Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Елдино, Елдушино, Елдыгино, Ельдигино - топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  Посем же возлюбиши Господа Бога твоего от всея душа своея
  и от всея крепости своея, и подвигни вся твоя дела и обычая,
  и нравы угодная творити по заповЪди его, паки же искреняго
  си возлюби, всякаго человека, по образу Божию созданна,
  рекше всякаго християнина; страхъ Божий всегда имей в сердцы
  своемъ и память смертную, всегда волю Божию творити, и по
  заповедемъ его ходи
  Домострой (1500-1560, Страх Божий)
  
  1) Топонимика
  
  * Елдино - деревня в Опочецком районе Псковской области (Глубоковская волость) в лесном и болотистом массиве у озера Березовское. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. На Карте Псковской губернии из атласа Вильбрехта 1800 г. (Далее на 70 лет пропадает с карт). Вновь показана на Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г., 1 двор. На Карте РККА O-35 (Г). Псковская обл. Латвия, Эстония, Витебская обл. Беларуси 1916-37 гг. На O-35 карты СССР. Псков, Рига, Таллин 1970 г.
  * Елдино - деревня в Опочецком районе Псковской области (Звонская волость) при слиянии реки Черница с рекой Великая. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. - две деревни Едино через реку. (Далее исчезают с карт). Появляется на Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г. - Эльдино, 3 двора. На Карте РККА O-35 (Г). Псковская обл. Латвия, Эстония, Витеб. обл. Беларуси 1916-37 гг. - Эльдино. На O-35 карты СССР. Псков, Рига, Таллин 1970 г.
  
  * Елдино - деревня в Конаковском районе Тверской обл. в лесном и болотистом массиве на реке Дойбица. Показана на Геометрической карте Московской губ. 1797 г. - Елзина. На Подробной карте Российской Империи 1816 г. - Елзина. На карте Шуберта 1832 г. - Елдина. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. - Елгина. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Ельгина. На Карте Московской губ. 1928 г. ГУРККА - Елгино. На Карте РККА Валдайской возвышенности, двухкилометровка 1931-41 гг. - Елдино. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г. - Елдино.
  Краеведение, Источник: Счётчиков К. И. Корчевская старина. Вып. 6. - М., 2008: "В клинских писцовых книгах 1624-25 годов упоминается пустошь Елдино, входившая в вотчину московского Архангельского собора. На этой пустоши позже возникла деревня. После 1764 года вотчина стала принадлежать ведомству Коллегии экономии... По сведениям конца XVIII века деревня Елдино состояла из 10 дворов и 114 жителей...".
  
  * Елдушино (первоначально Елдунина, 1871 г.) - деревня в Осинском городском округе Пермского края на остром мысу высоты 210.9, на повороте русла реки Пизьма под острым углом, изв. с 1800 г. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. - Елдунина. На Карта Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток - Елдухина. На O-40 карты СССР. Пермь 1970 г. - Елдушино.
  * Елдыгино - деревня в Локнянском районе Псковской обл. в лесном и болотистом массиве на реке Ловать при впадении реки Локня. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. - Елдыгина. На карте Шуберта 1832 г. На Карте Холмского уезда 1838 г. - Ельды. На карте Псковская губ. в атласе Ильина 1871 г. - Елдыгина. На Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г. На Карте РККА O-36 (В). Новгородская, Псковская и Тверская обл. 1923-41 гг. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г.
  
  * Ельдигино (изначально Елдегино) - село в составе городского округа Пушкинский Московской обл. в лесном массиве на реке Вязь. Показано на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. На ПГМ Богородского уезда Московской губ. 1792 г. - Елдигино, церковь. На карте Шуберта 1832 г. - Елдагино, 22 двора. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Ельдигина. На Москва и окрестности на карте 1931 г. института геодезии и картографии ГГУ-ВСНХ-СССР. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
  Краеведение: "Селом Елдегино в XVI веке владел Юрий Шеин, который, скорее всего, получил его от родоначальников Шеиных и Тучковых ... Село Елдегино с деревянной церковью Покрова Пресвятой Богородицы еще в 1589 году числилось как подмосковная вотчина княжны Фетиньи ...".
  
  2) Библия и земельные отношения в России XVI-XVIII в.
  
