Косенко Галина Григорьевна : другие произведения.

Крестный ход 2001

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Крестный ход в честь Успения Божией Матреи.

(26-27 августа 2001 года)

  
   26 августа (воскресенье) в 6 утра на автовокзале Йыхви уже ожидали автобуса на Васьк-Нарву будущие участники Крестного хода из Кохтла-Ярве, Силламяэ, Нарвы. Традиционные летние паломничества, организованные в основном настоятелем Кохтла-Ярвеского Спасо-Преображенского храма отцом Вячеславом, объединили большую часть прихожан разных городов Эстонии, поэтому все приветствовали друг друга как старые верные друзья. Молодежь бурно делилась впечатлениями прошедшего паломничества в Дивеево, событиями уходящего лета и незаметно к 7 утра мы прибыли в деревню Васьк-Нарва.
   Вокруг храма старинное кладбище. У алтаря похоронен почитаемый по всей России протоиерей Василий (Борин). Служба уже шла. Служили иеромонах Константин и иеродиакон Иоанн, голос которого на ектенье звучал громко, уверенно и с какой-то силой веры, что невольно обращало внимание и заставляло сосредоточиться на молитве. Храм большой, много старинных икон. Хор из трех человек пел тихо, но молитвенно. Исповедь принимал молодой священник о. Константин. Во время исповеди читалось житие святых. Народ в храме все прибавлялся. По списку числилось около 80 человек. После Литургии отслужили молебен и стали готовиться к Крестному ходу: после легкого завтрака сдавали вещи на машину, знакомились друг с другом, фотографировались, рассматривали выставку старинных фотоснимков, представленную Таллинским Русским музеем. Участвовать в Крестном ходе приехали паломники из Москвы, Печор, Хаапсалу, Таллина и др. городов. Наконец, в 11 часов вынесли хоругви и икону Божией Матери "Успение". Зазвонили весело колокола и Крестный ход начался. Многие опытные ходоки имели при себе домашние ценные иконы, а так как мы шли впервые, то взяли в руки у кого что было. У меня была поминальная книжка на обложке которой вставлена бумажная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. С ними я и отправилась Крестным ходом. Нам представили женщину из Валга, которая привезла с собой мироточивую Владимирскую икону Божией Матери, к которой мы все благоговейно приложились. Икона была обыкновенная на картоне размером 10х13, следов мироточения не было заметно. Икона была вставлена в киот под стекло, так что между иконой и стеклом оставалось сантиметра три-четыре свободного места. Ничего особенного мы не заметили. Об этой иконе писали в газете года два назад. Замыкали Крестный ход две подводы с лошадьми, украшенными разноцветными бантами. Настроение было приподнятое, душа ликовала, чувствуя важность происходящего. Отец Иоанн запел тропари и славословия Божией Матери, молитвенно призывал всех святых и читал один акафист за другим своим громким звонким голосом, призывая и увлекая своей верой всех принимать участие в пении. Дорога была не асфальтированная, пыльная. Но все шли бодро, отстающих не было. Наконец, через два с половиной часа появились первые строения деревни Яма. По дороге выходили в основном пожилые жители навстречу иконе, проходили под ней и сетовали, что несут икону очень быстро. Под колокольный звон икону внесли в храм во имя святителя Николая, где был отслужен молебен. Погода стояла солнечная, теплая и в храме было по-летнему уютно и светло, много старинных икон, особенно мне запомнилась необычная икона св. Георгия Победоносца. После молебна народ рассредоточился на территории храма, чтобы немного отдохнуть. Наиболее активные женщины принялись помогать раздавать обед. На улице были подготовлены на скорую руку походные столы и скамейки. Обед состоял из вареной картошки, гречневой каши, салата из огурцов и помидоров, компота и постных пирогов. За оградой был выставлен стенд с фотографиями, привезенный из Васьк-Нарвы. В 14.15 Крестный ход, ряды которого пополнили священник о. Константин со своими прихожанами и хоругвями, вышел из Ям, сопровождаемый колокольным звоном и местными жителями. Отец Иоанн снова громко запел тропари и славословия Божией Матери и всем святым, читал акафисты и так продолжалось без перерыва до места нашего ночлега - деревни Агусалу. Идти рядом с о. Иоанном было очень легко, время летело быстро. В Агусалу нас тоже ждали местные жители, некоторые совсем ветхие старушки и старички, которых водили под руку под иконой. Мы остановились у деревянного Креста, который воздвигнут на площадке, предназначенной для строительства часовни. Рядом с Крестом поставили икону и хоругви. Невдалеке от этого места распрягли лошадей и они паслись в поле, окруженные восторженными городскими детьми, радующимися встрече с живой природой. Все сели на цементную опалубку, уставшие, продолжали знакомство друг с другом. Рядом со мной сидела пожилая женщина из Таллина со старинной иконой в серебряном окладе св. Серафима Саровского. Вдруг кто-то обратил внимание, что солнце на небе играет. Я тоже увидела сияние, как будто солнце скрылось за облаками, но разноцветный блеск лучей играл на небе, несмотря на это препятствие. Каждый это событие комментировал по-своему. Послышался голос, что это не солнце. Я сначала возмутилась - как это не солнце. Но вдруг отвела взгляд чуть левее и онемела от удивления, увидев солнце, горящее во всю силу своего летнего состояния, между облаками. Снова перевела взгляд на сияние и до моего сознания стало доходить, что происходит что-то необычное, чудесное. Минут пять все с восторгом наблюдали за этим явлением, как будто Сам Бог нас приветствовал и поддерживал в нелегком пути.
   Немного отдохнув, взрослые отправились готовить ночлег в охотничьих домиках: мыли полы, выколачивали пыльные матрацы и подушки и распределяли по домикам. Отец Иоанн привез нужное количество одеял и постельного белья на машине, несколько женщин готовили ужин. Работа делалась легко, без суеты и споров, и как будто все получалось само собой, хотя за всем следил отец Иоанн, но нисколько не выделяясь и не обращая на себя специально никакого внимания. Люди к нему тянулись.
   Ужинали во дворе под яблонями на заранее подготовленных походных столах и скамейках. На ужин опять была выставлена гречневая каша, чай с баранками и арбузы к великому ликованию детей, которых было человек двадцать. Самому маленькому малышу - 3 годика, за которым ухаживали мама с папой и две сестренки. Лошади были приведены ближе к жилью и дети с удовольствием потчивали их сахаром и хлебом. Лошади были очень красивы: одна по кличке Юся, ждала жеребенка и поэтому казалась старше, другая, стройная, по имени Чуся, казалась моложе, но на самом деле все было наоборот. Взрослые тоже не удержались и погладили животных. Вечерние молитвы читали у Креста, но некоторые келейно в своем домике исполняли каждый свое молитвенное правило. Долго не могли угомониться, перевозбужденные, но в конце концов далеко за полночь все уснули.
  
