КОНДУЛУКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ : ДПСЦХЕ ОПНХГБЕДЕМХЪ.

в зАЩИТУ ДЖОКОНДЫ

яЮЛХГДЮР: [пЕЦХЯРПЮЖХЪ] [мЮИРХ] [пЕИРХМЦХ] [нАЯСФДЕМХЪ] [мНБХМЙХ] [нАГНПШ] [оНЛНЫЭ|рЕУБНОПНЯШ]
яЯШКЙХ:


 бЮЬЮ НЖЕМЙЮ:
  • юММНРЮЖХЪ:
    Это первая статья на так называемую "фрейдисткую тему" Как известно Зигмунд Фрейд придавал большое значение своей системе, считая что она может объснить буквально все явления в социальной и психической жизни индивида и общества. Но действительно всесилен ли Фрейд. Действительно ли всеобъемлюща его система. Об этом и ид╦т речь в данной статье.

   В защиту Джоконды.
  
   Прелестной , очаровательной мисс Х
   Посвящаю
  
   "Итак, мы узна╦м, что его художественные упражнения- пишет известный австрийский психиатр, отец психоанализа Зигмунд Фрейд в сво╦м не менее известном эссе "Воспоминания детства"- начались с изображения двух родов объектов, которые должны нам напомнить два сексуальных объекта, найденных нами при анализе фантазии о коршуне"1 , пытаясь таким образом проникнуть в тайну рождения Джоконды, чья загодачная улыбка заставляла останавливаться и трепетать не одного мужчину покор╦нного этой улыбкой.
   Уолтер Патер пишет об этой картине так.
  "Ни в одной другой картине Леоанардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в "Моне Лизе". Эта воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображ╦нной дамы. "Мону Лизу" копировали чаще всех других картин мира. "Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины... Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа... Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами как Леда, была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна-матерью Марии, и вс╦ это было для не╦ не более чем звуком лиры или флейты" 2
   Со многим можно согласиться с этим страстным по форме и глубоко аналитичным по существу суждением английского критика. Но только не со следующими его словами "животное начало в отношении к жизни в Древней Греции╩.
   Гений Леонардо как известно принадлежал эпохе Возрождения, эпохе когда рушились старые ценности и возводились новые. Эпохе, когда человечество отрицая весь гн╦т и аскетизм раннего христианства осмысляя себя, стремилось в сво╦м сознании приблизиться к Богу. Но не унижая и не оскверняя его как это делали раннии христиане по отношении к языческим идолам, а напротив наполняя божественное человеским.
  Вот почему ранние работы Леонардо да Винчи Мадонна Литта, например, так разительно отличается от высоколобых и рахитичных мадонн других художников, изображения которых свидетельствует не о близости их к Богу не об их святости, а всего лишь о тяж╦лом зловонном воздухе, заполняющим тогда узкие улочки средневекового города и о не здоровом образе жизни или как позднее сказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс о противоположности города и деревни.
   Противоположности, которую они теоретически уничтожили в своих трудах и которая спокойно исчезла без всяких революций лишь только развитие производительных сил человечества достигло известной ступени своего развития.
   Но если в своих ранних картинах Леонардо до Винчи своей кистью мастера наполнил божественное человеческим, то поздний Леонардо до Винчи а Джоконда была им написана в 1503г на наш взгляд успешно осуществил противоположную задачу наполнил человеческое божественным.
  Здесь сразу следует уточнить, что говоря о Боге мы имеем ввиду не его обычное христианское понимание, а понимание антропологическое, которое развивали Ницше и Фейербах.
   Согласно которому ╚не человек создан по образцу и подобию Божьему, а Бог создан по образу и подобию человеческому. Религия есть лишь выражение высшей природы человека, которое отымается, отчуждается от человека и переносится в трансцедентную, потустороннюю область. Религия обеднила, ограбила человека. Бедный человек имеет богатого Бога. Все богатства перенесены на Бога, сообщены Ему. Вера в Бога выражает слабость, бедность, рабство человека. Человек сильный, богатый, свободный не нуждался бы в Боге, он вс╦ высшее имел бы у самого себя╩ 3
   Такого сильного богатого человека Фейербах называл Богом, мы же называем человеком в котором полностью реализовано человеческое в человеке.
   Как известно восхождение человека к Богу Карл Маркс и Фридрих Энгельс связывали со сменой общественно-экономических формаций, вернее со сменой собственности на средства производства, которая как считали они в прежней своей частной форме порабощает закабаляет человека, делает его всего лишь говорящим придатком машин. Со сменой собственности на средства производства перехода е╦ из рук частных в общенародную собственность исчезнут как считали они главные причины сковывающие творческие силы человека и он обрет╦т полную свободу. Свободу труда, который есть не только производство потребительных стоимостей, но в ч╦м мы полностью согласны с основоположниками материалистического и диалектического взгляда на природу человека и на природу человеческого общества первое и основное условие существование Человека, при помощи которого по мере исторического развития человека и реализуется человеческое в человеке. История показала, что они были не правы, частная собственность на средства производства отнюдь не является тем ящиком Пандоры из которого с отвратительным шипом выползают ядовитые змеи антогонистических противоречий между трудом и капиталом. Развитие производительных сил в тех странах которые не пошли по пути указанном Марксом и Энгельсом убедительное этому доказательство. К этому совсем не простому вопросу мы верн╦мся позднее, пока же продолжим разговор о Джоконде.
  И совсем не похожа на вампира эта прелестная моладая женщина полугрустно полуиронично смотрящая на нас из глубины веков.
   Наоборот нам кажется не случайно Леонардо да Винчи поместил е╦ среди скал с струящимися между ними водопадами. Тем самым он показывает нам неразрывное тождество человека и природы.
