Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Мадагаскар (Madagascar) - остров, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Горе тому, кто препирается с Создателем
  своим, черепок из черепков земных (ивр. АДАМА)!
  Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?"
  Исаия 45:9
  
  
  Мадагаскар, мест. Nosin Dambo, малаг. Repoblikani Madagasikara, фр. Republique de Madagascar - четвертый по площади остров в мире и одноименное государство. Находится в Индийском океане, в 400 км от юго-восточного берега Африки, длина острова - 1600 км, ширина - 600 км. Животный и растительный мир острова уникален, содержит 5 % видов животных и растений мира, 80 % из которых существуют только на Мадагаскаре. Восточное побережье представляет собой почти ровную прямую линию, западное - изобилует маленькими гаванями и лагунами, особенно в северной части острова. Здесь, в XVII-XVIII вв. базировались пираты, природа создала уникальную перевалочную базу на морских коммуникациях между Азией и Африкой, Мадагаскар называли - "Островом пиратов".
  
  1) Геология - красный остров; См. фото; Устье реки Бецибука; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%...
  
  В горах высотой до 2600 м, имеются минералы и металлы: золото, медь, железо, никель, нефть, прибрежные равнины болотисты, частью очень плодородны. Мадагаскар часто называют "Великий Красный Остров" из-за его латеритных (богатых железом) формаций, красные почвы доминируют. На фотографии со спутника дельты реки Бацибука очень отчетливо виден длинный, красный поток, выносимый рекой далеко в океан. На Мадагаскаре широко распространены красно-бурые и желтые оттенки в поверхностных формациях; эту базовую природную характеристику острова (ориентир, образ) мы и положим в основу нашего исследования.
  Финансово-налоговая система находится в основании любого государства, она в свою очередь базируется на запасе драгоценных металлов в стране, в первую очередь на золоте и серебре. Разведка и добыча драгоценных металлов с древнейших времен - главная функция любого государства, вся колонизационная деятельность имела своей целью захват золотоносных районов; в первую очередь с этой целью снаряжались и отправлялись в далекие страны флотилии и экспедиции. В каждой экспедиции были специалисты-геологи (рудознатцы), которые оценивали новые территории на предмет наличия драгоценных металлов и прочих представляющих ценность минералов.
  Самая простая оценка местности - визуальная, очень важно подмечать окраску обнажений, в состав многих сложных металлических руд в разном виде входит железо, легко окисляющееся на поверхности, при этом образуются водные окислы железа, окрашенные в красные, бурые и желтые цвета. Иногда железа в жиле так много, что вся верхняя ее часть превращается (окисляясь), в сплошную массу бурого железняка. Эти "железные шляпы" часто служат вместилищем различных вторичных, иногда очень богатых руд; в них скапливается: золото, медь, серебро, свинец и т.д.
  Термин Красный остров представляет собой первичную, визуальную оценку территории - здесь могут быть драгоценные металлы, и действительно, на Мадагаскаре добывается в незначительных количествах золото, его запасы на различных месторождениях оценивают до 4, 5 тон.
  
  2) Существующая этимология
  
  Википедия
  "Название острову дал известный венецианский путешественник Марко Поло (1254-1324, этнический еврей), вскользь упоминавший в своих записках об острове несметных сокровищ, под названием Madeigascar. Большинство современных исследователей считают, что на самом деле речь шла вовсе не об острове, а о нынешней столице государства Сомали - порте Могадишу. Однако после пометки острова на итальянских картах как Мадагаскар, название прижилось и с тех пор не менялось". Марко Поло не был в этом регионе, хотя мог знать об острове от арабов, других интерпретаций инсулонима (имя острова) Мадагаскар в Интернете и справочной
  литературе обнаружить не удалось.
  
  3) История
  
  а) Португальские исследования побережья Африки
  
  Причины ранней морской экспансии Португалии комментаторы объясняют окончившейся борьбой христиан с маврами в 1249 г.; в западной, португальской части Пиренейского полуострова, Реконкиста была завершена на 250 лет раньше, чем в Испании. В этой борьбе королей поддерживала городская буржуазия (см. ниже) приморских городов, мелкое дворянство и церковь. Опираясь на этих союзников короли, начиная с начала XIV века начали создавать военный флот, и к XV веку сформировалась сильная морская держава, в которой все господствующие группы населения были заинтересованы в морской экспансии. Средиземное море не сулило каких-либо барышей, т.к. плотно контролировалось другими народами: арабами, каталонцами, генуэзцами и венецианцами. На Северном море господствовал Ганзейский союз; широкие перспективы открывало западное побережье Африки, которое португальцы и начали колонизировать, продвигаясь к югу, к мысу Доброй Надежды.
  Большую роль в процессе освоения западного побережья Африки сыграл принц Генрих (Энрики, Энрике) Мореплаватель (1394-1460), сын короля Жуана I, организатор многих португальских морских экспедиций. Он поставил перед собой задачу найти морской путь в легендарную библейскую страну Офир, откуда царь Соломон получал золото и всю свою жизнь упорно стремился к этой цели.
  
