Коллега Юрий : другие произведения.

Модель будущего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Модель будущего

(Рассказ-фантасмагория)
Ю.Коллега
Глава 1. Знакомство.


Кое-что я ещё хорошо помню.
С утра в нашем КБ переполох.
Убежал таракан - опытный образец, новое слово в образующем моделировании. Ведущим разработчиком был Клипп. Он возился с этим красавцем больше месяца и вот...
Все собрались на стихийное совещание.
Господин Начальник - человек осторожный, ничего не понимал и поэтому всего боялся, но добрый и вполне всех устраивал. А вообще-то, начальство не бывает плохим или хорошим, оно либо есть - и это плохо, либо его нет - и это хорошо.
Господин Начальник мягко и даже как-то ласково обратился к Клиппу, успокаивая больше себя, чем его:
- Клипп, дорогой наш, ведь ничего страшного не случилось. Вечно у нас что-нибудь происходит, а тут, подумаешь, убежало насекомое. Это ведь насекомое?
Клипп молча кивнул. Он всегда был сурово-угрюм, но сегодня его угрюмость была какая-то нехорошая.
- И не ядовитое, - с надеждой продолжал дознание Господин Начальник (опять слабый кивок).
- Ну вот! Подумаешь, насекомое. Потомства не даст, а если и даст, то одного пола, значит, не размножится.
Господин Начальник осёкся. От этих конструкторов не знаешь чего ожидать. Вспомнил, как Алла вывела рыбок, назвала их, кажется, гуппи, и забыла определить им пол. Так они сами стали определять себе пол и менять его в зависимости от ситуации.
- А как он у тебя размножается? - осторожно спросил он Клиппа
В другой ситуации Клипп доложил бы с гордостью, но сейчас забубнил, глядя в пол:
- Носит подушку, в которой вызревает потомство, потом оно из неё выползает.
Такого ещё не было. Господин Начальник, привыкший ожидать от своих подчинённых всё, что угодно, всё-таки удивился:
- Как это носит подушку? Под мышкой, что ли он её носит?
- Можно было бы и под мышкой, но в данном случае подушка крепится за брюшко сзади, а когда нужно - отрывается.

- Сколько их там?
- Около 40.
- О Господи, - воскликнул Господин Начальник, подняв глаза, но спохватился, - Нет, нет.
После некоторого молчания:
- Всё ясно, он убежал с подушкой. Уничтожать вид мы не имеем права. Да и как его поймать? Уничтожать может только Он, - Господин Начальник кивнул вверх, - Но ведь вы знаете, что Он ещё никогда ничего не уничтожил.
На Господина Начальника было жалко смотреть. Он что-то механически поискал глазами на столе, потом, забыв, что на него смотрят, из какого-то закутка достал, видимо, коньяк и выпил.
Но в смятении он был недолго. Все знали, что он сейчас сделает выводы и подытожит. У него вообще был талант - любую, самую сложную задачу упрощать до детского восприятия, находить всему простенькое объяснение. Это помогало ему определить направление дальнейшего движения.
- Итак, что мы имеем? Мы имеем насекомое, которое, уже понятно, будет жить среди людей. Невероятно плодовитое. Хороший подарочек людям, нечего сказать.
- А что такого? - сказал Ундо, - может люди будут ими питаться. Очень удобно - пища под рукой.
- Прекратите, прекратите немедленно болтать то, о чём мы не имеем никакого представления. Человека будет создавать Он. Сам! И никто не знает о человеке ничего!
- А тебе Ундо, - Господин Начальник с Ундо общались на "ты", - настоятельно рекомендую прекратить свои никому не нужные изыскания о человеке. И всё. Идите, работайте. Идите.
Конструктора разошлись по рабочим кабинам.
Зажурчала вода, засвистел воздух, запрыгали шаровые молнии, засверкали голограммы. Все успокоились и погрузились в сладостный мир мимолётных фантазий и точного расчёта.
Пока ничего не происходит, я попытаюсь рассказать, чем занимается КБ, и кто в нём работает.
Самый лёгкий вопрос - чем занимается КБ?
Данное КБ проектирует (моделирует) животный мир для ещё не существующей Земли. (Второе КБ занимается фауной).
Самый тяжёлый вопрос - как выглядит наше КБ?
На этот вопрос я вам ответить не смогу, да это и не важно.
А вот кто работает в КБ, ты, дорогой читатель, имеешь право знать.
Давай договоримся так: я буду описывать их, как будто они люди. Этакий зрительный перевод в привычное для тебя, мой судья, восприятие. И тебе удобно, и мне без хлопот.
Зачем тебе, например, знать, что госпожа Медуза вечно беременна - всюду за ней волочится длинный хвост с утолщением на конце. Вечером он отпочковывается в виде особи среднего пола, но когда она начинает его кормить грудью, он присасывается, срастается и растворяется в ней без следа. А назавтра всё начинается сначала. Какой в этом смысл, и кто придумал это - никто не знает. Госпожа Медуза подозревает всех, особенно мужиков. Видишь, я сказал "мужиков" и всё понятно, а если бы я стал описывать их пол, получилась бы одна мерзость. Среди вас, людей и то не всегда понятно, кто есть кто, а тут...
