Алена Иконкина возвращалась домой в необычное время: их завотделением отмечала свое шестидесятилетие в ресторане. Чтобы не пойти -- не было даже мысли, потому что она в приказном порядке обязала явиться всех. И в своей грубоватой форме прокомментировала: "Дурочки, когда еще вам выпадет такой счастливый билет -- посетить самый престижный ресторан за чужой счет и не быть никому обязанной? Вы думаете, что новый завотделением вас пригласит? Какую-нибудь одну -- да, а всех -- дудки. Это чтобы меня выпроводить на пенсию организовали такой шикарный банкет, а так на свою мизерную зарплату, равную стоимости хорошего ужина в этом ресторане, вы в него не попадете. Пользуйтесь моментом -- вы запомните этот вечер на всю жизнь".
И она оказалась права -- вечер получился изумительным: те три часа, на которые снимался зал, пролетели незаметно. Необычно веселый и находчивый тамада так искусно вел застолье, что скучать никому не пришлось. И многие приоткрыли свои скрывающиеся таланты -- пели, плясали, читали стихи.
А как прекрасно играл оркестр! Особенно парень с саксофоном. А когда он брал флейту, то замирало все вокруг: переставали жевать, ходить, говорить -- все слушали, затаив дыхание и мысленно переносясь в свои затаенные места, бережно хранимые в уголочках памяти. От этой мелодии душа очищалась от накопившейся коросты. Хотелось то ли плакать и молиться, то ли смеяться и петь. Играл на флейте обыкновенный русоволосый молодой мужчина среднего роста, лет тридцати пяти. Но когда его флейта издавала эту божественную музыку, то он превращался в сказочного красавца, в волшебника.
Алене захотелось прийти сюда еще раз. Она разузнала, когда играет оркестр, сколько будет стоить ее желание, ее прихоть, и теперь шла домой и думала о предстоящем посещении ресторана. Она так размечталась, что даже не заметила, как миновала арку и оказалась на середине своего двора. Привычный за последний месяц страх пронзил все тело -- было такое ощущение, что ее будто раздевают донага и рассматривают каждую клеточку, каждый волосок.
Алена затравлено огляделась -- нигде ни души. Зачем-то посмотрев на часы, круто развернулась и бегом перебежала двор. Оказавшись под аркой, она вжалась в стену, чтобы видеть свой подъезд. Почти тотчас его дверь раскрылась, и оттуда вышел незнакомый верзила, посмотрел в сторону арки, перебежал двор и скрылся в подъезде стоящего напротив дома.
О, как жильцы Алениного дома возмущались постройкой этой десятиэтажки -- дом не только загораживал свет, но отнял возможность держать окна не зашторенными, так как стоял в такой близости, что из окна в окно было видно все, как на ладони.
Алена пробежала арку и, оказавшись на центральной улице, вошла в открытый продуктовый магазинчик. На ее счастье за прилавком стояла знакомая продавщица, ее недавняя пациентка. Не раздумывая, Алена забежала за прилавок, присела на корточки и приложила палец к губам. Продавщица пододвинула к ней пустые коробки и прикрыла рабочим халатом. Минуты через две хлопнула входная дверь, и почти сразу же хлопок повторился.
Продавщица тревожно посмотрела на Алену:
-- Кто это, Алена Павловна? Странный тип такой -- глаза у него нехорошие, злые.
-- Сумочку пытался отобрать, -- придумала Алена. -- В какую сторону он побежал?
-- Направо помчался. Я сейчас посмотрю, -- продавщица выглянула за дверь и облегченно вздохнула. -- За угловым домом скрылся, а вслед за ним еще один побежал. Кажется, пронесло.
-- Спасибо, что укрыли, -- поблагодарила Алена. -- Дайте мне пачку пельменей, и я побегу, пока не вернулись. А вам не страшно одной ночью торговать?
-- Я сейчас закрою дверь, а торговать буду в окошко. Что поделаешь, такая наша жизнь -- никому нет дела до нашего страха. А на жизнь надо зарабатывать, семью кормить, -- женщина тяжко вздохнула.
Алена, купив пельмени, заспешила домой. Весь путь от начала арки и до своей двери она шла быстрым шагом и непроизвольно считала шаги -- их оказалось ровно пятьдесят. Пятьдесят шагов страха.
Вот и спасительная дверь, за которой можно спрятаться. Но что это? Ключ застревает в замочной скважине и с трудом поворачивается. Кто-то открыл отмычкой и вошёл? А если он еще там?! Но здравый рассудок подсказал, что это был именно тот верзила, который вышел из подъезда, а потом побежал за ней. А почему бежал? И почему не сразу, а после того, как побывал в подъезде соседнего дома? Кто послал его -- тот, второй, бежавший за ним следом? Или кто-то третий, следивший за ней из окна?
Все эти вопросы молниеносно пронеслись в голове Алены, она глубоко вздохнула, как будто набирала силы для решительного действия, и широко распахнула дверь, вглядываясь в темноту коридора, затем шагнула через порог и щелкнула выключателем: в коридоре разлился мягкий, приглушенный свет от нежно-матового настенного светильника. Уже решительней она шагнула в комнату и включила свет -- на нее глянула незашторенная чернота окна. Алена вздрогнула: не может того быть -- она несколько недель не раздвигала шторы! Значит, он был здесь! Она метнулась к окну и стала поспешно задергивать штору, и тут же почувствовала этот невидимый, но очень страшный звериный взгляд, который и послужил причиной тому, что она перестала раскрывать шторы. Этот взгляд сковывал ее, вселял страх. Алена метнулась на кухню, окно которой выходило на противоположную сторону, и увидела, что к шторе не прикасались, она была плотно задвинута. Проверив ванную, она вернулась в коридор -- входная дверь все еще оставалась открытой. На лестнице послышались шаги -- кто-то поднимался снизу.
