Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Балта - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евреи, очевидно, поселились здесь с момента основания Юзефграда и турецкой Балты, преобладали евреи-ашкенази, хотя были сефарды и караимы. С конца ΧVIII и до начала ΧΧ века значительную часть населения города, расположенного на правом и левом берегу реки и получившего название Балта, составляли евреи (от 50 до 80%).

  
  
   Балта - небольшой город районного значения в Одесской области Украины, расположен на когда-то полноводной реке Кодыма (см. ст. Кодыма), впадающей в Южный Буг.
  
   1) Краткая официальная история Балты
  
   Татаро-монгольское нашествие XIII века опустошило междуречье Южного Буга и Днестра, население было частично истреблено, частично отошло в более безопасные северные районы. В конце XIV века Великое княжество Литовское, овладевшее Поднепровьем, вытесняет из Буго-Днестровского междуречья ордынцев и продвигается на юг к Черному морю. Район реки Савранки (в 25 км к северу от Кодымы), начинает заселяться крестьянами из Подолья и из-за Днестра.
  
   * После Городельской унии (1413 г.), объединившей Польшу с Литвой, на территории (юга) современной Винничины (Брацлавщины) появились поляки, основная польско-католическая экспансия началась в 1434 году. Брацлавское воеводство было создано в 1566 году в составе Великого княжества Литовского, а в 1569 включено в состав Королевства Польского и просуществовало до второго раздела Польши в 1793, центр г. Брацлав (Юж. Буг).
  
   * В конце XV - начале XVI веков Османская империя овладевает северо-западным Причерноморьем, и затем переселяет сюда ногайские племена. Граница между султанской Турцией и Крымским ханством (с одной стороны) и Литвой, а затем Речью Посполитой (с другой стороны) устанавливается по реке Кодыма.
  
   Во второй половине XVII века земли по левому берегу реки Кодыма перешли во владение магнатского рода Любомирских. Князь Юрий Любомирский, на месте казачьего поселения, расположенного против турецкого укрепления Балта, в 1690-1695 годах построил форт Юзефград, входивший в Брацлавское воеводство, вокруг укрепления возникло селение с тем же названием.
  
   В конце XVII - первой половине XVIII веков на малозаселённые земли кодымского пограничья устремляются украинские, молдавские, польские крестьяне, в 1748 году рядом с крепостью Балта [на турецкой стороне] основывается одноименное селение, развивавшееся как торговый и ремесленный центр. Во второй половине XVIII века процесс заселения этого региона усиливается, здесь насчитывается уже десятки слобод, сел и хуторов.
  
   После русско-турецкой войны 1787-1791 годов, по Ясскому миру 1791 года, междуречье Буга и Днестра вместе с Балтой вошло в состав России, и было включено в Екатеринославское наместничество. В апреле 1793 года, после Торговицкой конфедерации и в результате второго раздела Речи Посполитой, в состав России вошла Правобережная Украина, включая Брацлавское воеводство с междуречьем Савранки и Кодымы. Русское правительство выкупило у князей Любомирских Юзефград и переименовало его в Еленск. Земли эти были включены в Екатеринославское, а с 1795 г. в Вознесенское наместничество. В сентябре 1797 года Балта и Еленск, разделённые рекой Кодымой, были объединены в один город - Балту, ставшую уездным центром Подольской губернии.
  
   2) Версии истолкования топонима краеведами (им виднее)
  
   а) Город Балта: неофициальный сайт, http://baltatown.narod.ru/3.htm
  
   "Точная дата первого поселения на территории города неизвестна. Первые достоверные упоминания о существовании на этой территории небольшого городка или деревни относиться уже к 30-м годам 17 века (хотя есть мнение о существовании Балты уже в 15-16 веках). Собранные в конце 18 века материалы, ссылаясь на рассказы местных жителей, говорят, что в 30-х годах 17 века, по велению князя Любомирского, было основано селение, названное Палиевым (Палиевым Озером): "...В сем местечке прежде находящегося, которое Палиовым названное от имени одного козака, шалашами с двора пивоварницкими подле сего озера над речкою прежде обитавшего, называемого Палием".
  