Таким образом, если я напишу "Ундо закинул ногу за ногу", то вам не нужно знать, что и куда он закинул и закинул ли вообще, просто знайте, что он сделал действие, что для человека эквивалентно закинуть ногу за ногу.
Итак, Ундо закинул ногу за ногу и предался, несмотря на строжайший запрет Господина Начальника, своему любимому занятию - он начал рассуждать какой такой будет человек.
Это хобби, больше похожее на страсть, поглощало всё его время. Не понятно было, как он успевает быть ведущим конструктором (он курировал все группы нашего КБ).
Следует сразу сказать, что Ундо был не один, в смысле, их было двое, просто их никогда не видели отдельно, вот и воспринимали обоих как одно целое. (Un - по-французски "один", deux - "два", но в русском языке нет таких гласных, поэтому будем их звать без затей - Ундо)
Когда-то давным-давно, когда Ундо был ещё один (Ун), он был вольным художником. Это было беспокойное время (впрочем, когда оно в КБ было спокойным?) все в КБ только учились, и Ундо создавал кошку.
Отгородившись от общей суеты, варясь в собственном соку, сорвав все мыслимые и немыслимые сроки, нажив себе массу врагов, месяц за месяцем, не подпуская никого, холил и улучшал своё детище. Когда же он представил свою кошечку на защиту, все ахнули - ничего более изящного и совершенного никто никогда не видел!
Всё было продумано до мелочей: реакция и пластика, сектор обзора у глаза неслыханный - более 1800, ещё и в темноте. Да одни лапы с выдвижными когтями чего стоят! Потовые железы у кошки Ундо вывел на подушечки этих лап и поэтому кошка не пахнет, плотно прижимая лапы к земле, она становятся "невидимой" для жертвы или противника. Подушечки лап настолько чувствительны, что улавливают малейшую вибрацию и дают дополнительную информацию обо всём, что движется вокруг.
Да! Это был прорыв!
Кошка стала эмблемой КБ, классикой, на которой учились практическому моделированию конструктора обоих КБ. Эта кошка принесла Ундо почёт и славу (и индульгенцию от будущих грехов). Госпожа Кило Махх даже придумала кошке пищу - мышей, но возможности с кошкой были настолько неравные, что для сохранения вида бедных мышей загнали под землю.
Всем поручили создавать целый вид кошачьих, появились лев и тигр, пума и рысь и всё подобное, но ничего совершеннее кошки ни у кого уже не получилось.
Именно в это время Ундо выхлопотал для себя океанские глубины. Первоначально они должны были быть необитаемы, как и глубины земли, поскольку огромное давление и абсолютная темнота затрудняли задачу. Но Ундо в качестве гимнастики ума потихоньку заполнял их самыми невероятными существами, обкатывая там новые идеи и тенденции.
- Хорошо, что я этим занялся, - говорил он, - когда делаешь что-то для поверхности земли, то каждый лезет с советами. А там никто ничего не понимает, и я свободен.
Итак, Ундо откинулся на кресле, почти лёг, (ах да, я уже написал - закинул ногу за ногу). Ну ладно, короче, устроился поудобнее, надолго, и начал, заранее получая удовольствие от будущего разговора:
- Мы зашли в тупик, - сказал Ундо (Ун), - давай сначала. Какую экологическую нишу должен занять человек?
- "Какую э-ко-ло-ги-чес-ку-ю нишу", - передразнил До, - да никакую. Человек - венец природы и будет создан, чтобы осознать самоё себя, то есть саму природу".
- "Самоё себя", - как ты любишь повторять всякие глупости.
- Никакие это не глупости, - разгорячился Ундо, - я сам читал ТУ* на человека, когда меня Господин Начальник попросил распечатать.
- Что там ещё было написано?
- Я не помню, я не знал, как это будет важно для тебя, тебе надо было самому читать, ты бы заметил то, на что я не обратил внимание.
- "Самому читать". Они же секретные, тебе просто повезло. Ну, ты хотя бы говоришь, что он будет двуполый?
- Да. Сначала Он создаст мужчину, а потом из ребра мужчины - женщину.
- Что, что? Из ребра? Ты этого не говорил. Почему из ребра? Ребро - чуть ли не единственная кость у млекопитающих, во всяком случае, самая большая, не имеющая костного мозга. Ведь женщина получится... безмозглая, как болванка.
- Откуда ты знаешь, какие у мужчины будут рёбра? Может быть, в рёбрах будут такие мозги, что закачаешься.
- Это вряд ли.
- А может у женщины будут другие мозги, по-другому устроены, со своей, женской логикой?
- Тогда мужчины и женщины не будут понимать друг друга и не дадут потомства.
