Внимание! Это ирония, местами переходящая в сарказм
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Константин Костенко
Внимание! Это ирония, местами переходящая в сарказм.
(Фантастическая повесть для театра с оптимистическим финалом)
2022 год
День. Кабинет заведующего спецлабораторией.
Входят двое: завлабораторией Юрий Олегович Долгоносик (51) и Сергей Андрианович Вихоткин (37), майор разведки.
- Нужно будет внедриться в их среду, Сергей Андрианович, перенять свойства. То есть стать одним из них. Сможете?
- Постараюсь, Юрий Олегович.
- Вы уж постарайтесь. Произошла катастрофа, Сергей Андрианович, всё пошло не так, как мы задумывали, но эксперимент продолжается. Мы продолжаем изучать этих людей, но это взгляд, как говорится, сторонних наблюдателей, а мне требуется, чтобы кто-то мог передавать сведения изнутри. Для этого я и попросил ваше руководство кого-нибудь откомандировать. Вы ведь знаете, мы тесно сотрудничаем с вашей структурой.
- Да, знаю.
- Во все времена, Сергей Андрианович, военные и ученые мужи шли рука об руку. Так двигался прогресс. Мне порекомендовали вас. Сказали, вы один из лучших.
- Надеюсь.
- Вам уже знакома история вопроса?
- В общих чертах.
- Около двух лет назад нашей лаборатории дали задание: вывести особый сорт человека. Начисто лишенного иронии. Почему? - спросите вы. В целях безопасности, Сергей Андрианович, предохранительная мера.
- Знаю.
- Хотелось довести состояние общества, его ценностную и нравственную основу до определенного состояния и всё это надежно законсервировать. Надолго, желательно навсегда. Само собой, всё для блага людей, как же иначе. Так планировали там, наверху. Предполагалось, что выведенный нашей лабораторией тип человека будет в необходимой мере серьезен, безукоризнен, с устойчивыми мировоззренческими установками... Ирония ведь всё способна подтачивать на корню, вы же понимаете.
- Согласен.
- Поэтому и хотелось, сделать такого человека, который бы свято и в течение длительного времени чтил всё, на чем базируется общество. Такие категории как мораль, государство... Не хотелось бы, чтобы всё со временем было цинично обсмеяно, Сергей Андрианович.
- Понимаю, Юрий Олегович.
- Ведь как это бывает. Сегодня ирония, завтра глумливый смех, шутки... Послезавтра сомнения, придирки... И вот всё рушится и ломается. Где корень всего этого?
- В иронии?
- Совершенно верно. Теперь-то вы понимаете, какой злостный компонент мы должны были удалить из нашего нового человеческого типа?
- Всё понятно, Юрий Олегович. Полностью с вами согласен.
- Но, к сожалению, не так просто делается то, о чем легко говорится. Как удалить из человека иронию? - спрошу я вас.
- Ну, вы же все-таки сделали.
- Извините меня, Сергей Андрианович, но это не аппендикс, не грыжа. Скальпелем так просто не отсечешь.
- Вы, кажется, покопались в мозгах какого-то писателя.
- У вас верные сведения. Я и мои сотрудники пошли следующим путем. Мы подумали: а не найти ли нам для начала экземпляр, над которым природа уже достаточно потрудилась? То есть пойти, как говорится, от готового продукта.
- Разумно.
- И такой человек обнаружился.
- Щекатурский?
- Мне нравится, что вы так хорошо осведомлены.
- Пришлось.
- Совершенно верно. Иван Станиславович Щекатурский, писатель-реалист, убежденный марксист и государственник. Лауреат Сталинской и Ленинской премий и автор нашумевших в свое время книг: "Огнедышащий зверь", это о сталеварах, и эпическая поэма "Ночной звонок в ЦК партии". Читали?
- Не довелось.
- Мне, откровенно говоря, тоже. В полном объеме, имеется в виду. Исключительно в научных целях пролистал страниц тридцать. Ужасная революционная тягомотина, между нами говоря.
- Бывает.
- Но это было только на руку. Как нам стало известно, Иван Станиславович всегда был настолько серьезен, что это, пожалуй, доходило до аномалии. Мы узнали, что ни разу не было замечено, чтобы он смеялся или шутил. То есть, как вы понимаете, ирония в мозгах этого мастера реализма даже не ночевала.
- Интересный случай.
- Нашли его, уговорили пожить у нас при лаборатории. Это уже был довольно почтенного возраста дедуля.
- Девяносто семь лет, кажется.
