Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Краса, красно, красота, прекрасно - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Влюблен я, дева-красота,
  В твой разговор живый и страстной,
  В твой голос ангельски-прекрасной,
  В твои румяные уста!
  Н. М. Языков. А. И. Готовцевой (1829)
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  а) Краса. Корень: -крас-; окончание: -а. Значение: устар. и поэт. то же, что красота; украшение.
  Этимология декларируется по Максу Фасмеру ("праслав." - вставка)
  (Происходит от праслав. *krasa, от кот. в числе прочего произошли: - вставка) ст.-слав. краса (др.-греч. κόσμος kósmos), др.-русск., русск., укр., белор. краса́, болг., сербохорв. кра́са "змея" (эвфемизм), чешск., словацк. krásа "красота", польск. krasa - то же, в.-луж. krasa, н.-луж. kšasa "великолепие". Предполагается родство с др.-исл. hrósа "хвалиться", нов.-исл. hrós "слава", далее - др.-исл. hróđr "слава", готск. hrōþeigs "победоносный", др.-в.-нем. hruom "слава"; лит. grõžis "красота", gražùs "красивый". (???)
  б) Красно. Красиво. Этимология по Фасмеру, см. выше.
  в) Красота. Что-либо красивое. Этимология - см. выше.
  г) Прекрасно. Очень красивый. Этимология - см. выше.
  
  2) Применение термина в русском языке
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
  * Краса. 1. Красота; "дуга в красу стояшти", Изб. Свят., 1076. 2. Украшение, 1653. 3. Радость, XI в.
  * Красильный. Содержащий красящие вещества. "Есть же и древо красильное сандал", XVII в.
  Примечание. Древесина сандалового дерева красного цвета высоко ценилась в древнем мире (известна со времён Соломона), из неё выделяют красный краситель-пигмент "сандал", использовался в иконописи и для окрашивания ткани.
  * Красити. 1. Делать красивым, украшать... 1057 г. 2. Красить, окрашивать. Вапом красят браду и главу. XIV в. IIДелать красным, покрывать красной краской. XVII в.
  * Красится. 3. Окрашиваться. "Руку... красящуюся румяньствомъ яко окровавлену", 1624 г. 4. Красится, подкрашивать себе лицо. "Сбирающе бо ся жены к церкви зли же красятся вапы лица пишюще...". XIV-XVI вв.
  * Краска. Да на краску тех лат... куплено фунт сурика... 1675 (свинцовый сурик - красно-оранжевого цвета). Красок разных много, особно червленои краски... 1670. Краска румяночная - румяна. 1498.
  * Краснется. Выделятся своим красным цветом. Юноша воин... оружие наго держа в руках своих, кровью варварской краснеющееся. XVI в.
  * Краснобагровый. Шуба сукно краснобагрово.1629. Красноватый. XVI-XVII в.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  * Повесть временных лет: "и бы(с) ѡтроча красно (красное утро); своимь. се коль добро и коль красно еже жити братома вкупѣ; ѡчервивьша багрѧницю преславная. ту же красно носѧща".
  * Житие Андрея Юродивого (XII в.): "но бѣаше поле то все красно и свѣтло велми"; "межю же сими бѣаше дрѣво красно плодовито".
  * Никоновская летопись (859-1176 гг.) (1526-1530): "И бысть отроча красно, и вскорми е, и бысть отроча 4 лѣтъ, и приведе его дщи Фараоня къ отцу своему".
  * Статейный список Ф. А. Писемского (Англия) (1582-1583): "вашему послати соромлюся, что она не красна, а неможет добре, и лежала воспицею, и лице ее красно и ямовато".
  
  3) Обобщение и вывод
  Итак, термины: краса, красно, красота, прекрасно и их производные, очевидно, сформированы на русском корне КРАС. Имел два основных значения: указание на красный цвет и его оттенки, и обозначал предмет (объект) вызвавший в сознании человека чувство эстетического наслаждения и восхищения своими формами и др. характеристиками, принятым в обществе идеалом гармонии, симметрии и меры, т.е. красотой.
  
