Команда Кочующие : другие произведения.

Озера Большой И Малый Елан-Ер - Змеиное Озеро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   ОЗЕРА БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ЕЛАН-ЕР, И ДЕРЕВНИ ЧОДЫРАЯЛ, ПЕЗМУЧАШ
  _______________________________________________________________________
  
   []
   []
  
  
   Озеро Б. Елан-Ер находится в 4 км. (на юго-восток) от юго-западного края деревни Чодыраял. Точнее от улицы Пезмучаш, которая раньше была отдельной деревней Пезмучаш.
  
  
   К озеру ведет накатанная дорога через поле, на юго восток, низом вдоль возвышенности. Несмотря на накатонность дороги, после дождя лучше оставлять машину в деревне, если это конечно не подготовленный внедорожник.
   По данным И.С. Галкина и О.П. Воронцовой, название Пезмучаш в переводе с марийского языка означает деревня у истоков реки Пез (речушка - левый приток Илети, впадает ниже устья Ашита - 1 км.).
    []
  
  
   Сохранилась такая легенда об образовании деревни:
  С запада пришел сюда охотник по имени Пезе. Ему понравились овраги, плодородная земля, чистая река. Вскоре Пезе перевез свой дом, поставил его возле речки. Женился, обзавелся хозяйством, появились дети. Выросшие сыновья построили свои дома рядом с отцовским. Эти места привлекали и других переселенцев. В честь старика Пезе стали называть деревню Пезмучаш, а речку Пез.
   В 1960 году деревни Чодыраял, Пезмучаш, Полатенер, Кабаксола были объединены в один населенный пункт - деревню Чодыраял.
  
   []
  
  Деревня Чодыраял - административный центр Карамасского территориального образования. Деревня находится на расстоянии 63 км на север от города Волжска, районного центра.
  
  
   Существует легенда об образовании деревни:
  На берегу реки Волга жил со своей семьей один старик. У него было 4 сына. Старшего звали Корай, второго Карай, третьего Керей, четвертого Орай. Когда все сыновья подросли и могли жить самостоятельно, старик позвал их к себе и сказал: "Дети мои, вы стали взрослыми и вам всем пора обзавестись своим хозяйством. Самый младший останется со мной, а вам троим, придется искать новое место. Найдите понравившуюся местность и поставьте там свой дом - идем".
   Рано утром три брата вышли из дома, и каждый выстрелил из своего лука. Где стрелы упали, там они и поставили свои дома. По другой версии они просто пошли искать подходящее место. Керей двинулся прямо, на север, а Корай и Карай - на северо-восток. Вскоре Карай нашел себе подходящее место и остался там. А Корай еще шел целый день по дремучему лесу. Вскоре и он решил остановиться и построить себе дом. Место, где братья родились, теряется в глубине веков, а название основных их поселений сохранились до настоящего времени. Идем Керея - д. Керебеляк в Звениговском районе, идем Карая - д. Карай Карайского сельсовета Волжского района, а илем Корая - д. Чодыраял.
   В первое время деревня называлась Кораем. Селение стояло в окружении леса, поэтому жители соседних деревень стали называть деревню Чодыраял (лесная деревня).
  В 500 м к югу от д. Чодыраял находится священная роща.
  
   []
   []
  
  Озеро Б. Елан-Ер имеет продолговатую овальную форму, длиной - 800-900 метров, а в ширину - 200-250 метров.
  Озеро лежит в котловине, при чем с запада озеро имеет крутой берег - его окаймляет гора Елан-курык, поросшая высоким лесом, а с востока около озера просторная поляна с красивыми липами, далее идут поля и луговины.
  Когда мы были тут в начале осени, то спугнули в поле стаю перепёлок.
  Озерная вода достаточно прозрачна и чиста - 4-5 метров.
  Глубина озера до сих пор неизвестна, говорят, что на дне озера есть система карстовых воронок и пещер, которые выводят далеко за пределы озера.
  Озеро имеет подземное и родниковое питание.
  Восточный берег заболочен, здесь заросли камыша и рогозника, купаться можно только по мосткам, которые проложены на южной стороне озера. Однако местные жители (не считая молодежи) тут не купаются - с этим связана одна из легенд Елан-Ера.
  
