городских олимпиад до активно пропагандирующейся в последнее время деятельности гадалок и ясновидящих. На последнем остановимся подробнее.
   На страницах "АиФ - Молдова", например, можно увидеть рекламу услуг т.н. ясновидящего "Деда Петро". На фотографии, помещённой рядом с объявлением, изображён бородатый мужчина лет 40-45, причём волосы и борода лишь слегка тронуты сединой (возникает вопрос: с какой стороны он "дед"). "Дед Петро" одет в рубашку с этническим традиционным узором, держит в руках деревянные чётки (для важности, наверное) и пытается по-доброму посмотреть на читателя газеты, что у него получается с очень большим трудом. Объявление гласит, что "дед Петро гадает, просвещает, предсказывает судьбу" - в общем, стандартный набор услуг обыкновенного "мутновидящего" (так этих людей окрестила кишинёвская молодёжь). Далее следуют "отзывы пациентов" "деда Петро" о том, как он помогал, вразумлял и наставлял на путь истинный. Настоящие ли это отзывы или поддельные, сказать трудно. Факт, что явное проталкивание бренда в массы - налицо. После "отзывов" следуют данные, где и когда "дед Петро" ждёт всех нас, и цена за приём - 100леев.
   Подобными объявлениями пестрит не одно молдавское издание: маги-целители, потомственные чародеи в двадцать третьем поколении, бабушки-матушки, сёстры Ванги, внучки Лонго, племянницы Кашпировского, приёмные дети Чумака, обладатели ...надцатых магических печатей и т.д. каждый из этих деятелей имеет своё постоянное место работы, свою клиентуру, крышу. Кишинев поделён шарлатанами на участки: никто никому на хвост не наступает, никто ни с кем не ссорится, каждый занимается своим делом и не мешает другому. Стандартная кишинёвская гадалка, сестра-близнец героини Риммы Марковой в фильме "Ночной Дозор" встретит вас в обыкновенной квартире, в обыкновенном доме, ничем внешне не выделяющимся. Но едва вы переступите порог "офиса", сразу начинает ощущаться наигранный, причём иногда очень плохо наигранный, оккультный антураж: карты Таро на столе, ароматические свечи, весьма неординарная подборка книг на полках, которые гадалка будет для видимости листать во время сеанса, якобы собираясь опереться на авторитетный источник, чтобы дать вам надлежащий совет. Всё это делается ради того, чтобы произвести впечатление на клиента, дабы тот, усвоив, что это всё "аршином общим не измерить" (1.)* , верил каждому слову гадалки. Порча - значит порча, сглаз - значит сглаз. А дальше следует приобретение личного талисмана, пособия, "целительных фотографий", многочисленные контрольные приёмы и процедуры. Всё это стоит денег, и немалых. Даже если из всего вышеперечисленного не помогает, клиент зачастую не предъявляет "магу" претензий, понимая, что тот засыпает его новыми всевозвожными предложениями, на которые клиента будет толкать сидящий внутри чисто советский "авось", никогда не спрашивающий ведома кошелька своего хозяина. Поэтому большинство клиентов подсознательно хотят поверить в эффект действий "мутновидящего", дабы не расстраиваться из-за зря потраченных купюр. И верят, изо всех сил верят.
   __________________________________________________________
   * ссылки смотрите в разделе "Библиография"
   Подобные "бизнесмены", обладая некоторыми навыками психолога и имея единичные представления об анатомии человека, легко идут на контакт с людьми, играют их ещё не переработанными суевериями, скрытыми страхами и... верой в чудо, в то, что трудно объяснить, но легко поверить.
   Своей историей о походе к гадалке на страницах "АиФ" (N 28 ,2005 г.) под пером О. Рябининой делится известный актёр и эстрадный исполнитель Вахтанг Кикабидзе. Грузинская гадалка предсказала ему смерть близкого человека, ухудшение здоровья и новый творческий прорыв. Всё так потом и произошло. Совпадение? Случайность? Не нам судить. Человек рассказал читателям газеты историю из своей жизни, завершив её следующим резюме: "С тех пор я всерьёз отношусь к предсказаниям". Что ж, никто не вправе запретить другому менять точку зрения.
   Некоторые "маги" называют себя целителями и биоэнергетиками, божась, что работают с болезнями людей "к вящей славе Божией" (4). Пример тому Мария Фёдоровна Кептене, кишинёвская "целлюлительница" (ещё один пример кишинёвского молодёжного слэнга), интервью с которой было опубликовано в "КП в Молдове" за 20-27 апреля 2006 года. Материал напечатан на правах коммерческого, что, естественно, говорит о личной заинтересованности г-жи Кептене и публикации оного. После интервью - всё по схеме "деда Петро": отзывы клиентов и контактный телефон "по многочисленным просьбам читателей". В статье всё есть: и история обретения таланта лечить людей, и "муки творчества", и преданность делу, и яркие примеры успехов, и психо-рецепты для скорого выздоровления. Встаёт вопрос, для нас с вами, скорее всего, так и остающийся без ответа: сколько денег получила газета за такую профанацию, и кто фактический заказчик?