Алена захлопнула дверь, набросила цепочку и бессильно опустилась на пуфик возле трюмо. Она старалась понять, зачем входили в квартиру? У нее нет ни дорогих вещей, ни денег. И они, по-видимому, знают об этом, потому что ничего не тронуто. Неужели приходили только затем, чтобы раздвинуть штору? Чушь какая-то. Зачем? Чтобы тот, третий, следил за ней? Но кто она, чтобы удостоиться такой чести?
О таких женщинах, как она, говорят: ни кожи, ни рожи. В детстве мать звала ее: "Ах ты, дурнушка моя". Серая мышка -- вот кто она. Это прозвище шло за ней из садика в школу, затем в институт и докатилось до работы. Она слышала это сегодня на банкете, когда кто-то из сотрудников произнес удивленно: "Смотрите, наша Серая мышка, оказывается, умеет веселиться!"
Да, она всегда старалась жить тихо, незаметно, точь-в-точь, как мышка. Это она переняла от матери. Ее предостережения: "не шуми, соседи услышат, донесут", въелось в душу и плоть Алены, наверное, с самых пеленок. Ее родители росли вместе в поселке переселенцев недалеко от Сусумана. Дедушка по отцовской линии был репрессирован, и после окончания срока заключения был поселен в поселке золотодобытчиков. А дедушка по материнской линии работал главврачом в приисковой больнице. Алена слышала об этом по скупым рассказам матери -- та не любила вспоминать о той жизни, может быть, потому, что когда ее родители уезжали с прииска на материк, то в дороге попали в аварию и погибли. А Аленина мама в это время училась в институте на материке и смогла продолжить учебу благодаря Павлу, будущему Алениному отцу, который всю заботу о ней возложил на свои плечи. После окончания института они оказались в районной больнице, где работают и по сей день.
Алена тоже закончила мединститут и получила направление в Верстовск. До этого года она спокойно работала в больнице, тихо жила в полученной квартире, потихоньку обставляла ее мебелью: каждая покупка для нее была большой радостью, праздником. И вот теперь эта напасть, этот страх, от которого не знаешь, куда деться.
* * *
На следующий день после работы Алена побродила по магазинам и, не заходя домой, вновь пошла в ресторан -- что-то влекло ее туда, как будто там искала спасение, хотя прекрасно знала, что шла туда, чтобы послушать божественную музыку флейты.
В ресторане она попросила администратора посадить за столик поближе к оркестру и сразу же вся погрузилась в музыку, не замечая, сидит ли еще кто за ее столиком или нет. Она искала успокоения, хотела облегчить душу, но страх, поселившийся внутри, не уходил. И ей хотелось плакать, даже рыдать от обиды. Такое с ней было впервые за ее тридцать прожитых на этой земле лет.
Музыка смолкла, музыкант скрылся за ширмой. Алена только теперь заметила, что была одна за столиком, на котором стояли только приборы. К ней подошел официант и недовольно спросил:
-- Заказывать будете что?
-- Да, да, -- поспешно ответила Алена. -- Пожалуйста, салат, что-нибудь из второго на ваше усмотрение и воды минеральной.
Официант записал заказ и приветливо улыбнулся, но Алена не поняла, кому была предназначена его улыбка, потому что он смотрел мимо нее.
Неожиданно кто-то встал сбоку и тихо спросил:
-- Разрешите присесть за ваш столик?
Алена взглянула на мужчину и не поверила себе: рядом стоял тот самый музыкант-виртуоз, играющий на саксофоне и на флейте.
-- Садитесь, -- растерянно ответила она, не зная как себя вести.
Парень уверенно сел и тронул официанта за рукав:
-- Костя, накрой мне здесь, -- он посмотрел на пустой стол и решительно продолжил: -- И в двойном размере. Ты меня понял? И побыстрее.
-- Все понял, Андрюша, сию минуту будет исполнено, -- официант быстро отошел от стола и почти бегом пересек зал.
-- Вы были вчера на банкете. Что сегодня заставило вас прийти одну? -- парень неназойливо рассматривал Алену.
-- Одной лучше, спокойнее. Я пришла послушать музыку.
-- Может быть, и так. Вчера вы слушали вдохновенно, наслаждаясь музыкой, сливаясь с ней воедино. А сегодня вы были отдельно от нее. У вас в глазах страх. Что произошло за эту ночь, почему поселилась в вас эта тревога?
-- А вы хороший психолог, -- удивилась Алена и профессиональным изучающим взглядом посмотрела на парня.
-- Так я пока работаю, мои глаза от безделья изучают физиономии посетителей, -- парень просто и открыто улыбнулся. -- Да, мое имя вы слышали, а как зовут вас, я могу узнать?
-- Алена, -- доверительно, как близкому другу ответила она и тоже улыбнулась.
