2. Arvernorix ґ эпитет галльского Меркурия: 'царь арвернов' или вариант теонима Arvernos с формантом -rix. ffl Olm. 316ґ317, 347; Pol. 739
c. 28
3. Arvernos ґ галльское божество ґ эпоним племени арвернов. Ср.: ARVERNUS GENIUS (CIL XIII 1462). Вероятно, сложение преф. ar(i)- 'перед' и verno-, которое может означать 'ольха' и 'болото' (см. Vernostonos). Ш Olm. 380; Maier 30.
c. 28
4. Arvolcia ґ галлоґбриттская богиня (DAG ј 74: ARVOLECIA). Теоним образован из усилит, преф. ar(e)- + *uelk- 'мокрый' ; ср. др.ґирл./о/с 'дождь', foilcaid 'мыть' и гидроним Voleos (иллир. у Ю. Покорного). ffl Olm. 427; IEW 1145ґ1146; Pol. 745.
c. 25
5. Arcecios ґ галльское божество, известное лишь из надписей: DEO MERCURIO ARCECIO (CIL III 5768; Agri Decumates, Bregenz + DAG ј 213). Р. Турнейзен и Ю. Покорный полагали, что теоним Arcecios происходит из пракельт. *ar(i)-kngsmn,
восходящего через диссимиляцию к и.ґе. *per-ghnghsmn 'шагающий впереди'. Г.С. Олмстед реконструирует этимон *par-aghi-kjo- (др.ґирл. airgech 'пастух', airge 'стадо') от корня *agh- 'гнать (скот)'. Ш IEW 439; Pol. 740;
Olm.332.
1) ИЕ основа AR- "переводиться" как : "стоящий впереди" и добавляется к имени бога как эпитет возвышащий его.
2) ИЕ основа -DVIN \ DVЕN- "переводиться" как: " БОГИНЯ ЛЕСОВ"
Потому, что одна из надписей находится на статуе Дианы из Ватиканского музея - Дианы - Богини лесов и охоты, с полной охотничьей атрибутикой, включая собаку.
Но основа DVIN - это ДВИНА а не ДИАНА!
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. У Калыгина : "Существуют некоторые фонетические сложности, касающиеся формы теонима: "
- это для ДИАНЫ, но не для ДВИНЫ.
2. Копия подобной статуи с надписью и её переводом прекрасно смотрелась бы над рекой Северная Двина с соответствующей ей празднеством.
"ТРУДЫ ПО ЭТИМОЛОГИИ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ И ДРЕВНЕ ПЕРЕДНЕ АЗИАТСКИХ ЯЗЫКОВ". Т2
Вяч.Bс. ИВАНОВ
с. 34
"В римских ритуалах обнаруживаются и другие следы культа собаки, в частности, коронование собак на празднествах в честь Дианы 38, сопоставляемое Фрейзером с аналогичным обрядом у малоазиатских кельтов-галатов ...
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ:
В саамской и финской версий этимология для "р. Двина" отсутствует
"ДИАНА БОГИНЯ ТРЁХ ДОРОГ"
Для ДИАНЫ можно найти множество мифов и легенд, но одно из них интересно тем что, обозначает её как "БОГИНЮ ТРЁХ ДОРОГ"
Для реки Северная Двина, с одной стороны, это могли бы, быть притоки: Сухона на Запад, Юг в южном направлении, Вычегда в восточном,
но для БОГИНИ ДВИНА более естественнее, иметь реку с тремя истоками:
1. Двиница - приток Сухоны
2. Зяблая Двиница приток Сухоны,
3. Двиница в бассейне Ваги.
где -ица славянский уменьшительный суффикс.
А жили на этих реках в древности - тоже двиняне.
Эта версия подкрепляется, следующими источниками:
1. матв т1
Основа сух- не засвидетельствована в субстратной гидронимии РС, что также поддерживает версию о славянском происхождении этого наименования.
Таким образом, есть основания видеть в названии Сухона русский гидроним с суффиксом -на (см. [Варбот 1969: 75]).
На РС обычны адъективные образования Сухой (ручей), Сухая (речка), Сухое (болото).
Сухона - единственная и притом не очень распространенная субстантивная топонимическая модель, мотивированная прилагательным сухой.
2. С.В. РОГАЧЕВ "Восемь резонов считать, что Устюг - вовсе не Усть-Юг"
"Тем более что, по некоторым данным, в древности имя Двины могло распространяться и на Сухону. В пользу этого говорит наличие у Сухоны притоков под названиями Двиница.
Река ЮГ.
Из главы 8 "ИЕ примеры Поморья с юга, уга"
"Река Юг - в современном представлении, сливаясь с р. Сухоной даёт начало Северной Двине.
В древнем ИЕ представлении р. Юг "друг", "спутник".
А чей Юг "друг", "спутник" рассмотрим вместе с Двиной."
При отсутствии в глубокой древности названия р. Сухона р. Юг являлась "другом", "спутником" - притоком реки Двины.