Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Время, Регион, Организация. Часть 1. История Смд подхода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В архиве нашел рукописную книгу "Вещи культуры и самоопределение поэта" (БЭК 11.11.23. - Club-Congress. - 1994, 25 дек.), изданную небольшим тиражом коммуникационным центром культурной организации глобально ориентированных фирм "Клуб-Конгресс". Она является частью проекта "клуб-конгресс-санкт-петербург-1994". Исследования региональной жизни мы проводили тогда с помощью семинара "Проблемы и перспективы регионального развития", который базировался в Санкт-Петербургском гуманитарном и политологическом центре, и материалы которого печатались и в бюллетене "Северная Пальмира" и в журнале "Клуб-Конгресс". На сс.56-65 обнаружил довольно-таки любопытный текст, который и предлагаю читателю. Сейчас по прошествии 10 лет ситуация в этой сфере кардинально изменилась. Публикационная деятельность Фонда Г.П.Щедровицкого заслуживает весьма высокой теплой оценки. - Петр Королев, CCU, Кудымкар 12.05.05

  Предисловие. В архиве нашел рукописную книгу "Вещи культуры и самоопределение поэта" (БЭК 11.11.23. - Club-Congress. - 1994, 25 дек.), изданную небольшим тиражом коммуникационным центром культурной организации глобально ориентированных фирм "Клуб-Конгресс". Она является частью проекта "клуб-конгресс-санкт-петербург-1994". Исследования региональной жизни мы проводили тогда с помощью семинара "Проблемы и перспективы регионального развития", который базировался в Санкт-Петербургском гуманитарном и политологическом центре, и материалы которого печатались и в бюллетене "Северная Пальмира" и в журнале "Клуб-Конгресс". На сс.56-65 обнаружил довольно-таки любопытный текст, который и предлагаю читателю. Сейчас по прошествии 10 лет ситуация в этой сфере кардинально изменилась. Публикационная деятельность Фонда Г.П.Щедровицкого заслуживает весьма высокой теплой оценки. - Петр Королев, CCU, Кудымкар 12.05.05
  КЛУБ-КОНГРЕСС "ВРЕМЯ-РЕГИОН-ОРГАНИЗАЦИЯ":
  ИСТОРИЯ СИСТЕМОМЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ФАСЕТОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
  На организационно-деятельностной игре-конгрессе, проведенной с 26 июля по 5 августа 1994 г. в Петергофе мы разрабатывали новое понятие времени и вышли на третьей конференции на следующее 24-фасеточное представление истории СМД-подхода (здесь приводится перечень всех фасеток ). Кроме этого мы разработали 11-фасеточное представление будущего СМД-подхода, а также еще некоторые результаты игры.
  1. СПИСОК И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ФАСЕТОК ПОНЯТИЙНОЙ СТРУКТУРЫ "ИСТОРИЯ СМД-ПОДХОДА":
  (1) Субъект-объектное отношение. Схема субъект-объектного отношения отрефлектирована в Московском методологическом кружке и связана с именем Петра Абеляра (Следует отметить то замечание Алексея Лосева, что средневековое значение понятий Оbjectum и Subjеctum в точности противоположно современным значениям понятий "субъект" и "объект"). Графема, представляющая эту идею, состоит из трех элементов: субъекта, изображаемого "человечком", объекта, изображаемого "кружочком", и отношения, изображаемого стрелкой. Первые двенадцать фасеток этой структуры так или иначе связаны с этой схемой, при этом видоизменяется контекст связей и отношений между элементами, его структурность и морфология, что известным способом модулируют процесс реализации бытия, как субъективного так и объективного. Общей схемы в тексте нет, тем не менее, ее легко построить по описанию.
  (2) Действующий субъект. Особенностью этого представления является то, что объект и индуцируемое в нем - отношение субъекта оформляется в виде конфигуратора "действия", на схеме изображаемого круглой дугообразной стрелкой. Таким образом, конструктивно схема состоит из двух элементов, субъекта и действия; контекст и скрытая семантика порождается взаимодействием этих элементов в процессах реализации этой схемы.
  (3) Знания в контексте субъективного действия. Придание семантической определенности требует знаниевого, как говорит Марк В.Рац, "обвода". Включение в схему "действующего субъекта" казалось бы малозначимого элемента кардинально меняет картину мира. Мир действующего субъекта обретает потенциальную возможность рефлексии и своего знаниевого представления. Вместе с тем оформляется "собственность" (внутренний мир) действующего субъекта (Последующее развитие идеи "внутреннего мира" представлено фасетками седьмой и восьмой ).