   Мы вполне можем допустить, что среди нас есть люди, обладающие подобными способностями, успешно помогающие другим. Но, во-первых, таких людей, скорее всего, мало, а во-вторых, мы думаем, что они не стали бы светиться со своими объявлениями в прессе. Давайте вспомним ту же самую Джуну (Евгению) Давиташвили, много лет находившуюся под пристальным вниманием КГБ СССР, ибо хоть Союза уже давно не существует, но ни у кого нет гарантии, что силовые структуры даже в нашей республике, несмотря на многочисленные социально-политические нерурядицы, так ослабли, что не в состоянии контролировать данные сферы. Где гарантия, что настоящих мастеров своего дела не ждёт участь г-жи Давиташвили.
   Колеблется в своём определении известного индийского гуру Саи Бабы корреспондент "АиФ" О. Костенко-Попова (N 16 ,2006 г.), предоставляя читателю самому сделать вывод из её материала, где чётко поставлен вопрос: "Саи Баба - современный Кришна или индийский Копперфильд?". Если первое, то, значит этот гуру - что-то вроде аватары Вишну, если второе, то чистой воды иллюзионист. Автор прямо коллекционирует мнения очевидцев о Саи Бабе и свидетельства о его "чудесах". Однако личное впечатление корреспондента не отличается особым благоговением перед Саи Бабой, ибо ничего необычного на её глазах он не творил. Окончательный вывод статьи: если уж этот гуру не волшебник, но его манипуляции с отводом глаз помогают людям с чисто психологической точки зрения, то это уже хорошо.
   Нетрадиционная медицина вот уже 15 лет пробивается в массы через СМИ. Газеты пестреют рецептами излечения от различных болячек народными методами, ниже которых иногда приводятся комментарии специалистов. Некоторые рецепты можно объяснить с научной точки зрения, учитывая содержание веществ в натуральных ингредиентах: продуктах питания, воде, металлах и т.д. Но когда врач-дерматолог З. Макаров комментирует на страницах "АиФ" (N 11, 2006 г.) присланный одним из читателей рецепт, дополняя свою рецензию ссылками на таинственные заговоры, которые приводят пациента к излечению в результате самовнушения - это уже не наука, а её профанация. Ссылаться на самовнушение человеку науки, мягко говоря, не приемлемо, хотя бы потому, что далеко не каждый человек может достаточно хорошо внушить себе ту или иную директиву.
   Да, действительно, продолжают проводиться научные исследования о существовании ауры, рассказ о некоторых из них был опубликован в "АиФ" (N 39 ,2005 г.). Автор статьи А. Никонов начинает материал с опытов известного сербского учёного Н. Теслы, показывавших необычное свечение вокруг тела человека. Далее автор говорит об экспериментах в морге над телами только что умерших людей: трупы фотографируют и специальным способом выявляют "ауру", которую некоторые учёные и считают "душой". "Аура" и есть свечение вокруг тела. Затем следует одобрительное мнение церкви насчёт исследований "ауры", а также комментарии биолога С. Зенкина и график "активности аур после смерти". Ссылки на официальные исследования придают статье авторитетность, а также материал располагает и верующих людей, ибо автор увязал в исследуемом "свечении вокруг тела человека" понятие "душа" и "аура", при этом зафиксировав одобрение православной церкви к описываемым проектам (см. последнюю часть статьи "Молитва - не простой набор слов".
   О ясновидящих зачастую пишут те, кто заинтересован этой темой и хочет вызвать интерес читателя. Индифферентный человек никогда за данную тематику не возьмётся, ибо будет понимать, что за отсутствием интереса не сможет поднять в своих материалах как можно больше вопросов, интересующих массы. Вот, например, статья С. Кашницкого в "АиФ" (N 44, 2005 г.) о черногорском ясновидящем и экстрасенсе Бранко Милоевиче, который имеет у себя на родине репутацию "доброго колдуна", проделывавшего много интересных вещей: от мысленного руководства действиями овец на пастбище до определения заранее точек попадания ракет во время американских бомбардировок Югославии. Материал подан весьма увлекательно, экспрессивно, грамотно, однако, автор на протяжении всего повествования ни разу не ссылается, ни на один свой источник информации. Перед нами предстаёт образ хорошего человека, честного сына своей страны. Научные круги Сербии и Черногории признают Бранко мастером ясновидения, но... ни единого комментария специалиста в статье, ни единой ссылки - только... "анекдот в тему" внизу страницы.
   Это пример положительного отзыва в прессе о ясновидящих. Теперь рассмотрим другие подходы к данной теме.
  
