Аннотация: Более подробные пояснения, какие рассказы будут считаться "хорошими" и почему. Ответы на часто задаваемые вопросы.
Необходимые пояснения.
Журнал 'Химия и жизнь' выходит 12 раз в год и публикует по одному рассказу в номере (основной объем журнала занимают научно-популярные статьи). Вместе с тем, у 'Химии и жизни' есть электронный адрес, который легко найти в сети - в многочисленных списках 'изданий, время от времени публикующих фантастику или вообще что-то типа этого'. Дальше понятно: в журнал приходят сотни фантастических произведений, из которых бывают опубликованы единицы. Больше двенадцати вещей в год мы не можем взять при всем желании - можем только меньше, если в каком-то из номеров фантастики почему-либо не будет. Вдобавок многое из присланного совсем нам не подходит. (Ибо не все распространители адресов добавляют в свои списки информацию о том, КАКУЮ фантастику публикуют эти издания, хотя бы о жанре и объеме.) Результат очевиден: много нерезультативной работы для нас, много напрасного ожидания и обид для авторов. Конкурс - попытка изменить это положение.
Какие рассказы нам нравятся?
Основные требования вытекают из специфики журнала.
В конкурсе может участвовать любой рассказ, написанный на русском языке. К рассмотрению принимаются рассказы неопубликованные или опубликованные небольшим тиражом (до 1000). Сетевые публикации, как сказано выше, препятствием не являются. Участие в конкурсах - тоже. Но подумайте сами, имеет ли смысл выставлять рассказ, если в прошлый раз он занял 62 место и вы обязаны всех об этом проинформировать в заявке? Не проще ли дать новый рассказ, без 'темного прошлого'?
Объем
Больше 6 журнальных страниц под фантастику мы не выделим! Посему минимальный объем - 8000 знаков С ПРОБЕЛАМИ, близкий к максимуму - 25000. Но мы будем считать объем по конвертору СИ, поэтому пределы указаны несколько иначе: 10- 30 кб. Именно в этот размер надо вписаться. И не говорите, что это невозможно. Большинству рассказов сокращение только на пользу.
Тематика
Журнал у нас научно-популярный, поэтому мы всегда рады видеть на своих страницах писателей, работающих в жанре научной фантастики, тех, кто пишет об ученых, науке, открытиях, изобретениях - о будущем цивилизации, которое создается в настоящем. Не исключены футурология, киберпанк, философская фантастика, историческая фантастика, альтернативная история, сказка или притча. У классической фэнтези (рыцари-принцессы-эльфы-гномы-драконы-маги), увы, немного шансов на публикацию в ХиЖ. Хотя такие случаи в нашей практике бывали, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Если автор имеет основания полагать, что его фэнтези-мир достаточно интересен и способен увлечь нашего читателя, то может попытаться. Но не говорите, что вас не предупредили: на этом конкурсе победить с мечом и магией будет нелегко, лучше использовать другие виды воздействия. Не рекомендуем также присылать 'потоки сознания', бессюжетные и бессодержательные тексты.
Аудитория журнала - ученые (в основном представители естественных наук), студенты, школьники. Отсюда дополнительные рекомендации.
1). Помня о младших читателях, настоятельно просим авторов: не присылайте порнографию и жесткий ужастик. Оптимизм, пессимизм, реализм, цинизм или вера в светлое завтра - на ваше усмотрение, но от экстремально жестких сцен лучше воздержаться. Это не означает, что мы отрицаем жестокость в искусстве, это означает, что неаппетитные эпизоды не приветствуются на данном конкретном конкурсе. Пожирать живьем, свежевать, расчленять и насиловать в извращенной форме просьба в других учреждениях. И матом не ругайтесь попусту, без достаточно веских (не для автора, для читателя веских!) эмоциональных обоснований.