  (4) Схема акта деятельности. Одна из ключевых схем деятельностного подхода, в которой задан полный (для функционирования) набор элементов деятеля (актора). Среди элементов: телеологический комплекс, включающий в себя цели, задачи и т.п., комплекс интериоризованных знаний и умений, табло сознания, комплекс орудийный (средства, орудия), комплекс технологический (ряд операций, необходимых для перевода "исходного материала" в "культурный продукт"), сам деятель, помеченный ''человечком'', его действие, помеченное вертикальной стрелкой вниз, и процесс преобразования, помеченный горизонтальной стрелкой слева направо. (Этой фасеткой завершается первый ряд фасеточного развертывания.).
  (5) Понятие категории (схема "квадрата"). Эта важная эпистемологическая схема задает контур прорыва из объективной действительности в реальность через многоуровневую эпистемическую (знаковую) систему. Элементами этой схемы являются "объект", операции (действия) с ним, в центральном слое действительности, стрелка вверх, означающая эпистемическую рефлексию и выход в слой знаково-знаниевого осмысления объекта и действий с ним, эпистемологическая действительность, устроенная гетерархированным образом, - в верхнем слое. Стрелки вниз и вверх, "сшивающие" эпистемические слои, выстраивающиеся по типу уровней рефлексии (верхний слой - самый абстрактный). Стрелки вниз, позволяющие приближаться к описанию (и предписанию) в план объективной действительности. На основе конфигурирования знаний возможно построение некоторого системного целого, с помощью которого мы имеем возможность проектного прорыва в реальность, выстраивая ее по пространственно-временному порядку объекта и знаний о нем; реальность определяется нижним слоем этой трехслойной схемы. (Схема называется "квадратом" из-за того, что на схеме геометрически чаще всего в вершинах условного "квадрата" помещают "объект", "операции", "знаковые системы", "знания").
  (6) Схема организацнонно-технического отношения. Эта схема также имеет очень широкую практику использования. Она является типом матрешечной схемы. Она обобщает первые четыре схемы, полагая на место "объекта" схему субъективированного действия с знаниeвым и волевым механизмами реализации субъект-объектного отношения, при этом это отношение строится в ракурсе акта деятельности. Следует особо подчеркнуть дуализм отношения (знаниевый и волевой) и двойной знаниевый обвод, что позволяет для интерпретаций использовать понятие категории (схему "квадрата"). Эта схема используется достаточно часто при конструировании и проектировании оргуправленческих практик, так как оргуправленческая деятельность (деятельность субъекта) может трактоваться как деятельность над деятельностью (Д-2 над Д-1), и, в частности, при проектировании организационно-деятельностных игр. (Другой схемой ОДИ является та, что представлена 20-й фасетой ).
  (7) Схема рефлективного действия. Этой схемой мы осуществляем акцентуацию на связи 4-й и 6-й фасеток, а именно на ту ее особенность, которая выражается в введении в рассмотрение так называемого "внутреннего мира", который "помещается" (полагается) на особом "табло". Схема имеет рекурсивно-матрешечный вид и в восприятии реализуется в виде бесконечного потока, представлений.
  Это связано с тем, что на табло помещается два элемента - "субъект" и его "внутренний мир", что наделяет это табло качествами идеального зеркала. Схема называется схемой рефлективного действия по причине наличия у первого субъекта помимо "зеркала" еще и символа действия, также помещаемого в плане субъекта (Эта схема рассматривается подробно нами в статье "Характер силы в диалогическом пространстве. Статья первая. Мысль-коммуникация в парах в групповой работе" (см. Журнал исследования региональной жизни "Клуб-Конгресс", 1994, Љ 2, сс.5-31).
  (8) Рефлексивное самопредставление. Схема, подобная предыдущей, на табло субъекта которой помещаются два "элемента": сам субъект и "другой" в рефлексивном представлении субъекта. Эта схема неоднократно обсуждалась В.А.Лефевром и на ее основе построена практика рефлексивных исследований, перспективное направление развития методологии. В этой, схеме аккумулируются интенции, как рефлексивного выхода так и мыследействования, которые мы далее развиваем в описании строения фасеток 24-й и 28-й. Эта схема дает возможным рациональное толкование и схемы взаимоотношений и различных схематизмов коммуникативного отношения.
  (9) Гетерархированная структура оргуправления. Схема развивает описанную в фасетке 6-й схему организационно-технического отношения путем построения рекурсивного ряда "деятельностей над"; представляет собой матрешечно-процессуальную схему. Используется нами для пояснения техник оргуправленческого "скейлинга", вероятно, полезна для интерпретации взаимодействия локального регионального и глобального уровней мышления и мыслительного процесса продумывания последствий принятия решений. Используется и в менеджменте, как фирменном, так и в политическом.
