В большинстве современных словарей термин "мирянин" не комментируется (устаревшее), этимология не разработана, что вызывает удивление, так как слово применялось с ранних русских времен в литературе и в административных документах. В некоторых словарях исследователи указывает на значение "мир", под которым понимается - народ (см. ст. Мир - этимология).
В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН - т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под "мирянами" понимают (Православный календарь, Православие. РУ): "часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение".
1) История возникновения "мирян"
"В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу" (Деяния 10:1,2).
Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли - "богобоязненные" из язычников.
Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.
Апостол Павел, перенес миссионерские усилия на иудействующих полупрозелитов в еврейских диаспорах, для привлечения язычников он использовал противоречие в иудаизме. Заповеди Бога требуют их неукоснительного соблюдения в любом месте и в любое время - но возможно ли ежеминутно и ежечасно исполнять многочисленные законы Божества??? Из-за нереальности соблюдения всех Заповедей, Павел делает вывод о том, что воплощение в жизнь Законов Бога (поступки людей) играют второстепенную роль, и во главу нарождающееся иудеохристианства апостол ставит - веру. Простой и понятный для разноплеменного общества психологический акт, будешь верить (на слово) - спасешься!
Произошел "социально-культурный взрыв" (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.
"Апостол язычников" возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель - спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).
Римские историки и философы Иосиф Флавий (еврей), Дион Кассий, Цицерон, Гораций, Ювенал, Сенека сообщают о широком распространении еврейской религии, как в бедных, так и в богатых слоях римского общества, в среде членов царских семей и сенаторов. Философ Сенека (4 г. до н.э. - 65 г., есть любопытная переписка Св. Павла и Сенеки, которую считают подделкой) в труде "О суеверии" сообщает: "А между тем, обычай этого преступнейшего народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: побежденные дали законы победителям". В другом своём труде Сенека делает замечание о направленности греко-римской философии: "То, что было у нас раньше философией, стало филологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить".
Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.
На протяжении всей истории иудеохристианства изучение и истолкование библейских текстов оставалось областью тщательно охраняемой высшим духовенством (в т.ч. и от низшего клира), правом комментировать слово Бога обладали епископы (имели свой исследовательский аппарат). Вплоть до XX века в католической церкви существовал формальный запрет на чтение Библии, который был введен буллой папы Григория IX в 1231 г., отменен II Ватиканским собором (1962-1965).
В постановлении Собора в Безье (1246) было записано: "Что касается божественных книг, то мирянам не иметь их даже по-латыни; что же касается божественных книг на народном наречии, то не допускать их вовсе ни у клириков, ни у мирян".
Император Священной Римской империи Карл IV (1316-1378) издал эдикт: "Мирянам обоего пола по каноническим установлениям не подобает читать чего бы то ни было из Писания, хотя бы на народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение".
Во многих европейских языках понятие МИРЯНИН образовано от латинского термина laicus (мирянин), имеют также значения - профан, не профессионал, дилетант; на иврите - ЛАКА поврежденный, ущербный (часть понятия - слабоумный).
Подобное положение дел было и в России, где Библия в полном объёме была только в крупных монастырях, вплоть до XVII в., фактически - материал "Для служебного пользования", для богословов, монахов-исследователей (примерно 110 библиотек, 11000 книг), нижестоящие звенья культового аппарата получали религиозные материалы в ученом монашеском пересказе.
Русский (иудеохристианский) лексикон "ковался" не в народной среде, а в монастырях (крупнейшие земельные собственники и предприниматели), откуда через монахов и священнослужителей (проповедь), а также монастырских крестьян, ремесленников и паломничество, распространялся в народной среде. Других идеологических организаций массовой информации, пропаганды и агитации история не фиксирует.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.
* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. "Власти мирские от Бога вчинены суть". Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.
б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.
в) Викисловарь. Этимологии нет.
Вывод
Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать "дух языка" иврит, его идеологическую терминологию, образ.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Богобоязненность в иудейской традиции
Богобоязненность, не слепой ужас перед мощью Творца, а сознательное чувство преклонения перед высшим Существом, и только в силу этого страх совершить что-либо неугодное Ему. Богобоязненность, построенная на личном интересе или выгоде - "я Тебе, Ты мне", недостойна людей, детей Божиих.
Древние законоучители считали богобоязненность началом нравственности, которое должно привести к благополучию и счастью человека: "И вот теперь, Израиль, чего Господь Бог твой требует от тебя? Только - чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил по всем путям Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей" (Второз., 10, 12)".
Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге "Иов" говорится о главном персонаже: "имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла".
Исследователи Библии считают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай" (12:13). На "Страхе Божьем" собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство "стыда" появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.
б) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется "богобоязненный" термин иврита - без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.
Общий вид
русск. М+ИР+ЯНЕ = МИ מֵ от, из, с + И.Р., ЙРА יִרְאה страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) עָנָה быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.
Миряне - люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.
Понятие "мир" (община, пространство, земля) оформилось из термина "м+ир" как территория, где действуют Законы Бога, где в общественно-политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
в) Библейский образ
* Екклесиаст 7:18: "Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ивр. ЙРА) Бога, тот избежит всего того".
* Екклесиаст 8:13: "а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ивр. ЙРА) пред Богом".
* Бытие 42:18: "И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ивр. ЙРА) Бога", и т.д.
г) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H3373. Оригинал: יָרא. Произношение: йарэ′. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H3372 - боящийся, благоговеющий.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H6031. Оригинал: ענה. Произношение: ‛ана. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [possibly скорее идентично с H6030 through the idea женский род looking down или browbeating] - A(qal): 1. быть склонённым или согбенным, быть притеснённым или угнетённым; перен. быть жалким или несчастным; 2. наклоняться, нагибаться; 3. заниматься, заботиться. B(ni): 1. склоняться, нагибаться, смиряться; 2. быть усмирённым. C(pi): 1. угнетать, покорять, смирять, притеснять, уничижать, изнасиловать, обесчестить; 2. петь. D(pu): быть притеснённым или угнетённым. E(hi): занимать. G(hith): 1. поклоняться, покоряться; 2. мучиться.
Таким образом, русский термин М+ИР+ЯНЕ - составное слово из двух корней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.