-- Алена -- какое красивое имя, -- произнес Андрей. -- Так что же произошло с вами? Ваш страх пробивается даже сквозь улыбку. -- Андрей смотрел, все так же улыбаясь. В его светло-карих глазах появилось соучастие, а в голосе звучала тревога. И Алена, такая скрытная молчунья, вдруг начала рассказывать. Она спешила высказать свою боль, свой страх, стремясь освободиться от них, облегчить свою душу. Она говорила и ничего не замечала вокруг. И только когда закончила, увидела, что стол накрыт, а Андрей уже почти доел свою порцию.
-- Вы очень неосторожны, Алена, -- предупредил Андрей.
Алена вспыхнула от неловкости и опустила низко голову -- у нее было такое чувство, будто получила увесистую оплеуху. Увидев ее замешательство, Андрей смутился и попытался объяснить свои слова:
-- Вы не так меня поняли, Алена. Я имел в виду то, что вы даже не заметили присутствие официанта. А то, что вы рассказали -- очень серьезно и не каждый должен слышать это... -- Он заметил, как к Косте подошел парень, что-то спросил, кивнув головой в их сторону. -- Вот что, Алена. Я сейчас пойду, поработаю, а вы опорожните все тарелки -- вы же голодны. И до моего прихода не сделаете ни единого шага -- мне необходимо осмотреть ваш двор и вашу квартиру: все намного серьезнее, чем вы предполагаете. Вы меня поняли? Где находится ваш дом, точный адрес?
-- Больничная 15, квартира 25, -- машинально ответила Алена и удивленно посмотрела на Андрея, но, увидев его строгий взгляд, пришла в замешательство: почему он смотрит на нее, как на давно знакомого, близкого человека? Почему он вообще подсел к ней? Чтобы познакомиться? Это исключено, она -- серая мышка. А зачем тогда? Кто он?
К ним подошел Костя.
-- Мной кто-то интересовался? -- спросил Андрей, глядя на него невинным взглядом ребенка.
-- Да, -- Костя осторожно повел глазами в сторону Алены. По ее телу пробежали тысячи мурашек от внезапно пронзившего холода.
-- Вот что, дружочек, принеси-ка нам пару крем-брюле, пару мороженого и попроси Валюшу посидеть с моей гостьей, чтобы она не скучала.
Костя молча ушел, а Андрей встал, задвинул стул под стол.
-- А вы правильно выбрали место -- надо всегда садиться спиной к стене, чтобы не получить внезапный удар, и лицом к двери, чтобы видеть всех входящих. Посидите немного одни, сейчас придет Валюша -- она не даст вам скучать. А уходим мы вместе, договорились? -- голос у Андрея был приветливым и в то же время с металлической ноткой -- человек с таким голосом не терпит возражений.
Алена молча кивнула головой в знак согласия. Андрей прошел к ребятам из оркестра, но не взял инструмент, а снял микрофон и сел на стул. А к Алене подошли Костя и рыжая девушка неопределенного возраста от 20 до 30 лет. Она села за столик с таким уверенным видом, как будто уже сидела здесь и отлучалась по необходимости.
-- Ленок, ты чего не ешь отбивную? Давай со мной за компанию, -- Валентина стала аппетитно есть принесенную Костей отбивную.
Глядя на нее, и Алена принялась за свою порцию. Ела, улыбалась, как и Валентина. Оркестр играл танцевальную музыку, а Андрей тихо пел. Среди танцующих выделялся один кривляющийся парень в пестрой рубашке, завязанной узлом на животе, и в закатанных до колен джинсах.
Валентина, заметив, что он кружится недалеко от их столика и посматривает в их сторону, тихо сказала:
-- Если этот цветной попугай подойдет к тебе, то не ходи с ним танцевать.
-- Почему? -- удивленно спросила Алена, хотя сама и не думала о танцах.
-- А он выбирает жертву и заставляет её делать стриптиз -- разрезает платье сзади, и она предстает перед залом в девственном виде.
-- По какому же принципу он выбирает жертву? -- Алена вспомнила, как в прошлом году к ним в отделение из ресторана привезли молоденькую девочку с порезом на спине. Микрохирурги пять часов "штопали" ее, но так и не смогли поставить на ноги, она осталась инвалидом-спинальником.
-- Он человек подневольный, кого прикажут, над тем и насмехается, -- угрюмо произнесла Валентина, краем глаза наблюдая за парнем.
-- У кого же в неволе он находится? -- удивилась Алена.
-- Все мы тут под одним хозяином, под Мурашом ходим, -- грустно усмехнулась Валентина.
-- Под Мурашом?! -- еще больше удивилась Алена. -- Послушай, Валюша, а откуда ты узнала мое имя, я же не называла его? -- Она с любопытством смотрела на свою соседку.
-- А это незнакомый парень спрашивал о тебе у Кости: "О чем Ленка говорит с Саксофоном?" Все завсегдатаи ресторана так зовут Андрея. Костя сказал, что не слышал, а тот сует деньги и говорит: "А ты постарайся услышать". Костя осадил его, а тот несколько раз выходил в фойе и говорил по мобильнику, а потом подходил к этому цветному Хмырю -- по-видимому, задание получали.
-- А Хмырь часто тут бывает? -- Алена старалась вспомнить, где раньше слышала такое прозвище.
-- Бывает частенько, это же их зона...
Валентина вдруг побледнела, и Алена, проследив направление ее взгляда, увидела, что парень приближается к столику, а ребята-оркестранты удерживают вскочившего Андрея. Хмырь был уже у их столика, вот он опустился на колено перед Аленой и, кривляясь, заговорил:
-- Красавица моя, не надоело тебе скучать, сидя за столом?