   Тождество которое так ясно и так остро чувствовали древние, и которое так грубо было разорвано христианством с его приматом души над телом и которое так гениально изобразил Леонардо да Винчи.
  А е╦ лукавая полуулыбка полуприщеренных глаз на наш взгляд лишь свидетельствует о богатстве и незарядности е╦ натуры. Натуры живой ищущей страстной, но вместе с тем и умеющей властвовать собой. Потому мы и видим только отражение, только отблеск е╦ страстей в е╦ прелестных загадочных глазах. Но это натура не только страстная но и сильная ибо для того чтобы много раз "умереть" надо хотя бы один раз "воскреснуть", а это свойство по плечу как мы знаем натурам только сильным
   На этом можно бы было закончить краткую речь в защиту Джоконды, но Зигмунд Фрейд со свойственной ему аналитичностью уч╦ного в сво╦м пространном эссе, выходит далеко за рамки обсуждаемого предмета и говорит о природе художественного творчества вообще, выводя е╦ из т╦мных глубин подсознания, подавляемых развитым социумом человека.
   Поэтому остановимся на этой теме и мы рассматривая эту проблему сквозь призму марксизма, точнее говоря на той системе взглядов, которые объясняя природу и человека не прибегают к чему-то третьему как-то Богу, Абсолютному или Относительному разуму а объясняют природу как общества так и человека исходя из самой этой природы не забывая при этом о той простой вещи что как общество так и человек не только в разные промежутки времени а даже в один и тот же миг не остаются равными самому себе, не остаются тождественными друг другу а наоборот даже в эти краткие мгновения есть одно и тоже и в тоже время не одно и тоже, другими словами рассматривая мир не только материалистически но и диалектически.
   Как известно отправной точкой суждений Зигмунда Фрейда о природе творчества Леонардо да Винчи послужили записи самого Леонардо.
   "Кажется, что уже заранее мне было предназначено так основательно заниматься коршуном, потому что мне приходит в голову как будто очень раннее воспоминание, что когда я лежал ещ╦ в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз коснулся хвостом моих губ". 4
   В дальнешем как показали исследования Уоллэйса цитату из которого мы уже приводили Зигмунд Фрейд в сво╦м анализе творчества Леонардо да Винчи уже изначально пош╦л по неправильному пути.
   "В своих рассуждениях Фрейд совершил ошибку, удивительную для уч╦ного: он черпал материал из широко известной книги Дмитрия Мережковского ╚Леонардо да Винчи╩, работы откровенно художественной. В дополнение к этому Фрейд пользовался неточным переводом записок Леонардо, в котором птица из его детской фантазии называлась ястребом. Опираясь на неправильный перевод, Фрейд втянулся в продолжительную сложную дискуссию о древнеегипетских сексуально-религиозных обычаях, связанных с ястребами. После замечания о том, что египтяне поклонялись ястребиноголовой богине матери по имени Мут, Фрейд торжественно восклицал: ╚Мы можем спросить, является ли такая звуковая близость к нашему слову ╚мать╩ ( Mutter) просто случайной?!╩
   Между тем правильный перевод названия птицы- не ястреб а коршун. Эта птица из семейства хищных, широко распростран╦нная в Европе. Таким образом рассуждения Фрейда о ястребах становятся совершенно неуместными╩.5
   Но допустим хоть на минутку, что правильный перевод названия птицы вс╦ же ястреб.
  Так что значит рассуждения Зигмунда Фрейда относительно тех глубинных подсознательных мотивов которые двигали гениальной кистью итальянского художника верны.
   Чтобы ответить на этот совсем непростой вопрос вновь верн╦мся к знаменитому эссе Фрейда и рассмотрим его с позиции, контуры которой были описаны выше.
   ╚Краткое размышление-читаем мы в н╦м- понуждает нас теперь не удовлетвориться объяснением хвоста коршуна в детской фантазии Леонардо. Кажется, в ней содержится ещ╦ кое-что, чего мы ещ╦ не понимаем. Е╦ самая удивительная черта вс╦ таки в том, что она сосание материнской груди превратила в нечто пассивное, т.е. в ситуацию, несомненно гомосексуального характера. Мысль об исторической вероятности, что Леонардо в╦л себя в жизни как гомосексуально чувствующий, ставит перед нами вопрос, не указывает ли эта фантазия на давнюю связь между детским отношением Леоанардо к его матери и его позднейшей явной хотя и не воплощ╦нной на практике гомосексуальностью╩.6
   В эпоху когда жил Леонардо да Винчи равно как и в эпоху в которую жил П╦тр Ильич Чайковский гомосексуальность, равно как и сама сексуальность считалась страшным грехом. О ней не предпочитали говорить открыто, но она ( сексуальность ) подавляемая жестокой духовной цезурой вс╦ равно прорывалась яркими искрометными бл╦стками в блистательных новеллах Бокаччо или в озорных рассказах Бальзака.
   Само отношение к сексуальности, было страшным грехом о ч╦м выразился сам Леоанардо да Винчи.
  ╚Акт соития и вс╦, что стоит с ним в связи, так отвратительны, что люди скоро бы вымерли, если бы это не был освящ╦нной стариной обычай и если бы не оставалось ещ╦ красивых лиц и чувственного влечения╩7
   Внимательному читателю может показаться странным, что мы взяли слишком широкий исторический диапазон приравнивая век XV к веку XIX на самом деле странного ничего в этом нет как только мы вспомним что в это время как в Италии так и в России в делах общественного воспитания, морали царила церковь вернее христианство с его нетерпимым отношением ко всему плотскому, чувственному с его абсолютным приматом души над телом. Христианство лишило человека плоти и наполнило его духом.
   Но духом не дерзновенным, творящим а духом пассивным рабским, который в высшем взл╦те сво╦м по мнению апологетов христианства должен был познавать не самого себя а всего лишь божественные откровения придуманные в конечном сч╦те вс╦ теми же апологетами.
   Отсюда и было с одной стороны признание человека всего лишь падшим ангелом а с другой объявление дьявольским кущенственным всего того что касалось плоти, чувственных наслаждений.
   Иначе говоря у христиан человек был дух.