- А может, в момент оплодотворения мозги будут отключаться.
- Это опасно, они будут уязвимы.
- Ну, хотя бы только у женщин. Она в этот момент ничего не будет соображать и не сможет контролировать ситуацию, а тут раз и готово? А что? Хорошее решение.
- Ладно тебе, разрезвился. Скажи лучше, как мужчина будет выглядеть?
-
* ТУ - технические указания -
Он будет чуть-чуть красивее обезьяны, - уверенно сказал До.
- Опять обезьяна, - обиделся Ун, - Тоже мне красавица. Я уже говорил тебе, что сотворил её, чтобы напугать Клиппа. Он был с похмелья, а я хотел,
чтобы он подумал, что это кошмар, белая горячка.
- Ничего не знаю.
- Так ты говоришь, что человек будет постигать природу. Это значит, что он должен спокойно находиться на земле, на воде, под водой и даже под землёй? Ещё и летать, как птица? Но это конструктивно невозможно. Даже две среды совместить чрезвычайно трудно. Летающие рыбы, ныряющие птицы... Вон Конисты Лаго, наворотил земноводных - чудища какие-то. А чтобы сразу везде - нет, не получится.
- Да, не получится. Какое-то принципиально новое решение должно быть. Новый подход.
Глава 2. Потерянный рай.

Об упомянутом выше Канисты Лаго следует рассказать отдельно. Надеюсь, это будет тебе, мой терпеливый друг, интересно. Если ты до сих пор не отбросил эти записи, значит, слушай дальше.
Конисты Лаго - самый загадочный сотрудник КБ.
Я, будучи свидетелем тех удивительных событий, вообще сомневался - может, он не один, может, их несколько? Сейчас же, перебирая в памяти "дела давно минувших дней", я почти уверен, что Конисты Лаго - это была часть каждого из нас, отдельно сублимированная. Нас, тех безвозвратно ушедших предвестников теперешней разумной жизни. Впрочем, не знаю...
Конисты Лаго создавал земноводных - нормальный класс позвоночных. Параллельно получил амёб и инфузорий туфелек (их в последствии совершенно несправедливо назвали простейшими).
Ничто не предвещало трагедии. Я вообще до сих пор, вспоминая до мелочей прошлое, стараюсь уловить - было ли что-либо, что отличало Конисты Лаго от всех остальных сотрудников. Мне лично он казался несколько примитивным, но скромным, несомненно порядочным, бессребреником и необычайно трудолюбивым. Одно только могло насторожить - несколько обострённое чувство справедливости, причём справедливости в его понимании. Какая-то болезненная обида на всех, кто не разделял его взгляды, делала его постоянно раздражительным. Но кто из нас не без греха? Впрочем, я с ним мало общался - он мне был как-то неинтересен.
К всеобщей трагедии привела его утопическая и навязчивая идея создать особый вид, отряд, не знаю, анклав особей, где бы царствовала гармония равенства и справедливости.
В результате своих изысканий, он создал вирусы, микробы и бактерии. Но кто на защите мог оценить масштабы происходящего? Ввиду их малости никто толком и не рассматривал этих особей. Приняли сразу: "Нехай живут, нехай пасутся".
И дальше - хаос...
Они оказались способны воздействовать не только на уже практически созданные флору и фауну, но даже были способны изменить облик еще только создаваемой Земли! Участвовать в круговороте веществ будущей природы, формировать почву, образовывать и разрушать полезные ископаемые, изменять баланс углекислого газа и кислорода.
Это был переворот. А, говоря точнее, - это была революция с последующим кровавым террором!
Будучи почти все паразитами, эти гады поставили под угрозу существования не только задуманное в ближайшее будущее, но уже созданное, уравновешенное и отбалансированное.
Какая гармония? О чём говорить, если они сами собой породили бактерий, паразитирующих даже в теле себе подобных - бактерий других видов!
Мир замер и ужаснулся.
Все бросили самые неотложные дела, не говоря уже о перспективных разработках, и кинулись спасать свои детища. Не знали, за что хвататься.
Но всем запретили заниматься конкретно своими видами и заставили разрабатывать общую систему защиты.
Но, несмотря на все усилия, управу им так и не нашли...
Погибла добрая половина флоры и основная часть фауны. Но, спустя какое-то время, установилось, таки, хрупкое равновесие. Выработался иммунитет. Всё!
Посчитали, прослезились. Что смогли, восстановили, но, Боже мой, сколько всего кануло безвозвратно!
Особенно жалко было потерять Живые Облака - планетарное по своим масштабам детище, результат труда обоих КБ.
Это существо (флора это или фауна так и не определили) оказалось идеальной пищей для гадости Конисты Лаго. Живые Облака состояли из клеток без воды (вместо воды в них был газ). Питаясь исключительно солнечной энергией, они, и без того имея рыхлое строение, раздувались каждой клеткой и нагревая газ внутри их, могли летать! Как дирижабли. Неслышно и на любой высоте.