Осчастливь меня, успокой мое сердце, потанцуй со мной. А я развеселю тебя, моя конфеточка, -- парень говорил, а в глазах его были насмешка, издевка и предвкушение потехи.
Алена спокойно посмотрела на него и тихо сказала:
-- Перестань кривляться, Хмырь. Твое поведение не понравится Мурашу. Так что ты свободен, спектакль отменяется.
Хмырь какое-то мгновение смотрел на Алену остекленевшими глазами, а затем вскочил и бегом направился к выходу.
Алена глубоко вздохнула и посмотрела на Валентину -- та сидела с открытым ртом.
-- Валюша, не смотри на меня так удивленно. Сейчас бы мой преподаватель по психологии поставил мне пятерку, -- Алена улыбалась, она была очень довольна собой: страх ушел из ее души. Почему -- она пока не знала, но это произошло, и ей было радостно.
Алена с аппетитом съела крем, мороженое и все запила минералкой.
Проходивший мимо оркестрант, не останавливаясь, сказал, приветливо улыбаясь:
-- Идите, вас ждут.
Валентина поспешно поднялась со стула и сумрачно произнесла:
-- Пошли быстрее.
Алена посмотрела в сторону оркестра -- Андрея там не было. Она поняла, что допустила какую-то ошибку.
Они прошли через весь зал и повернули к запасному выходу -- там, за дверью их ждал Костя. Он нетерпеливо произнес;
-- Шустрее, девочки, шеф заждался, -- он подхватил Алену под руку и вывел во двор, где стояла машина с включенными подфарниками. Задняя дверца открылась и Алена села в машину -- в салоне был один Андрей. Костя сел рядом с Андреем. К нему на колени запрыгнула большая собака. Она старалась лизнуть в лицо то Костю, то Андрея.
-- Сидеть, Факел, сидеть, -- строго, но спокойно приказал Андрей. Собака молча, нехотя легла в ногах у Кости.
-- Молодец, псина, хорошо себя ведешь, -- похвалил ее Андрей.
Собака прижалась головой к руке Кости, который гладил ее. Алена все время наблюдала за собакой -- она ей нравилась и в то же время она их боялась, особенно вот таких больших. А Факел поднял голову и так горделиво посмотрел на Алену, как бы хвалясь: "Вот я, какой хороший, сам хозяин отметил это". Алена улыбнулась и, глядя в глаза собаке, произнесла вслух:
-- "Хвальбишка".
Собака низко опустила голову, а Андрей удивленно посмотрел на Алену:
-- Вы о ком?
-- Это у нас секретный разговор с Факелом, -- усмехнулась Алена, наблюдая, как собака украдкой из-под лапы смотрит на нее.
-- Вы научились с ним разговаривать? Странно, он же у нас нелюдимый. Вы, похоже, околдовали его. -- Андрей осуждающе посмотрел на Факела: -- Ты почему без разрешения хозяина знакомишься?
Факел прижал уши к голове и зарыл ее в лапы.
-- У вас у всех, видать, обоюдное колдовство, не поймешь, кто кого заворожил, -- усмехнулся Костя, повернувшись к Алене, и в этот момент обратил внимание на ее булавку-брошь.
-- А у вас с Валюшей одинаковое украшение. Красивая брошь.
-- Она мне одолжила ее на время. Не простая вещица, -- Алена сняла булавку и стала ее крутить в руках, рассматривая со всех сторон: внутри броши что-то светилось.
Андрей тоже посмотрел на брошь и полюбопытствовал:
-- Давно ты ее подарил?
-- Я не дарил, она вчера нашла ее в зале, -- пояснил Костя.
-- Это хорошо, когда находят. Еще бы ум кое для кого найти, -- с досадой, недовольно проговорил Андрей и постучал пальцем по чемоданчику, лежащему у Кости на коленях.
Костя удивленно посмотрел на Андрея, а потом открыл чемоданчик, взял оттуда датчик прибора и приложил к броши. Прибор замигал, запищал. Костя присвистнул удивленно и растерянно посмотрел на Андрея.
-- Что ты там включил пищалку, поищи хорошую музыку, -- крикнул тот.
Собака насторожилась, встала на задние лапы и понюхала брошь.
-- Правильно делаешь, молодец, тебе это сейчас пригодится, -- похвалил Андрей.
Некоторое время они ехали молча. Алена была в полном смятении, она поняла, что эта брошь не простая, а из группы подслушивающих устройств. Если Валентина воткнула брошь специально, то кто же эти ребята? Она так далека от всех подобных дел, что даже ни малейшего представления не имела об этом -- не любила она всякие детективные фильмы, книги с погонями и убийствами.
Машина подъехала к их дому и прямо к ее подъезду. Алена еще раз поразилась -- выходит, Андрей и раньше бывал в этом доме? А он спокойно посмотрел на Алену и спросил:
-- Я не ошибся? Вы посидите здесь, а мы сходим, посмотрим обстановку. Ключи от квартиры передайте Косте, они с Факелом пойдут первыми.
Алена отдала ключи, и Костя с собакой скрылись в подъезде. Андрей пересел на его сиденье и повернулся к Алене.
-- Я подключил сигнализацию, если кто подойдет к машине, то мы услышим. А так сидите спокойно, но если кто будет любопытствовать через лобовое стекло, то просто пригнитесь. Я пошел, -- Андрей захлопнул дверцу и тоже скрылся в подъезде.
