Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Едно, Едет, Еделево, Еднево - топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял
  Иисуса (Навина), и поставил его пред Елеазаром
  священником и пред всем обществом (ивр. ЕДА)
  Числа 27:22
  
  
  1) Топонимика
  
  * Еделево - село в Бутурлинском районе Нижегородской обл. на речке Ивашка (Иваш). Показано на ПГМ Княгининского уезда Нижегородской губ. 1800 г. - Успенское, Еделево тож, церковь, участок церковной земли, пашня. На Подробной карте Российской Империи ... 1801 г. - Успенское. На карте Шуберта 1832 г. - Успенское, Еделево, 160 дворов. На Карте Менде Нижегородской губ. 1853 г. - Успенское, Еделево. На N-38 карты СССР. Пенза, Саранск 1970 г. - Еделево.
  * Едет - деревня в Шарыповском районе Красноярского края на реке Урюп в лесном массиве. Показана на Административной карте Красноярского края (южная часть) 1957 г. Краеведение: "Основана в 1893 г.". Согласно картам эта местность начала заселятся с 1911 г.
  
  * Едимоново - деревня в Конаковском районе Тверской обл. на речке Городенка у реки Волга в лесном массиве, ныне на берегу Волги (водохранилище). Показана в Атласе 1794 г. для юношества. Московская губ. и окрестные наместничества, церковь. На Подробной карте Российской Империи ... 1801 г. - Едиманова. На Карте Корчевского уезда 1825 г. На карте Шуберта 1832 г. - Едимоново, 70 дворов. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Едимонова, 7 дворов. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
  Краеведение: "Село Едимоново - известное в истории России селение. Первое упоминание о нём относится к 1215 году. По некоторым источникам, название села связано с литовской княжной, дочерью Едимоновой, на которой был женат тверской князь Дмитрий". (???)
  * Еднево - деревня в Волоколамском районе Московской обл., изв. с 1862 (???), в лесном массиве на реке Бол. Сестра. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. На Карте Московской губ. 1785 г. На карте Шуберта 1832 г., 31 двор и на карте Стрельбицкого 1871, 4 двора. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. На Карте РККА Валдайской возвышенности, двухкилометровка 1931-41 гг.
  
  * Едно - деревня в Валдайском районе Новгородской обл. в лесном массиве у реки Валдайка. Показана на Геометрической карте Валдайского уезда 1780 г. - Дедна. На Подробной карте Российской Империи... 1801 г. - Една. На карте Шуберта 1832 г., 45 дворов. На Семитопографической карте Новгородской губ. Безкорниловича 1847 г. На карте Стрельбицкого 1871 г., 6 дворов. На Карты РККА 1937-41 гг.
  * Едново - деревня в Великоустюгском районе Вологодской обл. на реке Сев. Двина в лесном массиве. Показана на Подробной карте Российской Империи... 1801 г. - Едина. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Едина. На P-38 карты СССР. Котлас, Великий Устюг 1970 г. - Едново.
  
  * Едовинская - деревня в Тарногском районе Вологодской обл. в лесном массиве на реке Кокшеньга. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. На P-38 карты СССР. Котлас, Великий Устюг 1970 г.
  * Едутино - деревня в Удомельском городском округе Тверской обл. в лесном и болотистом массиве на речке Середница у озера Глухое. Показана на Карте Тверской губ. из атласа 1825 г. - Едутина. На Карте Вышневолоцкого уезда 1825 г. - Евутена, видны следы подчистки (исправления) буквы Д на В. На карте Шуберта 1832 г. - Едутина. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. - Едутино, 12 дворов, болотистый массив. На Карте Стрельбицкого 1871 г. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г. Краеведение: "Известна с 1859 года, когда это была деревня помещика Н. П. Ресина". (???, на картах с 1825 г.)
  
  2) Земледелие в России
  
  а) Исторические материалы. ј 34. Типы крестьянского землевладения - общинный и подворный; их относительная распроґстраненность. Их судьбы и закон 9 ноября 1906 г.; https://istmat.org/node/24523
  "Крестьянское землевладение бывает двух главных типов, - во-первых, подворное, во-вторых, общинное. В первом случае земля принадлежит отдельным домохозяевам, членам общины, и переходит от них по наследству от отца к сыну, община же не может ни уменьшить отдельных владений, ни заменить одних участков, входящих, в состав общины, другими, ее же участками. Что касается до землевладения общинного, то в этом случае земля принадлежит всей общине, отдельные же члены этой последней имеют известные права лишь на пользование землею. ...
  В общине ... землёю распоряжается весь союз, все общество, вся община, собравшись на сходе; здесь за какие дела соберется голосов больше, то и решено. Сход, "мир" - полный хозяин земли. В руках мира и другое право, - право пользоваться общинною землею. Это значить, что община может часть своей земли или всю ее и обрабатывать всем миром, сообща, как одна родная семья, а плоды этого общего труда делить между членами общины уравнительно.
  Впрочем, обыкновенно, при общинных порядках крестьяне пользуются сообща, всем миром, только одними выгонами, и иногда сенокосами, еще реже - лесом. Право же пользоваться всеми прочими угодьями оставляется за каждой крестьянской семьей в отдельности. ...
  При многоземельи уравнение земли совершается сначала путем захвата еще незанятых участков, потом - посредством отвода участков по мирскому приговору. С "утеснением" же в земле, уравнение земли требуешь передела ее по душам...
  В 1877‑78 гг. в 49 губерниях Европейской России состояло земли в пользовании (в десятинах): в подворном 21.221.000 дес. (22%); в общинном 77.231.000 дес. (78%).
  В общей площади надельной земли в 1905 г. приходилось на земли общинные 81%, и 19% на подворные".
  
