|
|
||
Варварские империи, которые Маркс называл "готическими", имели одну особенность, чрезвычайно важную для понимания их истории: такую империю было гораздо легче создать, чем сохранить в целости хоть сколько-нибудь продолжительное время. Обычно, если не дети, то внуки видели уже закат и распад державы. (Л. Н. Гумилев)
Проблема монгольского политогенеза в эпоху Чингиз-хана является одним из наиболее дискуссионных вопросов как в монголоведении, так и в кочевниковедении в целом. (Н. Н. Крадин)
В политическом развитии евразийских степей, похоже, действовала некая матрица, маятниковое движение от разрозненных кочевых общин к трансконтинентальным империям и обратно. (В. В. Трепавлов)
Наследование у монголов сопровождалось правовым и политическим противостоянием. (Дж. Барфилд)
"...Мое наследие поручаю одному. Мое повеление - неизменно. И если оное не станете как-нибудь перекраивать, то ни в чем не ошибетесь и ничего никогда не потеряете. Ну, а, уж если у Огодая народятся такие потомки, что хоть травушкой-муравушкой оберни - коровы есть не станут, хоть салом окрути - собаки есть не станут, то среди моих-то потомков ужели так-таки ни одного доброго и не родится?"1.
Без травы нет скота, без скота нет пищи. (Монгольская пословица)
"Действие этой системы логически можно представить в виде модели, согласно которой воспроизводство элиты в степных империях (в силу традиционной для кочевой аристократии практики полигамии) осуществлялось в геометрической прогрессии. Допустим, что некий правитель степного общества имел как минимум пять сыновей от главных жен. В таком случае он должен был бы иметь 25 внуков и 125 правнуков! Если на детей в качестве наследства приходилось примерно по 20 % совокупных ресурсов политии, то на каждого внука - всего по 0,8 %"1.
Царевичи Чжочи, Чаадай и Огодай, взяв город Орунгечи, поделили между собою, на троих, и поселения и людей, причем не выделили доли для Чингис-хана. (Сокровенное сказание Монголов)
Пример древних тюрок, монголов и многих других демонстрирует, что для создания крупного кочевого государства требовалась мобилизация сил многих кочевых формирований. Но только возможные выгоды от совместной эксплуатации оседлых обществ могли на время примирить одних кочевников с их зависимым статусом от других. (А. М. Хазанов)
после того как внешняя экспансия закончилась, не осталось ничего, что могло удержать в границах единой империи владения Чингизидов.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"