Покрывая всю Землю, они в теории должны были сделать климат Земли мягче и более приспособленным для жизни. Аккумулируя солнечный свет и тепло днём, они могли излучать их ночью и таким образом, делали разницу между днём и ночью менее заметной.
И самое важное (и это была главная конечная цель) отрабатывалась схема разумной кооперации видов и фауны и флоры. Меняя проницаемость для лучей солнца, Живые Облака по желанию массивов флоры-фауны Земли должны были регулировать поток солнечных лучей на землю, спасая регионы от засухи или наоборот давая им больше тепла и света. А далее - рукой подать до управляемого климата.
Но Живые Облака - это только первый шаг. Впереди была реальная перспектива, от которой перехватывало дух - создать не дикую, а разумную природу.
Времени было мало, но с каким азартом работали оба КБ! Каждый ощущал руку Творца на своём сердце!
Не было ни одного человека, кто бы не внёс свои идеи в Живые Облака. Координатором всех действий была Ледди. Она внедряла, отвергала, уговаривала, совмещала несовместимое, подбадривала, пробивала... Сколько лет без сна и покоя! Для кого-то Облака были хобби, для кого-то обузой, для кого-то полигоном для новых идей, но у каждого параллельно с ними было своё собственное личное дело, за которое он отвечал, которым гордился. У Ледди же не было ничего - только Облака.
И всё это рухнуло в одночасье!
На Ледди было больно смотреть. Она потеряла всё, ради чего жила. Она замолчала и окаменела. На несколько лет она просто выпала из жизни. Мы думали, что она уже никогда не будет прежней. Это были самые чёрные её дни, и лучше о них не вспоминать... Я не хочу об этом.

А природа Земли? Что же получилось в результате? А в результате получилось то, что ты видишь, мой читатель. Всё же согласись, это ведь тоже не так уж плохо!
Впрочем, я нарушил хронологию.
Вернёмся в те времена, задолго до уже описанных трагических событий, туда, где мы были молоды, беззаботны. Нас ещё не била жизнь, нам не было сносу, и нам казалось, что мы можем чёрту рога сломать.
Глава 3 Дальнейшее знакомство.

Наконец на работу пришла Алла. Опоздала на два часа.
Чтобы не было недопонимания, мой друг-читатель, необходимо сразу сказать, что Алла не имела фиксированного облика. Когда составляли списки на утверждение, Алла как всегда опоздала и осталась неутверждённая и могла теперь вольно менять свой внешний вид как одежду. Если в КБ появлялся кто-то новый - значит это Алла, больше ведь некому. К этому привыкли и уже даже женщины перестали обращать на это внимание и обсуждать. Хотя чаще всего видок у неё был ещё тот. Она могла, например, прийти на работу с одним глазом и уже на работе приделать второй. Всё это было бы полбеды, но, меняя облик, Алла теряла какую-то часть своей памяти. Кто "забил" эту странную зависимость осталось тайной, ведь в большинстве случаев конструктора сами создали себе свой облик, а остальных налепили, как попало - было некогда. Каждый день, забывая одно и вспоминая другое, Алла попадала в курьёзные ситуации, что вносило оживление в однообразную жизнь КБ.
Впрочем, её забывчивость помогла спасти оригинальный вид пресмыкающихся - змей. Как-то увидев 15-ти метрового морского червя (линеус длиннейший), Алла решила создать подобное ему сухопутное животное, да ещё не травоядное, а чистого хищника. Но зубы змее поставила как у саблезубого тигра (за него ей только что объявили благодарность) - хищник, так уж хищник. Змея с такими зубами не могла прокормить себя. Все Алле говорили, чтобы она поставила змее обычные зубы, чтобы эта бедняжка могла хотя бы откусывать пищу. Получился бы экологически устойчивый вид, питался бы падалью и был бы безобидный, как червь. Но Алла упёрлась, она не могла отказаться от таких красивых зубов, а наоборот подвела к ним яд. Все испугались и оставили Аллу в покое.
Но случилось невероятное - представляя змею на защите, Алла забыла закрепить ей челюсти и таким образом эти челюсти у змеи расходились. и она смогла заглатывать пищу, превосходящую себя по размеру. Получился очень перспективный вид. Алла наклепала почти 2,5 тысячи видов змей, и особенно гордилась питоном - он мог заглатывать даже леопарда!
Алла доказала всем свою состоятельность (вопреки прогнозам змея, не имея ног, передвигалась быстрее многих животных) и утёрла нос Ундо. У леопарда до этого не было врагов - ведь вид кошачьих неуязвим.
"Не всякому коту масленица", - злорадно заключила Алла. Неосознанно придумывать новые пословицы, спонтанно путая слова в старых, был её несомненный дар.
Случайно или нет, но именно тогда Ундо создал рыбу, которая могла раздуваться в несколько раз, пугая своими размерами врагов. Правда, на суше это решение не прижилось (разве, что только у лягушек, опять же против змей)
Итак, Алла опоздала и попыталась проскочить мимо Господина Начальника в облике Клиппа. Но Клипп так быстро не ходит, и Господин Начальник догадался. Впрочем, сделал вид, что ничего не заметил.