- Да, и всё было совершенно так, как нам описали: ни юмора, ни иронии. Мало того, с годами это усилилось и обострилось. Его серьезность перетекла в злобную желчь и перманентную сварливость. Ох, и пришлось же нам с ним повозиться!
- Представляю.
- Обследовали мы его в течение года. Пытались доискаться: с чем же связано отсутствие у него иронии. С особенностями обмена веществ, со строением мозговых долей? Сложно было понять. А потом, когда он совершенно неожиданно для нас почил в бозе, мы решились, казалось бы, на самое примитивное: выцедили из его шишковидной железы немного экстракта. Надеялись обнаружить там что-то вроде "гена серьезности".
- Я знаю, у вас вышло.
- Совершенно верно, Сергей Андрианович. Мы были поражены. - Долгоносик демонстрирует колбу с заспиртованным мозгом. - Вот он, кстати, можете взглянуть.
- Мозг писателя?
- Вот здесь, глядите: надрез. Удален эпифиз. Эта штуковина была пущена в дело. И, как оказалось, нужный нам ген, или лучше сказать "вещество", имело место быть. Мы открыли его. Правда, здесь, в стенах лаборатории, исключительно между собой мы иногда называли его "геном тупости". Но это, как говорится, к делу не относится. О побочных эффектах чуть позже. Итак, наш лауреат литературных премий, как мы полагали, прожил свою жизнь не зря. Его книги о сталеварах и тэ дэ на данный момент порядком забыты, но "ген серьезности", который мы получили, должен был послужить высоким целям. Так мы думали. К несчастью, все обернулось совсем по-другому.
- Да, печально.
- Как это и должно быть в исследовательской работе, первоначально мы испробовали "ген серьезности" на крысах. Крыса, надо вам сказать, тоже обладает некоторой долей иронии. Игривое, остроумное существо.
- Не сомневаюсь.
- После введения в их организм частички Ивана Станиславовича наши питомцы стали, как говорится, более степенны: прекратилась возня в клетках, баловство... Крысы стали вдумчивы и серьезны. Мы решили, что пора переходить к опытам на людях. К тому времени уже было подготовлено синтетическое вещество, по своим характеристикам сходное с тем, что нам удалось выцедить из мозгов Щекатурского. Был найден доброволец. Он был предупрежден о последствиях, был подписан договор о неразглашении. Это был один из наших лаборантов.
- Знаю.
- Мы за ним тщательно наблюдали. Вскоре он также прекратил шутить, улыбаться... В бровях появилась - знаете, такая - внушительная насупленность. Мы уже праздновали победу. Но всё вдруг переменилось.
- Насколько знаю, ваш подопытный по ошибке вколол этот ген заключенным ИТК, расположенной по соседству.
- Да, всем без исключения вместе с сотрудниками охраны. Нужно было срочно вакцинировать всех от дифтерии. Их врач на ту пору уволился, обратились к нам. Естественно, ни о чем не подозревая, мы отправили нашего бывшего подопытного. Кто мог подумать, что всё так обернется. Ведь, казалось бы, положительный, серьезный человек.
- Думаете, он сделал это по ошибке?
- Всё было проверено, Сергей Андрианович. Ваши люди были здесь, вели с ним долгие беседы. Пришли к выводу, что он просто спутал емкости. Перед ним на столе были ампулы с вакциной от дифтерии и точно такие же с геном серьезности. Он перепутал их. По причине чрезвычайной глупости. Поймите, мы ведь не думали, что последствия дадут о себе знать гораздо позже. Нам следовало бы умерить восторги и слегка повременить, понаблюдать еще какое-то время... Но кто знал, Сергей Андрианович, кто знал.
- Мда.
- Ведь, как оказалось, вместе с иронией исчезает не только способность к осмеянию и глумлению. Вместе с этим подвергаются атрофии и разрушению многие важные качества человеческого ума: критическое и аналитическое мышление, способность трезво и адекватно оценивать себя и окружающую обстановку, катастрофические нарушения памяти... Откуда нам было знать, что, приобретая предельную серьезность, люди безнадежно тупеют. Это, конечно же, была катастрофа. Всё, что было в Иване Станиславовиче Щекатурском, при извлечении наружу усилилось во стократ. Ладно бы мы загубили одного нашего лаборанта. Он мог бы стать мучеником от науки, святым. Но ведь по его милости - да и по нашей тоже, откровенно говоря - геном тупости было поражено без малого шестьдесят три тысячи взрослых, трудоспособных мужчин всех профессий и с самым различным культурным уровнем. Вы ведь понимаете, в тюрьмах содержится не только классический контингент.
