Аннотация: попытка написать абсурдное, но, кажется, врожденное стремление к упорядочиванию взяло-таки верх
Общие заметки
Время происходит в самом начале осени. Пейзаж соответствующий.
1.
Панорама. Людная площадь. Слева кафе под открытым небом. Появляется медленно нарастающий шум. Постепенно в этом шуме начинает выделяться диалог. Пока это происходит, камера медленно движется справа налево и останавливается так, что видны только столики кафе. Камера фокусируется на столике, за которым сидят Оля и Ира. Обе выглядят современно и привлекательно и в тоже время похожи на большинство таких же девушек. На вид лет 20-25. Сразу за столиком, где сидят девушки, стоит еще один столик, за которым никто не сидит.
Начало диалога Оли и Иры:
- Нет, ну ты представляешь... (тонет в шуме)
- А ты ему скажи... (тонет в шуме)
- Когда он завтра утром...(тонет в шуме)
Пауза, слышен только шум.
- ...что вовсе не обязательно висеть на телефоне... (тонет в шуме)
- А меня вчера вызвал шеф и сказал... (тонет в шуме)
После этого голоса становятся отчетливыми, камера вплотную подходит к столику Оли и Иры, разговор больше не прерывается
- Вчера он мне принес сорок листов для перевода и сказал сделать к понедельнику.
- А ты?
- Я сказала, что не успею.
- Ну?
- А он говорит, что меня для того и взяли!
- Тогда уйди оттуда.
- И опять в поте лица искать работу?
(На фоне диалога Оли и Иры). Видно, как к дальнему столику подходит мужчина и садится на стул. Он худой, сутулится, лицо худое, вытянутое, большой узкий нос, похож на грузина, но у него светлая кожа. Лицо похоже на лицо статуи, вырезанной из дерева большим ножом, но аккуратно. Одет в красивое черное мужское пальто.
Девушки по очереди на него оглядываются. Потом продолжают разговор.
- А так этот придурок о тебя будет ноги вытирать!
- А он уже вытирает. Если бы не он, все было бы вообще в шоколаде... Слушай, а что это за тип за соседним столиком?
Ира, которой принадлежит последняя фраза, показывает глазами в сторону соседа. Оля косится в ту же сторону. Пожимает плечами. Говорит равнодушно:
- Албанский террорист.
Секундная пауза в разговоре. Девушки начинают смеяться.
Мужчина поднимается и уходит. Девушки провожают его взглядом. Потом продолжают прерванный разговор.
- Я никогда раньше не искала работу сама.
- Могу сказать сразу: удовольствия минимум.
- Ну вот, ты же сама говоришь!
- Но в твоем случае я бы даже думать не стала. Просто положила бы заявление на стол...
- Тебе легко, а у меня, может, семеро по лавкам...
- Да ладно тебе, нет у тебя никаких лавок. Лучше напиши резюме и вперед.
Голоса постепенно тонут в шуме. Камера поднимается вверх, видно всю площадь. Камера поднимается еще выше. В результате перемещений камеры девушки из кадра пропадают.
2.
Большое офисное помещение со множеством стеклянных перегородок. Вокруг много стеллажей с толстыми папками, оргтехники, столы завалены бумагами.
За одним из столов сидят двое мужчин на вид лет около тридцати в костюмах и при галстуках и что-то оживленно обсуждают. У одного из них в руках несколько листов бумаги и в них он периодически тычет "Паркером", доказывая что-то.
- Смотри, вот диаграмма, полученная в прошлом году, а вот - та, что мы понесем на подпись послезавтра. В этой диаграмме все неправильно.
- Что неправильно?
- Да хотя бы единицы по оси, где у тебя указывается время. Оно должно указываться в минутах, а не в метрах.
Пауза. Они смотрят друг на друга в упор.
- А почему, собственно, ты решил, что это метры?
- Потому что у тебя здесь буква "мэ" написана, а если минуты, то должно быть "мин"!
