Аннотация: Рецензия на книгу Дмитрия Казакова "Чёрное знамя"
Попробуйте заменить Германию, разбитую на поле боя Первой Мировой на Россию. Причём - на такую, где не случилось позора русско-японской войны; на такую Россию, где Николай Второй потерял трон в результате монархического зхаговора и уступил престол более решительному монарху.
Эта страна тоже лишилась части своих территорий - там тоже знали слово "гетманщина", тоже испытали потрясение буржуазной революции... только вот продолжения в виде Октября не случилось. И вот оратор в душной зале произносит речи, которые сделали бы честь и Бенито Мусоллини.... и в пламененых его периодах возникает новое словосочетание - "евразийская родина",
А дальше? А дальше всё предсказуемо. В романе Дмитрия Казакова мы с лёгкостью узнаём приметы Третьего Рейха, идеология которого замешана на евразийской идее, на топоте копыт Чингизовых орд, на Империи до последнего моря.. И угадываются где-то на далёких среднеазиатских окраинах вечные враги-англичане, и сражаются где-то в океанах эскадры...
Столица новой Державы - Казань, древнее ордынское гнездо; Образ бородатого старика с монуменнта вполне заменила фигура Чингисхана, а чиатель легко узнаёт описанные ещё Яном правила Ясы в новых, преобразованных в угоду времени законах этой страны. Новые порядки - новая лексика; и это не лукавый оруэлловский новояз, а древние, полузнакомые и нам слова - "нойон", ""пайцза"... Воистину, трансформация языка неизбежно влечёт за собой и трансформацию сознания, и, как следствие - и пространства и времени. И пусть сделано это "не взаправду" - символы вполне заменят людям реальность.
Олег Одинцов, центральный герой книги - журналист. Специалист по пиару, пропагандист, агитатор - представитель профессии, необходимой в любой Импери ничуть не меньше жандармов, лётчиков и комбатов. Именно он создаёт эти символы, он меняет реальность и восприятие сограждан - сначала на уровне слов, потом понятий, потом целых смысловых конструкций, внедряя в сознание любого рода... нет, не дезинформацию - скорее, иллюзии. Поскольку именно на этом уровне рождается реальность новой Державы, именно в словах, а значит - в отчеканенных в лозунги иллюзиях существует она в первую очередь - а уж потом превращается в шестерёнки державного механизма.
Фашизм. Мрак. Связка фасций с азиатским чеканом вместо ликторского топорика. Именно к этому привела Россию а заодно и половину Азии ПНР - "Партия Народов России". Главный герой вступил в неё ещё давно, на заре революционных бурь - и стал с тех пор послушным и ценным инструментом властной пропаганды. Он, как классный специалист, в меру циничен - прекрасно различает внедрённые им и его коллегами идеологические штампы от тех мыслей, что родились у человека в результате столкновения с окружающей действительностью. И - отлично умеет манипулировать и тем и другим.
Основное действие происходит в 1938 году, и связано оно с расследованием деятельности некоего подпольного "Ордена Розенкрейцеров" (так и тянет сказать - "жидомасонов"). Главный герой, ветеран "партии" принимает тв нём самое активное участие. Рассказ перемежается своего рода вставками-воспомнаниями, рассказываюшими о том, как медленно, но неотвратимо ПНР меняла облик России и всё дальше уводила её от известного нам витка исторических линий.
Альтернативная история? Несомненно. Роман-предупреждение? Пожалуй, да.., особенно если учесть, что в этой реальности Великая Империя ведёт войну со всем Западным миром вкупе с САСШ - претензии на мировое господство никуда не делись. И снова узнаваемые символы - могучая имперская индустрия за Уралом, в Сибири, отлаженая до совершенства школа пропаганды... и тут у меня, читателя возникает вопрос - зачем? А то мы не знали, что любая эффектная, объединяющая идея, применённая к раскачанной внутренникми катаклизмами и военными поражениями стране , испытавшей шок национального унижения ничуть не хуже, чем фашизм дуче или нацизм бесноватого Шикльгрубера? И идея евразийства в этом плане ничуть не хуже. Евразийство - так евразийство; пойдёт и оно. Вместо "курицы" с нацистских штандартов здесь символы Чингиза - а остальное всё по прежнему. Кстати - и лагеря для коммунистов, эсеров; найдётся место и гомосексуалистам, а как же? А так же тем, кого в России именуют национал-предателями. Неужели вы думаете, что в такой истории обойдётся без лагерей?
А вот Бога у новых евразийских адептов места предсказуемо не нашлось. Тут автор совершенно прав: тот, кто посвятил себя Державе, Богу молиться уже не может. Просто - не осталось места в душе. Занято.
Повторю вопрос к автору - зачем? Нет, я бы понял, появись такой роман где-нибудь в 80-х - 90-х; тогда бы он вполне тянул на эдакое предупреждение; в конце концов и Перумов ведь написал свой "Крест на рукаве". Но - сейчас? Неужели вполне приличный в общем-то автор решил присоединиться к когорте тех, кто усиленно поливает сами понимаете чем нынешние усилия нашей страны? Выбрав при это не самый, наверное, предмет для критики - евразийское учение?
Нет, литература, я всё понимаю... роман-предупреждение. Но сколько же можно пугать читаеля призраками русского фашизма? Да ещё и замешав его на евразийстве? Сдаётся мне, что этот скелет в шкафу уже давно сгнил.
При этом - альтернативно-исторические составляющие произведения выше всяких похвал. Неудивительно, что роман удостоен премии Роскон 2015. И история и "текущая реальность" евразийского рейха выписаны выпукло и достоверно, что до характеров персонажей - читатель нисколько не удивляется финальному самоубийству главного героя, потому как - что же ещё ему остаётся? Достовено. Натурально. Хотя от детективной линии читатель ждёт и большего - но увы, обманывается. Она достаточно быстро становится ясна, прозрачна, лишаясь какой бы то ни было инриги. Впрочем - не страшно. Главный предмет повествования - несомненно, политическя история и только она. Остальное - скупо, побочно и необязательно. Автор, если честно, и сам не замечает, ка кскатывается в банальный перепев точно таких же идеологических клише, которые так умело плодят его персонажи. Причём - эти клише давным-давно навязли у нас на зубах, вот ведь неприятность какая...
Тут, пожалуй, следует привести оценку, данную роману на одном из форуме одного сопредельного государства:
Читайте Казакова, хлопцы! Из его книжек вы точно узнаете, когда на Москальщине наступит полный гаплык!
(Стенограмма выступления лауреата премии "Антимоскаль" Степана Заливайченко на фестивале фантастики "Зоряный Тернополь"-2015)
Казаков, Д.
Черное знамя
Серия: Другая история
Издательство: Севастополь: Шико"; М.: "Снежный Ком М", "Вече".