Алена осталась одна. Она сидела, вжавшись в угол сиденья, боясь пошевелиться -- а вдруг что заденет и сработает сигнализация? Во дворе не было ни души -- вероятно, было очень поздно. Она свои часы оставила дома и теперь не знала, сколько времени прошло. Но, судя по тому, что почти все окна темные, значит уже за полночь. Только несколько окон светилось в соседнем доме на втором этаже прямо напротив ее квартиры. Любопытно, кто там живет? Постой, ведь она была в этом подъезде зимой, когда свирепствовала эпидемия гриппа. Врачей в поликлиниках не хватало, и задействовали специалистов из стационаров.
В каких квартирах на втором этаже она была? Та-а-ак, 68-я была пуста... Стоп, там горит свет! Кто там поселился? А еще в какой свет -- в 65-й? Там живет инвалид-спинальник с матерью. Алена еще целую неделю ходила, делала ему массаж, а потом сама свалилась, и все посещения закончились. Очень неприятный тип, но мать жалко стало.
Алена увидела, как из арки вышел мужчина, направился к соседнему дому и скрылся в третьем подъезде. Это был Хмырь. Но он был не один -- за ним следом шел парень, который в ресторане расспрашивал Костю.
В окне 68-й квартиры замелькали тени. Алена испугалась, что кто-то из них пойдет в ее подъезд. Она продолжала наблюдать за их окном. Но в этот момент из ее подъезда вышел Костя, открыл дверцу машины и вывел Алену -- она, как ей показалось, в один прыжок преодолела расстояние от машины до подъезда и скрылась там.
Войдя в комнату, она увидела свет только в коридоре. Андрей и Факел были в кухне.
-- А почему вы здесь не включаете свет? Здесь спокойно. -- Алена смотрела на собаку, стоящую возле балконной двери.
-- Факел не может подтвердить, что все спокойно. Правда, псина? -- Андрей потрепал собаку по холке. -- А кто ваш сосед по балкону?
-- Сосед? Михаил Иванович. Нормальный человек. А что случилось?
-- Вот этот "нормальный человек" в час ночи стучит вам по балконной решетке, -- усмехнулся Андрей.
-- Значит, что-то случилось, просто так он не будет стучать, -- Алена открыла дверь, вышла на балкон и увидела соседа, заглядывающего на ее балкон.
-- Что случалось, Михаил Иванович? -- тревожно спросила Алена.
-- Это я у вас должен спросить, голубушка, -- сердито произнес сосед. -- Где вы пропадаете? Тут без вас в вашу квартиру заходят мужчины.
-- Это ко мне родственники приехали, -- солгала Алена.
-- Родственники, а я, старый дурак, милицию вызывал. Предупреждать надо, -- совсем рассердился сосед.
-- Когда вы вызывали, Михаил Иванович? -- встревожилась Алена.
-- Когда? Днем, конечно, когда они были. Милиция приехала, а их след простыл. Стражи порядка осмотрели дверь -- она закрыта, следов взлома нет. Перелезли на ваш балкон, посмотрели в окно -- ничего подозрительного не увидели. Позвонили к вам на работу, но вы уже ушли. Вот оставили номер телефона, просили позвонить. А сейчас собака у вас появилась. Я переживаю, перепугался, что с вами что-то случилось, -- на лице Михаила Ивановича виднелась небритая щетина. Это было не похоже на него -- всегда подтянутый, опрятно одетый, он обычно выглядел лет на десять моложе своего возраста.
-- Да, собачка есть, -- Алена заглянула в кухню и позвала: -- Факел, иди, познакомься.
Собака выбежала на балкон, подошла к перегородке, посмотрела на Михаила Ивановича и лизнула его руку.
-- О, какая собачка умная, -- удивился сосед. -- Не буду вас задерживать. Спокойной ночи, Алена Павловна.
-- Спокойной ночи, Михаил Иванович. Спасибо вам за внимание. -- Алена зашла в кухню, закрыла балконную дверь и зашторила окно.
-- Кто он? -- спросил Андрей.
-- Он -- пенсионер, отставник в чине полковника, -- Алена подала Андрею бумажку. -- Что делать -- звонить, не звонить?
-- Непременно звонить. Завтра утром. Скажете, что все на месте, вероятно, воров спугнул сосед. Такая установка пока.
А теперь о другом: квартиру мы немного почистили, может быть, не полностью, но "мусора" набрали, вот взгляните, -- Андрей показал несколько штук цветных кнопок, булавок типа той, что подарила Валентина. Все это лежало в полиэтиленовом мешке.
-- Что же вы будете делать с ними?
-- В мусоропровод пойдут. Иного места им нет. Посмотрите повнимательнее в ванной -- ничего странного там нет? -- он распахнул перед ней дверь, но свет не включил.
Алена взглянула на зеркало -- оно вновь висело не как у нее, прямо, а скошено над ванной, и оно было немного больше.
-- Зеркало другое и висит не так.
-- Я понял. Костя, надень очки и поработай на верху в углу напротив зеркала. Какой-то любитель порнографии побывал у вас. А вы, Алена Павловна, идите на кухню. Если можно, то приготовьте кофейку.
Алена пошла на кухню и обратила внимание на глазок входной двери -- он был вставлен наоборот.
-- Андрей, глазок! -- испуганно крикнула она.
-- Что -- глазок? -- не понял он.
