Кочанов Станислав Александрович : другие произведения.

Сартак. Глава 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава 7
  
  
  
  - Значит, ты говоришь, мой отец тоже желает видеть во главе похода Нюрына? - задумчиво переспросил я.
  - Да, мой хан, - подтвердил Кояк. - Нюрын молод, но уже прославленный богатур. Сын славного Бурундая. Верно служил великому Менгу. Чинцы пугают его именем детей, у вражеских воинов трясутся колени, когда они узнают, что храбрый Нюрын выступил в поход. 
  - А в нашем Улусе его не знают, Бурундай - великий нойон, но другой поддержки у его сына нет, такой всех устраивает, как будущий победитель и своё влияние разгромом мятежного урусутского коназа сильно не укрепит, - закончил я.
  Кояк молча поклонился, уважительно воздавая должное моей прозорливости, льстец.
  Я задумался. Вроде действительно всё правильно, Нюрын идеальная кандидатура и устраивал в роли командующего всех, в том числе и меня. При личной встрече он показался вполне вменяемым человеком, недавно прибыл из Каракорума, "мой" единоверец - несторианин, с недавних пор родственник, женат на моей здешней родной сестре, в разговоре явно дал понять, что на новом месте делает ставку на Сартака, опытный полководец...* Чего ещё надо? Однако, что-то останавливало меня от принятия окончательного решения. Решения простого, очевидного, которого все ждали. А ведь действительно, пора. Войско уже собрано, припасы приготовлены, осталось только дать команду и... 
  Чёрт! Чёрт! Чёрт!!! Я сам, САМ! Несколько месяцев готовил этот проклятый поход. Собирал воинов, обрабатывал нойонов, обещая славу и богатую добычу, покупал припасы, лошадей,  вызнавал у купцов и людишек предоставленных киевским князем о дорогах, возможности достать в походе фураж, комплектовал осадный обоз китайскими специалистами... 
  Для меня и... надеюсь, для Руси выгодно, чтобы поход ещё раз наглядно продемонстрировал всем силу монгольского войска и закончился убедительной победой, но в душе всё равно очень хотелось победы русских, чтобы дружина князя вбила в землю немытых степняков.
  Мечты.
  Глупые!
  Степняки они, в большинстве, конечно, не мытые, но воевать, ох, как умеют, а в случае их поражения, кстати, хреново станет прежде всего мне. Обеспечить же победу русским вообще проще простого. Достаточно не вмешиваться. Тогда рано или поздно дружина Александра Ярославовича сцепиться с дружиной Андрея Ярославовича, скорее всего, и не раз, а кто бы не победил, в любом случае, это будут русские. Правда, они же окажутся проигравшими. И таких "побед" русского оружия предстоит ещё много. Надо ли доказывать, что лучше одно поражение от иноземцев, чем десяток подобных побед?
  Волнуюсь. Уже всё давно думано, передумано, а волнуюсь. Армию я подготовил сильную, хотя и не сказать, что огромную. "Всего" тридцать пять тысяч человек. Три полных тумена и обоз. Однако все уверены, учитывая помощь союзного киевского князя, этого более чем достаточно. Вряд ли русичи осмелятся высказаться о собранной силе по сценарию известного анекдота. Типа: "Вас орда? А нас рать!" Вообще, если взять понятия привычные для двадцать первого века, то это, скорее, у русских, неорганизованная орда, а у монголов спаянная железной дисциплиной рать. 