- Само собой.
- Что теперь говорить, Сергей Андрианович, дело было сделано. Нужно было как-то устранять результаты.
- Резервация?
- Да, исправительное учреждение пришлось срочно очистить, а всех наших инфицированных, соблюдая условие строжайшей секретности, эвакуировать в спешном порядке. Родственникам были разосланы официальные уведомления.
- О том, что все они отравились.
- Пришлось наспех выдумать массовое отравление со смертельным исходом и неизвестным патогенезом. Приплели угрозу эпидемии... Вместе с вашим руководством мы пришли к выводу, что резервация неизбежна. Раз уж так вышло, что ж... Задача науки продолжать наблюдать за этими людьми. Надеюсь, мы узнаем о них еще много нового.
- Они на территории бывшего ядерного полигона?
- Да, Сергей Андрианович, территория засекречена, вдали от населенных пунктов. Туда вам и предстоит отправиться.
- Приказ есть приказ.
- Заметьте еще одну важную деталь. Эти люди, среди которых вам в скором времени предстоит поселиться, в очень большой степени склонны к внушению. Как я уже говорил, критическое мышление и ориентация в окружающей среде страдает, поэтому им можно внушать всё, что угодно. Но существует одна особенность.
- Тот, кто внушает, должен быть в их глазах авторитетен.
- Совершенно верно. Их не трудно водить за нос в мелочах, это доступно любому. Но если вы решили врать по-крупному... Хотя и это, надо сознаться, не представляет особого труда. Ведь по большей части они обращают внимание не на самого внушающего, а, так сказать, на атрибутику, символы власти и компетенции. Врачебный халат, военный мундир, служебное удостоверение... Лицо в телевизоре... Достаточно всем этим обладать, и вот уже люди, лишенные иронии, готовы смотреть вам в рот и глотать, будем так говорить, любую вашу ахинею. Сейчас, погодите, сами во всем убедитесь.
Выглянув за дверь, Долгоносик зовет:
- Товарищ Баранов, войдите, пожалуйста.
Входит человек без иронии.
- Постойте пока тут, в сторонке. И еще, Сергей Андрианович, чтобы вы понимали... Это связано со склонностью к внушению. Наши инфицированные... Вот, кстати, один из них.
- Я понял.
- Их нужно постоянно чем-то занимать, внушать что-нибудь грандиозное: большие планы, великие цели... Иначе эта их патологическая серьезность... Это делает их невероятно деятельными. Если пустить всё на самотек, боюсь, они разнесут этот мир к чертям собачьим. Разберут его со своими серьезными физиономиями на мелкие куски и не смогут собрать обратно из-за свойственной им недалекости. Взгляните, пожалуйста, на товарища Баранова. Вы ведь понимаете, что люди такого сорта...
- Да, да.
- Мутанты, Сергей Андрианович, психологически мутанты. И потом, чтобы вы знали: умерщвление иронии в человеке, помимо прочего, несет с собой невероятную агрессию. Любое неосторожное слово со стороны может спровоцировать мгновенную вспышку ярости. Вы ведь понимаете, каково это: беседовать с тупицами в шутливом тоне. Сам не знаешь, как и каким боком повернется в их мутном сознании любое сказанное вами слово.
- Ваша правда.
- Так вот, чтобы всего этого избежать, чтобы они в своей резервации не перегрызли друг другу глотки, а также для избегания других негативных последствий, мы вынуждены им постоянно что-нибудь внушать. Нагружать, так сказать, задачами и идеями. Само собой, всё это крупно, в масштабе. Их фантазия способна воспринимать только грандиозные, эпохальные предметы.
- Гигантомания?
- Да, что-то вроде. Причем, чем эти цели глупее и недостижимее, тем лучше. Бесконечный бег, так сказать, на месте по запутанной траектории. Мы пускаем, Сергей Андрианович, их дурную и отнюдь не созидательную энергию в кривое, безопасное русло. Для их же пользы, разумеется. Одним словом, скоро вы там окажетесь. Сами всё увидите.
- По-моему, у них там сейчас какая-то фабрика.
- Да, на это брошены все силы. Черт с ним, чем бы дитя ни тешилось, вы же понимаете.
- Конечно, Юрий Олегович.
- А сейчас небольшая демонстрация. Вы должны увидеть потенциал. Товарищ Баранов, подойдите, пожалуйста. Как думает, где мы сейчас находимся?