  

Параграф второй.

Охота на охотников.

   Известные имена тех, кого уже нет в живых, всегда эксплуатировали в личных целях. Самый известный пример - доморощенный бог Иисус Христос, но есть примеры и по-актуальней. Если брать оные в контексте нашей темы, то это, конечно же, знаменитый предстказатель Мишель де Нотр Дам (Нострадамус). В очередной раз образ автора "Центурий" по-своему преломили всвязи с недавними трагическими событиями 11 сентября 2001 года. Корреспондент "АиФ - Молдова" В. Чобану (N 34 ,2005 г.) не стал писать статью подобного характера года, этак, четыре назад, потому что стал бы просто "одним из". А так прошло время, люди успокоились, стали думать о более насущных проблемах, и тут, пожалуйста: "Нострадамус предупредил о Бен Ладене. Бред или предостережение?" Во вступлении и заключении материала автор грамотно расставляет акценты на предмет того, верят люди или не верят в предсказания Нострадамуса. Учитывая тот факт, что те или иные катрены публикуются по совершении события, к которому их хотят приписать, автор ссылается на дореволюционное издание "Центурий". Следовательно, и Бен Ладен, увязанный в статье с пресловутым катреном про Марс и "повелителя мира", называемого в других переводах королём Ангулемским (!?) ,вроде бы оказывается у дел, а вместе с ним - и Ленин со Сталиным, и семья Николая Второго. Перевод, использованный журналистом, стилизован в традициях современной поэзии и плохо передаёт мысль оригинала; в подобных случаях работать нужно только с подстрочником. Но как бы там ни было, имя Нострадамуса снова было использовано по назначению: в трудные времена всегда хочется увязать современные события с провидением из прошлого, мол, "видите! наши беды предсказывали на много лет раньше" (между строк читай: "мы в наших бедах не виноваты!"). Вспомним, хотя бы чернобыльскую катастрофу и попытку увязать её с новозаветной книгой "Откровение от Иоанна Богослова". По сведениям "АиФ" (N 17 ,2006 г.) многие предсказатели по всему миру рассылают своим правительствам результаты своих "откровений", большинство из которых говорит о грядущих катастрофах. Данное поведение не выходит за рамки общедозволенного, и дело властей - прислушаться к письмам "нострадамусов" или не делать этого.
   Но когда предсказатели-экстрасенсы выходят за социально дозволенные рамки, и так предоставленные им с закрытыми глазами, на них начинаются всенародные гонения, и зачастую, по очевидным причинам. Люди любят, когда их обманывают и не говорят об этом. Но когда обман практически не скрывается, а наоборот - нагло пропагандируется, никто это терпеть не собирается. С сентября прошлого года вся общественность ополчилась на Григория Грабового, главного "воскресителя" России, "Христа и Единого Бога" в одном лице. Пример народной реакции - расследование В. Ворсобина в "КП" (N 29.09 - 6.10, 2005г.). Автор рассказывает о том, как попал на приём к "живому воплощению Христа" и попросил воскресить фоторобот, сделанный в редакции. Ну, Грабовой и воскресил. "Теперь суеверный Полухин (художник редакции - Н.К.) ждёт своего виртуального пасынка...", - с юмором пишет автор.
   Вроде бы сто раз Грабового разоблачали, вроде бы сама Ванга при жизни его чуть ли не матом из своего дома гнала, когда "воскреситель" приехал к ней за благословением, вроде бы и Кашпировский лицо ему набил на передаче А. Малахова "Пусть говорят". Но не: идут к Грабовому люди, обременённые горем, несут фотографии, надеются на чудо. Некоторые напичкались пособиями да кассетами, вступают в секту. Для них он - Бог, в честь него даже гимн написан. Автор, который как все здравомыслящие люди, не на стороне Грабового, прибегает к авторитетному по данному вопросу для общественности мнению - точке зрения представителя Православной церкви. Батюшка, к которому пришёл журналист, не бросается громкими словами, не называет Грабового антихристом - просто отзывается о нём, как о "мошеннике на службе у сатаны". Этого достаточно, чтобы понять, каково мнение официальной религии насчёт деятельности "нового Иисуса".
   Но уже в апреле 2006 года по горячим следам ареста Грабового выходит материал того же самого автора ("КП", 13 - 20 апреля ,2006г.). Ворсобин даёт полный расклад финансовой пирамиды Грабового, обстоятельства задержания и основные пункты обстоятельства уголовного дела. Также автор говорит о психологической подоплёке такого большого количества последователей лже-учения и напоследок позволяет читателю посмеяться над изворотливостью работников секты: грабовисты нашли фотографию человека, похожего на "воскресший" фото-робот, сделанную...8 лет назад.
   Мелкой шалостью по сравнению с пирамидой Грабового кажется выходка популярного в перестроечное время "колдуна" Юрия Лонго, недавно скончавшегося (царствие ему небесное!), который украл большую часть текста книги Э. Самофаловой "Белая магия или Чудодейственный ключ", опубликовав оную под своим именем, даже не потрудившись исправить грамматические ошибки оригинала. Об этом писала "КП" в номере за 9 января 1998 года. Тогда ещё Лонго пытался напоминать о себе: колдуны тоже хотят хлеба и... славы.