  Да, пора назначать главкома. Ну что же, пусть будет Нюрын. Рать Нюрына. Хм, смешно, но знакомо звучит. Рать Нюрына... Нюрынова рать... Неврюева рать?! Похоже. Она? Она! Мать твою, разъети, через левое колено, да с прогибом! Историю, б..., менять собрался, прогрессор х...! Оставим даже мои наивные планы по максимальной гуманности предстоящего похода. Ага, моих куцых знаний по истории монгольского ига и то хватает вспомнить, что в русских летописях (хоть они, оказывается, и брешут через слово, но всё-таки) описывается Неврюева рать, оказавшаяся чуть ли не более кровавой, чем Батыево нашествие.** Хрен с ним! Как говорится, яишницу делаешь - щепки летят, но возникает вопрос, а я вообще, что-то меняю? Может и настоящий Сартак братался с Александром Невским, набирал в гвардию православных и собирался строить Империю на основе Руси при поддержке татарских сабель, а в итоге, не помню, упомянут ли он вообще в школьных учебниках? Есть ли смысл в моих суетливых телодвижениях? Может, проще и лучше будет расслабиться и получать удовольствие? Отдам право наследования дядюшке Берке, возьму в управление какой-нибудь маленький городок, к примеру, в Крыму и спокойно доживу до старости.
  Я стиснул зубы. Нет! Не говоря уже о том, что с таких должностей живыми в отставку не уходят, это будет просто трусость. А ответ на свои вопросы, в данном случае, надо давать себе самому! Нюрын устраивает меня как полководец, а поход необходим для моих планов? Что ж, так и будет! Только с маленькой поправкой.
  - Кояк, объяви войскам ханскую волю, - прервал я затянувшееся молчание. - Храбрый Нюрын поведёт монголов к победе и накажет дерзкого князя урусов за предательство. Даю ему для этого власть над тремя туменами. Но с войском пойдёт человек, которому Нюрын сам будет подчиняться.
  Секретарь оторвался от свитка, куда записывал ханский указ, и недоумённо посмотрел на меня.
  - Кто же будет этот человек, мой хан?
  - Я. Я сам пойду с войском.
  Вот так. В истории была Неврюева рать? Зато про рать Сартака мне ничего не известно. Посмотрим, чем они будут похожи, а главное. чем будут отличаться.
  Ой-йо, чую, достанется мне от Бату за самоуправство! Ну ничего, авось прокатит.
  Отпустив Кояка, я принял следующего посетителя.
  Вот ведь, ети его, предупреждал же, в рабочей обстановке церемонии не обязательны. Бесполезно. Теперь прикажите полчаса восхваления выслушивать? Увольте.
  - Встань, Махмуд. Расскажи, как идут дела?
  - Не очень хорошо, мой хан, - вздохнув, признался бывший самаркандский купец в настоящий момент занимающий у меня должность главбуха, упрямо не поднимаясь с колен. - Десяток купцов удалось соблазнить выгодными заказами. Двоих, самых упрямых, Аллах покарал за грехи, в их домах произошли пожары, товары сгорели, один даже сам погиб в огне, но остальные... В меру своих скромных сил я стараюсь исполнить твоё повеление, мой хан, но слухи уже разошлись по Дешт-и-Кипчак. Все добравшиеся до войска торговцы, жаждут поучаствовать в победоносном походе.
  Я досадливо сплюнул и нецензурно выразил своё отношение такому неприятному для моих планов стремлению купцов.
  Мне в этом году экономическая активность населения была абсолютно не нужна.
  Естественно, ещё "дома", в двадцатом-двадцать первом веке я много читал о жестокостях нашествия степняков, поэтому решение этой проблемы начал загодя, ещё весной. От мысли прямо запретить воинам грабёжи отказался сразу. Они для того в походы и ходят. Этак я вообще без войска останусь. В идеале надо, чтобы каждое решение диктовалось не гуманизмом (тут такого слова вообще не знают, но синоним найдут - глупая слабость), а было оправдано прогматически.   
  Прежде всего, решил вникнуть в механизм действий, восстановить всю картину "зверств степняков". Для этого не ограничился сведениями от шизофрении, дополнительно не упускал случая проконсультироваться с признанными специалистами в таком тонком вопросе, как грабёж, убийства и захват рабов. Благо сейчас таковых вокруг было каждый второй, не считая первого.