  По иному смотрели на природу человека древние с их поклонением языческим богам с их поклонением Солнцу Огню Ветру. Они смотрели на человека а следовательно на его природу проще но и во много раз мудрее. В древние времени о которых говорит Фрейд не только изображение женщины сосущей член не считалось страшным грехом но и сам гомосексуализм в его явной форме нисколько не вызывал морального порицания древних.
   ╚Кроме этих двух явных причин, его не менее мучила и любовь к Мегабату- читаем мы у Плутарха, хотя, когда юноша бывал с ним, он упорно всеми силами старался побороть эту страсть. Однажды, когда Мегабат подош╦л к нему с приветствием и хотел обнять и поцеловать его, Агесилай уклонился от поцелуя. Юноша был сконфужен, перестал подходить к нему и приветствовал его лишь издали. Тогда Агесилай жалея, что лишился его ласки, с притворным удивлением спросил, что случилось с Мегабатом, отчего тот перестал приветствовать его поцелуями. ╚Ты сам виноват,- ответили его друзья,- так как не принимаешь поцелуев красивого мальчика, но в страхе бежишь от них. Его же и сейчас можно убедить прийти к тебе с поцелуями, если ты только снова не проявишь робости╩8 и далее
   ╚Так, например, он доказал это однажды, когда когда снимаясь поспешно с лагеря, покинул своего возлюбленного больным. Тот звал его и молил остаться╩9 ( Плутарх Стр 171 )
   А ведь речь у Плутарха здесь ид╦т не о простом смертном а о знаменитом древнегреческом полководце Агесилае который выступил как вождь всей Древней Греции.
   Интересно, а чтобы делал Агесилай со своими явно выраженными гомосексуальными наклонностями
  окажись он в эпоху Леонардо.
  Таким образом мы должны сделать первый печальный вывод, теория Зигмунда Фрейда отнюдь не является всеобъемлющей как думают некоторые е╦ поклонники, а работает на ограниченном историческом материале. Конкретно е╦ можно применить к эпохе когда в общественном сознании людей господствует христианство с его нетерпимым отношением ко всему плотскому, когда человек есть дух.
   Вот тогда и можно принять на веру его слова что сексуальное влечение человека загоняется вглубь в подсознание уродливой христианской моралью и что вс╦ же выходя вырываясь из этих т╦мных и мрачных глубин оно преобразуется или как пишет Зигмунд Фрейд сублимируется в яркий животворящий источник творчества как было в случае с Леоанардо.
   Принять но с небольшими оговорками речь о которых пойд╦т ниже, пока же продолжим разговор о душе великого художника чьи мрачные и т╦мные подвалы исследует в своей работе Зигмунд Фрейд.
   Мы не совсем согласны здесь с заявлениями отца психоанализа ╚что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества╩ аналогии с биогенетическим законом Мюллера-Геккеля нет здесь никакой пусть даже и самой грубой. Ибо человечество в сво╦м развитии например на Западе проделало совсем иной путь нежели например в Южной Африке. Другое дело что Западная культура равно как и культура народов Южной Африки покоится на солидном историческом фундаменте включающем в свой нижний слой различные мифы, традиции и обряды.
   Далее Зигмунд Фрейд пишет.
  ╚Ожидать от Леоанардо чего-нибудь большего, кроме следов непревращ╦нного сексуального влечения, мы не вправе╩ 10 ибо по его мнению ╚Но мы и у него ( Леонардо С. Язев-Конд ) вправе искать те стремления, которые других властно толкают к сексуальному действию, потому что мы не можем себе представить душевной жизни человека, в построении которой не принимали бы участия сексуальные стремления в широком смысле либидо, хотя бы далеко отклоняющиеся от своей первоначальной цели или удерживающееся от выполнения╩11 То есть все творческие порывы Леонардо все его муки и радости все его сл╦зы сводятся Зигмундом Фрейдом всего лишь к неудовлетворенному или как он пишет ╚неправращ╦нному сексуальному влечению╩ Говоря другими словами Фрейд сводит творчество Леонардо да Винчи его глубинные мотивы всего лишь к простой сумме или если угодно произведению его неудовлетвор╦нных сексуальных влечений. А это на наш взгляд является грубейшей ошибкой такой же как представлять себе человеческое сознание как действие цепи условных рефлексов пусть даже и третьей и четвертой и высших степеней. Налицо сведение социального к биологическому, налицо отрицание развития материи прич╦м развития не медленного и постепенного, а резкого скачкобразного когда она в сво╦м развитии достигнув определ╦нного уровня скачком переходит на новый иной более высший качественный уровень.
   Теперь вновь верн╦мся к Фрейду, пусть его утверждение относительно глубинных мотивов творчества Леонардо да Винчи является верным. Пусть он по его утверждению писал свои гениальные картины лишь исходя из того что был скрытым гомосексулистом и его скрытая сексуальная энергия находила таким образом себе выход. Является ли его утверждение теорией. Ведь теория в отличии от единичного суждения должна объяснять не какой-то единственный факт а их совокупность. Например теория всемирного тяготения должна объснять законы движения всех планет а не какой либо одной, так и суждения Фрейда относительно глубинных мотивов творчества если они претендуют на теорию должны объяснять творческие порывы всех художников, композиторов и литераторов.
   Так ли это на самом деле. Для этого обратимся к творчеству к неменее великой личности чем Леонардо да Винчи к творчеству того, кого называют отцом русской словесности к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
   В последнее время с него сняли ореол святости и мы с глубоким удивлением и изумлением узна╦м что у него было не меньше ста любовниц. Но перестал ли быть от этого Пушкин Пушкиным. На наш взгляд он а значит и его творчество стало человечнее и многомернее.
   Итак недостатка в любовницах у Пушкина не было а значит его сексуальная энергия текла быстрым потоком по глубокому и широкому руслу. Таким образом согласно теории Зигмунда Фрейда Пушкин вообще был не должен писать. А он писал и как писал.
   ╚Я помню чудное мгновенье:
   Передо мной явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты╩
  