   Ещё один "сектантский" скандал, менее масштабный, нежели предыдущий, связан с общиной ещё одного "нового Христа" - Виссариона, лидера неохристианской секты. Мальчик восьми лет, Коля Кузнецов, часть семьи которого состоит в общине Виссариона, потерялся 22 июля 2005 года и до сих пор не найден. Корреспондент "Труда - 7" Л. Ракова в своём материале "Отдай, тайга, малыша!" приводит практически все версии исчезновения мальчика: от официальной - пошёл с родителями в лес по чернику и потерялся - до обыкновенных деревенских слухов - виссарионовцы спрятали Колю от его отца, не разделяющего религиозных взглядов остальной семьи и давно желавшего забрать мальчика к себе. В конце статьи корреспондент помещает в свой комментарий долю таинственности, чтоб материал получился "вкусным", мол, место там есть заговорённое, этакий таёжный Бермудский треугольник, и мальчик в эту аномальную зону как раз и попал.
   Если брать саму проблему поверх этих статей, налицо опасность появления новой тоталитарной секты и возникающих всвязи с этим проблем социально-духовного характера. Материал в "КП" - один из многих, предупреждающих нас об этом, призывающий быть начеку и не поддаваться религиозному фанатизму. Ведь даже, если Грабовой не выйдет из тюрьмы, его место может занять другой.
   Но вернёмся к основной теме этой главы. О скептическом отношении к "целительству" стремятся рассказать не менее правдиво и доступно, как это делают сторонники феномена. Отдельные журналисты хотят показать весь спектр мнений и нередко прибегают к точке зрения официальной науки. Так, например, Е. Пиликина в "АиФ" (N 34 ,2005 г.) знакомит читателей газеты с разработанной в Минздравсоцразвития РФ методикой, "позволяющей отличать настоящих целителей от шарлатанов". Объектами экспериментов выступили очищенная вода и кровь, на которые по очереди воздействовали ряд целителей. В результате учёный С. Зенин, проводивший эксперимент, пришёл к выводу, что один и тот же целитель зачастую не может воздействовать положительно на один и тот же орган определённого пациента, что говорит о некомпетентности многих практикующих биоэнергетиков. Отсюда совет читателям: лучше всего "обращаться к психотерапевту, чем к псевдоцелителю", потому что "непротестированный" практик может, сам того не ведая, навредить своему пациенту. В этой статье мы видим освещение ещё одной из многочисленных попыток сделать "непознанное" познанным, т.е. найти научный подход к аномальным способностям отдельных людей. Мы также считаем, что почти любое подобное явление можно объяснить с точки зрения науки, но до сих пор ни один учёный так и не смог сказать, почему одни люди могут обладать такими необычными способностями, а другие - нет. Может быть, и на этот вопрос вскоре найдут вразумительный ответ.
   Однако, "АиФ", пристрастная к "сенсациям на грани непознанного", периодически публикует материалы, посвящённые филиппинским и бразильским хиллерам (to heal (англ.) - исцелять), практикующим бескровные операции на дому, подчас в антисанитарных условиях, проводящиеся в большинстве случаев голыми руками, т.е. без использования каких-либо медицинских инструментов и препаратов. Журналисты не скупятся на публикацию фотографий подобных "операций" в контексте своих статей; снимки на фотомонтаж отнюдь не похожи... Но задача автора подарить нам сенсацию и пищу для размышлений, а наша задача понять, где здесь ложь, а где правда.
   Хиллеры в большинстве своём не имеют медицинского образования, лишь некоторые из них располагают клиниками или "домами приёма", остальные живут в сельской местности, однако число пациентов от этого никак не меньше. Те, кто живёт с ними по соседству или всерьёз специализируются по данному вопросу, говорят, что хиллеры обладают неким "внутренним виденьем", позволяющим определить причину болезни. Руки в свою очередь, чаще всего без скальпеля, проникают в тело пациента, эту причину нейтрализовывая. Ещё хиллер никогда не возьмётся лечить человека, не исповедующего веру во Христа (конфессиональная принадлежность здесь не имеют особого значения).
   В статье N 48 ,2005 года "АиФ" корреспондент, изначально, как он сам подчёркивает, настроенный весьма скептически, становится очевидцем работы нескольких бразильских хиллеров. В материале подробно описывается каждая операция. Нож легко входит в живот человека, не вызывая кровотечения, швы накладываются обычными нитками, простая спица "наводит порядок" внутри глаза, ножницами через ноздрю вытаскивается кусок плоти, являвшийся, видимо, причиной головной боли и т.д. и всё это без анестезии! Корреспондент указывает на изучение хиллерского феномена официальной медициной на протяжении последних пятидесяти лет, но не приводит ни одного комментария специалиста. Единственной ссылкой на похожий вопрос является заметка внизу страницы о способностях тибетских лам приобретать нечеловеческие способности своего организма в результате впадения в транс. Может быть, и хиллеры без транса не обходятся?
   Нужно отдать должное редакции "АиФ", стремящейся в подобных материалах установить баланс мнений и не прибегать к освещению только одного из них, как поступают журналисты многих других изданий. Это даёт читателю спектр выбора основы для построения или подкрепления основы собственного взгляда по данному вопросу.
  