  Выяснилось следующее, с поля боя пленных берётся мало. В основном знатные, богатые воины, с кого впоследствии можно содрать хорошие бабки за жизнь и свободу. С пленением простых кметей особо не заморачивались. Хлопотно. Основное богатство у таких - оружие, доспехи и боевой конь - можно забрать и у мертвеца, кроме того, рабы из них получались отвратительные, постоянно искали случая бежать, причём не просто так, а с компенсацией, прихватив с собой оружие и лошадей у охраны. Полезным ремеслом, кроме умения убивать себе подобных, воины владели редко, да и в плен-то не особо сдавались. Короче, тут всё было глухо. Сражение есть сражение, это понятно, не убьёшь ты - убьют тебя.
  Основным же источником рабов были гражданские. Крестьяне, ремесленники, женщины... Захватывали их в процессе разграбления населённых пунктов. На этом и решил сосредоточиться.
  Значит, обычно дело происходит так, врываются монголы во встречную весь, а там есть люди, удача... Стоп! А почему удача? Ага, людей-то как раз может и не быть! Узнали о подходе славных степных воинов и сбежали, трусливые землепашцы. Дома пустые, всё ценное либо прихвачено с собой, либо надёжно спрятано. Обидно! Ну хоть дома сжечь, душу отвести, пусть на пепелище возвращаются. Стога в поле стоят? Тоже сжечь... 
  Вот и первый пункт! Запретить такие бесполезные поджоги. Обоснование железное, дым пожара демаскирует отряд, этак и из соседней деревни сбегут.
  Идём дальше. Допустим, люди из селения уйти не успели. Вай, хорошо! Окружаем, врываемся сопротивляющихся убиваем, а можно и не убивать, может, хоть и дурак буйный, а ремеслом владеет, - аркан на него. И... поджигаем дома. Шо? Опять? Зачем? Ага, тут вполне прагматичное обоснование. Основная часть весян укрылась как раз там, выкурить легче всего. Глупые хозяева мало того, что сами тушить выскакивают, так частенько по привычке и ценности из пожара тащат.
  Хм, и чем здесь участь русичей облегчить? Пожалуй, только тем, что постараться сделать невыгодным убивать, причём, не только девок и крепких мужчин, но и бесполезных стариков и малолетних детей. 
  Ничего в голову не приходит. Отложим пока. 
  Чего там дальше? Разграбили, получается, деревню, захватили пленных, гоним их к плетущемуся позади армии обозу и там продаём... Опять стоп! Почему сразу продаём? Кому? Разве не выгоднее продать в том же Сарае? Выгоднее-то оно выгоднее, в коротких набегах так и бывает захватывают и сразу гонят в степь, а в большой войне кто же позволит воинам устраниться от службы для слежки за рабами? Такой балласт за собой не потаскаешь, боеспособность, мобильность сотни снижается на порядки, а пленных ведь ещё охранять, кормить надо. Впрочем, к захваченному скоту всё сказанное тоже относится. Армии Сэбэдэя и Джебе, кстати, в разведывательный поход на запад налегке ходили, обоза вообще не имели, потому и пленных почти не брали. 
  Значит, продают. Кому? А за обозом следуют специальные хитропопые товарищи бесстыдно обирающие несчастных грабителей-багатуров. Скупают добычу по дешёвку, сами охраняют, кормят, переправляют на невольничьи рынки и там продают втридорога. Качество содержание людей у таких работорговцев, конечно, аховое. Как я понял, по рассказам воинов ставка делается не на количество выживших в дороге рабов, а на скорость доставки. Выгоднее меньше, но быстрее, пока конкуренты свой товар не пригнали, цены не сбили. 
  Вот это меня, как хана, совершенно не устраивает! Губят людей без толку и продают чёрт знает куда, когда у меня, понимаешь, Черноземье в целине лежит и Урал не освоен. Кроме того, это же просто возмутительно, идут, значит, за войском люди, вооружённые (а как иначе пленных в дороге охранять?), никому не подчиняются, да ещё и моих воинов обжуливают. Непорядок! С таким обжуливанием я и сам отлично справлюсь. Решено, заменяем этих частных предпринимателей государственной ханской структурой и неподконтрольные ЧОПы мне тоже в войске не нужды.
