|
|
||
Несовременная история сомнительна. (Б. Паскаль)
Пусть было, как было, - ведь как-нибудь да было! Никогда так не было, чтобы никак не было. (Я. Гашек)
Эмоции в науке порождают ошибки. (Л. Н. Гумилев)
'Хазарская держава складывалась в виде обширной федерации племен, сохранявших в неприкосновенности свою внутреннюю организацию и даже значительную часть внешнеполитической самостоятельности в пределах подчинения верховной власти хазарского кагана,а ее историю можно разделить на два периода - до и после принятия иудаизма. Поначалу
'роль хазар в истории была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития народного хозяйства этих стран и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы. Но принятие иудейской религии было для них роковым шагом. С этого времени был потерян контакт правительства с народом и на смену развитию скотоводства и земледелия наступила эпоха посреднической торговли и паразитического обогащения правящей верхушки'2.
'В идеализации Хазарского каганата приходится видеть явный пережиток порочных взглядов буржуазных историков, принижавших самобытное развитие русского народа. Ошибочность этой концепции очевидна. Такая концепция не может быть принята советской исторической наукой.'1
Хазарская держава складывалась в виде обширной федерации племен, сохранявших в неприкосновенности свою внутреннюю организацию и даже значительную часть внешнеполитической самостоятельности в пределах подчинения верховной власти хазарского кагана. (М. И. Артамонов)
Возведение иудаизма в государственную религию имело значение политического самоутверждения, демонстрации не только независимости, но и равенства Хазарского каганата с Византийской империей и Арабским халифатом и явилось ответом на попытки с той и другой стороны подчинить хазар своим интересам. (М. И. Артамонов)
Одна из самых известных легенд средневековой еврейской истории - это обращение хазар в иудаизм. (Ш. Штампфер)
'Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать' (Павел)
Только возможные выгоды от совместной эксплуатации оседлых обществ могли на время примирить одних кочевников с их зависимым статусом от других. (А. М. Хазанов)