Аннотация: Даже если Кант и ошибался, то не во всем же...
Одна из ключевых идей "Критики чистого разума" И.Канта, имеющая первостепенное значение для философии науки, заключается в следующей его мысли, взятой из его предисловия ко второму изданию его труда: "Естествоиспытатели поняли, что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди, согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы..." Это - удивительное прозрение Канта, проливающее новый свет не только на достижения науки и ее метод, но и на то, на что она в принципе может претендовать. До Канта можно было считать, что наука движется наощупь, вслепую, анализируя и обобщая те случайные факты, которые попадают в поле ее зрения. На самом деле, даже наука Древней Греции уже не могла быть таковой, поскольку основополагающие принципы разума не просто освещали ее путь, но, в некотором смысле, согласно Канту, изначально предопределяли его. В науке Нового Времени и в современной науке эта предопределенность стала практически очевидной, поскольку аксиоматический метод и принципы наук получили надлежащие четкие формулировки. Попросту говоря, Кант утверждает и обосновывает, что мы можем познать научным методом только лишь то, что входит в сферу влияния наших принципов мышления, познания и научной деятельности. При этом, Кант отмечает, что наши принципы выступают как неизбежный и даже необходимый посредник между нами и познаваемой реальностью. Сама же реальность предстает перед нами не в своем первозданном виде, а в рамке из понятий, в значительной степени предопределенных теми же принципами. Для вещей в их первозданном виде Кант использует термин "вещь в себе" (не совсем точный перевод с немецкого на русский, лучше было бы "вещь, как она есть"), а "вещь для нас" - это изображение (возможно, сильно искаженное) "вещи в себе" посредством методов, понятий, логики и рассуждения. Подход Канта в значительной степени проясняет статус научного знания, но вместе с этим, неизбежно определяет его границы. Процесс научного познания может быть бесконечным, но он имеет границы (наглядный пример - бесконечная полоса на плоскости), предписанные самим научным методом. Образно говоря, науку интересуют ответы на все вопросы, которые она может задать, однако: 1) наука может задать на своем языке не все вопросы к сфере опыта; 2) наука может понимать и интерпретировать на своем языке не все ответы из сферы опыта. Если бы Кант жил в наше время, он скорее всего написал бы еще более фундаментальный труд, учитывающий достижения квантовой теории, теории относительности, неклассических логик и современной геометрии. Но в таком случае, студентам, изучающим его в вузе, я бы уже точно не позавидовал :)