  а) С.В. Кезина. "Микросистема красного цвета в истории русского языка" cyberleninka.ru
  Исследователь предполагает: "Уже в памятниках XI-XII вв., наряду с цветообозначениями белый и черный, использовались слова для обозначения различных оттенков красного цвета (червленый, черемный, багряный и др.). Во второй половине XVI в. русских памятниках появляется слово красный... "быстро и интенсивно" вытеснив старые, общеславянские цветолексемы из её состава. Это явление до сих пор не объяснено. Вряд ли "большие перемены в России XV-XVII вв., движение населения в эпоху Смутного времени" и другие причины, перечисленные Н. Б. Бахилиной (История цветообозначений в русском языке. М., 1975), являются действительным основанием для вытеснения лексемы "червленый" лексемой "красный".
  
  Известно одним из ходовых товаров в средние века и Новое время были ткани, ярко раскрашенные ткани пользовались набольшим спросом (одежда из красных тканей - символ власти и состоятельности). Скорее всего, мы сталкиваемся со специальным термином, первоначально известным только небольшим группам древних ремесленников-красильщиков и алхимиков, а с развитием производства тканей и красителей ставшим распространенным, получивший новое значение - КРАСНЫЙ = КРАСИВЫЙ.
  
  б) ЕЭБЕ, ст. Цвета и цветовая символика
  
  "...Делич доказывает, что не способность к восприятию цветов подвергалась эволюции, а способность человеческой речи находить для каждого цветового оттенка подходящее и раз навсегда установленное выражение...
  Прилагательные имена для цветов известны следующие: ןנל лаван - белый и светло-серый; ... רוחש шахор - черный, םדא, ינמדא адам - красный, красно-бурый, םדמדא адамдам - красноватый, שרק (САРАК) - красный, ץומח хамуц - согласно Септуагинте, ярко-красный".
  
  в) ЕЭБЕ, ст. Ремесленники: "В некоторых местностях евреи почти исключительно занимаются ремеслами. Вениамин из Туделы (евр. путешественник 12 в.) сообщает любопытные данные о распространении красильного промысла и производства шелка среди евреев Италии, Сицилии, Балканского полуострова, Сирии и Палестины. В Бриндизи он нашел 10 евреев-красильщиков; он говорит, что евреи, жившие в Фивах в числе тысячи душ, слывут во всей Греции наилучшими мастерами в области производства шелка и пурпурового сукна". "В Южной Италии, как и в Сицилии, процветал среди евреев красильный промысел, который являлся почти монополией в руках евреев. ... Во второй половине 12 в. сицилийский король Роджер привез из Византии в Южную Италию евреев, занимавшихся производством шелка, которые поставили здесь свое ремесло на широкую ногу".
  
  г) Сурик (без гласных С.Р.К., наоборот К.Р.С.)
  
  СУРИК - редкий минерал, оксид свинца, цвет - КРАСНЫЙ или красно-оранжевый, из него изготовляют КРАСИТЕЛИ, месторождения этого минерала есть в Германии, Мексике и Словении. Обыкновенная спичка и коробка для спичек (тёрка) содержат соответственно 15, 3 % свинцового сурика и 12, 8% железного сурика (красноватого цвета).
  
  * Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк. Строительство и архитектура в Древнем Египте
  "Красная краска - это красная охра, которая была либо природного происхождения, либо изготавливалась путем пережигания желтой охры. В римский период применялся СУРИК (красная окись свинца), а розовую краску получали из краппа".
  
  * Л.В.Кузнецова "О пигментах древнерусской темперной живописи"; http://mindraw.web.ru/bibl_icon1.htm
  Термин "сурик" постоянно появляется в списках красок, запрашиваемых живописцами для работы над иконами. ... Сурик получали обжигом свинцовых белил: "Когда белила прокалятся и станут красного цвета - это и будет сурик". Большой известностью у живописцев пользовался кашинский сурик, изготовлявшийся наряду с белилами в г. Кашине ... был и сурик, привозившийся через Архангельск из-за границы". В России до Петра производство красок носило кустарный характер и не удовлетворяло спроса, краски и косметику (румяна) для женщин (богатых) завозили из Германии, Голландии и Персии. В XVII в. в г. Кашин было налажено производство свинцовых белил и СУРИКА, в ходе реформ Петра увеличилась потребность в красках: судостроение, ткачество (мундиры для армии) и кожевенное дело, оружие (лафеты красили в красный цвет), живопись, архитектура, книгопечатание.
  