2). Приветствуются динамичный сюжет и оригинальность. Крайне желателен высокий литературный уровень (т.е. не только отсутствие грубых грамматических ошибок, но и уверенное владение словом). Зверствовать и проверять тексты со спелчекером и справочником Розенталя координатор не будет. Ибо нет человека, который всегда точно знает, нужна ли запятая перед тире. Но 'жи-ши' все же лучше писать с гласной буквой 'и', а слова 'посветить' и 'посвятить' не употреблять как синонимы: 'посветил фонарем - посвятил себя литературе', не наоборот! Малограмотный литератор - это нонсенс.
3). Если для восприятия рассказа читателю необходим определенный запас знаний (хотя бы в масштабе средней школы), ненулевой коэффициент интеллекта, способность к логическому мышлению - это скорее будет отнесено к достоинствам, чем к недостаткам.
4). Просьба воздерживаться от адресных политических выпадов. В высокохудожественной форме освещать недостатки того или иного политического курса или общественного устройства - можно. А вот вводить в рассказ президента Дорожина, партию КПФР, политика Богоявлинского и олигарха Осиновского - не надо. Дурной вкус. Если автора обуревают гражданские чувства, это похвально. Но всегда можно выразить их без толстых намеков (которые, кстати, уже через десяток лет никому не будут понятны) и переходов на личности. А вообще-то наука в рассказе нас обрадует больше, чем политика.
Как определить, какая сцена жесткая и какой литературный уровень достаточно высок? - Приблизительное определение можно произвести с помощью собственного литературного вкуса. Более точно это сделают координатор и жюри. ;-) Напоминаем: координатор имеет право отказать в приеме рассказа не только в том случае, если объем и жанр текста не соответствуют условиям, но и в случае злостного нарушения четырех предыдущих рекомендаций. Особенно первых двух. Тупая чернуха и малограмотные сочинения будут отсеваться беспощадно.
Попытки обсудить этот момент с организаторами- 'почему да почему так недемократично и негуманно, кто дал вам право не пускать поиграть хорошие рассказы из-за таких пустяков' - будет приравнено к флейму. Цитируя Козу Ностру, 'организатор не обезян'. Организатор никому и ничем не обезян! Наш конкурс, что хотим, то и делаем. А негуманное отношение к авторам в то же время является гуманным отношением к жюри. То есть, в случае двухтуровой системы, - к авторам же.
Еще напоминаем: главной целью конкурса является отбор рассказов для 'Химии и жизни', а выяснение, чей рассказ самый гениальный, и улучшение общего качества фантастики в мире и его окрестностях - это по мере возможностей. Наши предпочтения некоторым любителям фантастики могут показаться странными. Возможно, победят совсем не те рассказы, которые заведомо победили бы в других местах. Бывало, что журнал отвергал хорошие рассказы и печатал другие - не самые блестящие, но вызвавшие у нас симпатию. Поэтому жалобы вроде 'зачем вы выбрали этот отстой' и 'почему вы не премировали этот супер-мега-хит' также не будут рассматриваться всерьез. Конкурс затеян в интересах журнала и потому субъективен. А супер-мега-хиты авторам никто не помешает послать в другие редакции. Как показывает практика, хорошие конкурсные рассказы свои места всегда находят.
Дополнительные советы авторам научной фантастики
Хотя журнал и называется 'Химия и жизнь', это не значит, что писать для нас можно 'только про химию'. 'Химия и жизнь' - это и биология, и медицина, все, что по-английски зовется life science. Таким образом, в ваше распоряжение поступают генная инженерия и прочая биотехнология, физиология мозга, геронтология, биоинформатика и множество других полезных для фантаста вещей. Но нам интересны также материаловедение, инженерия, нанотехнология, фемтохимия, освоение космоса, глобальное потепление, утилизация отходов... да, в общем, мир устроен так, что, куда ни ткни пальцем, попадешь либо в химию, либо в жизнь, поэтому в выборе НФ-тем можно не стесняться.
Глубина проработки научного аспекта - на усмотрение автора. Но сразу предупреждаем, что грубые ошибки будут наказываться снижением балла. Например, если героя клонируют как овечку Долли, необходимо помнить, что клон героя не родится взрослым, а жизненный опыт при клонировании, вообще говоря, не передается. Тем же, кто будет писать о нанотехнологиях, желательно иметь в виду, что размеры менее одного ангстрема - это уже не нанотех, а ядерная реакция.