Грохот. Клерки резко оборачиваются, камера также резко следует за их взглядом.
На заднем плане из кучи папок, судя по жестам и мимике, извиняясь перед всеми подряд, стоит утренний мужчина из кафе и помогает собирать с полу документы.
Через пару секунд камера возвращается к молодым людям. Они переглядываются. Один трет лоб ладонью и спрашивает:
- Так о чем я только что говорил?
Сцена меняется.
3.
Вагон метро. Поезд едет в туннеле. Камера едет вдоль вагона, потом останавливается на девушке, которая читает детектив в мягкой обложке. Внешне девушка похожа на Иру с Олей. Видно, как девушка буквально "глотает" страницы, потому что последние листаются быстро, а на лице написан подлинный интерес.
Поезд приезжает на станцию. Довольно резко тормозит. Девушка поднимает глаза. Напротив нее сидит мужчина из утреннего кафе и пристально на нее смотрит. Девушка пытается продолжить читать, но не может сосредоточиться и постоянно косится на этого типа. А он продолжает пристально смотреть на нее, хотя, к счастью, и не улыбается заигрывающе. Тогда она прячет книгу в сумку и притворяется спящей.
Как только она закрывает глаза, экран становится черным. Слышно, как поезд приезжает на следующую станцию. После слов "осторожно, двери закрываются..." девушка приоткрывает один глаз (изображение не в фокусе). Типа нигде нет. Она открывает глаза. Место, где сидел тип пустует.
Сцена меняется.
4.
Сумерки. Арка. У стены стоят двое: Миша и Маша. Обоим лет по шестнадцать. Молодой человек пытается прижать девушку к стене, девушка сопротивляется, но не очень. Диалог идет одновременно с "борьбой".
- Я у тебя возьму завтра тетрадь по французскому.
- Щас, у тебя мои шпоры по алгебре.
- Ну, Мааааш!
- Все, я сказала, вернешь шпоры - получишь французский. И убери руки!
- Не уберу!
- Убери!
- Не уберу!
Девушка постепенно начинает сдаваться и молодой человек уже намеревается ее поцеловать. Когда ситуация накаляется до предела, в стороне раздается покашливание. Молодые люди оборачиваются на звук, камера разворачивается и фары въезжающей в арку машины освещают человека из кафе.
Девушка вырывается и убегает. Человек подходит к Мише и спрашивает тихим вежливым голосом:
- Простите, вы не в курсе, который час?
Миша зло смотрит на него и отвечает почти грубо:
- Часы дома забыл.
Человек:
- Извините.
И растворяется в темноте.
Миша еще какое-то время сохраняет неподвижность, потом идет искать Машу.
5.
Внутри маленького магазина. Большое стеклянное окно-витрина выходит на улицу. У прилавка стоит продавщица (довольно молодая симпатичная женщина в фирменном фартуке). Она что-то объясняет стоящей перед ней покупательнице.
- Скажите, а вот этот крем для какой кожи?
- Знаете, они все, в принципе, для нормальной, но я бы взяла этот, мне он просто больше нравится...
Покупательница с сомнением в голосе:
- Да... А вот этот?
Покупательница указывает пальцем в сторону окна-витрины, потом смотрит в том направлении и почти подпрыгивает на месте с криком "Ой!". Продавщица сразу оборачивается в ту же сторону. Камера оборачивается вместе с ней. В окне витрины виден все тот же тип. Он пристально смотрит через стекло витрины вглубь магазина, для чего он почти прислонился к стеклу и сложил ладони "подзорной трубой". Прислоненное лицо типа крупным планом. Потом тип понимает, что его заметили, делает много извиняющихся жестов, даже вытирает стекло витрины своим модным черным рукавом.
Продолжая неслышно извиняться и пятясь, уходит.
Потом сцена меняется.
6.
Школа. Идет урок. У доски стоит двоечник.