Параграф третий.

Чудеса церковные.

   Отдельная тема в нашей работе - разговор о т.н. церковных чудесах, т.е. аномальных явлениях, которые, по мнению, в данном случае, официальной православной церкви происходят в подтверждение существования бога и влияние его на людей.
   Вообще, последние 15 лет СМИ в целом и печать в частности не скупится на освещение деятельности церкви, её постсоветского возрождения и обретения высокой социальной значимости. Некоторые материалы подаются обзорно, но есть и те, что преподнесены более чем навязчиво. Создаётся ощущение своего рода заказа со стороны церкви на пропаганду собственной деятельности. Так это или нет, мы, возможно, никогда и не узнаем. Но на лицо факт: церкви нужна поддержка масс, и СМИ могут этому поспособствовать. На примере газеты "АиФ" можно рассказать об этом вопросе более конкретно. Корреспондент Ю. Шигарева говорит на страницах газеты о новом проекте режиссёра В. Хотиненко, собирающегося снимать документальный фильм о первых христианах. Исходя из того, что официальным заказчиком проекта является РПЦ (Русская Православная Церковь), то характер подачи материала будет чисто каноническим, включая вполне серьёзный рассказ о чудесах первых апостолов, мгновенных исцелениях, активной поддержке со стороны "ангелов господних" и т.д. Плюрализма мнений, как вы понимаете, от этого фильма нам не дождаться.
   Вот Патриарх Алексий II провёл торжественное богослужение на праздновании 625-летия Куликовской битвы ("АиФ" ,N 39, 2005 г.), благословил солдат Тульского гарнизона; за последние, как минимум, 625 лет церковь на Руси не изменила своим привычкам покровительствовать воинскому сословию, независимо от того, как само сословие к этому относилось. Церковь до сих пор считает, что сыграла в период собирания Москвой русских земель не менее важную роль, как духовно объединяющий фактор. Что ж, очень может быть.
   В "АиФ", N 28 ,2005 г., вышла статья о свято - Даниловом монастыре, рабочей резиденции Московского Патриарха. Речь пошла обо всех прелестях и их отсутствия в монастырской жизни. Далее - краткая история монастыря, и какими он располагает артефактами (мощами, чудодейственными крестами, иконами и т.д.). Материал, практически, рекламный, хоть сейчас иди и стригись в монахи. Церкви такая статья выгодна.
   Вот Алексий II освятил верхний храм Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. "Валаам возвращает разрушенное", моряк, стиравший в своё время шваброй фреску с ликом святого, много лет спустя пришёл с покаянием. Вот снова Патриарх кое-что освящает - на этот раз Казанский собор Свято-Амвросиевской женской пустыни, а также фундамент обители храма в честь Преображения Господня. Вот прошло первое богослужение в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Вот в Зачатьевский женский монастырь Москвы привезли мощи св. Киприяна и Иустины, в Храм Христа Спасителя - мощи св. Георгия Победоносца, в Свято-Данилов монастырь - мощи св. Пантелеймона ("АиФ" ,N 34, 2005 г.). Кипит деятельность церковная, и внимание общественности пытаются всячески на неё направить.
   Вот сорокалетний бизнесмен за 40 дней строгого поста в безлюдной местности побеждает рак, не имея с собой ничего кроме Библии. Мораль статьи ("АиФ" ,N 28 ,2005 г.): уверовал и выздоровел. Чудо ли это с церковной точки зрения? Несомненно.
   А теперь давайте перейдём к "чудесам" прикладного характера. Рассмотрим два примера освящения "чудес" в прессе. Итак, в одном из номеров "КП" за 2003 год пишет некто Н. Огнева о том, что в Свято-Спасской женской обители воронежской области начала кровоточить икона Валаамской Богоматери, затем, якобы, исцелять, помогать и т.д. Кровоточащей иконой названа фреска на храмовой стене, обрамленная в раму. На "иконе" - следы от шести фашистских пуль, не разрушивших изображение. Дальше говорится о других "чудесах" обители: ещё одном "кровеносном" лике св. Марка, появление время от времени "белых старцев", недавнем возникновении нимба при открытии новой каменной церкви. Ниже статьи следует историческая справка о весьма придирчивом отношении к "чудесам" до революции со стороны самой же РПЦ. Дело в том, что за всю историю РПЦ до 1917 года "официально зафиксировано всего шесть чудесных случаев появления влаги или масла на иконах". Материал подан грамотно: приведены два полярных мнения, чтобы читатель сам сделал выводы и сформулировал своё мнение.
   В статье "АиФ" "Прозревшие в Остроге" (это город такой в Черногории) говорится о покоящихся в местном монастыре мощах св. Василия, исцеляющих всех направо и налево. Мощи возвращают речь, слух, память. Сорвавшаяся с перил люлька с младенцем упала с высоты 12 метров; люлька - в дребезги, ребёнок не получил ни одной царапины. Правда ли? В принципе, проверить можно, но где гарантия, что это не очередной церковный пиар? Само понятие молитвы приписывают к процессам биоэнергетическим, подключая к этой теме, как лиц духовных, так и психологов, химиков, физиков и т.д. О свойствах, проявляемых водой при чтении над ней молитвы и произнесении бранных слов, автору этих строк рассказывал ещё его школьный учитель физики. Тот же самый опыт описывается в "АиФ в Молдове", N 17, 2006 г. с подачи письма кишинёвской читательницы в редакцию.
   Но в кого на самом деле люди верят, кого благодарят при исцелении? Мощи, храмы, иконы, кресты? А, может быть, им всё-таки следовало бы по-больше обращать внимание на самого Христа, образ которого, начиная со второй половины ХХ века начинает выходить за рамки канонического в среде обывателей? О чём речь? Поясним.
   Год 1969: выходит в свет запись рок-оперы Э. Ллойда-Уэббера и Т. Райса "Иисус Христос - суперзвезда", сделанная в хипповой атмосфере и мировоззрении. В произведении чётко стоит вопрос: кто такой Иисус Христос, и зачем он пожертвовал себя? Гипотетическая параллель проводится между Христом и рок-звёздами того поколения, быстро сгоревшими от славы и частично от наркотиков: Дж. Хендриксом, Дж. Джоплин, Б. Джонсом и др. - людьми, несшими свою правду, ведшими за собой людей, принесшими себя в жертву своему искусству - рок-музыке. Но раз каждый из них, и не только из них, своего рода мессия, то зачем миру такой Христос, которого навязывает церковь? Последняя сцена рок-оперы - распятие на Голгофе; дальше слушатель решает сам, воскреснет Иисус или нет, бог он или обычный человек. Иуду жалко, а жалость к Иуде испокон веков подрывает авторитет канонического Христа и церкви. То ли ещё будет теперь, когда в Вашингтоне издали коптский апокриф "Евангелие от Иуды Искариота", текст которого рушит все православно-католические устои; на эту тему в "КП" от 20-27 апреля 2006 есть статья А. Моисеенко, подробно рассказавшего читателям газеты об идее и сути апокрифа и прокомментировавшего негативную реакцию РПЦ. "Евангелия от Иуды" по сути, вторая ласточка, взмахами своих крыльев делающая бурю на море под названием христианство. Первой стал бестселлер Д. Брауна "Код да Винчи", авторитетно выделившийся на фоне других произведений, где главным героем также является Иисус. Вот некоторые из них: "Видео Иисус" А. Эшбаха, "Пелагия и красный петух" Б. Акунина, "Евангелие от Соловьёва" В. Соловьёва, "Холодные берега"/"Близится утро" С. Лукьяненко. "Почему Христос стал героем детективов?" - спрашивает в заголовке своей статьи Д. Корсаков, журналист "КП" (7 - 14 июля ,2005 г.). Потому что многие хотят пересмотреть написанное в Библии, особенно, то, что их в оной книге не устраивает или то, о чём не написано в полном объёме. К слову сказать, автор этих строк также не стал исключением, изложив свой взгляд на личность Иисуса из Назарета в повести "Легенда о маге".
   На "Страсти Христовы" М. Гибсона идут посмотреть, как страдал бог. Людям нравится понимать, что даже совершенным существам приходилось несладко, что они также испытывали муки, одолевались сомнениями. Людям не нравится канонический Христос, им больше по душе добрый волшебник, творящий чудеса и не чуждый ничего земного. В первый раз примерно такого Иисуса изобразил Л. Андреев в "Иуде Искариоте"; потом были М. Булгаков с "Мастером и Маргаритой", Н. Казандакис с "Последним искушением Христа", Т. Гедберт с "Иудой" и т.д.
   Отсюда вывод: почти каждый обыватель любит Христа по-своему, и чудом для него является не мироточащая икона, а, скажем, крепкая дружба между буддистом, мусульманином и православным.
  
