Образ укр. образ, блр. вобраз, др.-русск., ст.-слав. образъ εiκwν, τuπος, μορφi eikon, typos, morfi (Супр.), болг. образ "лицо, щека", сербохорв. образ - то же, словен. obraz, род. п. -aza, чеш., слвц., польск. оbrаz "изображение, картина; образ; икона", в.-луж. wobraz, н.-луж. hobraz. От оb- и rаzъ, связанного чередованием с rezati; см. раз, резать. Отсюда образовать, образо́ванный; образование; согласно Унбегауну (RЕS 12, 39), калька нем. Bildung "образование".(раз, резать???)
б) В. В. Виноградов. История слов. Часть; https://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=voo...
ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ. Воображать, воображение - слова, унаследованные русским... от языка старославянского. Морфологический состав ..., что его первоначальным значением было `дать образ чему-нибудь, нарисовать, изобразить, воплотить в образе чего-нибудь, осуществить′. ... слово образ выражало целый ряд значений - конкретных и отвлеченных: 1) вид, облик, внешние очертания, форма′ ... 2) изображение, статуя, портрет, икона, отпечаток... 3) лицо, физиономия; 4) чин, сан, состояние, свойственное тому или иному социальному положению, особенности вида и быта; 5) образец, пример; 6) символ, знак или знамение; 7) способ, средство, манера (см. Срезневский, 2, с. 539-542). ... (???)
2) Применение термина в церковнославянском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1987. Обширная терминология на с. 133-141; переводы Библии, церковная и историческая литература, летописание, акты.
Образъ. 1. Вид, образ, внешний облик. Остр. Евангл., 1057 г. 2. Изображение, портрет, изваяние. Остр. Евангл., 1057. 3. Знак, символ, XII в. 4. Подобие, образец. Изб. Св. 1073 г. 5. Праобраз, прототип. XI-XIII вв. 6. Род, разновидность, форма. XII в. 7. Способ, форма действий, XI-XII вв. 8. Сущность, идея. XI в. 9. Лицо (грамматика). XVI-XV вв.
б) Викисловарь
Корень: -образ-. Значение: книжн. внешний вид, облик какого-либо объекта; изображение; мнение, представление о ком-либо, чём-либо; образец; метод, способ; традиция, уклад. Этимология по М. Фасмеру, см. выше. "Происходит от праслав. оb- + rаzъ... Связано чередованием с rězati; (раз, резать)". (???)
в) Википедия. Образ в философии
Образ - форма репрезентации (лат. позволяет видеть отсутствующее) чего-либо. В философии образ обладает множеством частных смыслов в зависимости от особенностей того или иного философского учения... Эта традиция толкования переходит и в средневековую религиозную философию, где образ Бога (лат. imaginem Dei; нем. Bilde Gottes; Быт. 1:27) выступает как проекция той сущности, которая составляет существо человека.
г) ЕЭБЕ/Имена Божии: "оно (имя) представляет Божество таким, каким Его понимают поклоняющиеся Ему, выдвигая на первый план те Его атрибуты, которые Оно само проявляет в Своих отношениях к человеку и которые обнаруживаются сами собою в Его деятельности"...
3) Теология. Образ Бога и человека по материалам библейской философии
а) Бытие 1:27: "Бог сотворил (ивр. ЙИВРА от БАРА) человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил (ивр. БАРА), мужчину и женщину сотворил".
ивр. ЦЕЛЕМ צֶלֶם (′образ′) и (′подобие′). Люди полагали, что слово (′образ′) на еврейском языке указывает на конфигурацию вещи и ее очертания, и привело их это к полнейшему соматизму (части тела человека) из-за Его речения: "сделаем человека по образу Нашему (צֶלֶם), и по подобию Нашему ()". И они подумали, что Бог обладает человеческой формой, то есть конфигурацией и очертаниями, что и заставило их сделать вывод о полнейшем соматизме (подобия человеку), - и они уверовали в него.