  Как всё здорово получится! Установлю цену за рабов гораздо ниже, чем на рынке, но выше, чем до того предлагали работорговцы, воины довольны будут. Сам процесс тоже можно упорядочить, сделать, чтобы сдавать добычу семьями было выгоднее, чем по отдельности. Нет, это не выйдет. Не проконтролируешь, семьи разные бывают. Значит, делаем завышенную цену за произвольную группу из четырёх человек - мужик, баба и двое разнополых подростков. Если искомой группы не собирается, можно сдать любых четырёх, но для завышенной цены необходимо конвертировать, добавить одного из традиционно трудно-транспортабельного товара, малоленего ребёнка или старика. Как я успел убедиться, не смотря на то, что с арифметикой люди здесь знакомы были мало, свою выгоду чуяли интуитивно. Так что к старикам и детям грабители, пожалуй, тоже начнут относиться бережнее. А уж под моим-то контролем людей не торопясь поведут куда надо и как надо. 
  Оставалась мелочь. Ликвидировать купцов-конкурентов, многие и которых имели очень авторитетную крышу и найти денег, чтобы после всей задуманной эпопеи не остаться совсем нищим ханом. О прибыли я и вовсе молчу. Легальными методами это получалось не очень.
  - И чего, больше пожаров не ожидается? - поразмышляв, с надеждой спросил у самаркандца.
  - Увы, мой хан, даже случившиеся помогли только на половину. Выживший купец всё равно собирается идти за войском.
  - Чтоб его... Может, просто разогнать всю эту торговую братию? Или отравить всех скопом? Ладно, ладно, шучу я! Сделаем по-другому. Махмуд, мне нужна информация по купцам, которые собрались идти с войском.
  - Какая информация, мой хан?
  - Вся! Где родился, чем занимался, семья, враги, друзья, любимое блюдо, как одевается, если у кого-то есть щрам на заднице, я тоже должен это знать. И поскорее.
  - Я понял, мой хан.
  Приёмом хитропопого Махмуда ханский рабочий день отнюдь не закончился. Кояк доложил, что мой запрет придержать оказавшихся в Степи русичей до выхода войска, некоторые несознательные граждане восприняли очень буквально. После того, как мои гвардейцы очень вежливо поймали пять ладей одного непослушного новгородского торговца (всего-то один ушкуй сожгли, и то не полностью), эти самые несознательные разграбили мирный караван из Киева. Вызвал на ковёр тысяцкого чьи люди отличились такой чрезмерной инициативой. Изволив продемонстрировать ханский гнев, я вставил ему великий фитиль. Повелев в кратчайшие сроки разобраться как следует и наказать кого попало. Особенно виновных. А купцам возместить убытки. Иначе, мол, начну зверствовать. Побледневший бек заверил меня, что всё будет сделано в лучшем виде. Да и уже почти сделано. Сотнику грабителей-беспредельщиков уже завели пятки за затылок,*** среди его войнов устроили показательную децимацию, а перевязанных киевских купцов он принимает в своей юрте как самых дорогих гостей.  
  Потом лично посетил стоянку Нюрыну. Благосклонно обняв "храброго льва Степи, по воле Всевышнего посланного супругом моей любимой сестре", поставил родственничка в известность о своём участии в походе, обсудил полномочия. 
  Вернувшись, прочитал только что пришедшее письмо от биобати. Бату выражал своё неудовольствие от разграбления русского торгового каравана. Как узнал? Всюду "доброжелатели", мать их! Правильно что с Нюрыном лично встретился, иначе точно наплели бы ему чёрт знает что, а ссориться со своим главкомом мне сейчас не с руки. Написал ответ. Начал письмо уверениями в собственной охренительной любви и преданности, пожелал хану всех благ. Покаялся. Отметил, что меры к нарушителям уже приняты. Отчитался о состоянии войска. Сообщил о своём решении возглавить поход. Пообещал вести себя там хорошо и слушаться взрослых, то есть более опытных военачальников. Прежде всего самого Нюрына. Закончил, тем же чем и начал. 