   []
  
  Буквально в 400-500 метров от Большого Елан-Ера лежит Малый Елан-Ер. Эти озера связаны между собой подземными водами, и раньше представляли собой единое большое озеро. Однако из-за вырубки лесов и деятельности человека по возделыванию полей, родниковое питание озер ухудшилось, многие местные ручьи и речушки пересохли - поэтому уровень воды в озере уменьшился, и озера разделились между собой.
   []
  
  
   По рассказам сторожил: в этой местности раньше ещё были озера, которые постепенно заболотились и пропали. Многие речушки появляются только в весенний сезон или в период дождей - так отсутствие леса влияет на общую гидросистему.
   []
   []
  
  Малый Елан-Ер представляет собой полукруглое озерцо, с заболоченными и заросшими берегами, шириной в 500-600 м., в обоих озерах водится рыба.
  
   []
  
  Стоянку лучше делать на южном крае Большого Елан-Ера, где луговины граничат с лесом.
  Система озер лежит всего в 1,5 км. от границы с Татарстаном, и добраться сюда из Казани можно, как через Волжск - Помары, так и через Дубьязы - Новый Карамас.
  В случае второго варианта надо будет проехать всего 70 км.
  
   []
  
  Название озера произошло от слова: ЕЛАН - змея.
  При этом происхождение данного слова не марийское, а тюркское (татарское).
  (по-марийски, змея - кишке).
  Это и не удивительно, ведь веками мари и татары жили в этих местах бок о бок.
  Вероятно, что и сейчас у местных мари достаточно много татарских заимствований-слов, которые они переняли в процессе тысячелетнего общения.
  Действительно, если поднять марийский словарь, то в нём сразу можно обнаружить, как минимум, сотню слов из татарского языка.
  Например, марийские: кагаз - бумага, алан - поляна, монча - баня, арыслан - лев, кияр - огурец, начар - плохой, кевыт - магазин, арака - водка, карт - старик (жрец), капка - ворота, пакча - огород, калык - народ, кавун - тыква, кава - небо, алга - сережки, алмаш - смена, мотор - красивый, шорык - овца, маймыл - обезьяна, мамык - пух, вата, шырпе - спички, пире - волк, чолпан - Венера (утренняя звезда), черке - церковь, чанг - колокол, ышан - надежный, устел - стол, урем - улица, тын - дыхание, окса - деньги, турна - журавль, тор - ровный, олма - яблоко, топ - мяч, томаша - переполох, осал - злой, пайрем - праздник, тамле - вкусный, тамга - клеймо, метка, таза - здоровый, сыра - пиво и т.д.
  
  
  
  Название озера связано с легендой об Елан-Ере, было это в далёкие времена, когда и деревень рядом не было, а был лишь густой лес, который окружал озеро и гору около него.
  Место то было богато зверями, дичью и рыбой. Поэтому сюда заходили охотники из дальних илемов. Однако в озере (точнее в пещерах горы Елан-курык, что над озером) водился огромный Змей, царь всех земных гадов.
  Он периодически выходил из озера и требовал себе дань-жертву за права охотничьего или рыбного промысла в этих местах.
  Если же кто из людей осмеливался не поклониться Змею, либо по жадности, либо по забывчивости, то человек рисковал навсегда исчезнуть в бездонных пещерах, либо самому превратиться в жертву огромному чудовищу.
  Никто из охотников никогда не отваживался купаться в этом озере, традиция эта сохраняется по сегодняшний день.
  Постепенно, со временем эти места стали осваиваться человеком, вырубался лес, прокладывались дороги - Змей стал все реже выходить на белый свет.
  Возможно, он живет в большой подземной реке или в бесчисленных карстовых пещерах этого края.
  Есть предположения, что цепь сотнурских озер и озера Кленовой горы связаны между собой огромной подводной рекой - по карте даже видно, что они расположены почти на одной линии (которая расположена почти параллельно реке Илеть). По крайней мере, под Кленовой горой геологи обнаружили такую реку.
   []
  
  
  Так или иначе, но слухи о странных следах большого тела около озера, об огромных остатках старой змеиной кожи у воды, о страшном ночном рёве со стороны Елан-Ера до сих пор имеют хождение у местного населения...
  