Баранов, повертев головой, неуверенно отвечает:
- Дом, квартира? Кабинет врача?
- Дом? Нет, скорее фюзеляж. Мы в салоне самолета, товарищ Баранов.
- Куда летим?
- К земле, товарищ Баранов. Стремительно падаем, вот-вот произойдет катастрофа. Срочно открывайте иллюминатор и зовите на помощь.
Баранов, распахнув оконную створку, кричит:
- Помогите!
- Кто услышит вас на высоте пять тысяч километров? Вы об этом подумали?
- Но вы же сами сказали...
- Что я вам говорил, Сергей Андрианович. Хорошо, товарищ Баранов, прыгайте.
- Куда?
- Вниз. Спасайтесь.
Баранов взбирается на подоконник.
- Да, но... Высоко.
Долгоносик сморкается в платок, передает его Баранову.
- Возьмите. Ваш парашют.
- Спасибо. А как же вы?
- Парашют только один, на всех не хватит. Прыгайте, товарищ Баранов, вы ценный экземпляр. Мы должны в первую очередь позаботиться о вашем спасении.
- Прощайте.
- Всего доброго.
Расправив платок над головой, Баранов прыгает в окно.
- Второй этаж?
- Да, он удачно приземлился. Целехонек. Видите, Сергей Андрианович? Вот к чему мы пришли в нашем стремлении всё улучшить.
- Простите, один вопрос.
- Я слушаю вас.
- Это заразно?
- Нисколько. Во всяком случае, воздушно-капельным путем и через прикосновение этого не передать. Но от переливаний крови и разного рода инъекций я бы на вашем месте, будучи там, все же воздержался.
- Ясно, спасибо. Этого уже не исправить?
- Чего?
- Этих людей. Они такими и останутся?
- Боюсь, что да. Процесс необратим. Мы, конечно, работаем над этим, но, боюсь, это не даст результатов. Всё испробовано, Сергей Андрианович. Трагедия, тупик... Увы.
- Ясно.
- Простите, еще раз вынужден напомнить... Вы ведь в скором времени будете на задании... Понимаете, нам хотелось бы, чтобы вы стали неотличимы от тамошних обитателей. То есть нужно органично влиться в среду. Знаете, как ученый-натуралист тщательно маскируется веточками и накрывает себя звериными шкурами. Всё для того, чтобы оказаться в самом центре стаи и наблюдать за повадками исследуемого вида.
- Я понимаю, Юрий Олегович.
- Простите, вы не чужды иронии?
- То есть имеется ли она у меня?
- Да.
- Не без этого.
- Ай-ай-ай! Как же это вы? Храните в себе такую потенциально опасную вещь.
- Это для внутреннего пользования.
- Не беспокойтесь, шучу.
- Я тоже.
- Но вернемся, как говорится, к нашим Барановым. Иронию, Сергей Андрианович, придется припрятать. На какое-то время, мой дорогой, придется превратить себя в дурака. Вы уже видели нашего подопечного. Можете представить, как это примерно выглядит.
- Да, я уловил суть.
- Еще не поздно отказаться, Сергей Андрианович, я пойму.
- Не сомневаюсь, Юрий Олегович. Но надо мной командование и приказ. Можете не волноваться, всё сделаю, как надо.
- Хорошо, договорились. А теперь оставляю вас одного, и, пожалуйста, еще раз внимательно всё изучите. - Долгоносик кладет перед Вихоткиным папки с документами. - Здесь вся история вопроса: характеристика инфицированных, повадки, особенности... Думаю, это понадобится.
- Спасибо.
- Это план так называемого города.
- Они считают, что живут в городе?
- Ну, конечно. Никто из них до сих пор не догадывается, что они подверглись инфекции и что это никакой не город, а безжизненная степь, застроенная временной бутафорией. Здесь же, как видите, прилегающие территории. Это фабрика, о которой вы упомянули.
- Юрий Олегович, простите, но почему "товарищ"?
- Что? А, вы про нашего парашютиста. Им так привычнее, Сергей Андрианович. Генетика, шишковидная железа.
- Понял, спасибо.
- Одним словом, читайте, вникайте. Не буду мешать.
Август. Ночь. Бывший ядерный полигон, степь.
Под крик сверчка к ограде из колючей проволоки приближаются Семен и Валентин (обоим по 25). Походная одежда, рюкзаки, в руках зажженные фонари.
- Я не знаю, кто они и почему их здесь поселили, - говорит Валентин. - Это же ядерный полигон.
- Но он закрытый, правильно?