  Ох-хо-хо, тяжела ты, ханская тюбетейка! Как правильно заметил Иван Васильевич Бунша: "Нам, царям, молоко за вредность давать надо." Кстати, о молоке, дело к ужину движется, а я за день так толком и не поел. Однако у ханов обеденный и даже ужинный перерыв, не значат перерыва в ханских делах. Потребовал у старого Фархада тащить жратву, а заодно велел вызвать... или пригласить? А, один хрен! Короче, велел позвать Савра и отца Даниила поучаствовать в ханской трапезе. Неделю назад я им интересную задачку подкинул. Посмотрим, что они навыдумывали.
   А дело я им поручил самое важное, на мой взгляд много важнее, чем подготовка к походу на Русь. Поход - что? Ну удастся, или неудастся. Для меня, как хана оно, конечно, не есть хорошо. Но что значит для Руси результат одного из многих нашествий степных грабителей? Их за историю сотни было. И удачных и неудачных. Войско разобщённых русских князей могло выиграть сражение, но в войне с могучим степным государством она сейчас обречена на поражение. Буду честным, все мои усилия по организации войска на историю общее положение сильно не повлияют.
  Однако историю менять надо. Раз уж меня угораздило вселится в тушку монгольского царевича, отступать нельзя. Это будет просто трусость. А как менять? Какова конечная цель? Вот главный вопрос! Чего я хочу получить в итоге?
  В прочитаных мной до попадания АИ по большому счёту вся деятельность героев сводилась к тому, чтобы в итоге в конце 20-го начале 21-го века Россия была "о-го-го какая" все её боялись и уважали. А уровень жизни был самым высоким в мире. Этакий реваншизм, кстати, вполне естественный. Про то, что их прогрессорство может обернуться очень хреново мало кто из попаданцев задумывался. Америку вон в 21 веке все боятся и уважают, а скандинавских странах уровень жизни очень высок. Хочу ли я сделать Россию подобием этих стран? Чтобы моя страна, расширяясь, уничтожала и геноцидила завоёванные народы, а потом, в качестве покаяния, разрешила потомкам якутов и прочих угнетаемых инородцев вообще не работать и получать громадные пособия. Чтобы уничтожала людей ядерным, химическим, биологическим оружием? Хочу ли я, чтобы на улицах русских городов проходили парады... В задницу политкорректность! Голубое - это небо! Розовая - это кожа! А геи - это пидоры! Извращенцы! И чтобы школах моей страны они рассказывали русским детям, как замечательно быть извращенцем? Причём, это будет единственное, что школьники хорошо запомнят из школьной программы. Хочу ли я этого? Увольте! Пусть уж лучше русские живут хуже, но чтобы совершеннолетние мужчины спали исключительно с совершеннолетними женщинами и читали им наизусть Пушкина, талантливого русского поэта, потомка негра, а гордились честными победами таких РУССКИХ полководцев, как князь Багратион или Миних.
  Это одна сторона. Есть и вторая. Даже если не взирая на мои телодвижения Россия останется внутренне той же страной, которую я люблю, нет ответа как мне из 13 века застраховаться от, к примеру, распада Руси в 17 веке из-за угасания правящей династии, а в 18-м от захвата власти над миром Китаем, Индией, Афганистаном, Чукчестаном..., а в 20-м ядерной войны между ... э-э ну, к примеру, между сверхдержавами Польшей и Персией. Причём даже если я это буду знать точно, и предусмотрительно уничтожу Польшу, превращу её территорию в пустыню без шансов возродиться, возможностей для этого сейчас у меня достаточно, кто даст гарантию, что её место не займёт Дания, Исландия или Великая Европейская Империя Монако?
  Гарантией, да и то не стопроцентной, избежать в будущем армагедона было бы только завоевание всего мира и создание единого всепланетного государства. Однако несмотря на постоянную лесть со стороны придворных манией величия я решил не заражаться. Болезнь эта для правителя, она знаете ли, летальным исходом чревата. Решил ограничится построением на основе Улуса Джучи и русских княжеств сильного устойчивого государства.