  
  

Послесловие.

   Итак, мы провели ряд исследований и анализов на предмет подхода к освещению паранормальных явлений в прессе и можем сделать следующие выводы.
   Во-первых, к данной тематике специалисты самых читаемых русскоязычных изданий на территории нашей республики относятся крайне внимательно и стараются по мере возможности дать развёрнутый материал на тему "непознанного". Особенно привлекают внимание даже не сколько экспедиции Мулдашева, сколько его скандальные умозаключения на тему собственных исследований. Мулдашева можно не понимать, критиковать, даже осуждать за профанацию науки (чем мы, в принципе, и занимались), но не интересоваться его исследованиями ни один специалист по данному вопросу не имеет права. То, что делает уфимский хирург, на данный момент не под силу самым маститым исследователям и археологам.
   Подход к "стандартным" аномалиям больше познавательно-развлекательный, нежели исследовательский, но это, в принципе, и правильно для массовых, ненаучных изданий. Материалы располагают к себе читателя, если они поданы легко, непринужденно, с хорошей интригой и, не смотря ни на что, грамотным анализом проблемы.
   Амплитуда биоэнергетической тематики огромна: от полного уверования со стороны журналиста до полного неприятия с той же точки зрения. Говорить что-то определённое нет смысла, потому что материалы на эту тему нам попались весьма разнообразные. Ясно лишь одно: сколько будут существовать настоящие целители, столько их добрым именем будут прикрываться лже-маги и шарлатаны.
   Что же касается церковных чудес, то мы выявили определённой степени подхалимаж к деятельности церкви в целом и данному аспекту в частности со стороны прессы. Толи это продиктовано навязываемой самой же церковью важной роли оной в обществе, то ли это просто социальный заказ? А может, это просто гонки за дешёвой сенсацией?
   Так или иначе, исследование проведено, работа написана, выводы сделаны, и дальнейший пласт информации благополучно может перекочевать в умы тех, кто прочтёт наше исследование. И очень хочется надеяться, что ещё много вопросов на данную тематику будет подниматься не только в прессе и в научных кругах, но и среди обывателей.
  