  (10) Схема шага развития. Гетерархированность часто упоминается в паре с герерохронностью (с принципом одновременности мышления, то есть возможностью "перескоков" с одного временного модуса на другой). Эта схема обсуждается насколько нам известно с 1983 г. Элементами схемы являются три модуса временности - "прошлое", "настоящее", "будущее", - деятель, осуществляющий процедуру трансформации мира деятельностей из модуса "прошлого" в модус проектируемого "будущего" и учитывающий превращение естественной компоненты развития (от прошлого к будущему - по законам природы; система законов которой согласуется с принципами термодинaмики, а в логике - с законом исключенного тpeтьeгo), табло сознания деятеля и трит интенции, ретроспективная, проспективная и синтетическая - деконструктивная в смысле Жака Деррида, или трансформационная в духе конфигураторной техники Г.Щедровицкого (см. его работу "На пути к синтезу знаний"). На игре-конгресс "Время-Регион-Организация" эта схема использовалась в качестве интерпретативной к футурологической ориентации WFSF, изложенной ее президентом Пентти Маляска в его докладе на семинаре "Будущее Балтийского региона - Будущее России".
  (11) Управление развитием. Эта схема отличается от предыдущей тем, что если в схеме -шага развития деятель находился в позиции рефлективного управления процессом трансформации единого мира, пребывающего в трех модусах временности, то здесь мир деятельностей представляет собой сложный популятивный объект с нечеткими очертаниями (мир самообъективирующийся претерпевает действие субъективного видения и проектируемого действия). Естественная внутренняя связь этих ипостасей изменяющегося мира схватывается, вероятно, какого-то рода разновидностью теории хаоса (см. разнообразные предложения в методологических подходах синергетического профиля), а связь искусственно-техническая оформляется как процедура строительства будущего (см. 35-ю фасетку, приведенную в другой статье, посвященной будущему СМД-подхода). Управление развитием в этой интерпретации строится по принципам субъект-объектного отношения. Еще одним элементом этой схемы является табло сознания, на котором осуществляются объективные полагания онтологий будущего мироустройства. В известном смысле эта схема коррелирует и развивает схему рефлективного действия.
  (12) Схема взаимоотношений. В структуре первых двенадцати фасеток эта схема является "последней", то есть замыкающей эту первую группу. Если первая фасетка представляла схему субъект-объектного отношения (в духе Петра Абеляра), то эта схема являет собой интуицию субъект-субъектного отношения в системе интерсубъективной философии. Графически схема проста, насчитывает три элемента: субъекта ("Я"), субъекта ("Ты") и двойную стрелку их отношения (родовым определением которого является "любовь" в пифагорейском, христианском или в любом другом духовном значении). На 21-й фасетке эта интуиция получит свое дальнейшее обусловленной системой развертывания фасеточной структуры определение.
  2 СПИСОК ФАСЕТОК
  (13) Контекcт взаимоотношений. Чтобы определить основные принципы интерсубъективной философии, необходимо задать контекст основной интуиции, о которой мы вели речь в предыдущей части. Схема "контекста" определяет организацию интерпретативной работы и носит исключительно герменевтический прикладной смысл. В данном случае (когда мы рассматриваем историю одной важной категории - системы мыследеятельности - СМД) особую значимость мы придаем четырем контекстуальным полям, а именно: чистому мышлению, рефлексии, пониманию и мыследействованию. (Может быть, в известном смысле уместна параллель, которую мы отваживаемся сделать, между этими четырьмя полями контекста взаимоотношений и интенцией на объединение веры, разума, чувства и опыта, которую высказывает в своем интервью о.Романо Скальфи (см. Вопросы философии, 1991, Љ 5, с.88)). Этот контекст взаимоотношений и будет развертываться по разнообразным линиям в этой второй части фасеточной структуры Истории СМД-подхода. В замечании мы строим иной контекст взаимоотношений, который соответствует энциклопедизму мысли Древней Руси. Элементы как бы противолежат друг другу: "чистое мышление" противолежит "мыследействованию", "рефлексия" - "пониманию". Далее мы будем рассматривать схему взаимоотношений в не обращаемой постановке: субъекты "Я" и "Ты" отличаются тем, что "Я" определяется структурой активной позиции говорящего, а "Ты" структурой позиции восприятия текста (следующие две фасетки ).