Все бы обошлось, но Алла пошла оправдываться.
Опять собрание! Да что за день такой!
По пути на общий сбор Ундо сказал самому себе:
- Послушай, если у человека не будет экологической ниши, он будет всем мешать и погибнет, не выживет в этой борьбе.
- Ладно, тихо, а то опять получим.
Когда все собрались, в комнате появилась Ледди.
"И веют древними поверьями, Её упругие шелка...", - пронеслось бы у них в голове, если бы они знали Блока. Но Блока они не знали и поэтому как всегда молча и с неизменным интересом рассматривали её.
Она работала в КБ растительности, но областью её деятельности был стык между флорой и фауной. Работа хлопотная, поскольку граница между фауной и флорой размыта, её вечно нарушали и с той и с другой стороны (это не запрещалось, а даже поощрялось), но необходим был сотрудник, который бы со всеми ладил и мог бы регулировать отношения. Со своей задачей она справлялась блестяще, была человеком заметным и уважаемым. Но помимо своей основной работы она, спустя много, много лет после гибели живых облаков, по своей инициативе, создала и вписала в годовой цикл Земли гениальную, принципиально новую линию нового вида: личинка - гусеница - кокон - и о чудо, бабочка!
Легка, как солнечный луч, и соткана из ярчайших цветов радуги.
Да, добрый мой читатель, если есть ангелы среди людей, тогда бабочка - это ангел среди насекомых.
Обладая абсолютным вкусом, она создала почти все 140 тысяч ни на что не похожих существ (назвать их насекомыми не поворачивается язык), размером от 3 мм до 30 см.
Среди обоих КБ не было ни одной женщины, которая, глядя на это чудо, хотя бы раз, тайком, не попытались создать хотя бы одну бабочку. Но, но, но...
Меня же до сих пор, поражает высокий смысл её догадки. Как она смогла предвосхитить будущую модель человеческой жизни? Сначала некрасивая всё пожирающая гусеница, а уже потом, после смерти - другая жизнь. Жизнь - сказка, жизнь - полёт!
Или она создала модель собственной жизни, полной трагических крушений и невероятных взлётов.
Да... Сейчас уже не узнать...
- Всем привет,- пропела она, каждого лично озаряя улыбкой, - у меня короткое сообщение. Можно? - обратилась она к Господину Начальнику.
И сразу (было бы странно, если бы он сказал: "Нет"), обращаясь ко всем, но каждый бы поклялся, что она пришла именно ради него, такой уж это был человек, выпалила:
- Завтра всем отдых. После обеда будет стыковочное макетирование флоры-фауны. Желающие могут присутствовать. У меня всё. Спасибо.
И она исчезла, как блики на воде.
Как всегда после её ухода, восторг выразился продолжительным молчанием. Каждый некоторое время пребывал в лёгкой неге и мягкой беззаботности, которые повисли в аромате воздуха, оставленным ею.
"Как же так? Ведь не такое уж совершенство", - всякий раз думал Ундо.
Воинствующее настроение начальника куда-то исчезло, но он, извиняюще кашлянув, - дескать "жизнь продолжается", всё таки начал:
- Господа конструктора! Мне надоело в сотый раз говорить одно и то же: дисциплина, дисциплина и ещё раз дисциплина.
Он перевёл дух и продолжил:
- Сегодня Алла
Опять опоздала.
Я эти стихи декламирую каждый день.
Алла всё ещё была в облике Клиппа и, стесняясь настоящего Клиппа, пряталась за перегородкой раздевалки.
- Господин На-Чайник, (все прыснули, она вечно путала имена) мне долго собираться. Когда я сплю, теряю облик, потом пока создам...
- А я тебе всегда говорил - сходи и утверди, раз и навсегда. Прямо сейчас. Я тебе приказываю!
- Сейчас не могу. Я - Клипп.
- Ты каждый день сама себе не нравишься. Назавтра всех отпустили, хорошенько поработай над собой и марш регистрироваться. А то я тебя силой отведу.
- И далее, - продолжал Начальник, - опять же сроковая дисциплина.
Госпожа Медуза, сколько можно раскрашивать обыкновенную лошадь? Эта зебра ваша уже в глазах рябит. Уже месяц сидите с ней. Да и вообще, какой смысл в полосатой лошади?
- Господин Начальник, - перебил Ундо (Ун), - ты нарушаешь два пункта Основного Положения:
а) плагиат допустим и приветствуется,
б) критиковать нельзя.
Ундо всегда почему-то защищал госпожу Медузу, хотя все знали - конструктор она никакой. Впрочем, он всегда защищал всех.
- Я не критикую. Не критикую. Я спрашиваю: Какой смысл? Имею я право как начальник КБ спросить: "Какой смысл в полосатой лошади?".
