а) С городом Лубны связано много легенд, имеющих материальное (подземное) основание, а именно - существование "потаённого" города под современными Лубнами. Возведение его относят к XVII веку и связывают с именем украинского магната Иеремии Вишневецкого, который превратил город в свою столицу (владел 54 городами и множеством сел). Известно, что в XIX в. жители пользовались подземными коммуникациями, позже при строительных работах и провалах почвы обнаруживали подземные ходы, однако до сегодняшнего дня подземные туннели не изучены. В Лубнах и районе проводились археологические раскопки, найденные артефакты относят к различным периодам истории, однако городища X-XIII вв. не описаны или не обнаружены, найти конкретные материалы по древнерусским оборонительным городищам Посульской линии в районе г. Лубны не удалось.
б) Этимология
Топоним Лубны официального комментария (этимологии) имени не имеет, "специалисты" истолковывают топоним так: "небольшая деревянная (лубяная) крепость", связывая понятие Лубны с древнерусским словом "луб, лубянный". Луб, лубок, флоэма - подкорье, исподняя кора дерева, покрывающая заболонь, вторичная кора, это не дерево в прямом смысле; липовый луб шёл на кровли (изоляция), мочала, а луб с молодых лип - на лыко.
в) Русский язык XI-XVII вв. Академия Наук, М., 1981: "Лубъ. Есть же и на древесех двоякая кожа: едина верхняя, грубая или толстая, которую лубомъ нарицают. Назиратель, 57. XVI в.".
Из луба изготовляли различные предметы: лукошки, посуду, покрывали крыши изб, делали легкие временные постройки (шалаши) - но никто и никогда не строил крепости из луба - хороша ли крепость из луба!?
В русский ономастике есть подобное понятие, топоним - город Ливны, Орловской обл. На южных границах Московского государства, для обороны от почти ежегодных набегов татар, с 1571 года возникает целая сеть охранных пунктов - "сторож", в числе этих 73 сторож была и Усть-Ливна на реке Сосне (см. ст. Ливны - этимология). Исследуя топоним и гидроним Ливны, мы пришли к выводу, что имя заимствовано из библейских текстов и указывает на наличие в бассейне реки известняка и его выход на поверхность. Известняк, как правило, белый камень - редкий ориентир; Ливень (летопись) = иврит Л לְ (предлог) принадлежность + ЕВЕН אבן камень.
2) История
а) Из русской официальной истории известно, что во время князя Владимира Святославовича (980-1015) на реке Суле началось строительство городов (укрепленных городищ), которые образовали Посульскую оборонительную линию; в древнерусских летописях XI-XIII веков упоминается: Хорол, Говтва, Лубны, Лохвица, Полтава (Лтава) и другие укрепленные города. Археологами выявлены "Змиевы валы Посулья" - широкий вал, который тянется по правому высокому и крутому берегу реки Сула от ее устья к среднему течению и его ответвлений, которые доходят почти до города Сумы.
Есть также гипотеза, что Киевская Русь непричастна к строительству валов, их датируют II в. до н.э. В раннем средневековье население Киевской Руси было незначительным, а пространство, которое осваивало русское государство - колоссальным по размерам. Было ли по силам формирующемуся государству провести столь грандиозные земляные работы с использованием примитивных инструментов, когда численность населения (по разным оценкам) составляла 3-5 миллиона человек???
Скорее всего, "города" упомянутые в летописях в XI-XIII вв. являлись сторожевыми пунктами с гарнизонами в 100-200 человек, их предназначение - проведение глубинной разведки вероятного противника на день пути (50 км), сбор налогов с местного населения и таможенных пошлин в местах переправ через реки. Любители исторических реконструкций провели интересное исследование, от г. Лубны и до г. Киев (192 км) они расположили через каждые 10-12 км опорные точки (сторожевые заставы) в пределах видимости, в Лубнах в условленное время зажгли костер (дым - сигнал), по цепочке "застав" сигнал был принят в Киеве через 15 минут.
Известно, что на реке Сула в XI-XIII вв. существовало укрепленное поселение или сторожевой замок. Археологи не смогли "привязать" древний Лубен к современному городу Лубны, следовательно, он мог находиться совершенно в другом месте бассейна реки Сула.
б) Краткая история города Лубны
"Для XI в. устанавливается существование следующих городов: ... Лубно или Лубен (конец XI в.) (Лавр., Ипать. летописи)"; М.Н. Тихомиров. Древнерусские города. М., 1956.
Первое упоминание о городе регистрируют в Ипатьевской летописи под 1107 год в связи с победой киевских князей над половцами под "Лубно", в конце XII века город захватили половцы, а в 1239 году его разрушили монголы, и население ушло из Посулья. В 1589 году Сейм Речи Посполитой утвердил за Черкасским старостой князем Александром Вишневецким право на пустынные земли Посулья, князь основал на старом городище, месте, где во времена Киевской Руси (предположительно) стоял городок Лубно, новый город и назвал его Александровым, однако прижилось старое название - Лубны.