   Осадчим местечка в те годы был еврей Додис Шмулиович. На противоположной стороне реки возникает селение под названием "Фокшаны" (примерно там, где в настоящее время расположен район города под названием "Молдаванка")".
  
   * Осадчий
  
   Краеведы - замечательные люди, выискивают исторические факты, которым цены нет, вот и в нашем случае "выплыло" забытое слово - "осадчий". Термин "осадчий" имеет два значения: 1) первый поселенец; 2) доверенное лицо, организующее процесс переселения и соответственно финансирующий переезд и обеспечивающий переселенцев на новом месте жительства строительными материалами, питанием, посевным материалом и орудиями труда. У В. Даля - малоросс. осадчий, основатель нового поселенья, голова поселенцев.
  
   Земли пригодной для земледелия в XVII в. на этой территории было много, но рабочих рук катастрофически не хватало, поэтому феодалы (владельцы земель) старались любыми способами заселить свои земли. Для этой цели на территории, где было избыточное население, направляли организаторов переселения (осадчих), которые собирали переселенческие партии из различных категорий населения (обычно беглого) и обеспечивали их переселение и обустройство на новом месте. Очень многие поселений на Украине было основано "осадчими" возглавившие группы в 100-1000 человек ищущих "свободной" жизни, как правило, переселение сопровождалось различными льготами в налогообложении на какое-то время (3-5 лет).
  
   Скорее всего, организаторами таких переселений в польской Украине были евреи-арендаторы поместий польской знати (пан получал деньги, еврей - деньги и свободу в деятельности). Евреи имели узаконенные права в беспрепятственном передвижении по стране, ведении торговых операций и кредитовании, брали в "откуп" целые районы и города, и главное - обладали денежными средствами для финансирования переселения.
  
   Термин "осадчий" явно имеет еврейские корни - О+САД+ЧИЙ = О+САДЭ שָׂדֶה в различных значен. - поле, поприще + ЦИА (Ч-Ц) צִיָּה пустыня, пустынное место, целина; т.е. поприще (деятельность) в пустыне (на целине) - деятель, собирающий людей для труда и жизни в незаселенной местности.
  
   * Жаркая дискуссия о языке и колонизационных процессах на сайте: Конференция iXBT.com" История". История славянских языков. (Страница 27)
   http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=55:115-27
  
   28.07.2010. RoninX. "Нет примеров "колонизации" осадчими? Главный пример "колонизации" осадчими - это распространение фамилии "Осадчий", "Осадчук" и под. в украинском языке. Ближайшее по смыслу к "осадчий" русское слово -"оседлый". Вот очередное подтверждение того, что русские люди в упор не понимают явления, о котором берутся судить. Осадчий - это не переселенец. Это администратор по переселению, если выражаться современным языком. Человек, который организует создание новых поселений на пустующих землях. Именно на пустующих, а не на "колонизированных"". Есть очень интересные исследования того, как украинцы колонизировали Левобережье в 16-17 веках. Условно говоря, если в Киевской области полно сел, которым больше тысячи лет, то в Сумской или северо-востоке Черниговской - каких-то 200 с копейками км расстояния - большинство сел "молодые" И возникли они именно в результате колонизации. Но это - отдельная сложная тема, которую в этой ветке раскручивать нет смысла".
  
   б) Город Балта: неофициальный сайт, этимология топонима Балта; http://baltatown.narod.ru/3.htm
  
   "Возникновение турецкой части города на правом берегу Кодымы обычно относят к 1740-м годам (согласно мнению историка Скальковского). Тогда же началось строительство и турецкой крепости, названной "Балта". Название это, по одним источникам, происходит от рода вооружения турецкой армии типа секиры под названием "барта", по мнению других - от болотистой местности, в районе которой и возникло первое поселение".
  