-- Посмотри, он вставлен наоборот! Я вчера утром его переделывала, а сейчас он опять неправильно стоит, -- Алена заметила, что страх вновь вползает в душу.
Андрей подошел к двери, открыл, посмотрел на лестничную площадку и, убедившись, что там никого нет, переставил глазок. Он посмотрел на испуганную Алену, спросил:
-- Так говорите, что вчера переделывали? Я догадываюсь, как страшно быть под пристальным взором какого-то маньяка.
-- Да, вы правы. Но самое страшное, что не знаешь его цели, не знаешь, что ему надо, иначе можно было бы определить его дальнейший ход. Тише, на лестнице шаги, кто-то поднимается.
Алена посмотрела в глазок и отпрянула в угол -- на площадке возле ее двери стоял Хмырь.
Андрей отстранил ее и дал знак, чтобы она ушла в кухню. Следом за ней туда вошли Андрей и Костя.
--На площадке стоит сплошной мат. Косте надо срочно уехать -- машину нельзя оставлять во дворе. Чтобы он смог выйти через первый подъезд, необходимо потревожить вашего соседа, -- Андрей вышел на балкон, а за ним Алена и Костя.
Михаил Иванович стоял на балконе. Андрей тихо переговорил с ним, и Костя перелез через барьер. Алена с Андреем дождались, когда Костя на машине проехал мимо них, и только тогда прошли в комнату.
Алена села на диван и подобрала под себя ноги. Андрей прошел к входной двери, посмотрел в глазок, затем устроился в кресле, с которого видна входная дверь.
-- А где Факел? -- вопросительно посмотрела Алена,
-- У двери, как и положено. Он же сторожевой пес. Вы можете подремать, он хорошо несет службу -- в случае тревоги разбудит.
-- Что-то не хочется, -- Алена удобнее устроилась в углу дивана, подложив под бок думочку.
-- Зря, а я могу заснуть. Если зашумлю во сне -- не пугайтесь, -- Андрей снял пиджак и повесил на стул, туфли тоже скинул и устроился в кресле, далеко вытянув ноги.
Так прошло минут тридцать. Неожиданно у двери Факел стал стучать по полу хвостом. Андрей моментально вскочил, сунул ноги туфли и оказался в коридоре.
Алена передвинулась на другой конец дивана и выглянула в коридор: Андрей смотрел в дверной глазок, а Факел стоял на задних лапах и тоже тянулся к глазку. Андрей погрозил на него и прошел в комнату.
-- Что там? -- тревожно спросила Алена, а сама продолжала с улыбкой смотреть на собаку, которая, как ворчливый старый дед, устраивалась возле двери: она ложилась головой то в одну сторону, то в другую, и наконец растянулась вдоль всей двери.
-- Что-то не нравится собачке?
-- Да, кто-то ходит по лестнице. Вы всех жильцов знаете в подъезде? -- Андрей вновь сел в кресло.
-- Почти всех. А почему вы спрашиваете о жильцах?
-- Кто-нибудь подозрительный живёт в подъезде?
-- А что вы имеете в виду? -- удивилась Алена?
-- Например, пьяницы, наркоманы?
-- Нет, у нас спокойный подъезд.
-- А подростки? Кто может возвращаться в это время?
-- Не знаю. Если свои, то будет слышно, как хлопнет чья-то дверь в квартиру, -- Алена прислушалась к удаляющимся шагам.
-- Точно, дверь не хлопала, значит, был кто-то чужой.
-- А собачка спит, -- Алена с тревогой смотрела на дверь.
-- Пусть спит, он и во сне все чует. Алена, вы не задумывались о том, кого вы могли так заинтересовать?
-- Я?! Заинтересовать? Нет, это исключено, -- убежденно произнесла она.
-- Почему вы так уверенно говорите? -- удивленно посмотрел на нее Андрей.
-- Потому что я -- Серая мышка.
-- Кто вам сказал эту глупость? Любая женщина может заинтересовать мужчину по тем или иным качествам. Придется вам пошевелить извилинами, повспоминать.
-- Не хватает какой-то детали в цепочке, чтобы получилась ясная картина, нарисовался полный образ, -- задумчиво произнесла Алена.
-- Это из какой области? -- спросил Андрей.
Чем дольше он общался с Аленой, тем интереснее было ему с ней разговаривать. В последние годы он был очень замкнутым, необщительным и даже подозрительным. А если беседовал с кем, то этот разговор велся на общие темы, был неглубоким, поверхностным и проходил как бы мимо него. И только с Костей они понимали друг друга с полуслова и даже по взгляду. Было ли это дружбой или большим доверием -- он не думал об этом, старался ничего не конкретизировать, не подводить итоги. А с Аленой ему было легко, просто, и больше хотелось узнать о ней.
-- Это из психологии. Я только что закончила курсы. Чтобы понять причину чего-то, необходимо выстроить картину, предшествующую этому событию.
-- Точно. Вот и давайте выстраивать эту картину, -- согласился Андрей.
-- Кто такой Мураш? -- неожиданно спросила Алена.
-- Мураш?! -- оторопело переспросил Андрей. -- Это главарь крупной банды. Но никто не знает, кто он, какой он, что из себя представляет. Главарь-невидимка. Скажите, а от кого вы услышали эту кличку?
-- От Валюши. Она сказала, что вы все ходите под Мурашом. И вы тоже? -- Алена пристально смотрела на Андрея, стараясь ничего не упустить из его ответа, чтобы понять, кто же он.