  
  
  Казалось бы, что это какие-нибудь бабьи сплетни или сказки для ребятишек, однако совсем недалеко от сюда (всего 8-9 км.), на территории Татарстана около села Айбаш есть озеро Кара-Куль, где существует точно такие же легенды о живущем в озере змее-чудовище.
  Вот отрывок из рассказа про озеро Кара-Куль местного учителя Ганиева Акрама Аглямовича (www.tonnel.ru):
  "Говоря о реальных обитателях озера, нельзя не упомянуть и о мифических. Как известно, каждое древнее озеро, за столетия обрастает легендами и просто обязано иметь свое непременное чудовище. Есть такое и в Каракуле - это "водяной бык" (су угезе). Многие здесь утверждают, что видели или его самого, или части его туловища, чешую, или хотя бы слышали его рёв. Только вот свидетельства "очевидцев" весьма противоречивы: то его изображают гигантским змеем с бочковидным туловищем, то гигантской рыбой с крыльями, то как рогатое существо на четырех ногах (?). Но все сходятся в одном - "каракульское чудовище" обладает ужасающим рёвом низкой частоты. Не беремся ничего утверждать, ни даже опровергать, каким бы фантастическим это чудо-юдо нам не казалось. Нам интересен другой факт - всего в 13 км находится другое древнее озеро - Озынбы - с точно таким же "многоликим" чудовищем. Оно, кстати, гораздо более известно, чем наше, так как описано даже в прессе и является настоящей достопримечательностью, святой, но непонятной, реликвией - Озынбы. Кто знает, может, здешние озера, действительно, соединены под землей? А если шутки в сторону, то мы считаем, что существование легенд о таких "плезиозаврах" делает наше озеро еще более обаятельным, окружает неким романтическим ореолом".
  
  Таким образом, похожие друг на друга карстовые озера, которые, возможно, соединены между собой подземной рекой, имеют похожие легенды о подводном-подземном Змее - который периодически появляется этих местах. Это наталкивает на большие размышления о действительности легендарных событий, или о том, что породило все эти сказания.
  
  Следует отметить, что в марийских сказках и легендах (а также и в татарских) встречаются частые упоминания об огромном мифическом Змее.
   Так, в марийском предании о "Рогатом князе" присутствует эпизод, где главный герой и его возлюбленная, решив избавить народ от злого правителя, получают помощь от дуба, но с ним борется змея:
   "И вдруг зашумел старый дуб:
  "Ваше горе и ваша печаль тронули меня, - прошелестел он.
  - Слушай, я открою, где таится смерть Рогатого князя. Она у него в кошеле, который он носит на груди под одеждой. В него прячет Рогатый князь души убитых им детей, и если разорвать кошель на клочья, он сразу умрет".
  Тут расступились частые кусты, пахнуло горьким дымом, из тьмы, сверкая и извиваясь огненными кольцами, выполз Змей и обвил могучий ствол старого дуба. Дуб вспыхнул, как сухая береста, и в один миг от него осталась лишь кучка серого пепла. Сгорел дуб, и исчез змей. Вновь наступила в лесу тишина..."
   "Эхо". Предания, сказания, легенды и сказки. М., 1973.
  
  
  
   А вот отрывок из ЛЕГЕНДЫ "ЛУОДИС И ДОЧЬ НЕБА (ДОЧЬ КУГУ-ЮМО - Юмонъудэр)", где сам Кугу-Юмо превращается в Змея:
  
  "Знает Куго-Юмо, что обманывает его Мландэ-Ава. Притворны ее слезы - не умерла Юмонъудэр, а живет где-то далеко на земле со своим тайным возлюбленным.
   Луодис тоже не верит в смерть пастушки. Вот как-то раз отправился он к своему сыну, Водэжу, - повелителю загробного мира. Змеей прополз в Липет - Дом Мертвых. Там вновь принял свой прежний облик".
  
  
  
  Ещё космогонический отрывок из книги Калиева Ю. А. "О некоторых особенностях культа змеи в верованиях марийцев" про Мировую змею, которая может подточить ствол мирового дерева и привести к концу света:
  
  "Никто так просто уйти не может от сюда
   Если она уйдет, тогда закон будет нарушен,
   Тогда змея подточит ствол мирового дерева,
   Иссушит его корни, тогда обрушится небо,
   Тогда все погибнет!
   Можно богине воскреснуть, если кто из ей подобных
   Будет предан смерти!"
  
  
  
  А вот ещё текст Марийской народной сказки ЯЗЫК ЗМЕЙ, где описывается ЦАРЬ ЗМЕЙ, живущий в подземных пещерах:
  "Жил один пастух и всю жизнь пастушил. Однажды он, когда пас стадо, угодил в змеиную нору и очутился в подземелье. Там в подземелье лежала, словно кряж, змея. Она была вождём змей.
  Всё лето пастух волею судьбы провёл в подземелье. Когда настала осень, здесь начали собираться змеи. Здесь же у выхода лежал большой камень. Вползая в нору, все змеи облизывали камень.
  "Ну,- подумал пастух,- дай-ка я тоже лизну его". Как только он дотронулся до камня языком, так пастуху не захотелось ни пить, ни есть. Пастух, облизнув змеиный камень, вдруг начал понимать и змеиный язык.
  Жил пастух у змей и всё понимал, о чём они говорили между собой. Так он провёл у них всю зиму.
  Настало лето. Подошло время змеям выйти на землю. Перед выходом змеиный вождь учил всех змей:
  - На земле не трогайте ни скотину, ни людей! Все змеи покинули нору и выползли на землю. А пастуха вождь змей не отпустил.
  Подошла и следующая осень. Змеи снова начали собираться в норе. Перед входом в нору все змеи облизывали камень. Разные змеи со своими вождями располагались по своим углам.
  Пастух прожил у змей ровно три года, и за три года он выучил языки всех змей, птиц и зверей. Спустя три года вождь змей выпустил пастуха на волю и велел ему не говорить, что он понимает язык животных. В противном случае он умрёт.
  Опять пастух начал пасти скот. В полдень каждый раз своё стадо он пригонял на отдых к большому дубу. Вот однажды он пригнал скот к тому же дубу, а сам прилёг под ним отдохнуть. На верхушку дуба прилетела ворона и говорит себе:
  "Ну и пастух! Двадцать пять лет пасёт стадо, а до сих пор не знает, что под этим дубом в сорокавёдерной бочке зарыто золото".
  Пастух под дубом только дремал, и поэтому все слова вороны слышал. Пастух очнулся, отогнал стадо, затем выкопал из-под дуба сорокавёдерную бочку с золотом.
  Разбогател пастух. На эти деньги он построил себе новый дом, купил всякую скотину, а потом женился. Жена оказалась здоровой и толстой.
  Однажды пастух запряг пару лошадей в тарантас и поехал с женой на базар. По дороге лошади начали между собой разговаривать. Пастух сидел и слушал, о чём они говорили.
  - Только я,- говорит одна из них,- тяну тарантас, а ты вовсе не тянешь, тяни сильнее.
  - Оглянись-ка назад,- говорит другая.- На твоей стороне какая женщина сидит, здоровая толстуха, а на моей стороне тоненький её муж. Поэтому тебе кажется, что ты тянешь сильней меня.
  Услышав разговор лошадей, мариец не выдержал и засмеялся. Жена, удивившись, спросила мужа:
  - Почему ты смеёшься?
  - Просто так,- отвечает муж.
  Жена заупрямилась, всё хотела выведать, отчего смеялся её муж.
  Муж говорит:
  - Вот на базаре купим калачей. Вернёмся домой, накормлю скотину, а потом скажу, над чем я смеялся.
  Муж и жена возвратились домой. Мариец дал калачей курам и собаке. Собака не стала есть, она горевала. Куры и петух стали клевать. А перед собакой калач так и лежал нетронутым.
  Петух, увидев, что собака не ест, спросил её:
  - Почему ты не ешь?
  - Не хочется есть, так как наш хозяин скоро умрёт, - говорит собака.
  - Конечно, умрёт, коль он на одну свою жену управы не находит. У меня вот есть двенадцать жен, и всех я держу в своих руках. У него только одна, и то не может с ней справиться. Ему нечего горевать: у него в клети висит двенадцатигранная плеть. Вот бы похлестал он этой плетью свою жену, поговаривая: "Будешь ещё расспрашивать о том, чего нельзя спрашивать?"
  Мариец стоял тут же и слышал разговор петуха с собакой. Тогда он взял в клети двенадцатигранную плеть и вошёл к жене.
  - Будешь ещё меня расспрашивать?! - повторял он, хлеща её. И до тех пор хлестал он свою жену, пока она не сказала: "Ладно, больше не буду расспрашивать".
  После этого муж и жена стали жить дружно".
  
