"Нельзя забивать голову всякими выдумками" и "мир нужно познавать по существу: объективно, научно, на основе объективных законов". Я знаю множество взрослых, которые так говорят. Но если обратиться к людям, которые всеръез занимаются научной работой, они скажут, что наука и не претендует на познание мира по существу. А все, на что она способна, это строить субъективные, не очень точные модели действительности.
Изложение материала всегда строится на верованиях преподавателя. Что же касается меня, то я придерживаюсь скорее традиционной христианской позиции, что мир, вообще то говоря субъективен. Нет, я, конечно, не имею в виду, что он является субъектом, а говорю о том, что он субъективен по структуре своей внутренней организации, потому что является продуктом Субъекта. И наиболее адекватным его познанием как раз и является субъективное познание. Потому что иначе выпадает целый ряд личностных категорий, и общая картина мира сильно уплощается, становится очень примитивной. Он скорее напоминает работу, написанную художником. Существует то она объективно, но по структуре внутренней организации субъективна, потому что создана личностью. Конечно, мы можем исследовать ее с точки зрения законов спектральной организации или, например, геометрической симметрии. Можно изучать и симфонию Бетховена с точки зрения акустической физики. Но вряд ли тогда сможем претендовать на то, что мы ее поймем.
Объективное познание так же имеет свое место в объеме оценочных категорий. Возможно, это будет легче себе представить позднее, в частности, после разбора главы о человеческой личности.
В поданом мире хоть, конечно, и можно выделить техническую закономерность творения, в частности симметрию линий, но эта закономерность не обуславливает не смысла не общей идеи, ни внутренней сущности поданных образов. Скорее наоборот, она создана так, чтобы их обеспечивать. Линии симметричны, потому что Создатель захотел нарисовать их так. Но Он мог бы подать их совсем иначе и в них тоже, возможно, была бы своя симметрия, свои законы. На самом деле для того, чтобы понять мир, куда важнее увидеть смысл и назначение которое вкладывает Личность в свое творение. Научиться видеть это главное и оперировать им в своем творчестве, в этом я вижу честный и не предвзятый здравый реализм и основу для формирования сознательной творческой индивидуальности. И это, не непонятные детям взрослые умствования, а естественное осознание (Совместное знание. В русской религиозной традиции совместное с Богом знание.) реальностей мира. И по-другому следовать, я бы сказал, даже не безопасно, поскольку, как прекрасно выразилась четырехлетняя Мая "Лес заблудительный, однойнельзяходительный".