  В 1420 г. принц Энрике стал главой португальского духовно-рыцарского ордена Христа, полувоенной организацией обладавшей крупными денежными средствами. На средство ордена основал обсерваторию и мореходную школу в Сагрише; преподавали в этой школе каталонские евреи-картографы, португальские моряки в то время не умели пользоваться картами. Спускаясь всё ниже к югу, португальцы положили начало морской работорговле, нашли золото на гвинейском побережье и создали опорные пункты в западной Африке, в 1488 г. Бартоломео Диаш вышел к мысу Доброй Надежды - морской путь в Индию был найден.
  
  б) Городская буржуазия Португалии - португальцы или мараны (евреи-христиане)?
  
  Историки обычно умалчивают, кто скрывается за нейтральным термином "городская буржуазия" - крупный торговый капитал в Португалии сформировался в еврейских общинах страны. Еврейское население на Пиренейском полуострове фиксируется с первых веков новой эры, к XIII веку в Португалии проживало 40 000 евреев, к концу XIV века - около 80 000 (данные приблизительные). Первые португальские короли гарантировали евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию.
  В XI-XIII вв. еврейская община Португалии процветала, ее представители занимали ключевые позиции в экономике, в торговле и в финансах, при королевском дворе - должности казначея и лейб-медика. В 14 в. положение евреев Португалии стало менее устойчивым в связи с политикой гонений проводимой римскими папами. В 1492 г. в страну прибыло 120 000 евреев изгнанных их Испании; в год и месяц, когда Колумб (еврей) отправился открывать Америку, эту экспедицию финансировали евреи. Изгнанников поселили в небольших городках на границе с Испанией, где вскоре из-за перенаселения вспыхнула эпидемия чумы. Испанским евреям приказали покинуть страну, не выполнивших приказ продавали в рабство, детей до 10 лет отделяли от родителей и обращали в христианство. Многие семьи были вывезены на кораблях, ограблены и высажены на пустынном побережье Африки, где они погибли от голода.
  
  Подобная участь постигла и португальских евреев в 1496 году, король Мануэл Счастливый приказал всем евреям в 10 месячный срок креститься или покинуть страну, детей до 10 летнего возраста крестили принудительно. Двадцать тысяч евреев собравшихся в Лиссабоне в ожидании кораблей на выезд были насильственно крещены. Одновременно были крещены все оставшиеся португальские евреи и беженцы из Испании, только немногие богатые семьи смогли выехать из страны.
  Королевским указом от 1497 г. новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии, запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь. Указ естественно не выполнялся, в 1504-1506 гг. по стране прокатилась волна погромов "новых христиан", в ходе которых погибли десятки тысяч человек. После погромов марранам разрешили свободный выезд из страны, многие из них переехали в Марроко, Нидерланды, Турцию, Италию и колонии Португалии, где основали свои "португальские" общины. Оставшиеся в Португалии "новые христиане" вошли в христианское общество и ввиду своего высокого образовательного уровня и налаженным заграничным связям заняли в нём важные посты, составили элиту: научную, административную, финансовую, торговую и церковную.
  
  в) Одним из способов выжить еврею в католическом мире стала первооткрывательская и исследовательская деятельность, евреи-иудеи и евреи-христиане сели на корабли, в надежде найти убежище (новую Страну обетованную) от преследований католической церкви. Когда мы говорим о "португальских" географических открытиях надо иметь в виду, что добрая половина первооткрывателей являлась этническими евреями. Этническое происхождение тщательно скрывалось всеми сторонами по разным причинам, евреи стремились сохранить жизнь и имущество, христиане старались присвоить еврейские достижения в различных областях деятельности; еврейское происхождение Колумба признали только в 80 г. XX века. Отсюда и многочисленные еврейские, библейские топонимы, которые разбросаны по всем материкам, их невозможно рационально объяснить на каком-либо другом языке, кроме иврита.
  
  4) Открытие острова
  
  С VII века на острове появились арабы, ко времени появления европейцев они основали здесь торговые фактории. Европейцы о существовании крупного острова на пути в Индию знали от арабов, но не представляли до 1500 г. где он находится до времени экспедиции португальца Педру Кабрала в Индию. Помогла стихия, корабль Диогу Диаша бурей был отнесен к берегам Мадагаскара, в ходе плавания Диаша вдоль западных берегов было установлено, что земля принятая моряками за материк оказалась крупным островом.
  Эти сведения использовал итальянский картограф Альберто Кантино, на его карте 1502 г. дано раннее наиболее верное изображение острова, до этого периода сведения о Мадагаскаре носили "фантастический" характер. Открытию Диаша в Португалии первоначально не придали значения, и изучение острова продолжалось "самотеком". Во время штормов корабли относило к Мадагаскару, где моряки поневоле занимались исследованием береговой линии и вступали в контакты с местными жителями. В одной из таких встреч в августе 1506 г. моряки получили от туземцев информацию о пряностях и серебре, якобы имеющихся на острове.
  