   Евреи, очевидно, поселились здесь с момента основания Юзефграда и турецкой Балты, преобладали евреи-ашкенази, хотя были сефарды и караимы. С конца ΧVIII и до начала ΧΧ века значительную часть населения города, расположенного на правом и левом берегу реки и получившего название Балта, составляли евреи (от 50 до 80%).
  
   в) Википедия. Этимология Балта
  
   "Существует ещё одна обоснованная версия происхождения названия поселения - молдавско-румынская (со времён изгнания Молдавским и Литовским княжествами Золотой Орды из степей Северного Причерноморья, и/или последующего массового переселения волохов (валахов) из-за Днестра в Днестровско-Бугское междуречье; также вполне вероятно, что выходцами из г. Бельцы (см.), в каковом, к тому же, местность практически идентичная): лит. báltas - белый (белизна, блеск, в данном случае - водного зеркала), рум. baltẵ - болото (тур. batak - болото, тур. ba(l)takly - болотистая почва, тур. balčyk (bal) - тина, глина), лит. *báltas - озеро, в значении - заболоченный лес (на светлых почвах) в яме (балке), сырой, влажной низине, светлое болото, разлив ила, глинистой почвы, белая глина, то есть не темное, ржавое болото; также в литературе было известно урочище Палиево озеро, Палиево болото.
  
   См. словарь Фасмера (I, 118; I, 190; Фасмер к тому же объясняет этимологию с учётом ударения: балта́ (топор, секира), и Ба́лта (блато, болото) - местное название, топоним (в равной степени относится и к г. Бельцы)), поскольку поселение было основано задолго до турок".
  
   г) Викисловарь. Этимология
  
   Происходит от пратюркск. формы *baltu "топор", от которой в числе прочего произошли: др.-тюрк. baltu, башк., тат., казахск., кирг., карач.-балкарск., кумыкск. балта, азерб. balta (балта; بالتا), гагауз., крымск.-тат., тур. balta, османск. بالطه (balta), узб. bolta (болта), туркм., уйгурск. palta (палта), тувинск. балды, хакасcк. малты, палты, южн.-алтайск. малта и др.
  
   3) Топография
  
   а) Карта Боплана, http://prokut.org/maps/karta-boplana/
  
   На карте французского инженера и картографа Г.Л. де Боплана (1648 г.) нижняя граница украинских поселений (отмечены знаком с крестом) проходит по линии реки Савранки в 20 км к югу от города Бершадь, южнее (25 км) до реки Кодыма идет нейтральная пограничная полоса. Река обозначена на карте Боплана как "Kodeme. D" (D - долина), русло занимает половину Кодымской долины, течение реки с запада на восток.
  
   На реке Кодыма нет никаких поселений, как и в округе; ниже к югу примерно на 25-35 км появляются единичные татарские поселения, которые отмечены на карте полумесяцем. "Устье Саврани или Новый Конецполь есть последнее поселение, которое имеют поляки со стороны Очакова и основание которому я положил в 1634-1635 годах. Здесь я построил королевскую крепость, и полагаю, что в этом месте, возможно, устроить прекрасный арсенал против турок" (Г. Л. де Боплан. Описание Украины, ч. 1).
  
   б) Карта Риччи Занони 1767 г.
  
   Укрепление на турецкой стороне Балта (Balta (Валта)) появляется на карте Риччи Занони 1767 "Карта границ Польши, начиная от Балты до реки Синя Вода... и до впадения Днепра в Черное Море"; http://garibas.livejournal.com/pics/catalog/339/71590.
  
   Показано турецкое, и через реку польское укрепления, населенных пунктов нет, хотя на реке Кодыме на этой карте фиксируются с польской стороны уже четыре поселения. К Балте ведет караванный путь, носящий имя - Kervan-Joli (Караван Джоли (тур. Жоли, неясный термин)).
  
   в) Карта Эдисанской орды 1790 г.
  
   На карте Эдисанской орды (ногайцы), напечатанной в Вене в 1790 г., на линии реки Кодыма указана Балта: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Yedisan.jpg.
  