  
   27 августа (понедельник) около 7 часов утра началось движение в охотничьем городке и мы встали, умылись и пошли к Кресту на утренние молитвы и акафист, который читали по очереди. Некоторые ходили по росе босиком. Снова появилась женщина из Валга с мироточивой иконой Владимирской Божией Матери. Я снова подошла к иконе, так как около нее столпилось много людей. Когда я подошла поближе, то услышала слова хозяйки иконы: "Сегодня появилось на стекле..." Я с любопытством взглянула на икону и увидела с обратной стороны иконы водянистую каплю, растекшуюся по стеклу на два сантиметра. Поцеловав икону, почувствовала сочный запах мира. От удивления и неожиданности я подняла глаза на хозяйку и глупо спросила: "Вы чем-нибудь протирали стекло?" Но встретив влажные от слез глаза хозяйки, и сама прослезилась и услышала от нее комментарий о том, что не всем дано почувствовать запах мира. И как бы в подтверждение её слов, подошедшая девушка, поцеловав икону, сказала, что ничего не чувствует. Вслед за ней две девушки лет по 15-16 с восторгом воскликнули вслух: "Как будто духами пахнет!" Я спросила, как зовут женщину. Она представилась, что по национальности финка, а в крещении её имя Эстер - производное от Есфирь. Крестный ход двинулся вперед, а я какое-то время никак не могла успокоиться от происшедшего на моих глазах чуда. Пройдя метров десять на меня опять пахнул запах чудесного мира.
   Бодро, радостно продолжалось наше шествие. По асфальтовому шоссе идти было легче. То и дело дорогу перебегали разные обитатели леса: то прыгала лягушка, то переползала маленькая змейка, то большущий черный жук важно шагал, а сзади периодически заливисто пела с нами лошадь по имени Чуся. Навстречу ехавшие машины с почтением перед Крестным ходом останавливались на обочине. Но несколько машин пронеслись на большой скорости мимо, даже не замедляя хода. Группа ведущих руководителей сланцевой промышленности вышла из притормозившего "Рафика" и, остановив Крестный ход, интересовались в честь чего такое шествие. Им объяснили, предложили пройти под иконой и они дружно друг за другом прошли, невзирая на то, что среди них были люди разного вероисповедания. Мы радовались, несмотря на то, что у многих болели ноги от большой нагрузки. Одна женщина споткнулась и упала на асфальт, но не согласилась сесть на подводу - никто не хотел быть слабым. Мы не переставали удивляться неутомимости отца Иоанна, продолжавшего и во второй день громко читать акафисты и молебны. Наконец, мы достигли домика покойного отца Петра. Расположились во дворе. Нас угощали чаем с булочками, яблоками. Некоторые побывали в комнате о. Петра, которую сохраняют в том виде, как было при жизни батюшки: письменный стол, книги, кресло, иконостас, в котором есть иконы, написанные самим батюшкой.
   Вскоре подъехали священники о. Константин и о. Георгий (из Москвы, ранее жил в Пюхтицах), которые отслужили панихиду перед домиком о. Петра и Крестный ход снова двинулся в путь. До монастыря оставалось не более трех километров и вдалеке уже виднелся зеленый главный купол собора на фоне чистого голубого неба, возвышающегося на самом высоком месте горы, прозванной журавлиной. К Крестному ходу все больше и больше примыкало местного населения. Пропели тропарь святителю Николаю у часовенки. С радостными лицами нас встречали монахини и паломники монастыря, угощали яблоками. В главных воротах нас встречал известный и всеми любимый батюшка Димитрий. Наконец Крестный ход достиг собора. В два часа началось торжественное чтение акафиста "Успению Божией Матери", что являлось началом праздничных служб в Пюхтицком монастыре.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"