- Ну, конечно. Давно не работает, всё заброшено. Сам наткнулся случайно на это место. Просто это как бы мой личный бзик, ты же знаешь: ядерные полигоны, города типа Чернобыля...
- Валя, это комплекс сталкера.
- Он самый.
- Говоришь, они здесь все сумасшедшие?
- Определенно. Дурдом на выезде. Я заметил, им можно впаривать любой бред. Главное, чтобы был убедительный взгляд и твердый голос. Ты должен вести себя естественно, ни за что не показывай волнения.
- Хорошо, постараюсь.
- Я сам буду всё говорить, лучше молчи.
- И что ты им скажешь?
- Что-нибудь. Будем импровизировать. Ну что, идем? Все еще сомневаешься?
- Думаю.
- О чем?
- Нужно было поехать в Доминикану. Ольга ведь предлагала.
- Ну конечно, офигенный интерес: поехать туда, куда едет каждый третий!
- Но у меня отпуск. Я год ждал.
- Сема, поверь, то, что здесь, ты больше нигде не увидишь. Эксклюзивная вещь.
- Посмотреть на каких-то сумасшедших?
- Они не просто сумасшедшие. Это уникальное явление, говорю тебе. Идем, не сомневайся. Мы что, зря топали почти половину суток?
- Постой, а как же радиационный фон?
- Всё в норме, не паникуй.
- Ну да. А потом приедешь домой и окажется, что рак крови и перец не работает.
- У меня в прошлый раз был дозиметр. Я проверял, всё в норме. Ну, может быть, кое-где немного фонит. Самую капельку. Но мы туда не пойдем, обещаю. - Валентин оттягивает ногой проволоку. - Прошу.
Семен пробирается за ограду. Оба оказываются на территории резервации.
- Видишь? Легко и просто.
- Теперь куда?
- Там город.
- Ты говорил, там дома из фанеры.
- Фанера и картон. И тряпки развешаны. Типа ширмы.
- Они не мерзнут?
- Если только зимой. Идем, только тихо. Фонарь лучше вырубить.
Город людей без иронии.
Посреди площади вкопан столб с телефонным аппаратом и сигнальной лампой. Появляются Валентин и Семен. Семен, спотыкнувшись, чертыхается:
- Черт! Темнотища! Ни одного фонаря! Что за город?!
- Я же говорил: впечатления! - Валентин щелкает на камеру мобильного телефона местные виды. - Не теряй времени, фоткай всё подряд. Ольге покажешь.
- Ты что, она меня убьет! Она думает, мы с тобой где-нибудь в палатках, у озера...
- Экотуризм?
- Что еще я должен был сказать, чтобы она пустила меня к тебе? А это что за фигня? Ангар?
Валентин включает фонарь. Луч света выхватывает из темноты вывеску над входом в огромную постройку: "Фабрика "Кинокомедия"".
- Фабрика кинокомедий? Здесь что, делают комедии? Съемочный павильон? Валентин, я ни черта не понимаю.
- Что ты хочешь понять?
- Они же психи. Какие, в задницу, комедии?
- Посмотри, из чего у этого павильона стены.
- Действительно, фанера.
- А также картонные коробки, мешковина... Сема, это имитация. Здесь, всё такое. Думаю, это местный вид сумасшествия.
- То есть они считают, что снимают комедии?
- Каждый сходит с ума по-своему.
- Но люди не могу сходить с ума в одном направлении. У каждого должен быть свой индивидуальный гон.
- Говорю тебе: уникумы. Идем. В это время суток они обычно тусуются в одном месте.
- Что за место?
- Не знаю. Ночной клуб, кабаре... Короче, место сборища психов.
Пройдя переулками, Семен с Валентином оказываются перед кособокой постройкой. За входом, прикрытым тряпкой, слышна музыка.
- Вот оно, это заведение. Здесь они сидят. Музыку слышишь?
Семен наводит луч фонаря на вывеску: "Клуб "Чарли Чаплин"".
- Капец! Они тут что, помешались на теме смеха?
- По ним не скажешь.
- В смысле?
Валентин, сфотографировав фасад, приближается к входному проему.
- Зайдем?
Клуб "Чарли Чаплин".