Слово ивр. ЦЕЛЕМ צֶלֶם (′образ′), напротив, применяется к природной форме; я имею в виду тот эйдос (греч. видимое), посредством которого вещь субстанцируется и становится тем, что она [есть]; это ее истинная сущность в качестве вот этого сущего. В человеке таковым эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение; именно ввиду этого интеллектуального (ИНТЕЛЛЕКТ) постижения сказано о [человеке]: "По образу Божию (צֶלֶם) сотворил его.
И ввиду того, что человек выделен обретающимся в нем чрезвычайно удивительным эйдосом, которым не обладает ничто из существующего под сферой Луны, - интеллектуальным постижением, в коем не участвуют ни чувства, ни телесные органы, - уподоблено [человеческое постижение] Божьему постижению, которое не пользуется никаким инструментом; несмотря на то, что нет тут подобия по истинной сути - оно имеется лишь на первый взгляд. И из-за этого, то есть из-за Божественного разума, соединяющегося с ним, сказано о человеке, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его, а не из-за того, что Бог, да превознесется Он, будучи телесным, обладает обликом".
Глава 2
"как это станет ясным после размышления над следующими словами: разум, который Бог излил на человека и в котором состоит последнее совершенство оного, и есть то, что было у Адама до того, как он взбунтовался, и именно из-за этого сказано о нем, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его; именно благодаря этому он стал тем, к кому обращался [Бог] и кому повелевал, как сказано: "И повелел Господь Бог человеку...", ибо не дается повеление скотам и тем, у кого нет разума, и разумом различают между истиной и ложью, а это было у человека в совершенстве и цельности.
в) Послание к Римлянам 1:23 (ап. Павел): "и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим и пресмыкающимся".
Бог Творец (греч. Ποιητής, Poiitís) наделил человека способностью к творчеству (греч. ποίησις, poíisis). "Человек становится образом Божиим в том, что соработает с Ним в воссоздании самого себя" - так изъяснял Климент Александрийский творческое призвание (Clem. Alex. Paed. II 10. 83). Архиеп. Василий Селевкийский считал первым проявлением творчества человека наречение имен животным: "Бог говорит Адаму: "Будь, Адам, творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самых тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости"" (Basil. Seleuc. Or. 2 // PG. 85. Col. 40C-41A). Подобно Богу, человек может порождать возвышенные идеи и реализовывать их, плоды его творчества способны преображать мир. Однако, как и все богообразные свойства, способность к творчеству полноценно осуществляется лишь по мере того, насколько человек находится в единстве со своим Создателем. Если это единство нарушается, то творчество становится ущербным (ср.: Greg. Pal. Capita. 63). ...
Обзор святоотеческих мнений позволяет утверждать, что не существует однозначного определения понятия О. Б. На эту особенность указывал В. Н. Лосский: "Если мы захотим найти в творениях святых отцов точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то рискуем растеряться среди различных утверждений, которые хотя друг другу и не противоречат, но тем не менее не могут быть отнесены к какой-то одной части человека" (Лосский В. Мистическое богословие. С. 87-88). По наблюдению прот. В. В. Зеньковского, "за вычетом нескольких общепризнанных толкований, святоотеческое учение об образе Божием до такой степени разноречиво, что приходится удивляться, что по такому существенному пункту в церковном сознании не достигнуто единомыслие" (Зеньковский В., прот. Об Образе Божием в человеке // ПМ. 1930. Вып. 2. С. 118).
4) Обобщение и вывод
а) Термин "образ" фиксируется: в русск., украин., беларуск., полск. - образ; словац. - obrázok; чешск. - obraz. Ряд западноевропейских языков используют латинскую форму - imago (изображение, картина), другие - свои национальные термины. Слово "образъ" указывает на территорию возникновения термина: Чехия, Словакия, часть Польши. Здесь византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863-881 гг. был создана церковнославянская письменность. Идея создать для славян и тюрок свой язык богослужения зародилась в 862 г., в ходе дипломатического визита Кирилла и Мефодия в Хазарию и Крым.
б) В Средневековом мире все существа и вещи (живое и неживое) воспринимались в облике (образе) тварности, т.е. имеющие исток бытия в творениях Бога. Символ Веры: "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого". Бытие 1:27: "Бог сотворил (ивр. ЙИВРА от БАРА) человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил (ивр. БАРА), мужчину и женщину сотворил".