   В 1770 году едисанская орда численностью в 8 тыс. человек с султанами, мурзами и старшинами принимает российское подданство, однако по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 году получает независимость, но сразу же входит в состав Крымского ханства. В 1783 году, после присоединения Крыма к России, Екатерина II, упраздняет государственность причерноморских орд, в ходе подавлением А. В. Суворовым вспыхнувшего восстания, ногайцы были рассеяны, часть отошла на Кубань и Северный Кавказ, часть в Турцию.
  
   4) Обобщение и вывод
  
   а) Итак, топоним Балта принадлежит городу, который возник на польско-турецкой-ногайской границе, в самой северной (верхней) точке пограничной линии по реке Кодыма.
  
   * Википедия. Балта
  
   "Балта впервые получила известность как небольшой форпост у северных границ Османской империи в XV веке (по-турецки "балта" - "секира"), хотя собственно турецкого населения в городе практически не было".
  
   б) Мы имеем две версии истолкования имени.
  
   * Балта - топор; не ясно, какая связь между термином "топор" и названием города? Каждый воин во времена средневековья имел топор, вещь необходимая как оружие и хозяйственный инструмент. Нет логики в отождествлении топонима Балта с термином "балта" (валта) - топор, его невозможно "связать" с пограничным городом.
  
   * Балта - болото. Каждая река имеет болотистые участки, в том числе на реке Кодыма есть болотистые участки, однако в районе Балты на картах не указаны болота, связь топонима Балта с термином "болото" маловероятна - болота нет в действительности.
  
   Вывод
  
   Скорее всего, топоним Балта прямо указывает на пограничную (таможенную) линию между Польшей и Турцией, в Крыму была значительная еврейская диаспора (караимы (караимы жили и в Литве), крымчаки) которая вела торговые дела с Польшей. Наличие караванного пути (Kervan-Joli) у Балты говорит о развитых торговых отношениях, значительное еврейская община фиксируется и в Балте. Целесообразно рассмотреть топоним Балта в связи с языком идеологии иудеохристианства и его географическим нахождением на границе (пограничный город).
  
   5) Терминология иврита и библейский образ
  
   а) Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим общий корень - BALTA = B+AL+TA или BAL+TA.
  
   * B+AL+TA = B בְּ на, как, в виде, принадлежность + AL עַל в различн. знач. высота, верх (высшая точка) + ТАА תָּאָה проводить границу; ТЕА תֵּאָה устанавливать пограничную линию. ТАА תָּאָה выделить, отметить; т.е. верхняя (северная) граница Османской империи (верхний предел империи).
  
   * BAL+TA = BAAL בַּעַל хозяин, владелец, принадлежность, свойство + ТАА תָּאָה проводить границу; ТЕА תֵּאָה устанавливать пограничную линию; т.е. поселение на границе, контролирующее пограничную линию.
  
   Очевидно, что топоним Балта указывает на общепринятую в то время границу между двумя государствами, Польшей и Османской империей, что соответствует социально-политической, экономической и географической действительности, рассматриваемого периода.
  
   б) Библейский образ
  
   * Числа 34:7: "к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТАА) ее к горе Ор".
  
   * Числа 34:8: "от горы Ор проведите (ТАА) к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду".
  
   Таким образом, определив образ (проведение границы) и термин его обозначающий, мы выяснили, что топоним Балта является транслитерацией (перевод термина с одного алфавита на другой) библейского. Алогично рассматривать терминологию иудеохристианского пространства в отрыве от сакрального языка идеологии - иврита, сознание средневекового человека было религиозным.
  
   В XVI-XVII вв. евреи занимали важное место во внешней торговле Польши и способствовали расширению контактов, как на западе, так и на востоке. Особенно значительные торговые контакты были развиты у еврейских купцов с Англией и Нидерландами через Гданьск, а также с Венгрией и Турцией через Львов и Краков.
   Кишинев, 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"