- Ну, не знаю, - опустил голову Ундо, - может, её такую хищники бояться будут.
- Как же, забоятся они, - уже примирительно проворчал Начальник,- погляди на них, понаделали чудищ.
Госпожа Медуза за всё время не проронила ни слова, она, наверное, даже глаза не открыла. Она всегда была погружена в себя, в свою беременность и всё, что не касалось её Чада (или её Чад?), не касалось и её.
Любой приватный разговор Медуза переводила на своего ребёнка. ("С чего бы разговор не начался, он закончится Чадом" как-то мрачно пошутил Господин Начальник). Но сегодня собрание - и это не интересно. Она повозилась на стуле, словно собирая свою расплывшуюся фигуру и, вздохнув, надолго затихла.
- Далее разговор касается тебя, Ундо, теоретик наш, - Господин Начальник сделал ударение на "тебя", - Скажу тебе то, что до сегодняшнего дня было тайной для рядовых работников. Теперь все могут ознакомиться с ТУ на человека.
Главных там два пункта.
Во-первых: Создатель сделает человека Сам, по Своему образу и подобию.
- По Своему?.. А ты мне что сказал? - зашипел Ун на До.
Все остолбенели - они первый раз видели как Ун и До ссорятся.
- А что он сказал? - заинтересовался Господин Начальник.
До растерялся, он был очень смущён:
- Я ведь пошутил.
- А как ты пошутил? - не отставал Господин Начальник.
Помявшись, До сокрушенно ответил:
- Ну..., я сказал, что человек-мужчина будет выглядеть... немного красивее обезьяны.
Раздался чей то наглый смех, кто-то цыкнул. Ун покраснел как рак и низко опустил голову.
- Что? - как-то шепотом выдохнул Господин Начальник, - Что ты...
Нависла нехорошая тишина.
- Ты отдаёшь себе отчёт? - зашипел Господин Начальник, - ты понимаешь хоть...
Все как-то отодвинулись от До.
Без поддержки Ун До выглядел каким-то маленьким и даже жалким.
- Это всего лишь шутка, - твердил До.
- Вот из-за таких шуток... Один дурак пошутит, другой повторит, а третий запишет. А потом армия дураков пользуется этим, как учебником. И пошло-поехало... Скорее бы на пенсию, - неожиданно закончил Господин Начальник. Помолчал. - Всё, идите, работайте. У нас ещё очень много дел, а времени нет. Идите.
Все понуро начали расходиться.
- Подождите, - воскликнул Ун, - а второй основной пункт, какой второй?
Господин Начальник поморщился:
- А что тебе второй? И с первым-то ничего не ясно.
Как это - "по Своему образу и подобию"? Кто Его видел?
Только Свет от Него! Толька Благодать! Какой Он?
- Может Он как Алла - не имеет облика, - опять выскочил До, но, поняв всю неуместность сказанного, опять сник.
- Второй пункт, - угрюмо сказал Господин Начальник, - ещё боле непонятен, но это то, что отличит человека - творения Бога, от животного.
- Что же это? - Ундо напряжённо подался вперёд.
Господин Начальник развёл руками и сказал растерянно:
- Создатель вдохнёт в человека Душу!
- Душу? Душу. Это ещё что?
- Не знаю.
- Ну вдохнёт... Значит, это - какая-то воздушная смесь? Какой от неё может быть эффект?
- Никто, кроме Него этого не знает.

Да, Добрый Мой Читатель, они не знали, что такое Душа.
Глава 4. Что такое Душа?

До сидел на краю полигона комплексной увязки флоры-фауны.
Впереди пустота. Пустота. Она лучше всего отражала его состояние - пустота. Он один. Он, уж совсем не обделённый любовью и дружбой, всё равно один.
Зачем он сказал Ун про обезьяну? Сколько Ун натерпелся подколок от всех из-за этой кривляки, и он туда же.
"А что ты сам, в одиночку создал?
Сам. Пожалуй, ничего. За всем стоял Ун. Всегда"
Сидя на краю бездны и глядя в бездну, До думал о том, какая будет красивая Земля. Есть ли во вселенной что-нибудь подобное? Может тысячи КБ рассыпаны по вселенной, и они проектируют свои неповторимые Миры. Никто не знал.
Ему, почему-то вспомнилось, как он однажды зашёл в кабину к Коло Махх и увидел голограмму ни на кого не похожего животного.
Да, это было поразительное сочетание здравого смысла и оригинальности.
Это животное имело туловище не больше средней лошади, но очень длинные ноги и необычайно длинная шея поднимала его голову на высоту не менее шести метров!
Трогательная, какая-то подростковая долговязость придавала животному неповторимую пластику при беге.
А вот их уже два. Стоят, скрестив свои волшебные шеи. Грустные глаза, забавные рожки и совершенно сказочная расцветка.