  Уже одних этих быстрых летящих строк было достаточно чтобы навсегда обессмертить его имя.
  А ведь он ещ╦ создал полную скрытого лукавства ╚Сказку о попе и о его работнике балде╩, непревзойд╦нные ╚Маленькие трагедии╩, Бахчисарайский фонтан, Евгения Онегина- которого Белинский назвал энциклопедией русской жизни всего и не перечислить.
  Таким образом для объяснения глубинных мотивов творчества ещ╦ одного гения теория Фрейда явно да╦т сбои. Но значит ли из этого, что мы е╦ должны подвергнуть остракизму и полностью отбросить как отбросить теорию Карла Маркса и Фридриха Энгельса объсняющую развитие человека и общества, только из за того, что страны следующие по пути начертанным ими не достигли царства божьего на земле как они обещали.
   Оставим Богу Богово а Кесарю Кесареву и поблагадарим Зигмунда Фрейда за то, что он подарил свою теорию психологического анализа человечеству, которая успешно излечивает неврозы и с радостью признаемся себе, что есть тот неуловимый светлый осадок в творчестве ВЕЛИКОГО ИТАЛЬЯНСКОГО ТИТАНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, который не растворился даже в едкой реторте психоанализа Зигмунда Фрейда.
   Но не сводимо социальное к биологическому в ч╦м мы ещ╦ лишний раз убедились рассматривая знаменитое эссе австрийского психиатра сквозь призму диалектического материализма. Не сводимо творчество художника, композитора, певца только к неудовлетвор╦нным сексуальным инстинктам.
   И последнее мона Лиза была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо, ухаживала за своими детьми, ходила на рынок за зеленью и мясом точно так же как и все остальные женщины е╦ круга и вполне вероятно так и бы и ушла незамеченной из жизни, если бы не Леонардо.
   Но почему он написал е╦ именно такой, почему он увидел в ней Джоконду.
  Это для нас навсегда останется тайной, но это уже будет не тайна Джоконды, это уже будет тайной самого Леонардо да Винчи.
  