3) География и природные ресурсы
а) ЭСБЕ/Лубны и уезд
"(Лубни) - уездный город Полтавской губернии, ... при реке Суле, на правом высоком берегу ее. По летописным сказаниям (Ипатьевская летопись), в 1107 г. многие половецкие князья "сташа около Лубна", русские же князья "идоша на Половце к Лубну" и одержали победу. ... Поверхность уезда на С. представляет гористую возвышенность (высшая точка 77,1 саж. над уровнем моря), прорезанную крутыми ярами. Наиболее крупные балки этой возвышенности направляются к Суле и Удаю.
Правый берег Сулы круто возвышается почти на 20 саж. (сажень - ок. 2,16 м.; т.е. 40-50 м) ... На месте слияния Удая с Сулой образовалась обширная низина, среди которой возвышается куполообразный Исачкинский холм.
По исследованию проф. Гурова, обнаружены в Л. у. следующие полезные ископаемые: торфяники в долинах р. Сулы, болотные (мокрые) и луговые (сухие). Гипс: лучшими и более благонадежными месторождениями в губернии следует считать находящиеся в с. Исачках (30-40 км от г. Лубны), где он заключается в черных смолистых глинах. После обжигания при 120-130? Ц. гипс сохраняет серое окрашивание, но при высшей температуре становится совершенно белым, зато теряет способность быстро принимать воду, а, следовательно, и значительную долю своей вяжущей силы.
Гончарные глины на правом берегу Сулы, в Лубнах. Строительные камни в виде диабаза около с. Исачек. Порода эта разрабатывается в двух каменоломнях, но вообще дело ведется нерационально. Этот камень прочен менее гранита вследствие легкой разрушимости от выветривания; он идет для замощения уездных городов и крутых спусков дорог центра губернии.
Наконец, пойменные почвы в долине р. Сулы отличаются значительным разнообразием: 1) черные глинисто-песчаные, 2) тяжелые глинистые (светлые почвы). В 1894 г. в Л. у. значились заводы: мыловаренный 1, пивоваренный 1, паровая крупчатая мельница 1, гончарн. 1, кирпичн. 8, кузниц 14, минеральн. вод 1".
Обратим внимание на факт - в городе чрезвычайно развито промышленное производство (8 кирпичных заводов) кирпича - искусственного камня. На Руси применяли с XI в. два вида кирпича, кирпич-сырец и обожженный кирпич, вперемешку с природным камнем для постройки в основном соборов, затем в XIV в. из обожженного кирпича стали возводить стены крепостей. Князья Вишневецкие основательно выбирали место для свой столицы - Лубны, все строительные материалы: гончарная глина, камень, песок, гипс, были буквально "под рукой"; иврит ЛАБАН לַבָּן кирпичник; ЛЕВЕНА לְבֵנָה кирпич; ЛУБАН לֻבַּן калить.
б) ЕСБЕ/Река Сула
В Лубенском уезде перед впадением в Сулу главнейшего ее притока Удая с правой стороны ее лежит высокая Козубовская гора, представляющая огромную скалу из диабаза, лежащего под массивными покровами лесса.
* Справка. Диабаз (фр. diabase) - устаревшее название полнокристаллических мелкозернистых вулканических горных пород, химически и по минеральному составу являющихся гипабиссальным аналогом базальта.
в) Река Сула, Википедия
Длина реки 405 км, глубина 3,5-6 м., в половодье уровень поднимается на 2-3 м. "Во времена Владимира Святославича Сула стала пограничной рекой Руси, здесь стали строиться и укрепляться города Посульской оборонительной линии. Река Сула упоминается в литературно-историческом памятнике "Слово о полку Игореве".
г) Гидроним Сула, этимология (Википедия)
"Название реки "Сула", в переводе с татарского языка, означает "судак". По другой версии название произошло, от тюркского "су" - вода и окончания "лар" - обозначающее множественное число. Поскольку Сула с ранней весны (момента начала таяния снегов) и до середины лета поднимает уровень воды в пойме, то при освоении новых земель древние кочевники, подойдя к пойме реки, не могли ее преодолеть, так как было "много воды". В процессе лингвистической трансформации, звук "р" как затухающий после твердой гласной "а", находящейся под ударением, ослабляется до исчезновения в языке славян". (???)
д) География Полтавщины, http://geo.pnpu.edu.ua
В Полтавской области среди палеоген-неогеновых отложений распространены гончарные глины, разведаны в районах ... около г. Лубны. В этом же районе (возле села Висачки) расположен единственный на Полтавщине выход на поверхность палеозойских пород - в т.ч. диабаза - породы, которые образовались вследствие девонского вулканизма в рифтовой впадине. Висачкивський горб (соляной купол (поднятие ядра соли)) является известной геологическим памятником природы (виден на фотографии со спутника, белое пятно).