"Откуда это у неё?", - думал До, с трудом отрывая взгляд от этого совершенства. Уйдя незаметно из чужой кабинки До потерял покой. Коло Махх была, конечно, опытным конструктором. Осторожным, а точнее говоря, средним. Звёзд с неба не хватала, хотя и не завалила ни одного проекта (в отличии от самого До).
Что же её сподвигло?
Ремесленник, даже крепкий, не может быть художником. Это же не механическое вытягивание шеи у животного, это - безошибочное ощущение гармонии!
Запершись в своей кабинке, До попытался сделать копию этого удивительного животного. Нет, даже просто восстановить, уже увиденное, невозможно.
"Жидко пляшешь", - сказала бы Алла. Стало совсем хреново. Гордыня - тяжкий грех...
"Вот если бы это сделал Ун, всё было бы правильно. Всё справедливо. Но какая тебе разница-то, кто это сделал? Всё равно не твоё".
Нет, мир потерял устои.
"Ун - гений. А я следом. Между ним и всеми остальными. И я всегда рядом. Он сам выделил меня из всех и поставил рядом с собой".
Но гордыня - тяжкий грех.
До вспомнил, что, потеряв покой, ничего уже не делал, перелистывал голограммы со старыми работами Кило Махх. Нет, что-то тут не стыковалось.
Спустя какое-то время, Кило Махх позвала Ундо к себе в кабинку - нужна помощь. Она показала это самое животное, назвала жирафом. Ун радостно восхищался и без всякой дипломатии, бесхитростно и напрямую спросил Кило Махх, откуда у неё такое чудо. До с интересом наблюдал происходящее, и к своему удивлению увидел, что Кило Махх вовсе не обратила внимание на то, что Ун даже не допустил мысли, что это её произведение. Глядя ясными глазами, она радостно сообщила, что к ней "в гости" зашла Ледди и, болтая о том о сём, просто так, левым копытом, набросала облик жирафа, совершенно не вдаваясь в конструктивные сложности своего творения.
Вот оно что! - Ледди! Да, она может. У До отлегло от сердца.
Почему, по каким признакам, мы безоговорочно признаём превосходство одних, ни в грош не ставя других? Кто дал нам право судить? Насколько при этом мы объективны?
Гораздо позже, разрабатывая иерархические отношения в волчьей стае, До много думал об этом.
- В чём проблема? - спросил Ундо.
- Проблема в том, что голова поднята слишком высоко, и необходимо ставить сердце величиной с ведро, чтобы обеспечить нужное давление крови в ней. И усиливать сосуды. Иначе из-за недостатка крови в голове, бедное животное то и дело ложиться на землю и становится идеальной пищей даже для шакалов и гиен. Жалко - такая красота! Что делать?
До почувствовал какой-то трепет в груди. Поставлена локальная задача - подать кровь на высоту шесть метров. При этом перепад давления вверху и внизу должен быть незначительный.
В груди светло зазвенели колокольчики. Хорошее предчувствие. Сейчас, сейчас...
Есть. Есть решение! Простое, красивое решение!
Сколько раз До анализировал эти сладостные, ни с чем не сравнимые моменты истины!
Как, при каких условиях Создатель ставит тебя, грешного, на одну ступень с Собой?
Что этому предшествует?
Откуда ты, за миг до этого знаешь, что сейчас произойдёт то, ради чего стоит жить?!
За свою, как говорится, долгую творческую жизнь, пытаясь облегчить труд последующему поколению конструкторов, Ундо вывел ряд чисто технологических приёмов, помогающих находить нужное решение. Всякое: сделать наоборот, сократить (увеличить) время или размер, попробовать асимметрию, перевернуть, идти от противного, раздробить или наоборот соединить что-то и так далее. Но вся эта методология ничего не значит, если Бог не поглядит в твою сторону. И тут не помогут ни молитвы, ни посты! Но что? Что помогает заключить союз с Ним? Тайна...
Нарочито безразличным голосом До, трепеща сердцем, сказал:
- Можно попробовать поставить несколько маленьких сердечек в шее жирафа по пути к голове.
- Точно, - сразу подхватил Ун.
- Но такого ещё не было, - засомневалась Кило Махх.
- Ну и что? - парировал Ун, - такого жирафа, - он выделил слово "жирафа" и мотнул головой вверх, - тоже не было.
"Удачное название, и звучит уже нарицательно", - подумал До.
"Да, славное было время", - подумал До, глядя в темноту. Нужно было уходить - бездна пугала его, проникая в грудь и заполняя собою всю его суть. "Как быть? Всё плохо".
И c жирафом получилось не всё хорошо. Кило Махх составила шею жирафа из семи позвонков, как у всех животных, и шея получилась не достаточно гибкая. На защите этого не заметили, поражённые красотой животного, и у него так и остались большие проблемы при питье воды из водоёмов - приходиться раздвигать широко ноги и это самый уязвимой момент в его жизни. Так и остался жираф единственный: ни вида жирафьих, ни подвида. Жаль...
"Нужно идти к Ун. Как стыдно-то, Господи..."