ВАЖНО: одно лишь упоминание модных научных дисциплин не делает рассказ научной фантастикой. Мало заявить, что герой у вас генный инженер, если он на свою работу в рассказе не пойдет, а станет ухаживать за обычной, не модифицированной генетически девушкой. Повесил ружье на стенку - учись стрелять. Не умеешь стрелять - не вешай ружья.
Ответы на часто задаваемые вопросы
'Химия и жизнь - 21 век' - это та же самая 'Химия и жизнь', что была при Советской власти?
- Да, та же самая.
Как, разве 'Химия и жизнь' еще существует?
- 'Не дождетесь!' (с) Существует, и даже тираж растет. Серьезные материальные проблемы у журнала были в начале 90-х, но то же самое может сказать о себе любой гражданин и любое учреждение в нашей части суши. Теперь, не сглазить бы, все нормально. Выходим ежемесячно, гонорары платим. А вот подписку по республикам - Украину, Белоруссию - мы практически потеряли. Но для украинских и белорусских авторов, пишущих по-русски, в этом есть плюс: даже хорошие публикации по месту жительства не являются препятствием для публикации в 'Химии и жизни', потому как аудитории заведомо не пересекаются.
Какое отношение к вам имеет АНН 'ИнформНаука'?
- Это дочернее предприятие ХиЖ, хотя сейчас в это с трудом верится - такая большущая выросла 'дочка'. Коллективы журнала и агентства российских научных новостей 'ИнформНаука' в значительной мере пересекаются, сотрудники журнала пишут новости для агентства, и обратно - новости 'ИнформНауки' печатаются в каждом номере журнала. Фантастику 'ИнформНаука' не публикует. (Ну, по крайней мере, старается не публиковать... ;-) - Примеч. ЕК)
Где можно купить журнал?
- В Москве - в киосках Университета и некоторых профильных институтов, в больших книжных магазинах и, естественно, в самой редакции. Подробности на сайте: www.hij.ru , там же есть и электронная версия журнала.
Почему вы обещаете напечатать не десять и не двенадцать рассказов-победителей, а только три?
- В 'Химии и жизни' традиционно велика 'роль личности в истории'. Применительно к литературному отделу - это роль Бориса Аркадьевича Горзева. Его представления о том, какая фантастика нужна 'Химии и жизни', - самые правильные. (Он же не учит других сотрудников редакции, какие статьи по биохимии и астрономии им готовить!) Можно допустить, что первые три рассказа-победителя понравятся и ему тоже, но за десять ручаться уже нельзя. Поэтому отбор рассказов для журнала будет проводиться по системе 'царь я али не царь?!' - будет опубликовано столько рассказов, сколько пожелает завлитотделом, какие бы места в топ-листе они ни занимали. Вот такие мы отпетые монархисты. В утешение добавим только одно: чем меньше будет выбрано рассказов, тем раньше начнется следующий конкурс.
Я не хочу участвовать в конкурсе, можно прислать вам рассказ прямо в редакцию?
- Нежелательно, потому что вас все равно переадресуют сюда. Вне конкурса журнал сейчас рассказы не рассматривает. Исключения делаются лишь для наших постоянных авторов. С другой стороны, если кто-то из постоянных авторов захочет развлечься и поиграть на общих основаниях - будем рады. (Это НЕ КАСАЕТСЯ авторов, входящих в состав жюри данного конкурса: они не имеют права выставлять свои рассказы.)
Я сократил рассказ для конкурса, можно ли будет представить в журнал полный вариант, если он ненамного больше?
- Когда нам понравится сокращенный вариант, тогда и обсудим.
Вы иллюстрируете фантастику?
- Да! Если будет публикация, то будет и картинка. Но сразу предупреждаем, что эксцентричность талантливых художников 'Химии и жизни' еще при прежней власти вошла в поговорку...