* Лихой. Чрезмерный, излишний. Изб. Свят., 1076 г.
* Лихость. Зло, злое дело, болезнь, 1357, и т.д.
б) См. также, Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 32-33. https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=32
в) Национальный корпус русского языка
* Изборник (1076 г.): "или величѧѭштѧсѧ и прѣзорива · или грохочѫштѧсѧ и лихо глѹмѧштѧсѧ".
* Соборное уложение 1649 г.: " А будет в обыску про него скажут, что его знают, а доброй ли он человек, или лихой, того про него не ведают, и того человека тому же посадити в тюрму до государева указу, а животы его продати в выть".
* О. М. Сомов. Гайдамак (1825): "И лихой удалец, ― примолвил отставной хорунжий Черемша, ― с дюжиною своей вольницы набежит на целый обоз, подвод во сто и более; не побоится ни ружей, ни рогатин, свистнет, гаркнет: "Ниц головами!" ― и все прилягут, пока он не очистит возы ото всего, что получше да подороже".
Лиховид, Лиховидовы: Первуша Федорович Лиховидов, 1596 г., Рославль.
Лихой Иванов, слуга Калязина монастыря, 1523 г.
Лихоманов Первый, подьячий, 1571 г., Новгород.
Лихоня, Лихонин: Лихоня, крестьянин, 1499 г., Владимир; Гридя Степанов Лихонин, земский дьячок, 1565 г., Переяславль.
Лихотниковы, вятчане, переселенные в конце XV в. в Московский уезд; Дмитрий Федорович, вотчинник, 1530 г., Московский уезд.
Лихохвостов Богдан Варганов, 1586 г., Тверь; Лихохвостовы, XVI-XVII вв., Тульский уезд. Лихошерст Иван Юрьевич Мошнин, вторая половина XV в., Дмитров Лихошерст - злой пес.
Лихутины Петр и Гаврило Описифоровичи, 1599 г.
3) Обобщение и вывод
Термины "лих, лихой" по утверждению исследователей, "двусмысленные", т.е. содержит несколько значений. В древнерусской и старорусской литературе преобладают два смысла: лихой - отважный, храбрый; лихой, лихо - зло, делающий зло.
Применяются на территории Восточной Европы, где с 863 г. вели миссионерскую деятельность по распространению церковнославянского языка богослужения византийцы Кирилл и Мефодий, который они же и их ученики создали в IX-X вв. Только Церковь поддерживаемая властью, обладающая финансовыми ресурсами, обученными богословскими кадрами, письменностью и приходской организацией, могла тиражировать имя и термин в пространстве и времени. Других общественных организаций, способных провести изменение образа жизни и мышления обществ на гигантской территории, историческая наука не выявила.
Вывод
У нас есть историко-логическое основание связать терминологию ЛИХА с сакральным языком иудеохристианства - иврит.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень ЛИХ, ЛИХО, ЛИХОЙ. Очевидно, что общим корнем будет сочетание знаков ЛИХ, перевернем корень наоборот (как в иврите, письмо справа налево) - ЛИХ = ХИЛ. У нас сразу же появляется соответствующий библейский термин ХИЛ ужас, муки, страх. Из древнерусских текстов мы знаем, что лихо - зло, беда, приносит его лих-лихой человек: солдат, разбойник, вор, любой человек делающий зло.
+ Общий вид
церковнославянский ЛИХ, ЛИХО, ЛИХОЙ = корень ЛИХ, наоброт ХИЛ = ивр. ХИЛ חִיל (также ХУЛ) - ужас и муки, страх и боль (авторы библейских текстов сравнивали это состояние человека с мучением женщины при родах).
Автор "Еврейского и халдейского этимологического словаря" доктор О. Штейнберг приводит и другие значения термина ХИЛ, ХУЛ: ринуться вихрем, устремляться; плясать, рожать, творить, сотрясать и др. Очевидна двойственность слова-понятия, с одной стороны - муки, ужас (в общем зло), с другой - творить, плясать, ринуться вихрем - образ "лихого" человека.
+ Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 135.
* См. стронг иврита 2427 ХИЛ; https://bibliaparalela.com/hebrew/2427.htm
* Лексикон по стронгу и Дворецкому;http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H2427
Hомер Стронга: H2427. Оригинал: חִיל. Произношение: хиль хила. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H2342 - ужас и муки, страх и боль.
Hомер Стронга: H2342. Оригинал: חול. Произношение: хуль, хиль. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. ходить вокруг; 2. оборачиваться, падать на; 3. плясать хороводом, кружиться; 4. мучиться в родах; 5. корчиться, трепетать. C(pi): 1. рожать; 2. вызывать родовые муки, вызывать роды: 1. быть рождённым; 2. трепетать. 3. приводить в трепет, ужасать: 1. прич. кружащийся (вихрь); 2. корчиться от страха, быть объятым ужасом.
+ Библейский образ
* Исход 15:14: "Услышали народы и трепещут: ужас (ивр. ХИЛ) объял жителей Филистимских".
* Михей 4:9: "Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки (ивр. ХИЛ), как рождающую?
* Захария 9:5: "Увидит это Аскалон и ужаснется, и Газа, и вострепещет (ивр. ТАХИЛ от ХИЛ) сильно, и Екрон; ибо посрамится надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем".
* Иеремия 23:19: "Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная (ивр. МИТХОЛЕЛ от ХУЛ), и падет на главу нечестивых (ивр. ХУЛ, ХИЛ).
б) Есть еще один термин иврита, который более полно охватывает образ "лихого" молодца - ивр. ХАЙИЛ сила, храбрость, доблесть.
ХАЙИЛ (наоборот ЛИЙАХ, без огласовок Л.Й.Х.)= ХИЛ
В иврите гласные знаки (огласовки букв) не пишутся и сегодня, чтобы не было разночтений только в священных текстах начали проставлять гласные значки с XI века.
В письме на иврите ХИЛ = ХАЙИЛ (ХИЛ или ХЙЛ), откуда в церковнославянском языке оформилась двойственность смысла слова-понятия ЛИХ, ЛИХОЙ (и разбойник и добрый молодец, отважный), совпали согласные знаки Л.Й.Х.
+ Терминология
Общий вид
русск. ЛИХ, ЛИХОЙ отважный воин, добрый молодец = ивр. в письме Х.И.Л., с огласовками ХАЙИЛ חַיִל сила, способность, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть и т.д.
+ Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php styl=WEC&hs=H2428
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 140.
* См. стронг 2428 ХАЙИЛ; http://lexiconcordance.com/hebrew/2428.html
+ Библейский образ
* Бытие 47:6: "земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные (ивр. ХАЙИЛ) люди, поставь их смотрителями над моим скотом".
* Иисус Навин 1:14: "жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться (ивр. ХАЙИЛ), вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им".
* Иисус Навин 8:3: "Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых (ивр. ХАЙИЛ) и послал их ночью".
Таким образом, используя библейский образ и лексикон, мы нашли содержание (смысл) двойственного церковнославянского термина ЛИХ, ЛИХО, ЛИХОЙ - тот кто вносит в жизнь страх, ужас, муки (должностное лицо, разбойник, вор, захватчик и т.д.); также этим словом характеризуют храброго, отважного, доблестного человека, обычно солдата или молодого мужчину (полного жизненной силы).