Тесно, накурено. За столами люди без иронии. Среди них майор Вихоткин, искусно маскирующийся под местного. В конце зала сцена. Там на табурете, с черным мешком на голове, поверх которого вышивка алыми нитками: губы, растянутые в улыбке, и связанными руками стоит человек, на шее петля. С краю сцены трибуна, за ней оратор, Машонкин (44), он же директор фабрики "Кинокомедия". Неизменно носит при себе рупор, говорит, как правило, даже в обыденных ситуациях, сквозь него. В стороне оркестр, состоящий из народных инструментов: баян, балалайка, деревянные ложки и т.п. Оркестранты сопровождают речь Машонкина фоновой музыкой, которая - то робко замирая, то нарастая крещендо - меняет свой характер в зависимости от того, какие нотки звучат в речи выступающего. Сидящие за столами, слушая Машонкина, дружно и часто аплодируют, иногда, казалось бы, невпопад. Семен с Валентином, войдя, находят свободный стол, присаживаются.
- Итак, товарищи, - продолжает Машонкин, - мы только что прочли с вами комедийный сценарий товарища Просвиркина Николая Александровича. Что я могу сказать? Как сценарист, в последнее время товарищ Просвиркин зарекомендовал себя не с самой выгодной стороны. Мне точно известно, что всем была выдана откопированная инструкция о том, как пишутся киносценарии вообще и сценарий комедии в частности. Вам выдавали такую, товарищ Просвиркин?
- Да, я ее получал, - отвечает человек с мешком на голове.
- Нужно было соблюсти всего несколько важных условий. Прямо сейчас могу перечислить по пальцам. В каждом комедийном сценарии у нас должно быть что, товарищи? Пункт А.) в сценарии должна быть центральная фигура, она же главный герой; пункт Б.) этот человек должен попасть в проблемную ситуацию; пункт В.) он должен хотеть из нее что, товарищи? Выбраться. Ну и наконец последнее, Г.) всё это должно быть крайне смешно. Чего уж проще, товарищ Просвиркин? По-моему, всем всё понятно.
За столами сквозь шум аплодисментов звучат отдельные голоса:
- Ясен хрен!
- Дураком надо быть, чтобы не понять!
- Слышали, товарищ Просвиркин? А что делается в ваших сценариях? У вас есть центральная фигура, признаю. Но кто это? Это всё люди без проблем. Как такое могло случиться?
- Я очень сожалею.
- Так ведь и я сожалею. Но и это еще не всё. Самое страшное заключается в том, Николай Александрович, что ваши комедии абсолютно не смешны. Что ж это получается, товарищ Просвиркин? Выдаете порченную комедийную продукцию? С душком?
Голоса за столами:
- Да чего с ним нянчится, товарищ Машонкин! Вешать, и всё!
- Правильно, пусть болтается!
- Вздерните его, Геннадий Михалыч!
Семен шепчет Валентину:
- Его что, в самом деле повесят?
Валентин пожимает плечами.
- Ужас какой-то! Куда ты меня привел?
- Слыхали, Николай Александрович? Ваши коллеги комедиографы считают, что вы должны быть наказаны.
- Конечно, должен! Пускай висит!
- Кинокомедия таких не терпит!
Аплодисменты. Семен поднимается с места.
- Извините, хотел бы вставить несколько слов. Можно? Спасибо.
Взгляды присутствующих обращаются к нему. Валентин, предчувствуя недоброе, потихонечку тянет его за руку, пытаясь усадить.
- Зачем вешать человека из-за такой мелочи?
Голос со стороны:
- Ах вот оно что! Мелочь?!
- Простите, еще пару слов. Ну, накажите вашего товарища Просвиркина рублем. Увольте по тридцать третьей, мало не покажется. Но разве за то, что человек не умеет смешно писать... Мне кажется, за такое вообще-то не должны вешать. Я не прав?
- Слышь, я не понял... Умный, что ли?!
- Ты! Завали хлебало!
- Не слушайте никого, Геннадий Михалыч, вешайте!
Аплодисменты. Валентин, которому удается усадить Семена, шепчет:
- С ума сошел?! Хочешь, чтобы нас придушили голыми руками?!
Машонкин делает знак. Из-за кулис на сцену выходит человек с ножовкой и под звуки оркестра начинает подпиливать ножки табурета.
- Вот, сразу видно, товарищи, - говорит Машонкин, - у человека проблемы. Драматическая ситуация. Как бы ваш герой выкрутился из этого положения, а, товарищ Просвиркин?
Голоса из толпы:
- Никак!
- В этом и заключается комедийный эффект!
- Снимайте, снимайте кто-нибудь! - просит Машонкин. - Вставим это в одну из наших комедий.
Кто-то, вооруженный древней поломанной камерой, приступает к процессу "съемки". За столами с самыми серьезными лицами одобрительно переговариваются: