Аннотация: Прогресс - это когда нельзя не играть...
Суть прогресса в области человеческой мысли заключается в
осознании условностей человеческого бытия: чем больше прогресса --
тем больше обнаруживается условностей. Таким образом, мэтры мысли -- это "машины" по переработке бытия в его условности. Несомненно, что высшей и последней точкой прогресса будет состояние, когда "топливо" закончится: все бытие будет переработано и мир заменит Абсолютная Условность -- вожделенный идеал большинства философов -- великих и не очень! Абсолютная Условность будет способна растворить в себе любую бесконечность, любой смысл и всякую надежду, добро и зло, красоту, истину, счастье, пределы, радость, любовь, страдания, а когда она все это растворит, начнется новый эон истории...
... Одним из инструментов превращения бытия в условность является концепция Игры. Первыми это увидели поэты:
Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(У. Шекспир, монолог Жака из комедии "Как Вам это нравится" )
Затем на Игру как феномен культуры или даже на культуру как феномен Игры обратили внимание философы, психологи, писатели (см. например, Йохан Хейзинга "Homo ludens" (Человек играющий), Эрик Берн "Игры, в которые играют люди", Герман Гессе "Игра в бисер", Л. Витгенштейн "Философские исследования", где он ввел концепцию языковых игр и т.д.). Даже такой логически структурированный вид деятельности человечества, как наука, с позиций Витгенштейна является разновидностью языковой игры со своими правилами и очерченным кругом участников. Надо отметить, что концепция Игры, даже взятая в максимально широком смысле, неявно подразумевает наличие не-Игры. Последняя может представляться пустой, неинтересной, однообразной или, напротив, загадочной и непонятной, но не-Игра необходима. В противном случае - все есть Игра, и тогда концепция Игры теряет свое содержательное значение и становится тривиальным синонимом слова "всё". В свете вышесказанного у цивилизации с течением времени для не-Игры остается все меньше места. При этом элемент "ненастоящести" реальности неизбежно усиливается. Хейзинга в своей книге отмечает, что если древние мистерии рассматривать тоже как разновидность Игры, то Игра древнее культуры и цивилизации. Однако следует различать участников древних мистерий и детей, играющих в свои игры (игра детей очень похожа на мистерию!), от Игры современных взрослых. Первые играют по-настоящему, то есть играют так, что Реальность присутствует в игре и игра является частью Реальности, правила игры или мистерии абсолютны - они отражают Реальность и не допускают произвольных изменений . В концепции Игры же подразумевается частичное или полное отсутствие Реальности, частичная или полная условность всех правил и возможность их частично или полностью произвольного изменения. Эпоха воцарения Абсолютной Условности будет одновременно эпохой установления Абсолютной Игры, в которой каждый будет волен выбирать любые правила, которые ему нравятся, но при этом он будет бесконечно далек от не-Игры с её недоступным миром настоящего...