Приложение.

Путевой очерк.

   Представив вам свои исследования, мы пришли к мысли продолжить подход к материалу, но уже на практике. Выбор наш пал на жанр путевого очерка, а предметом исследований мы выбрали территорию. Прилегающую к молдавскому селу Цыпова, известную на всю республику своими аномалиями. Просим вас не очень строго судить о характере повествования, ибо наш трезвый, критический взгляд на вещи при посещении Цыпова зачастую заходил в тупик, натыкаясь на порой необъяснимые, но очевидные явления, которые не поддаются общепринятому логическому анализу.
  
   ... Маршрутка тряслась по ухабистой дороге, пыльным червём ползущей в сторону от резинской трассы. Мы тряслись вместе с нашим транспортом, обсуждая одну из наших первых сегодняшних остановок, когда наш водитель свернул на выезде из Кишинёва к придорожному ресторану, пригласив нас всех выйти, а затем, взяв бутылку с водой, вылил немного на асфальт. И вода, которая должна была потечь по пологому склону вниз, вдруг устремилась вверх. Мы с интересом наблюдали за процессом.
   - Как это получается? - спросил Захаров.
   - Не знаю, - ответил водитель. - Каждый раз останавливаюсь здесь и проделываю то же самое, и всё равно вода течёт вверх по склону. Может быть, это из-за каких-то магнитных полей.
   А потом мы снова заняли свои места в маршрутке, и при выезде на дорогу водитель выключил мотор, и машина покатилась...так же вверх по склону.
   Сегодняшний день начался с неизведанного.
   Все туристы, приезжающие в Цыпова, сначала идут посмотреть на монастырь, географически расположившийся как раз там, где останавливается весь транспорт, а путь дальше можно продолжить только пешком. В середине обширного двора с кельями и небольшим хозяйством - небольшая церквушка. В кельях живут всего лишь несколько десятков монахов. Всё смешалось в этом монастыре: благочестие и содомия, трезвый взгляд на жизнь и суеверия. Вот два примера.
   Пример первый. Ребята из одной кишинёвской школы всем классом отправляются на несколько дней в Цыпова и на ночь остаются в монастыре. Их разместили в кельях для гостей, по двое-трое. Молодёжь - народ весёлый, исповедующий самые разнообразные вкусы музыкально-субкультурные вкусы. Кто-то привёз магнитофон, и вот одна юная леди включает диск с музыкой в стиле "black-metal". На душераздирающие рычания, визгливые гитарные рифы и барабанные канонады сбегаются монахи и с криками "Изыди, сатана!" начинают брызгать школьниц святой водой. В общем, было очень смешно.
   Пример второй. Старый наркоман приехал в монастырь подлечить здоровье, поразмыслить о прекрасном - просто отдохнуть от мирской суеты и непотребного образа жизни. В первую же ночь его будит один из монахов и зовёт с собой в село "пройтись по девкам", а заодно "забить пару косячков с травой".
   Ходит за монастырём и дурная, мрачная, потусторонняя слава. Монахи рассказывают, будто совсем недавно, во время одной из всенощных за стенами церкви слышались гул и нечеловеческое рычание, а затем в закрытые двери и окна стали неистово бить и скрежетать чем-то острым. Все не на шутку перепугались, но с грехом пополам отслужили службу, и до рассвета никто из церкви не выходил. Боялись...
   - Здесь ещё в древности было языческое святилище, - просвещал меня Ясик, один из здешних постоянных туристов. - Говорят даже, что сам Овидий Назон поднимался на корабле вверх по Днестру, чтобы говорить с местным жрецом. А вот христиан само место не любит, вот и травит официальную церковь.
   - А раньше такое бывало? - спрашиваю я.
   - Бывало и по-хлеще. Христиане-то испокон веков ставили церкви на "местах Силы", самого места не спросясь. Вот и пожинают плоды.
   Спускаемся от монастыря по крутому серпантину к берегу Днестра. Обходим мирно пасущихся коров.
   - Вот их выгоняют сюда, - говорит Захаров, - а потом они срываются вниз; сейчас наверняка, когда к подножию спустимся, рога да копыта увидим.
   - Это жертва месту, - усмехается Ясик. - когда место кушать хочет, вот коровы и срываются.
   - И часто у вас место такое голодное? - спрашиваю я.
   - Частенько. А то ходят тут всякие, энергией подпитываются - и жрут без спросу: вот место и проголодаться может.
   - А разве ещё разрешение нужно просить?
   - Конечно, - Ясик посмотрел на меня, как, наверное, в своё время испанцы - на коренных жителей Америки. - Место же живое, с ним общаться можно.
   - А кто общается?
   - Да, бывает, приезжают порядочные люди: транценденталисты всякие, кришнаиты, йоги, последователи Шри Чинмоя. Гимнастику делают, с Космосом говорят, мантры читают. Язычники приезжают, обряды свои проводят, драконов вызывают.
   - Сатанисты, что ли?
   - Не-а. Сатанюги это совсем другое. Им здесь не очень-то уютно, вот и кучкуются редко. Язычники - это,...а ладно, потом покажу, сам у них всё спросишь.
   По узкой дорожке движемся гуськом. Захаров решил повести нас к "большому" водопаду. По дороге останавливаемся у лежащего на земле треугольного камня с выдолбленной на нём пентаграмме.
   - Камень желаний, - комментирует Ясик. - Загадываешь желание и дотрагиваешься до камня.
   - И много желаний он уже исполнил? - спрашивает кто-то из наших.
   - Да было дело. Я, например, на автобус опаздывал, не успевал просто. Пробегаю здесь, прошу камень, чтобы он автобус задержал... Успел-таки. Правда, ещё полчаса стояли: водила говорил, сломалось что-то перед самым отъездом, пришлось чинить.
   ...Искупавшись в водопаде, мы устроились на привал, перекусили разбрелись осматривать территорию. Ясик пошёл со мной. Я шёл и потихоньку стал замечать, что тело моё потихоньку вконец освободилось от отложений городской суеты, внутри царила некая лёгкость, напоминающая эйфорию.
   - Хорошо здесь.
   - А у нас тут даже спать не хочется: бывает несколько ночей подряд сидим, песни поём, байки рассказываем. А один раз мы здесь даже Гумилевскую "Охоту на носорога" поставили. Читал, небось?
   -Читал. Хорошая пьеса.
   - Да, классно получилось с живыми-то декорациями.
   - Ходят слухи, что у вас здесь ещё необычные вещи происходят.
   - Да полно, - восклицает Ясик. - Опять же по ночам все, как один, слышат симфонический оркестр, даже если никто не под кайфом. А ещё есть и такие, кто самого сатану видел. Хотя, я этому не верю.
   - А призрак "чёрного монаха" часто спать не даёт? - вспомнив рассказанную загодя байку, хочу показаться сведущим человеком.
   Ясик отвечает, как ни в чём не бывало:
   - Да только вчера возле моей палатки ходил. Мы, в принципе, к нему уже привыкли, хотя до сих пор жутко.
   Ходит такая легенда, будто монах-отступник грех совершил и, не в силах больше жить, сбросился со скалы в Днестр. Теперь бродит призраком и людям докучает.
   - У нас есть места и по-страшнее. Возле монастыря обрыв есть, с другой стороны, так в него древние приносил и человеческие жертвы. Ночевать там не советую.
   - А где советуешь?
   - В пещерах. Только не в кельях, а в других пещерах. В кельях воняет, да и неуютно как-то. Здесь в конце восьмидесятых один умник, говорят, разрыл в них тайники и обчистил всё дочиста. Потом нашли на берегу у лодки. Следов насильственной смерти не обнаружили. Вот и думай теперь...
  