  а) Библейский образ
  
  * Левит 25:2-6: "объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли".
  * Левит 25:23: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня".
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "Повелел Господь шесть лет землю пахать и сеяти, а седмое лето пахать не повелел, и собою израсшаго хлеба жать не повелел, но повелел та оставити пришелцам и дивию зверю (3 Моис., глава 258)".
  
  * В. К. Тредиаковский. Ода XVIII. Парафразис вторыя песни Моисеевы : "Вонми, о! небо, и реку..." (1752)
  Бог - истинны его дела
  И все пути его, суд правый...
  
  * Михаил (Бурдуков), архиепископ Иркутский. Минея. Ноябрь. 26 ноября: Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго, чудотворца (1829) [изд. 2002]; "И процветет, и возвеселится пустыня Иорданова, и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню и высоту Божию. Укрепитеся, руце ослабленныя и колена разслабленная, утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает и воздаст, Той приидет и спасет нас".
  
  в) Петр Смирнов. Русская сельская община: происхождение,основные функции и ценности; http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k3-2014...
  "По мнению крестьян, земля - "божья", поэтому любой родившийся на ней человек (в рамках общины) имеет право на свою, причем равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владеет "мир" (община)... Тем самым, как с точки зрения божьей, так и людской справедливости отдельный человек мог быть лишь владельцем земли, но не ее полным и безраздельным собственником. Высшим распорядителем земли оставался "мир" ...
  Во-первых, особенно значимыми оказывались люди, отвечающие нравственному идеалу крестьян, носители праведности или даже святости ... Непременным условием праведности являлась вера. Судили же о вере человека по посещениям церкви, соблюдению постов и обрядов, по хождениям на богомолья, чтению ежедневных молитв, но особенно по соблюдению нравственных норм в целом. "Креста на тебе нет" - говорили тому, кто совершил недостойный поступок. Напротив, "живет по-божески", "живет по-христиански" - говорили о людях милосердных и совестливых. Молодежь приучали к посещенью церкви. За этим следила не только семья, но и вся община в целом".
  
  г) Православная энциклопедия/Земля обетованная;
  https://www.pravenc.ru/text/199717.html
  Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. "Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф" (Ис 3. 13-15). "Горе" провозглашается неправедным судьям, нарушающим права "малосильных" (Ис 10. 2)".
  
  д) Библейская топонимика и имена
  
  * ЕЭБЕ/Бет-Эль; "Бет-Эль (Вефиль), בית אל - древнеханаанейский город (Иош., 8, 17; 12, 16), называвшийся первоначально Лузом, לוז (см. Быт., 28, 19; 35, 6; Иош., 18, 13; Суд., 1, 23) и получивший название "Бет-Эль" - "дом Божий" лишь после того, как Якову явились во сне ангелы Божии (Быт., 28, 17, 19; ср. 35, 15)".
  * ЕЭБЕ/Имена личные: "В огромном большинстве случаев подобные сложные И. имеют религиозное значение, состоя в связи с названиями Божества יהוה‎, или Эль. Имя Бога принимает здесь форму либо Ио - יה‎, или Иего - יהו‎ (в начале слова), либо Ия, יה‎, или Иагу, יהו‎ (в конце его); так, напр., Ионатан то же, что Эльнатан ("Господь дал"), а Иоезер ("Господь помощь") то же, что Элиезер ("Бог мой помощь")".
  
  3) Обобщения и вывод
  
  Поселения Елдино, Елдушино, Елдыгино и Ельдигино зафиксированы на картах конца XVIII в. Средствами русского языка объяснить топонимы невозможно, какие-либо исторические данные, кроме указанных, не обнаружены.
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть топонимы в связи с библейской терминологией, образами и земельными отношениями в обществе XVII-XVIII вв., "связать" топонимы с оригинальным еврейским текстом.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Логика топонимов
  + Согласно библейским текстам "земля" принадлежала Богу, который осуществлял контроль за моральной жизнью людей. Если люди вели себя недостойно - Господь осуществлял суд, выносил приговор и восстанавливал справедливость, насылал на территорию стихийные бедствия, болезни и войны. В случаях когда люди покаялись в совершенных прегрешениях - отменял постановление о бедствиях.
  * Бытие 18:20, 32: "И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма". "Авраам сказал: да не прогневается Владыка (Господь), что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять (в Содоме)? Он сказал: не истреблю ради десяти".
  * Иона 3:10: "И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".
  