  (14) Структура активной позиции говорящего. Схема представляет собой конфигурацию из двух элементов: позиции говорящего и текста, который он запускает в пространство мысль коммуникации. При композиции текста учитываются три контекстуальные составляющие: мыслительная, рефлексивная и мыследействовательная. Текст как бы сопрягает контексты, задавая определенную энергетику и напряженность диалогического пространства. Говорящий формирует определенного рода объективирующий план для того, кто будет участвовать в этом пространстве в герменевтической позиции.
  (15) Структура позиции восприятия текста (предгерменевтическая позиция). Эта схема была построена и анализировалась нами на Смоленской игре с деловыми людьми города (руководитель Александр В.Яновский). Важно, что в этой позиции участвуют позиционер и текст, который позиционер подвергает деконструкции (и разложению на некоторые смысловые организованности из контекстов: герменевтического, мыслительного и мыследействовательного). Следует обратить внимание на то, что восприятие текста есть акт акцепции некоторой смысловой энергии и требует от воспринимающего способности видения. Структура позиции восприятия текста имеет инфраструктурное сопряжение с позицией говорящего; эти две позиции задают двухфокусную эллиптическую энергетическую структуру мыслекоммуникации и общения двоих; через эту эллиптическую конструкцию полнота мыследеятельностного гиперконтекста обретает характер организма конкретных форм мысли.
  (16) Схема рефлективного самоопределения и рамочного полагания. Важная схема в топической организации мышления и деятельности; представлена тремя сферами: деятельности, рефлексии и мышления. Сфера деятельности графически оформляется как схема действующего субъекта, знаниевый обвод которой создается рамочным полаганием из сферы рефлексии. В сферу рефлексии еще надо войти, это вхождение происходит в рамках одного полипроцесса, второй составляющей которого является так называемая процедура рефлективного выхода. Эта процедура активно отрабатывается на групповых, индивидуальных и общих занятиях в ходе организационно-деятельностных игр или в ходе методологических семинаров. Сфера мышления организуется особо и отдельно от предыдущих двух сфер, она строится по принципам логики и имеет целью выработки мыслительного отношения к сфере деятельности. Триплет этих сфер и задает одно из представлений мыследеятельности.
  (17) Демократическая полисистема. На этой графеме представлена полисистема, состоящая из двух систем: понимающей и рефлектирующей
  "Полисистема сама себе определяет рациональное природопользование, - пишет в статье "Сознание, экология, политика: социофилософский и методологический анализ", 1988, Сергей Альбертович Григорян (см. Клуб-Конгресс. Журнал исследования региональной жизни. 1994 Љ 9),- т.е. ценности-цели, направления-тенденции, рамки, нормы, образцы и прототипы деятельности относительно экологической политики определяются в зависимости от имманентного функционирования дискурса между понимающей и рефлексирующей системами каждый раз оформляя свои результаты консенсуса в определенные социальные институты и структуры"
  В демократической полисистеме происходит дискурс между системой понимающей общественности и рефлексивной системой постоянно определяющейся власти.
  (18) Точка - фундаментальная философская категория. Эта графема чрезвычайно проста. В ней на белом поле проставлена одна точка. Эта схема многократно обсуждалась нами (особенно полно в "Провинциальном флэш-арте". НН:НАНИ, 1990, а также в докладе "История философской мысли от Аристотеля до наших дней и перспективы ее развития", НН, НАСУ, 1989). Несмотря на простоту и дефициентность в этой схеме кроются огромные ресурсы. Однако для рационального европейского сознания эта графема ничего не добавляет: она столь же банальна как буддизм.
  (19) Контекст мысль коммуникации. В этой графеме соединены две структуры: активной позиции говорящего и позиции восприятия текста. Позиция, предваряющая позицию говорящего, задается графемой 8-й фасетки рефлексивного самопредставления, той же графемой помечается и предгеременевтическая позиция слушающего.
  Знак, изображающий энергию текста, исходящего от говорящего, "упирается" в некоторый коммуникативный барьер. Знак, изображающий энергию текста реконструируемого, от этого барьера исходит (иначе говоря, повернут к этому барьеру другой стороной). Мысль-коммуникация сопровождается двумя выстилающими действительность коммуникации пространствами: мышления и действования.
  (20) Организационно-техническая схема организационно-деятельностной игры. Эта схема обсуждалась как некоторая организованность, имитирующая "большую" социокультурную ситуацию. По форме и по духу она напоминает схему категории (5-я фасетка), и представляет собой: снизу - ситуацию, имитируемую, в середине - ситуацию имитирующую (игровой плацдарм), вверху - ситуацию в оргуправлении. Эта схема является очень эффективной, как в герменевтическом плане, так и в плане организационном. (Существует большая литература с обсуждением этой схемы ).