-- Если я работаю в его зоне, то приходится подчиняться его требованиям -- таков закон местных джунглей.
-- Почему вас зовут Саксофоном, а не по имени? Вот Костю зовут Косточкой, -- Алена вытянула затекшие ноги и вновь перебралась в свой дальний угол на диване.
-- Костя -- Фитиль, а Косточкой его зовет Валентина, она имеет на это право.
-- Они дружат?
-- Они -- спят. А есть ли между ними дружба -- не интересовался. В этой среде все по-другому, не как у вас, дневных жителей. А мы -- ночные мотыльки и бабочки. У нас совершенно иные ценности, иной ритм жизни, не похожий на ваш, обычный.
-- А вас устраивает этот ритм? -- Алена начинала утверждаться в своей догадке, что Андрей -- чужой в этой ресторанной сутолоке. По-видимому, он случайно там оказался, это не его среда.
Андрей встал и холодно, недовольно посмотрел на Алену -- свет из коридора немного освещал комнату, и они вполне ясно видели друг друга.
-- Это не имеет отношения к делу. Или вы хотите вновь остаться один на один с этими недоносками? -- резко произнес он.
-- Нет! -- испуганно воскликнула Алена и села на краешек дивана, свесив ноги на пол. Она поняла, что вторглась в запретную зону, куда ей нет хода. -- Извините, если я вас обидела, -- тихо произнесла она, потупив взор.
-- Обидели?! Да что вы, мы просто отклонились от темы, -- уже мягче ответил Андрей.
Он не понимал себя: зачем притащился в эту квартиру? Прав Костя -- дерьма в городе полно, все не вывезешь, надо о себе думать, тем более, что это его не касается. И все же что-то заставляло его сидеть здесь, а что конкретно -- он не знал.
-- Вы бывали в соседнем доме? -- по-прежнему мягко спросил Андрей, как будто и не было этой внезапной вспышки.
-- Да. -- Алена старалась отвечать коротко.
-- А в подъезде напротив вас?
-- Да. Вас интересует квартира с синим балконом?
-- Точно. Кто там живет?
-- Один больной парень-спинальник.
-- Что это значит -- спинальник? -- не понял Андрей.
-- Это те больные, которые неподвижны.
-- Как вы оказались у него? Это связано с вашей работой?
-- В какой-то степени да. Во время эпидемии гриппа нас привлекли к работе с больными. Мне достались два дома -- наш и напротив. Всю неделю ходила по вызовам. К Мурашенко попала в первый день, а затем по собственной инициативе пять дней делала ему массаж.
-- Вы сказали -- Мурашенко? Какой он? Опишите его подробней. Какое у него заболевание? -- Андрей сел в кресло и напряженно смотрел на Алену.
-- Какой он? -- переспросила Алена. -- Когда-то, по-видимому, был привлекательным, а сейчас это обрюзгшая, зажиревшая бесформенная туша килограммов на сто двадцать. У него ранение в позвоночник, он -- участник боев в каких-то горячих точках.
-- А руки у него действуют? -- Андрей встал, облокотился на спинку кресла.
-- Да, хотя парализация прогрессирует. Я полгода не видела его, не знаю, что с ним. А тогда руки были цепкие, будто клещ впивается -- не оторвешь.
-- Будто клещ, говорите? Пришлось мне однажды встретиться с таким человеком...
Андрей вспомнил, как в одном из боев увидел раненого солдата из другого отряда. Идти он не мог -- нога в голени болталась на коже и белых жилах. Андрей привязал палки к ноге парня, взвалил его на спину и поволок. А тут с фланга неожиданно стали стрелять. Так этот гад бросил Андрея на землю и прикрылся им как щитом. А руки такие цепкие -- не вырвешься. У того солдата началась гангрена, но все же он выжил. Как выяснилось на следствии, это был Клещ.
-- А почему вы перестали делать ему массаж?
-- Я заболела. А вообще причина другая -- он очень неприятный тип. Его взгляд мерзок порой, особенно когда улыбается, а когда серьезен, то он становится жестоким, злобным -- будто из подземелья холодом веет, -- Алену даже передернуло.
-- У него на ноге есть шрам? Вспоминайте, доктор, вспоминайте, это очень важно, -- Андрей сел на диван поближе к Алене.
-- Да, на правой ноге -- рваный шрам от осколка. А почему вы не спрашиваете о его голосе? Вам же нужны особые приметы, так? -- Алена с вызовом посмотрела на Андрея.
-- Вы правильно догадались. Так какой же у него голос? Сиплый?
-- Точно, сиплый. Вы его знаете?
-- Определенно не могу сказать. А почему у него такой голос, вам неизвестно?
-- Он в тринадцать лет переболел сифилисом. Его заразила женщина в три раза старше его.
-- Это примерно 39-40 лет? -- голос у Андрея вздрогнул и от волнения стал с хрипотцой.
Он не мог спокойно сидеть и потому встал и нервно вышагивал от кресла к дивану. Остановившись напротив Алены, воскликнул:
-- Не может быть! Неужели мне так крупно повезло?! Не может того быть! Столько искать и наконец найти. Мурашенко -- Мураш. Но причем тогда Клещ? Вы правы, не хватает какой-то маленькой детали, чтобы получить точный образ.
-- А почему Клещ, Андрей? С Мурашенко я сейчас нарисовала полную картину, разобралась с зеркалами в ванной и в его квартире. Да и с подслушивающими штучками тоже. А вы хотите мне все спутать.