  Итак, мы выявили, что в библейском иврите применялся термин САРАК в общем смысле - красный цвет. Целесообразно проанализировать слова "краса, красно" в связи с библейскими образами и лексиконом.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень. Иврит - язык согласных букв, согласно древней письменной традиции согласные принадлежат Богу; письменность - справа налево (наоборот).
  КРАСА (КРАСНО) = КРАСА (КРАС+НО) = наоборот А+САРК (ОН+САРК), уберём гласные знаки = С.Р.К. (С.Р.К. + Н).
  У нас выявляется корень иврита соответствующий содержанию термина - С.Р.К. (К.Р.С.), с огласовками САРАК выкрасить в красное, красная краска, румяна; САРОК красный.
  
  а) Терминология
  
  * КРАСА = КРАС+А = слово прочитано наоборот САРК = ивр. САРАК סָרָק красная краска; САРОК סָרֺק красный; САРОК שָׂרֺק светло-красный, румяна, красноватый.
  * КРАСНО, КРАСЕН, КРАСНЫЙ = КРАС+НО = наоборот ОН+САРК = ивр. НАЭ נָאֶה быть красивым, красивый, прелестный + САРАК סָרָק красная краска; т.е. предмет имеющий красный оттенок - красив.
  
  б) Источник
  * См. Стронг иврита 8320, 8321, С.Р.К.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_469.htm
  * ПРЕКРАСНО = ПРЕ+КРАС+НО
  Общий вид
  ПРЕ+КРАС+НО = ивр. ПЕЕР (ПЕР) פְּאֵר красота, великолепие, украшение + КРАС (наоборот САРК) סָרָק красная краска, красный + НАЭ נָאֶה быть красивым, красивый, прелестный; т.е. красное - красиво, украшает, придаёт великолепие.
  
  в) Пояснение транслитерации
  
  В русском языке буквосочетание ПРЕ обычно "обзывают" приставкой (высокая степень чего-либо), но может в лексиконе иврита найдётся подобный "красивый" термин?
  
  Иоиль 2:6: "При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют (???)"; в этом стихе допущена ошибка перевода.
  В Вестминстерском Ленинградском Кодексе (дат. 1008 г.) написано - ПАРУР (краснота, жар лица), в Синодальном переводе - побледнеют. В еврейском тексте стоит глагол ПАРУР פָארֽוּר краснота (т.е. лица покраснеют, Господь появляется в огне и пламени). Форма от корня ПААР פָּאַר украшать, прославлять, краснеть, делать красивым; форма ПЕЕР (ПЕР) פְּאֵר красота, великолепие, украшение.
  + См. стронг иврита 6289, ПЕЕР; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/6289.htm&prev=search
  + См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_374.htm
  
  в) Библейский образ
  
  * Захария 1:8: "видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие (СРУКИМ, от САРОК гнедой, рыжеватоґкоричневый, краснобурый) и белые".
  * Бытие 49:11 (о колене Иуды): "Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда (СОРЕКА от САРОК лоза красного винограда) сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое".
  
  Таким образом, на территории Древней Руси в ранний период иудеохристианства оформился эстетический идеал прекрасного (красоты) - всё, что имело оттенок красного цвета, считалось красивым.
  Анализ терминов содержащих корень К.Р.С. (С.Р.К.) показывает связь фонетики и графики с библейской терминологией и образами, что позволяет сделать вывод о заимствовании.
  В русском миропонимании румяное лицо - красиво, признак жизненной силы и здоровья.
  
  * Прокопий (византиец, род. в Палестине, V-VI вв.) описывает внешний вид славян: "высоки, и очень сильны, телом и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склонны к черноте, но все они чуть красноватые" (румяные).
  * Приговор на красоту младенца (1625-1650): "Буди румян младенец сей и красен и смыслен и от князей, и от бояр, и от вел[ь]мож, и от всех людей ч[е]стной".
  
  Кишинев, 7.9.2017 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"