  б) Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 340-341
  ЕДА עֵדָה община, общество, часто о совокупности израильтян (община Господня); семья, семейство.
  
  в) Согласно Спискам населенных мест Российской Империи, ряд деревень в своих именах содержали понятие "един, едино": Баедина, Бредино, Дединка, Деледино, Коледино, Лединка, Ледино, Медина, Редина, Собщенское и т.д.
  * Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского. Санкт-Петербург, 1893, с. 816; https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijE-K.pd...; Единъ - один, общий; "А попове единъ хлеб ядуще и во едином месте живуще...", 1267.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Поселения Еделево, Едет, Едимоново, Еднево, Едно, Едовинская, Едутино содержат в своих именах общий корень ЕД, зафиксированы на картах XVIII-XX вв. - земледельческие деревни. В библейских текстах выделено понятие ЕДА, АДАТ (производное) - в общем смысле община, общество, группа, семья. Старинной формой землепользования в России было общинное земледелие, где землёй распоряжалось все общество, решение принимали на сходе общины. Других источников не обнаружено.
  
  Вывод
  Россия страна крестьянская, имена деревень должны быть необходимо связаны с идеологической религиозной Системой (господствующей религией), а также с земельными отношениями, где и надо искать содержание (смысл, образ) деревни. Форму существования материального объекта в идеальном (религиозном) представлении человека.
  Целесообразно рассмотреть указанные топонимы (не имеющие объяснения) в связи библейскими образами и терминологией. По "образу и подобию" - по аналогии, сходстве в каком-н. отношении между явлениями, предметами, понятиями.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  * ЕДЕЛЕВО = ЕД+ЕЛ+ЕВО русск. окончание = ивр. ЕДА עֵדָה община, общество + ЕЛ אֵל Бог (Всемогущий); т.е. община Бога. Поселение видимо создано на монастырской (церковной) земле, первое имя Успенское, или указано время освящения поселения (домов). Праздник Успения (кончина)Богородицы установлен в I в., отмечается 15 августа.
  * ЕДЕТ = ивр. АДАТ עֲדַת собрание, общество, группа, община; производное от ЕДА. В иврите АДАТ ЙХВА община Господня, Числа 27:17: "... Пусть община (ЕДА) Господня не будет как стадо без пастуха!".
  * ЕДИМОНОВО = ЕД+ИМОН+ОВО = ивр. ЕДА עֵדָה собрание, общество, группа, община + ЙМАН יָמַן правая сторона; поселение расположено на правой стороне речки Городня, "привязка" к водному источнику или межа, граница участка.
  * ЕДНЕВО, ЕДНОВО = ЕД+НЕВО, ЕД+НОВО = ивр. ЕДА עֵדָה собрание, общество, группа, община + НАВА, НАВЕ נָוֶה жилище, пристанище; т.е. жилища общины, группы.
  * ЕДНО = ЕД+НО = ивр. ЕДА עֵדָה собрание, общество, группа, община + НАА נָאָה жилище, пристанище; т.е. жилище общины.
  * ЕДОВИНСКАЯ = ЕД+ОВИН+СКАЯ = ивр. ЕДА עֵדָה собрание, общество, группа, община + ЕВЕН אֶבֶן камень. Деревня на реке Кокшеньге, русло реки песчаное и каменистое, скорее всего указание на почвы берега и каменистые перекаты.
  * ЕДУТИНО = ЕДУ+ТИНО = ивр. ЕДА עֵדָה собрание, общество, группа, община + арам. ТИНА, ТИН טִין глина, грязь; деревня в окружении болот; т.е. характеристика общинных земель, заболачивание.
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H5712. Оригинал: עדָה. Произношение: ‛эда. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H5707 in the original sense женский род fixture - собрание, общество, группа, скопище, сонм, рой, стадо, дом, семья; Синонимы: H4150 (מוֹעד‎), H5712 (עדָה‎). Производные применяются в 141 стихе Библии.
  
  в) Библейский образ
  * Исход 12:47: "Вся община (АДАТ, форма от ЕДА) Израиля должна совершать Пасху.
  * Левит 8:3: "Собери всю общину (хаЕДА) у входа в Шатер Встречи".
  * Числа 16:22: "Но Моисей и Аарон пали ниц и сказали: "О Боже, Бог, дающий дыхание всему живому! Согрешил один человек, а Ты разгневался на всю общину (хаЕДА)?".
  
  Таким образом, необъясненные топонимы: Еделево, Едет, Едимоново, Еднево, Едно, Едовинская, Едутино сформированы на библейских образах и терминах.
  В основе корень иврита ЕДА община, общество, семья, и дополнения к корню, характеризующие форму землепользования (жилища общины (Бога)) и дополнения указывающие на качество земельного надела (каменистая, болотистая). Скорее всего, топонимы созданы совместно деятелями Государственного Межевания и Церкви (церковные земельные участки).
  
  * Национальный корпус русского языка
  Данная Ивана Васильевича с женою Евдокиею в Богословский Важский монастырь на два села на Паденге (1471.02.02)
  † Се язъ Иванъ Васильевичь с своею женою Евдокѣею далъ есмь в домъ святаго Iоанна Богослова и Трехъ Святитель въ свои монастырь во общину по своихъ родителехъ в поминанiе за упокои, а за себе и за свою семiю бога молити, два села на Паденгѣ, что ми далъ дядя мои Климентеи Тимофѣевичь, игумену Серапиону и старцемъ или кто по немъ иныи игуменъ будетъ.
  
  Кишинев, 9.2.2023 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"