в) Философия трактует термин "образ" как: "образ Бога (Быт. 1:27) выступает как проекция той сущности, которая составляет существо человека".
г) Полный церковнославянский словарь/Образъ;https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/poln...
Под образом Божиим в человеке разумеются постоянные прирожденные свойства его души: разум, воля и желание.
Вывод
Бог - Творец, создал Все живое и неживое, первейший атрибут Бога - Создание и Творение Всего. В Библии указан атрибут Творения = ивр. БАРА בָּרָא творить - БОРЕ בּוֹרֵא Творец (Бог-Творец); свой Атрибут (постоянный признак) Творец, Бог переносит на человека.
* Рабби Моше Бен Маймон (Рамбам), средневековый философ (см. выше): "В человеке таковым эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение; именно ввиду этого интеллектуального (ИНТЕЛЛЕКТ - ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение) постижения сказано о [человеке]: "По образу Божию (צֶלֶם ) сотворил его. ... И из-за этого, то есть из-за Божественного разума, соединяющегося с ним, сказано о человеке, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его,...".
Следовательно, в термине необходимо должна быть "вложена" информация о Боге, самом общем атрибуте Бога (необходимый, постоянный, принадлежность) из многих, используемых людьми в различных жизненных ситуациях в именах Бога. Целесообразно рассмотреть термин "образъ" в связи с библейской терминологией и образами.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Библейский образ Бога-Творца
* Бытие 1:1: "В начале сотворил (ивр. БАРА) Бог небо и землю"; сотворил, творец.
* Бытие 1:27: "Бог сотворил (ивр. ЙИВРА от БАРА) человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил (ивр. БАРА), мужчину и женщину сотворил"; сотворил, Божий образ, творец.
* Бытие 5:1: "Вот книга про род Адама. Когда Бог сотворил Вот книга про род Адама. Когда Бог сотворил (ивр. БЕРУ или БРУ, בְּרֹא) человека, создал Он подобие Божье"; сотворил, творец, подобие Божье
* Бытие 5:2: "Он мужчину и женщину сотворил (БЕРААМ, בְּרָאָם), благословил и, сотворив (ХИБАРАМ הִבָּֽרְאָֽם, производное от БАРА) их, дал им имя "человек"; сотворил, творец.
* Амос 4:12: "Вот Он, Создатель гор, Творец (УБОРЕ וּבֹרֵא от БАРА) ветра, открывающий людям Свой замысел, зарю во мрак превращающий, хребет земли попирающий, Его имя - Господь, Бог Воинств!"; Создатель, Творец.
* Исаия 45:18: "Так говорит Господь, сотворивший (ивр. ЙАХВЕ БОРЕ (Бог-Творец), בּוֹרֵא) небеса (Он - Бог, который земле облик придал, создал ее; Он ее утвердил; сотворил Он ее не затем, чтобы она пустовала, а чтобы жили на ней): "Я - Господь, и другого нет!"; Бог-Творец.
б) Терминология
Общий вид
русск. ОБРАЗЪ = О+БРА+ЗЪ = ивр. БАРА בָּרָא творить, сотворить, создавать, образовать, быть сотворену + ЗЕ זֶה этот, который, указание на место, на предмет близкий; т.е. указание на предмет, деятельность творца.
б) Источник
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H1254&k=N...
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H2088. Оригинал: זֶה. Произношение: зэ. Часть речи: Этимология: примитивное слово - этот, сей.
* Этимологический словарь Штейнберга О.М. - ЗЕ זֶה служит для указания на предмет близкий, указание на место, время (это, который).
Таким образом, русский термин "образ" - составное слово, состоящее из двух корней иврита.
БАРА בָּרָא творить, сотворить, создавать, образовать, быть сотворену; форма БОРЕ בּוֹרֵא (Бог-Творец) + ЗЕ זֶה этот, который, указание на место, на предмет близкий; т.е. указание на предмет или явление, деятельность творца. Транслитерация, передача термина иврита другим алфавитом, в ходе которой изменялись гласные буквы, корни иврита (согласные - сохранялись).