   ...Вечером, когда все наши улеглись спать, а Ясик ушёл к своим, я ещё долго лежал и глядел в звёздное небо. Спать действительно не хотелось. Несколько раз в отдалённом шуме водопада мне мерещилась 9-я симфония Бетховена. А потом невдалеке через заросли бесшумно прошло высокая мрачная фигура, посмотрела на меня, тяжело вздохнула и растаяла в сгустившихся сумерках.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Библиография:

      -- Ф. Тютчев "Стихотворения". Москва, 1958 г.
      -- Дэн Браун "Код да Винчи".
      -- Доктор Карл Шукер "Непознанное". БММ АО Москва ,1998 г.
      -- Библия, Синодальный перевод.
      -- Н. Костыркин "Легенда о маге".
      -- Орфографический словарь русского языка. Москва, 1974 г.
      -- Фразеологический словарь русского языка. Москва, 1968 г.
      -- Э. Торссон "Руническая магия". Эксмо, 1999 г.
      -- Гарри Райт "Свидетель колдовства". Москва "Радио и связь" 1991г.
      -- Н. Казандакис "Последнее искушение Христа".
      -- В. Соловьёв "Евангелие от Соловьёва".
      -- Б. Акунин "Пелагия и красный петух".
      -- А. Эшбах "Видео Иисус".
      -- М. Булгаков "Мастер и Маргарита".
      -- Т. Гедберт "Иуда".
      -- С. Лукьяненко "Холодные берега"/"Близится утро".
      -- T. Rice "Jesus Christ Superstar", lyrics.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"