  
  
   С. Язев-Кондулуков.
  
  
  
   Список использованной литературы.
  
  1. Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 340.
  2. Роберт Уоллэйс Мир Леонардо М Терра 1997 С 140
  3. Н.А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма М. Наука С 130
  4. Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 301
  5. Роберт Уоллэйс Мир Леонардо М Терра 1997 С 166
  6. Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 322
  7. Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 285
  8. Плутарх Рипол-Классик М 1998. С 170
  9. Плутарх Рипол-Классик М 1998. С 171
  10. Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 327
  11. Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 327
  
  
  
  
 бЮЬЮ НЖЕМЙЮ:

яБЪГЮРЭЯЪ Я ОПНЦПЮЛЛХЯРНЛ ЯЮИРЮ.

мНБШЕ ЙМХЦХ ЮБРНПНБ ях, БШЬЕДЬХЕ ХГ ОЕВЮРХ:
н.аНКДШПЕБЮ "йПЮДСЬ. вСФХЕ ДСЬХ" л.мХЙНКЮЕБ "бРНПФЕМХЕ МЮ гЕЛКЧ"

йЮЙ ОНОЮЯРЭ Б ЩРoР ЯОХЯНЙ
яЮИР - "уСДНФМХЙХ" .. || .. дНЯЙЮ НА'ЪБКЕМХИ "йМХЦХ"