  б) Терминология библейского иврита
  
  ЕЛ אֵל Бог; ДИН, ДУН דִּין, דּוּן суд, устанавливать справедливость, закон, справедливость; ДЕАГА דְּאָגָה боятся, страшиться, пугаться. "Удивительным" образом термины Библии входят в состав топонимов: ЕЛ+ДИН+О, ЕЛ+ДУН+ИНА (позднее ЕЛДУШИНО), ЕЛ+ДЫГ+ИНО.
  
  Общий вид топонимов
  
  * ЕЛДИНО = ЕЛ+ДИН+О русск. окончание = ЕЛ אֵל Бог + ДИН דִּין суд, решение, закон, устанавливать справедливость; Бог решит, установит справедливость (если ты будешь ходить по Моим путям), справедливость. Т.е. - Бог справедлив; богобоязненность.
  * ЕЛДУНИНА = ЕЛ+ДУН+ИНА русск. окон., 1871 г. (позднее 1919 г. - ЕЛДУХИНО, 1970 г. - ЕЛДУШИНО) = ЕЛ אֵל Бог + ДУН (от ДИН) דּוּן суд, производить суд, устанавливать справедливость; т.е. - Бог справедлив; богобоязненность.
  * ЕЛДЫГИНО (ЕЛЬДИГИНО) = ЕЛ+ДЫГ+ИНО русск. оконч. = ЕЛ אֵל Бог + ДЕАГА דְּאָגָה боятся, страшиться, пугаться; т.е. Страх Божий (побойся Бога), богобоязненность.
  
  в) Источник
  
  + Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H410. Оригинал: אל. Произношение: эль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: shortened от H352 - 1. сила, мощь; 2. Бог, бог.
  
  + Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H1777: Оригинал: דּין. Произношение: дин дун. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень [compare H113] - A(qal): 1. судить, производить суд, устанавливать справедливость; 2. судиться, препираться; 3. выносить судебный приговор. B(ni): спорить, ссориться.
  
  + Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H1779. Оригинал: דִּין. Произношение: дин дун. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H1777 - 1. суд, право, правосудие; 2. приговор, осуждение; 3. тяжба, судебное дело; 4. ссора, спор. (Форма от термина ДИН).
  
  + Лексикон по Стронгу и Дворецкому
  Hомер Стронга: H1672; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Оригинал: דּאג. Произношение: да′аг. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. беспокоиться, волноваться; 2. бояться, страшиться, пугаться.
  
  + Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; ЕЛ, с. 25; ДААГ, с. 95; ДИН, ДУН, с. 101.
  
  г) Библейский образ
  
  * Бытие 14:22: "Аврам ответил: "Я клянусь, воздев руку к Господу (ЙАХВЕ), Богу (ЕЛ) Вышнему, Создателю неба и земли".
  * Исаия 46:9: "Вспомните, что было прежде, в древности. Я - Бог (ЕЛ), и другого нет, Я - Бог (ЕЛОХИМ), и нет подобного Мне".
  
  * Захария 3:7: "так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить (ДИН) дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь".
  * Иов 36:31: "Так Он судит (ЙАДИН форма от ДИН) народы, в изобилии дарует им пищу".
  
  * Иезекииль 4:16: "Он сказал мне: "Человек! Я лишу Иерусалим хлеба! Будут есть они по краюшке хлеба, дрожа от страха (ДЕАГА страх), по глотку воды будут пить, объятые ужасом".
  * Иисус Навин 22:24: "Но нет, мы построили его по другой причине. Мы боимся (ДЕАГА), что в будущем ваши потомки скажут нашим потомкам: "Что вам до Господа, Бога (ЕЛОХЕИ) израильтян"".
  
  Таким образом в топонимы: Елдино, Елдыгино, Елдунина сообщают о богобоязненности населения деревень - Бог справедлив; имей Страх Божий. Скорее всего, земельные участки принадлежали монастырям и церквям (погостам). Возможно и другое истолкование топонимов, связанное с наследственным земельным владением, однако исторических источников обнаружить не удалось или они недоступны.
  
  Кишинев, 25.6.2023 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"