  В декабре 1506 года эскадра Триштана да Куньи находилась в Мозамбике, с задачей перерезать транспортные коммуникации арабов и построить на острове Сокотра крепость (Аравийское море). Да Кунья решил проверить эти слухи и на 7 кораблях начал исследования побережья Мадагаскара. Разгромив встретившуюся арабскую колонию (погибло более 1000 арабов) португальцы не нашли ни золота, ни серебра, ни пряностей, за исключением небольшого количества имбиря. Затем эта экспедиция разделилась, три судна ушло к острову Сокотра, одно затонуло, одно ушло в Мозамбик, и лишь судно Жуана Абреу продолжало исследовать Мадагаскар.
  
  В устье одной из рек с этого судна на лодке высадилась партия моряков (28 чел.) во главе с Абреу для исследования территории острова, внезапный шторм перегородил устье реки песчаным баром, закрыл путь возвращения на корабль. Четыре дня моряки пытались выбраться из песчаной ловушки, разрушая бар орудийными выстрелами, на корабле, услышав выстрелы, сочли высадившихся погибшими и отплыли в Мозамбик. Из оставшихся 28 чел. - 12 умерли от болезней, 13 человек нарастили борта лодки и отправились в морской поход, где их подобрало португальское судно, 3 выздоравливающих остались на острове.
  Полученная от возвратившихся моряков информация создала у властей представление об острове богатом имбирем и драгоценными металлами, на проверку этих сведений в 1508 г. была направлена экспедиция из 4 кораблей под командованием Диогу Лопиша Сикейры. Экспедиция исследовала западное побережье и окончательно развеяла легенды о "золотом и имбирном" острове, тем не менее, на карте Диогу Рибейры 1519 г. он назван "островом, богатым золотом".
  
  5) Обобщение и вывод
  Вторично остров открыт "португальцами", узнавшими о его существовании от арабов, инсулоним не объяснен, содержание понятия Мадагаскар неизвестно. Никто из исследователей не опирается на еврейский язык (язык идеологии) при толковании термина.
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейской терминологией и образами.
  
  6) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Термин Madagascar очевидно разделяется на два корня - MADA + GASCAR.
  * MADA = прочитанное наоборот - ивр. АДАМА אדמה земля, почва, страна.
  * GA+SCAR= ГА артикль + СКАР = ивр. САКАР סקר красить красным; СИКРА סקרה, סיקרא красная краска, краснеть, СИКРА; т.е. Красная земля, что отмечается визуально, характерный признак острова.
  * GA+SCAR = ГА + СИКЕЙРА, фамилия исследователя Мадагаскара - Диогу Лопиша Сикейра; т.е. Земля Сикейры.
  Во время жизни Сикейры (1465-1530) не было традиции в христианской ономастике (исключения были) присваивать имена живущих первооткрывателей новым открытым территориям (грех - не возводи себе кумира). Мореплаватель не был первооткрывателем, название острова, скорее всего, было зафиксировано до его путешествия.
  
  Общий вид
  MADAGASCAR = MADA + GASCAR = прочитано наоборот - ADAM (a) אדמה земля + GA артикль + SCAR סקר красить красным; т.е. Красная земля (цвет преобладающих почв).
  + Примечание
  ГА артикль, см. http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/bej...
  Га (ha) - определительный член в древнееврейском языке, употребляемый в виде приставки к именам существительным, прилагательным и причастиям для обозначения того, что речь идет об известном, определенном предмете, и соответствует арабской частице al, немецким - der, die, das, французским le, la и т. д. В евр. грамматике эта приставка носит название העידיה ה ("Га" определительное).
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H127. Оригинал: אֲדָמָה. Произношение: адама. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H119 - земля, почва, страна.
  
  в) Библейские образы
  
  * АДАМА (земля, страна) отмечается в Библии 211 раз. Бытие 4:10: "И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (ивр. АДАМА)".
  
  * Маркус Ястроу. Словарь Таргумим, Талмуда Бабли и Иерусалима, а также Мидрашской литературы; https://en.wikisource.org/wiki/A_Dictionary_of_th...;
  ивр., арамейский СИКРА ‎2) ‎(наименование ‎סיקרא) ‎красить ‎в ‎красный цвет, ‎отмечать ‎сикрой; в современном иврите: САКАР סָקַר красит красным; СИКРА красная краска.
  
  Таким образом, имя острова Мадагаскар составлено из двух корней иврита, которые дают острову геологическую и цветовую характеристику - Красная земля.
  
  Кишинев, 2013 г.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"