  (21) Схема строения европейской мысли. Основывается на идеях Флоренского и имеет несколько интерпретаций: ономатологическую, стилистическую, энергетическую. (См., к примеру, работу: Светлана М. Аристова. Петр М. Королев 'Характер силы в диалогическом пространстве. Мысль-коммуникация в парах в групповой работe. - СПб: Клуб-Конгресс, Љ 2, 1994 г.)
  (22) Схема взаимодействия общественных и государственных систем
  Схема представляет собой "реактор" общественного бытия: проявление сил, их демонстрация, формирование политической действительности; который конфигурируется с двумя инфраструктурами: культурной географии, построяемой на принципах, подобных принципам хозяйственной географии Александра Левинтова, и обменной, "коммерсиальной" инфраструктуры. Первая формирует знаниевые конструкты бытия, вторая строит планы действий в рамках построенного и освоенного бытия, а также высвобождения потенциальной энергии его.
  (23) Схема коэволюции: инструментальная теория. Эта схема отталкивается от идеи "коэволюции", высказанной Вернадским, а в наше время обсуждаемой Никитой Н. Моисеевым (Инструментализация осуществлена нами и описана в статье, опубликованной в одном из выпусков "Клуб-Конгресса"). В этой схеме выделены шесть ситуаций: нынешняя хаотическая, постиндустриальная технологическая, ситуация образовательного общества, будущее, и проектно-программное "грядущее", все это рассматривается в рамках некоторой аксиологической ситуации. Схема нарисована на схеме шага развития и носит характер содержательного наполнения некоторого идеала целостного мировоззрения.
  (24) Схема мыследеятельности. Эта схема является "ключевой", категориальной, в ней выкристаллизовались основные интуиции сложного почти полувекового пути развития отечественной и мировой философской мысли. (Ее часто связывают с именем Георгия Петровича Щедровицкого, вероятно, потому, что он был первым опубликовавшим ее (совместно с С.И.Котельниковым в сборнике "Нововведения в организациях", М. 1982)). За исключением последних трех фасеток, явно перегруженных содержанием, все остальные ("формальные") так или иначе "вынимаются" из этой категориальной схемы мыследеятельности.
  Замечание. В параллели с фасетой 13-й и полученной схемой мыследеятельности хочется совершить некоторый мыслительный экскурс в историю и обратиться к Изборнику Святослава 1073 года. (Представление которого на заседании Академии наук в Санкт-Петербурге сделал А.С.Пушкин в 30-х гг. XIX века). Исследуя средствами CМД-методологии основание и типологию русской энциклопедии ХI века, представленной образами целостного миропонимания (и целостными предметами) творческими образами Георгия Хуровского, о которых упоминает Изборник великого князя Святослава 1073 года, мы вышли на следующее расширительное толкование схемы мыследеятельности, графему которого мы приводим. (Графемы в тексте книги не содержится). Центральная фигура изображает конфигуратор восьми целостных предметов ("о естестве", "о собстве" и "о лице" - заштрихованный круг; "о различии" - окружность; "о случании" - нижняя дуга; "о сyпротивных" - взаимодействия круга с дугой; и "о оглаголеемых"- рамка сверху). Фигура слева представляет собой 12 творческих образов, именно: "инославие", "метафора, превод", "напотpебие" и "приятие" (левый четырехугольник); "преходное", "взврат" (V-образная фигура вверху); "спpиятие", "снятuе". "Именотворение, onomatopeia", "створение" (правый четырехугольник); "въименопомество", "отъимение, mеtоnуmia" (нижняя V-образная фигура). Фигура справа представляет собой конфигуратор 12-ти творческих образов Георгия Хуровского, а именно: "вспятословие", "округлосовие", "нecтaток", "издрядие" (четырехугольник справа); "лихоречие" и "пpитча" (верхняя V-образная фигура); "приклад", "отдание", "лицетворение", "съловъ"(четырехугольник слева), "поругание, irоniа" и "вид" (нижняя V-образная фигура). Последний элемент представляет второй, ресурс "случания". Движение ума в этом конфигураторе идет справа налево и сверху вниз, что может интерпретирововаться (в антиномическом полагании схемы МД) как создание мыследeдействовательного плана, обеспечивающего чистое мышление и запуск процесса творческого воображения на конфигураторе-1 (в плане чистого мышления - "преходное", "взврат"). Обводы конфигураторов означают "комментарии"; общая рамка нашего представления - "последословие". Возможно и многомерное представление этой картины.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"