  
  Есть также интересная статья Иликаева А.С. "Отзыв на первый том "Словаря марийской мифологии" К.И. Ситникова", где, в частности, говорится:
  
   "Автору следовало бы также упомянуть о таком персонаже марийского фольклора как ЮАНАЙ (этимология?). В сказке <Волшебный меч> охотник ЮАНАЙ побеждает обитающего на болоте трехглавого змея (дракона) ТУРНИ, из трех своих голов извергающего огонь, гнилую воду и смрадный дым (ср. с коми ГУНДЫРОМ). Первая попытка героя справиться с чудовищем оказывается неудачной. Тогда, по совету отца своей невесты, ЮАНАЙ выковывает закаленный слезами вдов и сирот меч. Возможно, образ ТУРНИ как-то связан с пережитками журавлиного, охотничьего культа. Об этом говорят предполагаемая этимология имени чудовища (от мар. <турня>, журавль?), и его несомненная связь с водной стихией (змей живет на болоте, после его смерти болото высыхает, и на пролегших по нему тропинках показываются похищенные змеем ТУРНИ девушки)".
  
  
  
  Также про огромного Змея-дракона повествует событийная канва "ЮПУ ИЛИ ДЕРЕВО БОГОВ" (МАРИЙСКИЙ ЭПОС), который опирается на героический сюжет о витязе НЕМДЕ, вступающем в противоборство со змеем-людоедом.
  Наиболее полно он сохранился среди восточных марийцев.
  Настоящая поэма является первой попыткой систематизации марийских фольклорных текстов. Ее основу составили рассказы А. А. Апкаликова (1918-1999), уроженца деревни Яндыганово Мишкинского района Башкирской АССР, основанные на материале марийских мифов и исторических преданий, а также сведения, содержащиеся в ряде исследований и собраний народных песен, в том числе в близких им по происхождению и языку памятниках эпического творчества ряда финно-угорских этносов.
  
  
   []
  
  Примечание от Лоцмана:
  Как говорят в народе - дыма без огня не бывает, поэтому всем кто отправляется на озеро советую быть осторожным.
  Из личного опыта (хотя с удовольствием передал бы этот опыт другим):
  Неоднократно посещал озеро, благо очень красиво и место и само озеро. Само собой слушая легенды местных жителей, улыбался и кивал, про себя посмеиваясь над подобными сказками.
  Но однажды, решил приехать на озеро не низом, а верхом, чтобы оттуда сфотографировать всю панораму озера и долины реки. День был солнечный и фотографии должны были получиться удачными. Оставив машину на дороге, я, само собой ни очем плохом не думая пошел через посадку к обрыву. Вид с обрыва дествительно стоил посещения и завороженный открывшимися красотами, я само собой не глядел под ноги - как выяснилось ОЧЕНЬ СТОИЛО БЫ! Только услышав предупреждающее недовольное шипение, я моментально (сказалился все-таки опыт работы в заповеднике) вернулся с небес на землю и оглядел траву вокруг меня. На пути моего следования грелись на солнце змеи! Причем много!
  Вот тут меня и озарило, что Змеиное озеро, это не только потому что живет здесь змеюка которую никто не видел, а еще и потому что живут здесь в большом количестве змеи, которые очень даже видны.
  Само собой, по причине хорошей погоды, был я в шортах и шлепанцах, то есть той форме одежды, в которой не рекомендуют знакомиться и тем более общаться со змеями.
  К чести змей, разошлись мы мирно, они даже были не против того чтобы я сфотографировал местность на память.
  Фотографировать их я не стал, потому как в высокой и густой траве к ним надо подходить поближе, а учитывая то как я был одет, решил поберечь свою нервную систему, да и остальные системы тоже.
   []
  
  
  
  Источники информации ( ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ ИЗ ФОТОАППАРАТОВ КОЧУЮЩИХ ):
  
  http://www.12rus.ru/
  
  http://www.tonnel.ru/
  сайт - форум Арктогеи/
  http://www.cka3ka.ru/
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"