  С моральным принципами - основой будущего государства, было проще. Даже будучи атеистом, я не мог не признать, что и в моём 21 веке традиционные религии оставалась одним из главных защитников традиционной морали народа. Выбор направления государственной церкви был очевиден. Хотя, признаться мелькнула мысль, что лучшим вариантом для этого стал бы ислам или вовсе иудаизм. Однако решил, радикализмом не увлекаться. Кроме того по моим планам религия должна прийти из Руси в Орду, а не наоборот. Значит, строим сильное православное госудаство...
  Именно будущим стержнем, призванным объединить два совсем непохожих народа, дать им общую цель, храня их традиции, и занимались сейчас Савр и отец Даниил. Правда, сами они о важности задачи пока не подозревали.
  Кроме того, я внимательно осмотрел явившихся творцов будущей идеалогии, судя по виду, путь к её созданию был тернист. Монгол и священник имели вид насупленный, на друг друга старательно не смотрели, у отца Даниила лицо отличалось нездоровой краснотой, а узкие глаза Савра стали ещё уже.
  - Угощайтесь, гости дорогие, - указал я на кушанья. - Да рассказывайте, чего придумали по моему заданию.
  Ну слава всем богам! Хоть этих удалось от чинопочитания во внеформальной обстановке отучить. Не чинясь, уселись на подушки и воздали должное ханским явствам. Молча.
  Я терпеливо ждал, с удовольствием обгладывая баранью грудинку.
  Наконец молчание стало неудобным и отец Даниил начал:
  - Повелел ты нам, царевич, об ордене православном монашеском поразмыслить, по образцу латинян, кои такие ордена не токмо для молитвы создают, но и рыцарскими делают и для военных нужд используют. Однако по канонам православным негоже монаху за оружие браться, потому не выйдет у тебя воинствующий орден сделать.
  - Что у меня выйдет, а что не выйдет, сам разберусь, - жёстко перебил я священника. - Вам велено было об Уставе того Ордена думать. И я разве говорил, про монахов? Бездумно латинян копировать - тоже не дело. Там лучшие из лучших витязи будут, не гоже их от мира отлучать! Им не только о духовном, но и мирском думать предстоит. Сказано же: "Плодитесь и размножайтесь". И размножаться и плодится и хозяйствовать и воевать, всё наши рыцари уметь должны.
  - Диаконами рыцарей сделать? - задумался отец Даниил.
  - Отче, ты мне пургу не гони! - досадливо поморщился я. - Давно понять должен, чего хочу. Кстати, тебе как раз в тот Орден прямая дорога. Видел я, как ловко ты оглоблей машешь. Будешь (должность пока не придумал, варианты принимаются).
  - Меня? В рыцари? - поразился священник и, подумав, огорчённо добавил: - Се удержано есть святыми канонами****. Патриарх не позволит.
  - С патриархом разберёмся, - отмахнулся я. - Чего ещё придумали? Или вы всю неделю собачились только чтобы сказать "не выйдет воинствующий орден сделать"?
  Отец Даниил пока видимо не отошёл от реальной перспективы стать рыцарем, вид имел до крайности охреневший и на вопрос не отреагировал. Пришлось отвечать Савру.
  - Мой хан, ты хочешь сделать из этих рыцарей монголов, дать им крестьян и землю в Степи. Это невозможно!
  - Опять невозможно? И почему же? - заинтересовался я.
  - Монгол должен служить хану и кочевать. Так сказано в Яссе. Нельзя поделить Степь. Как разделить воздух, небо, тепло солнца, воду в реке? Степь одна! Для всех! Пока монголы кочуют они непобедимы! - пафосно закончил сотник и гордо замолчал.
  - Ага. Возражения по существу. Значит, наши рыцари должны кочевать. Ничего страшного, пусть кочуют. Но и от деревень с крестьян, думаю, всё равно не откажутся. А, Савр? Богаче будут.
  - Богатство монгола - скот.
  - Хм, отче, очнись, - встряхнул я ушедшего в себя священника. - Тут у нас вопрос возник, в чём меряют богатство русские бояре?
  - А? Чего? Богатство? Так это казна, земля...