-Сидоров, покажи мне Суэцкий канал. Пожалуйста.
Сидоров заметно напрягается, начинает судорожно шарить глазами по карте.
Выражение на лице учительницы становится заметно усталым.
-Ну что, Сидоров?
Камера отъезжает, виден весь класс. Раздается скрип двери. Все оборачиваются. Камера поворачивается направо и становится видна дверь класса, которая медленно приоткрывается.
Потом в проеме показывается голова человека в черном пальто, которая обращается к учительнице:
- Простите, Светлана Николаевна, можно вас отвлечь на минутку?
- Да, конечно, - отвечает Светлана Николаевна и выходит за дверь.
Через полминиты она возвращается обратно за свой стол, что-то пряча в карман, открывает журнал и со вздохом говорит:
- Ладно, Сидоров, иди на место. Три.
Счастливый Сидоров возвращается на место.
Сцена меняется.
7.
Сначала за окном меняющийся пейзаж, потом становится понятно, что это окно автобуса. Камера постепенно разворачивается и становится виден весь салон. Народу немного, но все места заняты. В дальнем углу у окна (съемка со спины) сидит человек. Камера приближается к нему вплотную. Становится виден профиль. Человек смотрит в окно. Это тот самый человек из утреннего кафе.
Сцена меняется.
8.
Площадь трех вокзалов. Утро. Час пик. Толпа. Все толкаются. На секунду в толпе мелькает профиль человека из кафе типа.
Сцена меняется.
9.
Быстро меняются сцены, где черный человек то идет по тропинке парка; то, сидя за рулем BMW, предъявляет документы гаишнику (гаишник отдает честь, машина уезжает); то встречает кого-то в аэропорту (держит в руках табличку с именем компании, написано по-русски, но держит он ее почему-то вверх ногами); всучает ребенку шоколадку (мамаша довольна); играет на контрабасе в Консерватории. Тепм смены сцен быстро нарастает, изображение смазывается, происходит переход к следующей сцене.
10.
Комната, в которой все перерыто вверх дном. В дальнем углу стоит платяной шкаф. Перед ним стоит человек из кафе и зачем-то пытается открыть его отмычками. Камера начинает постепенно приближаться к шкафу и останавливается неподалеку. Отмычки звенят и шкаф, наконец, открывается. Человек начинает рыться на полках. Он ужасно торопится и кидает вещи на пол. В этот момент раздается покашливание. Человек замирает и прислушивается. Покашливание повторяется более громко и как бы даже настойчиво.
Человек сначала косится вправо, потом начинает медленно поворачиваться в том же направлении. Камера фокусируется на правой части шкафа. Вещи, висящие на вешалке, слегка колышутся.
Человек с расширенными от ужаса глазами и раскрытым в изумлении ртом пятится назад и делает это некоторое время, опрокидывая на своем пути вещи, пока, наконец, не спотыкается о чемодан, не падает и его не заваливает груда тряпья, свалившаяся откуда-то сверху.
Камера переключается обратно на шкаф. Вещи начинают колыхаться сильнее и уже непонятного происхождения вибрация начинает сотрясать стенки самого шкафа, как тут же из-за вешалок появляется человек, как брат-близнец похожий на первого. Он с презрением смотрит в направлении кучи барахла, образовавшейся в том месте, где упал первый.
Секунду он стоит неподвижно.
Потом, не меняя презрительно выражения лица, второй человек пожимает плечами и выходит из шкафа. Какое-то время он озабоченно роется в кармане пальто, потом достает оттуда отмычки (те самые) и запирает ими шкаф.
Все это время он бормочет про себя что-то нечленораздельное вроде "Нужно наконец сменить замки, а то шляются, кто ни попадя...".
Закрыв шкаф, тип резко поворачивается и выходит из комнаты.
11.
Панорама. Людная площадь. Слева кафе под открытым небом. Появляется медленно нарастающий шум. Постепенно в этом шуме начинает выделяться диалог...
2001