4) Обобщение и вывод
Два века в междуречье Днепр-Волга господствовал Хазарский каганат, официальный язык - иврит, религия - иудаизм. Политический сценарий официальной истории и языкознания не совпадает с древней социальной действительностью, хазар и евреев сделали врагами, а они - предтечи Киевской Руси и её основатели. Об этом прямо сообщают древние имена и термины русского языка, которые упрямо называют: готскими, немецкими, тюркскими, санскритскими и пр., отвергая идеологию (религию). Язык ведь развивается в системе общей идеологии (сознания и мышления), которая выстраивает социально-экономические отношения в обществе, меняется идеология - меняется язык, что хорошо видно по современным политическим процессам.
Хазарский иудаизм плавно "перетек" в иудеохристианство, менять образы, термины и философию языка было не нужно - одна религиозная культура, образы и документы. Тем не менее никто из исследователей, не использует иврит для истолкования необъяснимого лексикона "национальных" языков, хотя историко-лингвистическое и логическое основание для этого есть. Отсюда полный хаос в европейском языкознании и неспособность лингвистики рационально (здравый смысл и логика) объяснить "национальное" слово "национальным" языком.
Вывод
Целесообразно рассмотреть связь топонима с сакральным языком иудеохристианства - ивритом.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Сула, река. Левый приток Днепра, в 150 км от Киева
Смысл и фонетика имени реки совпадает с военными событиями и природными особенностями реки (наличие камня, высокий правый берег), имя указывает на насыпь, вал; возможно на каменное оборонительное искусственное сооружение или на скалу из диабаза. Стены древних русских укрепленных городищ, делали из подручного материала: дерева, камня, глины, земли. Сбивали деревянную клеть, в которую закладывали камень и засыпали его землёй, для предупреждения пожаров, стены обмазывали глиной.
б) Лубны (древ. Лубно, Лубен)
Л+УБНЫ = иврит Л לְ принадлежность + УБАН אֻבַּן окаменеть, превратить в камень, делать твердым как камень; Л принадлежность + ЕВЕН אבן камень.
Отметим, что князь Иеремия Вишневецкий получил образование в иезуитском колледже, где готовили высококлассных специалистов в области богословия; продолжил образование в Нидерландах (1631) в области фортификации. В 1631 году князь возвращается из Европы домой и вступает во владение "Вишневечиной" или "Лубенским государством".
в) Библейский образ "камня" и "вала"
Термин иврита "эвен" (камень) и его производные употребляется в Библии 86 раз, с ним связаны широко распространенные библейские образы: "камень преткновения", "краеугольный камень", "скрижали каменные" и т.д.
* Аггей 2:15: "Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень (ивр. ЕВЕН) на камень в храме Господнем.
* 1 Цар. 7:12: "И взял Самуил один камень (ивр. ЕВЕН), и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь".
* Притчи 27:3: "Тяжел камень (ивр. ЕВЕН), весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих".
* Исх. 31:18: "И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные (ивр. ЕВЕН), на котором написано было перстом Божиим".
** Иеремия 6:6: "Ибо так говорит Господь Воинств: "Деревья рубите, против Иерусалима возводите вал (ивр. СОЛЛА)! На город этот обрушится кара - несправедливостью он переполнен".
г) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H68. Оригинал: אֶבֶן. Произношение: эбэн. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от the корень H1129 through the meaning to build - 1. камень; 2. гиря, вес.
** Словарь Кляйна, אבן 1. Хартия вольностей Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
ЕВЕН אבן окаменевать, превращаться в камень. - Пи. ИБЕН אִבֵּן 1 он превратился в камень, окаменел; 2 он окаменел. - Пут. УБАН אֻבַּן превратился в камень, окаменел. - Хит. ИТАБЕН הִתְאַבֵּן MH 1 окаменел; NH 2 окаменел; NH 3 был парализован. [Обозначено от ЕВЕН אֶבֶן (= камень). Производное: ИБУН אִבּוּן .
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5550. Оригинал: סוֹלְלָה. Произношение: солэла солэла. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H5549, but used passively - вал, насыпь.
Таким образом, на основании исторического, географического и лексического анализа древнерусского топонима Лубны и гидронима Сула, очевидно - имена эти связаны с понятием иврита "камень, окаменеть" и "вал" топоним и гидроним - библейское заимствование.
Современные исследователи задаются вопросом - является ли топоним текстом? И отвечают на него утвердительно, т.к. топоним отражает развитие общества в определенном материальном и духовном пространстве. Однако филология и история, изучая имя, работают по своим сложившимся светским канонам и не достигают положительного результата. Следовательно, задача состоит в том, чтобы совместить религиозное мышление средневекового человека (имя и термин) с материальной действительностью природы и интерпретировать топоним, используя язык который называют - священным (высший авторитет).
Бытие 31:45: "И взял Иаков камень, и поставил его памятником".