-- Вы сказали -- зеркала в его квартире? Какие они, где установлены? -- насторожился Андрей.
-- У него странная квартира -- вся в огромных зеркалах. Они всюду. Напротив его кровати стоит телевизор с большой увеличительной линзой. А во второй комнате как лаборатория какая-то -- там сидел парень с наушниками, а второй вынес только что проявленную пленку.
-- А где же спит мать? -- Андрей говорил, а сам прислушивался к шороху на площадке.
-- Ее диван стоит на кухне...
Алена смотрела на Андрея, прильнувшего к глазку. На площадке послышался крик: "Помогите!", стук во все двери, затем зашумели "Милиция!" и все стихло.
Андрей отошел от двери -- лицо его было серо-белым. Он посмотрел растерянно на Алену, позвал ее на кухонный балкон и там тихо прошептал:
-- Если я сейчас не уйду отсюда, то вы увидите меня лет через десять -- на лестнице труп, а у меня судимость. Вот такой пасьянс, милый доктор.
Алена посмотрела на балкон соседа и не поверила своим глазам -- между их балконами вместо перекладины из трубы стояла деревянная перегородка! Но она вдруг чуть отодвинулась, и Михаил Иванович шепотом позвал:
-- Быстрее все сюда вместе с собакой!
Алена метнулась в комнату, схватила свою походную сумку, в которой были все документы и вещи первой необходимости, и крикнула:
-- Факел, ко мне!
Собака подскочила к ней, и они вместе выбежали на балкон, перелезли к соседу.
Михаил Иванович поспешно поставил на место загородку, защелкнул задвижку, и они все вошли в его комнату.
-- Вам тут оставаться нельзя и через дверь не выйти: у подъезда и милиции, и бандюг полно. -- Он принес из коридора веревочную лестницу с крюками на концах. -- Давайте через балкон лезьте, соседа внизу нет, никто возмущаться не будет. А собака останется со мной, будет мне прикрытием.
Михаил Иванович прикрепил лестницу к перилам, и сначала Андрей, а затем Алена оказались на земле. Они, пригибаясь под окнами, тихим кошачьим шагом прошли весь дом и оказались на проезжей дороге. Вдали показалась машина с зеленым огоньком. Андрей вышел почти на середину и притормозил ее. Машина остановилась и они сели.
Водитель удивленно посмотрел на Алену:
-- Алена Павловна, а мне сказали, что вы сегодня дежурите, и я поэтому не остался у жены.
-- Да, я дежурю, но не надолго отлучилась, брата встречала. Поэтому вы меня не видели, никому ни единого словечка, договорились?
-- Вас в больницу? -- водитель облегченно вздохнул.
-- Вы не волнуйтесь за жену, у нее все хорошо.
Алена с Андреем покинули машину у приемного покоя, постучали и вошли в здание.
-- Тамара Алексеевна, оформите вот этого больного, у него подозрение на острый аппендицит, он даже сумку не может держать, -- обратилась Алена к пожилой, с заспанным видом врачихе. -- У вас сегодня, похоже, спокойное дежурство?
-- Относительно спокойное. С вечера в терапию двоих положили: с сердечным приступом и с легким инсультом. А у вас в отделении спокойно? А то Хавин все метался, боялся, что кто-нибудь поступит, и он не успеет на поезд. Он дождался вас или сбежал раньше? -- Тамара Алексеевна с любопытством смотрела на Алену, которая сидела у стола в голубой хэбэшной форме -- брюки, блузка и колпак (в салоне такси она успела натянуть эту форму, извлеченную из своей сумки).
-- Почти дождался -- я увидела его, когда он садился в машину. Но в отделении все нормально. У нас не знаешь, что будет через минуту, не то что через час, -- спокойно ответила Алена и пододвинула к себе тетрадь регистрации. -- Как там ваши правнучки-двойняшки, Тамара Алексеевна? Поспать-то, хотя б немного удается? -- весело спросила она дежурную, которая никак не могла согнать с лица сонливость.
-- Да что вы, Алена Павловна, какой сон? Сплошная круговая карусель. Вся надежда на спокойное дежурство, здесь я отсыпаюсь, -- врач сладко зевала, закрывая глаза и широко открывая рот и тут же его крестя.
-- А вы ложитесь, я записала больного, может быть, до утра вас никто не потревожит.
Алена выключила свет, и они с Андреем вышли.
В раздевалке Алена взяла из шкафчика пижамный комплект и заставила Андрея переодеться.
-- А вы что, и вправду будете меня резать? -- испуганно спросил Андрей, когда они сели в лифт.
-- Для вас лучше десять дней полежать в больнице, чем что-то другое, не так ли? Запомните, вы поступили в 24 часа, вас привез с работы Костя, -- Алена строго посмотрела на Андрея. -- А насчет того -- резать или не резать, раздумий не должно быть: ваш пульс показывает, что аппендикс воспален, и чем раньше его вырезать, тем лучше. -- Алена завела Андрея в палату, показала на свободную койку. -- Ложитесь, больной, нечего бродить по коридору.
Она подошла к койке у окна.
-- А почему вы не спите, дедуля?
-- Да вот сестричка обещала укольчик купить, я деньги дал, а она все не идет, а голова вот-вот треснет, -- пожаловался старик.
-- Сейчас я вам измерю давление и сделаю укол. Сколько денег вы ей дали?