  - Хм, коллизия, значит. Для монгола богатство - скот, для русича - земля. Однако противоречие преодолимо. У вас в сотне монголов-славян хватает...
  Засиделись мы допоздна. Спорили яростно. О моём ханском достоинстве забыли примерно на двадцатой минуте, когда я удостоился от отца Даниила "уважительного" звания "дубина-царевич". О соблюдении достоинства сотника и православного священника было забыто ещё раньше. Однако совместными усилиями под конец нечто стало получаться.
  - Всё! Хватит! - волевым решением, я наконец прекратил обоюдную ругань. - Молчать, я сказал!!! Значит, решили: Глава Ордена - я, то есть хан. Рыцарь ордена - иерей, священник белого духовенства. Отче, молчать! Я говорю! Рыцарь ордена - кочевник, однако главная задача... Отче, молчать я сказал! Кроме защиты православия, естественно, главная задача защищать подвластных крестьян, они априори ниже рыцаря и по происхождению и не кочуют, в защите нуждаются. Землепашцы рыцаря кормят, но вообще-то ничего ему от них не надо. Это рыцарь им должен. Потому что они крестьяне, а он Рыцарь. Мысль понятна? Если голод не нужен ему налог, пусть убогие сами едят. Рыцарь себе что надо всё саблей добудет. Понимаю, нереально, но писать Устав именно в этом духе. Семья рыцаря кочевать не должна. Савр, молчать! Вот и посмотрим сколько они без баб по степи мотаться будут. Чем меньше, тем лучше. Рыцарь ордена - миссионер и просветитель. Безграмотных не принимать. Обязан распространить грамотность среди своих крестьян. Савр ещё раз скажешь, что от многих знаний и молитв у воина боевой дух пропадает и рука слабнет, я разрешу отцу Даниилу стукнуть тебя по уху, сам и проверишь. Ещё подумайте над статусом наследников. Земля же не рыцаря собственность, а Ордена. Всё! Ещё вам неделя и Устав должен быть готов. Ах да, отче, подумай над святым покровителем.
  
  
  Фух, домучал главу! Насыщенно-размышлительная получилась. Над последними предложениями прошу подумать и читателей. Сам пока ответа не знаю. Советы и предложения приму с благодарностью.
  
  
  
  
  
  
  
   _________________________________________________
  * Автор читал о разных версиях происхождения летописного титула-имени "царевича Неврюя". Авторским произволом ВЫДУМАЛ такой вариант. Вроде непротиворечив и правдоподобен, но тапки приветствуются.
  ** Здесь ГГ скорее путает Неврюеву рать с Дюденевой (1293г). ИМХО ошибка для не историка позволительная. ;)
  Кстати, если на счёт рати Неврюя единого мнения нет, то в отношении Дюденевой рати всё однозначно - состоялась по инициативе русского князя Андрея Александровича (сына Невского) против его старшего брата Дмитрия Александровича. Полагаю, что сам Александр всё же был у монголов в авторитете, имел влияние на своих союзников, не только приводил татар на Русь, но, было, предотвращал их карательные походы. И сильно безобразничать в своих землях не позволял. А его потомки...
  *** Вдруг кто не в курсе. Монгольская казнь, хребет так ломали. **** То есть запрещено. Ошибся отец Даниил! В РеИ разрешил патриарх. И как раз в Сарайской епархии. Сарайский епископ Феогаост запрашивал константинопольский патриарший собор: "если поп на рати человека убьет, можно ли ему потом служити", и получил в ответ: "Не удержано есть святыми канонами" (т. е. не запрещено). Издатели вопросов Феогноста отмечают, что такой ответ встречается в древнейших и лучших списках и был первоначальным, тогда как позже на его место появляется: "се удержано есть святыми канонами" ("Русская историческая библиотека", т. VI, стр. 138 и прим. 9). Дьяков и вовсе без спроса патриарха в том же Новгороде в ополчение созывали. Так что, Пересвет и Ослябя, сражавшиеся на Куликовом поле, не были исключительным явлением в Древней Руси. Как не удивительно, ничего не возможного гг не предлагает.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"