До вспомнил, как когда-то, шутки ради, прицепил перед носом глубоководной рыбы, которую разрабатывал Ун, обыкновенный фонарь, на какую-то умышленно нелепую, совершенно дурацкую уду.
Он думал, что Ун спросит:
- Зачем это?
А он в ответ:
- Жалко мне её, темно ей на глубине, ничего не видно. Вон сколько времени ты карандаш под столом искал. А ей каково?
Но До забыл о своей выходке, а Ун не заметил конструктивных изменений в рыбе (не проверил перед защитой), и с этом идиотским фонарём пошёл на защиту. Какой он там имел вид, никто не знает, но рыба почему-то осталась. Да...
Но всё-таки, как? Какими словами Ун их убедил? Прошлые заслуги? Сила собственного обаяния?
До вспомнил, какие проблемы были у Клиппа с лошадьми. Совет, не смотря на абсолютное совершенство и целесообразность вида (и возможность широкой вариации его), не утвердил опытные образцы. Все в один голос решили, что очень длинный, тонкий и при этом невероятно гибкий волос, близко растущий рядом с другими волосами на гриве и на хвосте лошади, будет спутываться.
Клипп был очень толковым конструктором (это он создал слона) и незаурядной личностью, но считал, что не умеет красиво и грамотно разговаривать. Это гремучая смесь из несомненных достоинств и мнимых недостатков выразилась в заносчивости: что толку вам объяснять - всё равно вы ничего не поймёте.
Поэтому Клипп даже не пытался объяснить, какие меры он принял против запутывания волос, а только нечленораздельно мычал, указывая на образцовую пару лошадей, которая, не зная горя, грациозно трясла великолепными гривами и обмахивалась длинными хвостами.
Пару оставили на доработку, но Клипп обиделся и демонстративно не забрал её с полигона.
Каждый новый совет начинался с того, что все подолгу любовались растущим от раза к разу табуном, говоря, что такие длинные волосы обязательно должны спутаться, не верили своим глазам и... опять не утверждали.
Кончилось тем, что табун так увеличился, что стал мешать проводить стыковочное макетирование флоры-фауны (волосы же по-прежнему почему-то не спутывались) и лошадь пришлось принять.
Чего только не было?
"И всё-таки нужно идти. Поговорить с Ун. Он добрый, простит. Он уже, наверное, простил.
Всё равно погано.
Я же знал, как для него важно всё, связанное с человеком. Нашёл с кем сравнивать человека - с обезьяной! Почему не с лошадью? А что, было бы неплохо - сделать человека на основе лошади, даже ещё чуть-чуть красивее. Что там можно изменить или добавить? Не знаю...
На кой чёрт он эту обезьяну вообще создал? Тоже ведь пошутил. Хороша шутка! И всё-таки, у обезьяны кисть руки - гениальное творение. Да, Ун - есть Ун, даже в дурацкой шутке. К лошади бы эти руки приделать. Хотя зачем? По деревьям, что ли, лазить?..
Нужно идти. Не век же здесь сидеть? Как мерзко. Болит сердце. Нужно заменить. А что оно болит-то? Это же просто насос. Почему так плохо? Стыдно.
Хорошо зверям, едят друг друга поедом и в ус не дуют. А нам каково?
Ничего не хочется. Бездна манила. "Прыгнуть бы вниз и всё, конец мучениям". Мучениям... А зверям всё равно...
Вот опять в груди светло зазвенели колокольчики. Предчувствие. Сейчас, сейчас...
Я понял? Я понял, что такое Душа! Болит именно Душа!"

До вскочил. "Нужно быстрее рассказать Ун! У него, я знаю, тоже болит. Он единственный, кто сразу поймёт. Вот главное, что будет отличать человека от животных, как бы он не выглядел! Душа! Она болит! Она ликует! Она не даёт покоя! Оковы и крылья! Глас и око Бога в каждом.
Где Ун? Я уже иду!"
Глава 5. Заключительная.

Что сказать тебе на прощание, терпеливый свидетель моей исповеди?
Того легендарного КБ уже давно нет.
Каждый сотрудник в конце своей блистательной карьеры воплотился в своё последнее произведение. Один я не побоялся, и попросил Его воплотить меня в человека, неведомого и загадочного для нас, тех. С его непонятной и таинственной душой.
И я прожил долгую жизнь среди вас. И в этой жизни я опять был конструктором, но уже вторичной природы - проектировал микроскопы. Всё-таки, правда, человек - венец природы, и создан, чтобы осознать этот мир, бесконечный и в сторону макро и в сторону микро. У человека большое поле деятельности и ему никогда не будет скучно.
А я уже стар и мне пора. Я уже всё забываю, и мне кажется, что и не было ничего. Может, и не было...
Тогда, почему так замирает сердце, когда мне на мою ладонь садится бабочка, легка как солнечный луч, соткана из ярчайших цветов радуги?...
Может, она меня узнала и хочет что-то сказать?...

(C)Ю.Коллега. 29.11.2007г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"